Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философии"

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

1. Философия и мировоззрение. Истоки философского знания.

Мировоззрение–это сложное, синтетическое, интегральное образование  общественного и индивидуального  сознания. В нем присутствуют различные  компоненты: знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д. Мировоззрение–взгляд на мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека. По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня(пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический. - Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков. - Более высокий уровень мировоззрения–теоретический, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоз-зренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия. Мы воспринимаем только целостно(в логике–можно раздробить явление). Целостность–одна из особенностей мировоззрения. Мировоззрение по содержанию может быть: научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, консервативным и реформаторским, революционным и либеральным. М. м.б: мифологическим, религиозным, научным, философским и т.д. В познавательном отношении: догматическое и скептическое(скептики–сомневаются в правомерности существующей картины мира, их соотносят с разрушительной силой). М. м.б. коллек-тивистское(альтруистическое) или эгоистиче-ское(разумный эгоизм лучше неразумного коллективизма). М. м.б.: оптимистическим и пессимистическим; системным(на одном учении, религии) и бессистемным; последовательным или непоследовательным; рациональным и интуитивным и т.д. Мировоззрение–личностный фактор и имеет выход через практику(нам безразлично что он дума-ет, но не безразлично, что он делает). Структура М.: мировосприятие(мироощущение) и миропонимание. 1. Мировосприятие. Основано на чувственно–наглядном(эмоционально–образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.д.) 2. Миропонимание. Основано на познавательной, практической деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине–опыт конкретного человека+практика всего общества. Философия и мировоззрение. Мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия претендует на то, что она обеспечивает мировоззрение. Эта ее претензия дает право утверждать, что философия–теоретическое ядро мировоззрения. Философия–это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Философия–система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Основные компоненты философского мировоззрения: научно–теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация.

Для раскрытия специфики  философии важно обратиться к  истокам философского мышления, а  также к мифологическому и  религиозному миропониманию как предпосылке.

Мифология. Первая попытка  человека объяснить происхождение  и устройство мира, причины стихийных  явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos - предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.

Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы.

Мифы разных стран  заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении  мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др.

Mифологическое сознание  в рамках той исторической  эпохи было основным способом  понимания мира. С помощью мифа  прошлое связывалось с настоящим  и будущим, обеспечивалась духовная  связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы - о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения - религия и философия.

Религия (от лат. Religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний - «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - «небесный», сверхчувственный.

Религиозная вера проявляется  в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам.

Вера - способ существования  религиозного сознания, особое настроение, переживание.

Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном  мире небывалую актуальность, выступало  и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей.

Философское мировоззрение  ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом  реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа.

Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т. п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование.

Таким образом, можно  с полной уверенностью сказать, что  истоками философии являются мифология  и религия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Предмет и функции  философии. Философии и наука.

Функции философии: 1. Регулятивные и  организующие(методология)–определение способов достижения какой- либо цели (фундаментальные методы, например, исторический метод–всегда есть резон  учитывать историю интересующих вас проблем) 2. Объяснителная(когнитив-ная) 3. Аксологическая(аксо–ценность, помогает человеку осознать смысл жизни) Типы философствования: 1. Созерцательный (пассивный) 2. Умозрительный(творческая сущность познания) 3. Деятельностный(активный) Мировоззрение состоит из различных элементов. Для их согласования человек рефлексирует(оценивает) их. Он философствует. Мировоззрение–то, что зачастую принимается на веру. Философия–попытка его обосновать. Мировоззрение появилось, когда человек стал человеком. Взаимоотношение «Я» и «мир»–точка отсчета появления мировоззрения. Если философия–наука, то должна иметь предмет исследования. В центре материального, духовного и идеального–стоит человек; здесь надо искать предмет философии. Проблема человека–проблема сопоставления себя и природы.(Кант: «Что я могу знать? Что я могу делать? На что я могу надеяться?»–сводится к одному–«Что такое человек?») Вся проблематика вращается вокруг центра–человека. Предмет философии–философия–наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания(правильное и бесполезное определение). Предмет философии–рассматривает наиболее важные связи в системе «мир- человек» Назначение философии–поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносео-логия(учение о познании), человек, общество. Основными методами философии являются: Диалектика–метод, при котором вещи, явления, рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Метафизика–метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично(игнорируются изменения, самодвижение, саморазвитие), однозначно(поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям). Догматизм–восприятие мира через призму догм–принятых убеждений. Присущ средневековой теологической философии. Электрика–метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций. Часто применяется для обоснования взглядов, идей, привлекательных для массового сознания. Софистика–метод, основанный на выведении ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок. Распространена в Древней Греции. Герменевтика–метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Распространен в западной философии. Одновременно и направлениями и методами являются: материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм.

