Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философии"

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Проблема  человека, общества и всемирной истории в творчестве Фомы Аквинского и Августина Блаженного.

Мы говорим о времени  постоянно, мы измеряем его, мы знаем, что  существует время прошлое, настоящее  и будущее. Прошлое время –  это то, что уже прошло, а будущее  – это то, что еще не наступило. Но то, что прошло, уже не существует, рассуждает Августин, а то, что в будущем – еще не существует. Реально только то, что существует в настоящем. Настоящее же мы измерить не можем, потому что оно не имеет длительности. Настоящее – это неуловимая грань между будущим и прошлым.

1). Время сотворено  Богом.

2). Бог пребывает в  вечности, которая есть отсутствие  времени.

3). Прошедшего и будущего, как таковых, не существует, а  настоящее не имеет длительности.

4). Три времени существуют  только в нашей душе: настоящее прошедшего – это память; настоящее настоящего – это непосредственное созерцание; настоящее будущего – его ожидание

5). Измеряем время мы  также только в нашей душе.

Провиденциализм (провидение) историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.

В трудах бл. Августина  было показано, что движущей пружиной исторического процесса является Божественная воля: история развивается по Божественному плану, имеющему конечной целью торжество ценностей Нового Завета и достижения всеми верными Царствия Божьего.

В произведении “О граде  божием” Августин писал, что в  мире существует два государства: “божий град” (церковь) и “град земной” (государство). Церковь “странствует по земле, имея цель на небе”, “церковь и теперь есть царствие небесное”. Лишь в церкви – право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. К граду божию принадлежит первый праведник – Авель. Основателем града земного был братоубийца Каин; государство – создание человеческое, его цель – временная, оно создано насилием, держится принуждением: “При отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки, так же как и самые разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре.

Фома Аквинский-(1225–1274)–«доктор Ангелиус»(ученик Альберта Великого–«доктор Универсалис»- знал библию наизусть, обладал  энциклопедическими знаниями.) Перед  католическими теологами руководством церкви была поставлена задача выработать средства противодействия влиянию свободомыслия, и в то же время учесть возросший авторитет науки и философии. Он обосновывает единство веры и разума, философии и религии. В 1323 г Фому Католическая Церковь провозгласила святым, а его теория ставится идеологией католической церкви. Основные работы: о троице, о сущном и сущности(эссенции и экзистенции), сумма теологии. Учение Фомы опирается на учение Аристотеля. Фома выделяет четыре уровня бытия вещей в зависимости от связи материи и формы. Форма выступает как активное начало, материя- как пассивное. 1-ый уровень- бытийности вещей- неорганическая степень, здесь форма выступает как внешняя определенность вещи. 2-ой- растение 3-ий- животный мир 4-ый- разумная душа. Форма выступает сама по себе, несвязанная с материей. Разум и вера не исключают друг друга, а гармонически связаны, истина одна- учение Христа. Ее постигают и с помощью веры и разума. Путь разума на много длиннее и труднее. Фома Аквинский по-новому решает спор между номиналистами и реалистами. Общее это бог, который присутствует во всех сущных вещах.

Бог обладает простым  бытием, а все остальное–сложным. Ф.А. пытался логически доказать бытие бога(«Сумма теологии»), устранить  противоречие между верой и разумом: 1. Все движущееся чем-то движимо, а перводвигатель–Бог. 2. Доказательство из сущности действующей причи-ны(причина не может быть причиной самой себя, нужна первопричина) 3. Взаимоотношение случайного и необходимого(все происходит по- необходимости и первая из них–Бог). 4. Степени сравнения качества( самая высшая степень качества–Бог, он самый добрый; зло–низшая степень добра и т.д.) 5. Телеологическое доказательство(телеология–учение о целесообразности; в мире все прилажено, а за этой слаженностью стоит Бог). Ф.А. выделил три христианских добродетели: вера, надежда, любовь+четыре античных добродетели: справедливость, мудрость, мужество, умеренность.

10. Основные  черты философии эпохи Возрождения.  Становление европейского гуманизма.

Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двух¬вековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступа¬ет Новое время. В средневековье  господствовал твоцентризм, те¬перь  наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового време¬ни в центре философских изысканий ставят человека(по-грече¬ски человек называется антропосом). В философии же эпохи Воз¬рождения два центра–Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Но¬вому времени. Термин «возрождение» дал название целой эпохе прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, ита¬льянской почве античное культурное наследие, особенно фило¬софию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпи-кура. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание возрожден¬ческих философов направлено по преимуществу на человека, имен¬но он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколь¬ко сам человек, его природа, его самостоятельность, его творче¬ство, его самоутвержде-ние, наконец, красота. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от фе-одально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и ин¬дустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности. Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино, могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусст¬ве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонар¬до да Винчи–живописец и изобретатель, Микеланджело–жи¬вописец и поэт, оба к тому же талантливые философы. Эстетическое–доминирующий аспект философии Возрож¬дения. В средние века была широко распространена моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природ¬ному, способному, как считалось, умалить достоинство божест¬венного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено. Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита сла¬бо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достига¬ет живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело(напри¬мер, серия картин на потолке Сикстинской капеллы Е? Ватика¬не), Рафаэля Санти(«Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта Дю-рера(«Портрет молодого человека» и др.) выше всяких похвал. Как внимательно относились художники к человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он де¬лил на 1800(!) частей. Эстетическое, что в переводе с греческого означает относяще¬еся к чувству, доминирует в возрожденческой философии. Гуманизм(от латинского гуманос–человечный)–есть воз¬зрение, основывающееся на самоценности человека как личнос¬ти, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие полити¬ческие, социальные и нравственные приложения, он складыва¬ется впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципи¬альный–о новом мировоззренческом, нравственном и полити¬ческом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устрой¬ства в Италии вводилось парламентское правление. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, со-ставляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творче¬ство Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека. Эпоха находилась на границе средневековья и Нового времени. Философия Возрождения возникла на территории современной Италии, она тесно связана с идеями национального возрождения страны и воссоздания самостоятельного государства. На побережье Средиземного моря бурно развивались города, возникла прослойка очень богатых людей, которые могли заниматься меценатством. Это способствовало развитию искусства. Связующим звеном между античностью и средневековьем были арабы, сохранившие письменные памятники античности. Эти памятники использовались как обоснование ислама, который «моложе» христианства на 6 веков. Возрождение называют эпохой свободомыслия, которое не следует рассматривать как атеизм. Некоторые деятели Эпохи Возрождения были атеистами(Бог создал мир, который начал развиваться по своим законам, человек должен рассчитывать на се-бя). В средние века человек считался изначально греховным. Гуманисты Э.В. говорили: «Бог создал человека по своему образу и подобию. Человеческое тело прекрасно, его дух велик. Нужно жить земными радостями, не дожидаясь воздаяния после смерти». Николай Кузанский(1401-1464). Был епископом и кардиналом. Получил схоластическое образование. Знал труды Платона, Аристотеля, А.Августина, Ф.Аквинского. Занимался математикой, естествознанием, философией. Идеи его были передовыми для его времени и не были поняты современниками. Новые идеи, преданные через старые, схоластические понятия, утрачивали новизну(идея об единстве и борьбе противоположностей высказана Н.К., но автором считается Гегель). Н.К. использовал математические приемы в своих доказательствах. Идея бесконечности. Бог един и всемогущ. Как соотнести единое и бесконечное в одном понятии? Представим, что Бог–это окружность. Она имеет диаметр(нечто конечное, единичное). Увеличивая окружность до бесконечности мы добьемся того, что диаметр будет стремиться к бесконечности. Мир тоже бесконечен. Изучая проблему Бога, Н.К. пришел к выводу, что природа, мир и Бог–одно и тоже(идея пантеизма, всебожия). Изучая Бога, необходимо изучать и природу, по его трудам(природе) можно познать Бога. «Ученое незнание»–несоответствие между конечностью человеческого разума и бесконечностью, к которой он стремится. Джованни Мирандола(1463-1494). Человек–венец природы, т.к. Бог создал его по-своему подобию–распространенная идея Э.В. М. считал человека самым неудачным творением Бога. Бог осознал это и попытался компенсировать ошибку и дал человеку возможность бесконечного совершенствования. Человек человеком не рождается, он им становится(сам себя делает). Эта идея стала основой индивидуализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Человек  и общество в идеологии Реформации  и социальных учениях 15-16 вв.

Новая система ценностей  не могла не повлиять и на фундамент средневековой культуры: христианскую (религиозную) догматику. Слишком очевидным проявился разрыв между чрезмерными требованиями аскетизма, чистоты, нравственности в христианской идеологии и существующими церковными недостатками, лицемерием, чрезмерным обогащением и всеобщим упадком нравов священников. Священное Писание стало противоречить созданной католической церковью системе догматики.

В XVI-XVII вв. возникает попытка  пересмотра церковной идеологии  и взаимоотношений человека и  церкви. Возникает движение Реформации, которое связано с именами Мартина Лютера, Жана Кальвина, Томаса Мюнцера, Цвингли и др. В рамках религии усиливается рационалистическая тенденция с элементами античного восприятия мира и ролью в нем человека. И хотя религия отделяется от науки, политики, морали, в самой религии пересматриваются ее основные догматы.

Реформация, начавшись  в Германии, охватила ряд европейских  стран и привела к отпадению  от католической системы Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Швейцарии  и других стран, положив начало протестантизму. Вследствие этого церковь пользовалась меньшей властью в этих странах, что облегчило в них развитие науки, светской культуры.

