Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:58, шпаргалка
Мировоззрение -это система принципов, взглядов, ценностей и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, соц. группы или общества в целом.М.-формируется как отдельными знаниями,так и различными формами общественного сознания(политич-ми,религиозными и другими).Однако целостный и завершенный вид ему придает только филосо
Основные черты фил-ии эпохи В – гуманизм и пантеизм. Пантеизм – философское учение, согласно кот бог тождественен природе, растворяет бога в природе отвергая тем самым сверхприродное начало. Центром гуманизма была Италия. Черты: антицерковное и антисхоластическое направление, стремление уменьшить всемогущество бога; антропоцентризм, особое внимание к человеку, воспевание его силы, возможностей.
У истоков итальянского гуманизма стоял Данте. В сер. 15 в неоплатоническийпериод – идеалистическое напр-е кот. ставило своей целью устранение противоречий учения Платона и дальнейшее его развитие-Ренессанский пантеизм, Предложил пантеистическую картину мира. По Кузанскому «не существует разницы между богом и его творением». Вывел закон совпадения противоположностей. «Едины материя и идея. Вселенная бесконечна» Коперник выдвинул идеи «Земля не является центром вселенной. Космос бесконечен» Учение направлено против церкви Идеи Коперника развил и углубил Д Бруно «Солнце-центр по отношению к земле» Галилей на практике подтвердил правильность идей Коперника. Галлилей основатель экспериментально теретического естествознания. В эпохе Возр харак-ен повышенный интерес к человеку, природе, но и к проблеммам гос-ва, устройства общества, взаимоотношении церкви и чел-ка. Эта проблемматика нашла отражение в философии реформации, кот имела своей целью реформу каталицизма, демократизацию церкви. Мартин Лютер против введения каталической церковью индульгенции (откупления от грехов) «Между богом и чел-ком не должно быть посредников как католическая церковь Необходимо упростить катал обряды» Философия реформации послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу церкви почти во всех странах Зап Европы.
Вопрос № 10. Рационализм Декарта
Научная революция 16-17 вв. привела к систематическому применению в естествознании математических методов. Особенности рационализма связаны с ориентацией на математику как идеал научного знания. Рационалисты считали, что подобно тому, как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем, философское знание также должно выводиться из разума и обосновываться им, т.к. чувственный опыт ненадежен.
У истоков рационализма
– философия французского
1. принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению
2. каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие
3. в познании надо идти от простых вещей к более сложным
4. требует полноты перечисления, систематизации как познанного, так и познаваемого.
Т.о., интуиция и дедукция из интуитивно постигнутого – это основной путь, ведущий к познанию всего возможного. В своей рационалистической методологии Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к более частным положениям конкретных наук.
Лейбниц отверг
Рационализм в учении Лейбница о монадах в том, что постичь их можно только разумом. Теория познания Лейбница – в ней он предпринял попытку сочетания эмпиризма и рационализма. Два рода истин: «истины разума» и «истины факта».
1. «Истины разума» представляют
собой врожденные идеи. Особенность
– их всеобщность и
2. «Истины факта» не
обладают необходимостью и
Рационалистическая система
Лейбница стала завершением
Вопрос № 12. Философия Спинозы. Особенности его учения о субстанции.
Барух де Спиноза (1632-1677) родился в Амстердаме. увлекался естественными науками и философией Декарта. Его взгляды, в особенности критическое отношение к еврейским священным книгам, вызвали крайнее неудовольствие раввинов. Они предложили Спинозе крупную сумму денег за то, чтобы он обязался никому не сообщать свои взгляды. Когда тот отказался, его подвергли религиозному отлучению и изгнали из еврейской общины (всем евреям, включая родственников, запрещалось общаться с ним или хотя бы находиться под одной крышей. Покинув общину Спиноза сменил еврейское имя Барух на латинское Бенедикт.)
1. Учение о субстанции и модусах.
Слово «субстанция» по-латински означает «то, что лежит в основе», «подлежащее». Свою субстанцию Спиноза называет еще Природой и Богом. Спиноза определяет субстанцию как «причину себя» (Causa Sui), то есть как вещь, которая не зависит ни от чего, кроме себя. Субстанция является абсолютно бесконечной и вечной. Спиноза доказывает, что существует только одна субстанция, а все прочие вещи, существующие в природе, все идеи и тела – от элементарной частицы материи до целой вселенной, – являются ее Модусами, то есть состояниями и действиями субстанции.