Философия и наука. Является ли философия  наукой? Первое. Наука–систематическое, доказательное и проверяемое  знание. Наука состоит из положений, которые образуют систему, реализуется принцип доказательности в науке; выводы науки должны проходить практическую проверку. Философия–в ней также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Эти признаки были выработаны именно в философии. Философы стараются проверять свои выводы фактами. Второе. Главная ценность науки–истина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия- наука( «философия»–любовь к мудрости, истине). Третье. Любая наука имеет научный аппарат(методы, теорию и т.д.) Философия имеет научный аппарат. Принцип научности требует, чтобы категории были строго определены. В философии категории имеют «размытые» края. С точки зрения применимости этих категорий–это основное достоинство. С помощью категорий человек может изменить свое отношение к миру, т.к. изменить мир он не в состоянии. Философия–наука особенная–проблемы философии неразрешимы. Если проблема разрешилась–то это уже проблема другой науки. Каждое поколение заново решает философские проблемы.

 

 

 

 

 

 

3. Основные  черты античной философии: космологизм,  онтологизм.

Социально-экономические  изменения, происходившие в 7-6 веках  до н.э.,

вели к разрушению сложившихся форм связи между  людьми и требовали от индивида

выработки новой жизненной  позиции. Одним из ответов на это требование была

философия, которая, с  одной стороны, выступала как  критика традиции,

углубляющая сомнение в  значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а

с другой, пыталась найти  фундамент, на котором можно было бы возвести новое

здание, новый тип культуры.

Основные черты античной философии

     1. Космоцентризм:  В центре внимания философов  античности находился

космос, особенно в ранний период. Философов интересовал вопрос о сущности

природы, космоса, мира в  целом. Поэтому досократиков называли физиками ("физис"

- природа). Этот интерес  был обусловлен характером древнегреческой  мифологии,

которая была "религией" природы, её обожествлением. Важнейшая  проблема

древнефеческой мифологии - проблема происхождения мира. Если мифология отвечала

на вопрос "кто родил  космос, то философия - "из чего он произошёл?

2. С момента возникновения,  философия мыслилась, как наука  о причинах и

началах всего сущего, т.е. античной философии присущ объективизм  и

антологизм.

     Объективизм:  что собой представляет и как существует внешний мир - сам по

себе, независимо от мышления, воли и желания человека;

     Антологизм. Антология - учение о бытии,  т.е. о том, что действительно

существует, т.е. неизменно  во всех своих изменчивых формах и  что только

значится существующим;

3. Стихийная диалектика  мышления. Космос - главный объект, единое  целое. Его

начало (Гераклит - огонь, Даллес - вода. Демокрит - атом, Платон - идея),

неизменно и самотождественно, но приобретает различные формы, испытывая

всевозможные превращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Социально-философские  взгляды софистов. Сократ.

