Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философии"
25. Соц фил-ия франкфуртской школы.
Франкфуртская Школа
- одно из течений
в социологии и социальной
философии 20 в., названное так
по месту нахождения Института
социальных исследований, деятельность
которого, начиная с 1930-х, положила
начало оформлению основных
26. Личность, об-во,
к-ра в соврем религиозной фил-
Понимание веры и религии в либеральной теологии XIX-XX вв. было в значительной степени связано с принятыми в ней принципами критических исследований Библии, особенно Нового Завета. В этой области Шлейермахер считал необходимым придерживаться в отношении Библии общих правил герменевтики и исходить из условий, которые делают возможным само понимание текста. Согласно этим правилам, в чтении Библии, как и в любом акте коммуникации, присутствует возможность непонимания, которая определяется культурно-историческими и психологическими особенностями как автора, так и читателя, и тем обстоятельством, что уникальные особенности личного опыта человека не могут быть адекватно выражены с помощью языка. Поэтому результатом герменевтической процедуры может быть только приблизительное понимание смысла текста.
В то же время, поскольку автор или авторы текста обычно не осознают до конца смысла того, о чем они пишут, то процесс интерпретации всегда является также процессом развития этого смысла, то есть интерпретатор может иногда понять смысл текста даже лучше, чем сам автор. Библия как книга веры в традиции либеральной теологии оказалась предметом интерпретации, основанной на тех принципах,которые интерпретатор считает адекватными.
Таким же образом предметом
интерпретации становилась вера
Но и в том, и в другом случае понимание веры не выходило за пределы по существу философского подхода.
27. Фил-ия нового времени: Декарт, Бекон.
Материализм и эмпиризм Ф.Бэкона.
МАТЕРИАЛИЗМ
– течение философии, где
материя (объективная реальность), а вторичным сознание (понятия, воля, дух и
тому подобное). все сущности образованы материей, а явления (в том числе
сознание) - суть процессы взаимодействия материальных сущностей.
Эмпиризм – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное
естествознание, считало источником знания, прежде всего, научно
организованный опыт или эксперимент.
В 17-18 вв. философия развивалась под прямым влиянием естественных наук.
Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.) соединил в своем творчестве науку и философию. Свои взгляды он изложил в работе «Новый Органон»,противопоставив их умозрительным взглядам на природу у Аристотеля, его «Органону» (свод научных положений – органон). Фрэнсис Бэкон развил
эмпирическое направление философии, основанное на анализе опыта
Бэкон считается основателем опытной науки нового времени. Индукция у Бэкона приобретает главенствующее значение и выступает первостепенным средством познания природы. В противовес индукции, распространенной в то время, он выдвигает на передний план «истинную индукцию» (Бэкон искал не только факты,
подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его -
перечисления и исключения), дающую новые выводы. Предпосылкой реформы науки
должны стать очищение разума от заблуждений. Бэкон считается основателем
опытной науки нового времени. Он был первым философом, поставившим перед
собой задачу создать научный метод.
нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах. Эмпирики правы, но их
утверждение не совсем точное. Чувственная информация не прямо откладывается в
духовный горизонт, а трансформируется в личном жизненном опыте на фоне
имеющихся воспитательных образцах и окружающей обстановки, но все это
исключительно индивидуально для каждого человека и поэтому даже похожие вещи
имеют свое место и окраску в каждом духовном горизонте. По-видимому
высказывания эмпириков не в полной мере отражали то, что они хотели сказать,
этот вывод следует из фактической позиции Бэкона: "Человеку мешают
познавать мир 4 вида идолов: рода, пещеры, театра и рынка". Названные идолы
фактически отражают низкий жизненный опыт человека в конкретной ситуации и
конкретной обстановке. Бэкон недоговорил, то, что этими идолами формируется
духовный горизонт.
Идолы рода – это идолы проблем личной жизни. То же самое
фактически сказал Карл Янкерс (?): "Человек в этой жизни брошен в
случайное время в случайном месте, т.е. человек ни родителей, ни социальный
слой, ни время и место рождения не выбирает".
Идолы пещеры
– непосредственно личный
У каждого человека минимум 6-7 изломов жизненного пути, принципиально меняющих
образ его жизни. Они составляют болевые точки духовного горизонта и они мешают
правильно познавать мир.
Идолы театра
– как правило относятся
как эти виды знания пытаются нарисовать целостную картину мира и это касается
каждого, т.к. каждый человек имеет свою личную философию и помимо этого человек
может быть религиозным и увлекаться философией какого-либо человека.
Идолы рынка
(площади) – обусловлены
люди часто не понимают друг друга.
Рационализм Декарта
Рационализм
- философское направление,
познания и поведения людей. Классический рационализм исходил из идеи
естественного. Научное (объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно
рационализму, достижимо только посредством разума — одновременно источника
знания и критерия его истинности.
Рене Декарт считал, что основной метод познания – дедукция. Т.е.
он считал, что познание должно идти от наиболее общих философских положений к
наиболее частным положениям конкретных наук, а уже от них – к максимально
конкретным знаниям.
Декарт – автор теории психофизического параллелизма. Считал, что
биология и психика работают синхронно, но между ними прямой связи нет. На самом
деле это так, поскольку психика формируется не прямо биологией, а биологической
жизнедеятельностью, в противном случае психика у всех была бы одинаковой.
Синхронность хода биологических и психических часов он объяснял существованием
бога. Если под богом считать бытие человека и общества, то все сходится. Декарт
- автор картезианского сомнения: будь правдив по отношению к самому себе, не
позволяй себя убеждать, что ты таков, каким ты не являешься, что ты познал то,
что тебе не вполне ясно, что ты веришь в то, в чем в сущности сомневаешься или
должен бы сомневаться. Если демон меня обманывает, то становится ясно, что и я
суще ствую, так как того, кого нет, нельзя и обмануть. Значит, можно
сомневаться во всем, кроме достоверности самого сомневающегося. Мыслю,
следовательно, существую. В своих поисках встал на позиции скептицизма,
или сомнения во всем. Любое утверждение о мире, Боге и человеке может вызвать
сомнение. Несомненным является только одно положение: «мыслю, следовательно,
существую».
28. Общест-ые отн-ия: понятие, природа, типы.
29. системный подход к анализу общества. Функции соц сис-мы.
Современные представления о человеческом обществе во многом основаны на системном подходе к его анализу. Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом. С системной точки зрения общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. В процессе совместной деятельности между людьми складываются многообразные иерархически выстроенные отношения, которые и есть структура общества. Общество как система обладает еще одной важной характеристикой — целостностью, то есть ему присущи свойства, которые нельзя вывести из свойств отдельных элементов. Уходят из жизни люди, сменяются поколения, но общество постоянно воспроизводит себя. Механизм воспроизводства предполагает наличие в структуре общества таких особо устойчивых отношений (инвариант системы), которые обладают значительной самостоятельностью по отношению к отдельным элементам и даже структурным звеньям.
Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая его среда. И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения этих потребностей — материальных, социальных, духовных — выступает самым наглядным доказательством эффективного функционирования общества как системы. Если минимального удовлетворения потребностей достигнуть не удается, то общество ждет неминуемый распад и гибель. Это и есть управленческая катастрофа. Иначе говоря, общество не справилось с управлением сложнейшими процессами деятельности людей.