Субстанция обладает бесчисленными
Атрибутами. Атрибут – это конкретная
форма существования
2. Учение о душе
и решение психофизической
Декарт ошибался, рассматривая душу и тело человека как две разные вещи, считает Спиноза. На самом деле это Две Разные Формы Проявления Одной и той же вещи. Иначе говоря, душа человека есть То же самое, что его тело, с той лишь разницей, что они в одном случае человек рассматривается как модус мышления, а в другом – как модус протяжения (материи).
3. Учение о материи.
Основным модусом протяженной субстанции (материи) является Движение. Частицы протяжения, тела, различаются друг от друга не веществом, из которого они состоят, а только пропорцией внутреннего и внешнего движения, которое им присуще. Проще выражаясь, тела являются просто Сгустками Движения.
Это взгляд на материальную природу в точности соответствует представлениям современной физики. Недаром Альберт Эйнштейн считал себя последователем Спинозы.
4. Учение о человеческой свободе.
Свободной, согласно Спинозе, называется вещь, которая Определяется к действиям только собой, своей собственной природой. Ясно, что Абсолютно Свободна только субстанция, или Бог, поскольку она является «причиной себя».
Человеком же, как всяким иным модусом субстанции, управляют Внешние причины. Он является свободным лишь в той мере, в какой эти внешние причины согласуются с его собственной, человеческой природой. В противном случае он оказывается во власти внешних причин, которые управляют им при помощи Аффектов (страстей, эмоций) и разрушают его тело и дух.
Избежать разрушительного действия аффектов человеку позволяет Разум, то есть знание причин Тех вещей, с которыми он имеет дело.
Вопрос № 13. Философия Лейбница. Монадология.
Готфрид Лейбниц (1646 — 1716) — немецкий ученый-математик, юрист, философ — считается последним видным представителем философии нового времени и предшественником немецкой классической философии. Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма. В сфере его исследования основными являлись проблемы: • субстанции; • познания.
Монадоло́гия — работа Готфрида Лейбница 1714 г., повествующая о монадах (др.-греч. μονάς — единица, простая сущность) — невидимых метафизических частицах, несущих в себе некую информацию. Монадологию составляют 90 коротких абзацев, связанных логически.
В математику он ввел понятие бесконечно малых величин, в истории замечательны его сочинения о судьбе княжества Брауншвейгского, в политике интересен проект египетской экспедиции, представленный королю Франции (осуществленный впоследствии Наполеоном); его докторская диссертация касалась юридических вопросов: он внес существенный вклад в инженерно-строительные проекты.
Лейбниц чрезвычайно многосторонний ученый, творивший во всех отраслях человеческого знания, но наибольшее значение имеют его труды по философии. Он развивал идеи, заложенные в платоновском наследии.
Одной из вершин философского наследия Лейбница является его учение об индивидуальной монаде как концентрированном мире, как зеркале единой и бесконечной Вселенной. Занимаясь логикой, Лейбниц разработал ее рациональную символику, вскрыл строение и законы доказательства как одного из основных приемов рационального познания. Он является одним из зачинателей современной символической и математической логики.
Мир, считал Лейбниц, состоит
из мельчайших элементов, или монад,
- духовных элементов бытия, обладающих
активностью и
В противовес теориям Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие:
• весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (как у Декарта и Спинозы), а единую природу;
• данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого — "единое", "единица");
• монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием;
• монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;
• по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;
• в силу непрерывности своего существования монада осознает себя;
• монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: "не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти").
Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса (Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.):
• "голые монады" — лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);
• монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;
• монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;
• высшая монада — Бог.
вероятностный.
Вопрос № 14. Философия Просвящения
Просвещение - торжество рационализма, завершение идей Возрождения, получивших развитие в XVII-XVIII вв.
Просвещение - эпоха гносеологического
оптимизма и веры в прогресс. Как
идейно-мировоззренческое
Во Франции Просвещение
в форме материализма и атеизма
подготовило почву для