В период становления  человеческое познание направлено «вовне», на объективный мир. Накопление философией объема знаний, разработка инструментария мышления, изменения общественной жизни, под влиянием которых формируется человеческая личность обусловили дальнейший шаг развития философской проблематики. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни, возникает субъективно–антропологическая тенденция в философии. Родоначальниками ее являются–софисты и Сократ. Именно с их деятельностью начинается переход от философии как любви к мудрости вообще к философии в подлинном смысле этого слова(философия–осмысление мыслителем своего мес-та, своего предназначения в бытии). В 5 в до н.э. на смену политической власти аристократии и тирании во многих городах Греции пришла власть демократии. Развитие созданных ею новых выборных учреждений- народного собрания и суда, игравшего большую роль в борьбе партий и классов свободного населения, породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством судебного и политического красноречия, умеющих убеждать. Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой обл. людей становились учителями риторики, политических знаний... Однако нерасчлененность тогдашнего знания и большая роль, которую приобрела в то время философия , привели к тому, что эти новые мыслители обычно учили не только политической и юридической мудрости, но связывали ее с общими вопросами философии и мировоззрения. Их стали называть "софистами" т.е. мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали называться те, кто в своих речах стремился к доказательству предвзятой, иной раз заведомо ложной, точки зрения. Такая характеристика опиралась на то, что нов. учителя ф. стали доводить до крайности мысль об относительности всякого знания. Начало в исследовании проблемы человека положили софисты Протагор(480–410 гг. до н.э.), Горгий(480-380 гг. до н.э.). Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности, или искусного в какой-либо премудрости, в том числе учености. Таким почитали Солона и Пифагора. Впоследствии смысл этого понятия сузился, хотя и не заключал еще негативного смысла(«софия»–мудрость). В своем стремлении к убедитель¬ности, софисты доходили до идеи, что можно, а нередко и нужно, доказать все, что угодно, и также что угодно опровергнуть, в зави¬симости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразлич¬ному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой.... Наиболее полно суть воззрений софистов выразил Протагор. Ему принадлежит знаменитое положение: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Впервые обратились к проблеме человека. Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть с рав¬ным основанием противопоставлено противоречащее ему утверж¬дение. Критерием оценки любого явления выступают чувства человека. Софисты ориентируются на отдельного индивида, объявляя его- со всеми его особенностями, субъектом познания. Продик проявлял исключительный интерес к языку, к назывной(номинативной) функции слов, проблемам семантики и синонимии, т.е. идентификации совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов. Он составлял этимологические гроздья родст¬венных по значению слов, а также анализировал проблему омони¬мии, т.е. различения смысла графически совпадающих словесных кон-струкций с помощью соответствующих контекстов, и очень большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения, что имело огромное значение в дискуссиях. Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воз¬зрения Сократа(469–399 до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и пло¬щадях, всюду вступал в философские споры'. Посещая занятия софистов, Сократ вступал в дискуссии с мно¬гими из них, но больше всего уделял внимание Продику, считая его своим учителем и особенно внемля тонкости его лингвистических воззрений. Мастерство диалога. Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Со¬крат критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Его антидогматизм выражался, в частности, в отказе от претензий • на обладание достоверным знанием. Сократ применял так называе¬мое повиваль-ное искусство, именуемое майевтикой–искусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Обсуждая смысл разнообразных понятий(благо, муд-рость, справедливость, красота и т.д.), Сократ, по словам Аристо¬теля, впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий, что явилось бесценным вкла-дом в формирование науки логики. Родоначальник диалектики. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при по¬мощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа за¬ключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной при¬знак их истин-ности. В спорах Сократ стремился доказать целесо-образность и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоре¬чия его души. Благодаря этому познание переходит от философско-го сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!» Главная цель его философии–восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали исти¬ной, а Сократ сделал ее своей возлюбленной. Его неугомонная душа неподражаемого спорщика стремилась трудом непрестанным и упорным к совершенству общения, дабы уяснить истину. Софис¬ты не считались с исти-ной ради денег и богатства, Сократ же оста¬вался верен истине и жил в бедности. Софисты претендовали на всезнание, а Сократ твердил: он знает только то, что он ничего не знает'. В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, ут¬верждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знаю¬щий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведе¬нию! Тут можно возразить великому мудрецу: почему же даже среди людей, очень образованных и прекрасно знающих, что такое добро и что такое зло, так много творящих зло,–утонченных про¬ходимцев, воров, лжецов и убийц?! Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно об-ладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии. С его точки зрения: «Худшее–это большинство!» Ведь далеко не все, избирающие правителей, разбираются в политических, госу¬дарственных вопросах и могут оценить степень профессионализма ' избираемых, их моральный и интеллектуальный уровень. Сократ ратовал за профессионализм в делах управления, в решении вопро¬са о том, кто и кого может и должен избирать на руководящие посты. В конце жизни Сократа привлекли к суду за трактовку божест¬ва, отличающуюся от принятой согласно существовавшей в Афинах традиции, а также якобы за «развращение юношества» «крамоль¬ными» идеями. В результате различного рода интриг он был, в ко-нечном счете, приговорен к смерти. Отказавшись от предоставлен¬ной друзьями возможности спастись бегством, Сократ принял смерть, выпив яд(цикуту).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"