Идеологом Реформации в  Германии выступил ^ Мартин Лютер (1483-1546). Он выступил публично в защиту своего учения, протестуя против продажи папских индульгенций. В 1517 г. он вывесил на дверях церкви в Виттенберге 95 тезисов против злоупотреблений церкви, католического духовенства, что оказало действие, подобное «удару молнии в пороховой бочке» (Ф. Энгельс). Эти тезисы были восприняты как сигнал выступления всех оппозиционных сил против церкви за национальную и религиозную независимость Германии. Основной тезис его учения заключался в том, чтобы убрать посредников между человеком и Богом – посредников в виде церкви и духовенства.

Учение Лютера выросло  из его интерпретации священных  текстов, догматов, учений христианских мистиков. Из этой интерпретации следовало, что спасение человека зависит не от выполнения внешних обрядов (как  требовала церковь), а от искренности веры, которая даруется ему непосредственно Богом. Поэтому каждый человек обладает всей полнотой божественной благодати, нет принципиальной разницы между мирянами и духовенством и, следовательно, церковь не является необходимым связующим звеном между человеком и Богом, каждый самостоятельно может без ограничений и предписаний упражняться в благочестии. Лютер стремился к тому, чтобы заменить авторитет церкви авторитетом Библии. Для этого он перевел Библию на немецкий язык, чтобы она стала доступной каждому (в средние века все священные тексты были написаны на латыни и были доступны только церковнослужителям). Лютер отвергал исключительное право Папы на толкование Священного Писания, а монашество – как идеальный образ религиозного служения. В социальном плане, эти идеи были связаны с требованием ликвидации монашества и церковного землевладения, упрощения культа, демократизации богослужения.

Движение Реформации было неоднородно по своим социальным устремлениям. Более радикальными были кальвинизм, цвинглианство и другие ответвления протестантизма, однако общее, что их объединяло - это утверждение внутренней религиозной свободы человека, ценность личностного усилия, изменение роли человека в общей системе мироздания.

Культура Возрождения

Возрождение как историческая эпоха (XV - XVI вв.) и первоначальная форма культуры современного типа: гуманистическо-эстетическая картина мира (эстетизация природы, антропоцентризм, проблема гармонии творения и творчества); добродетельность (Virtu) как высшая ценность и базовая категория культуры; переходный общественный строй - совмещение феодальной и буржуазной форм социальной организации.

Социальный кризис - разложение феодализма в середине XV - XVI вв. Расцвет  культуры Высокого Возрождения в  ситуации кризиса. Гуманистические учения Поджо Браччолини, Эразма Роттердамского, Томаса Мора, Никколо Макиавелли как осмысление путей преодоления кризиса.

Утопия Томаса Мора

Жизнь Т. Мора и обстоятельства создания "Утопии". Искусное конструирование  общественного устройства как предмет диалога в "Утопии". Критика недостатков английского общества и вывод о негативной роли частной собственности. Описание экономического, политического устройства и повседневной жизни на острове Утопия. Социально-исторический смысл идей Т. Мора: соединение позитивных сторон феодального и буржуазного социального порядка.

Концепция доблести у  Никколо Макиавелли

Исторический и биографический контексты творчества Н. Макиавелли. Идея зависимости устойчивости формы  правления от свойств материи - моральных  качеств граждан и правителей. Характеристика двух антропологических типов: "просто человека" и "человека доблестного". Добродетель-доблесть (virtu) как индивидуальная свобода и предпосылка политической свободы - суверенитета.

Оптимизация государственного строя у Макиавелли

Трактат "Государь" как технология сохранения монархии в ситуации, когда большинство  граждан не обладает доблестью. Трактат "Рассуждение на первую декаду Тита Ливия" как технология сохранения республики в условиях, когда доблесть присуща большинству народа. Политическая история как круговорот форм правления Сущность макиавеллизма: укрепление государственного строя, соответствующего данным социально-историческим условиям ("политический реализм").

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Индивид,  общество и государство в учении  Т.Гоббса и Дж.Локка.

Джон Локк. Он широко признан  как один из самых влиятельных  мыслителей

Просвещения и теоретиков либерализма. Его влияние также  отражено в американской

Декларации независимости. Локк был первым философом, который выражал личность

через непрерывность  сознания. Он также постулировал, что  ум является «чистой

доской», то есть вопреки  декартовской философии Локк утверждал, что люди

рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только

опытом, полученным чувственным  восприятием. Принцип эмпирии: первичность

ощущения перед разумом.

Практически один из самых  первых кто ввёл понятия: ощущение, восприятие,

представление (чувственное) с последующим переходом в понятия: суждения,

умозаключение (рациональное), рассуждение. Таким образом Локк выдвинул теорию

(концепцию) первых  и вторичных качеств человека. Первичные качества определяет

человек с помощью  чувственного познания. Фактически Локк говорил о явлениях

. Явления, на самом  деле видимая часть сущности. Вторичные (глубинные)

качества (структура сущности) человек познаёт разумом. В настоящее  время это

классическая схема  познания. Не редко на этом пути возникает  проблемы. Кант

, например, считал, что  человек никогда не может познать сущности, поскольку

разум слаб. Отсюда и возникает  концепция вещь в себе. В действительности

явление – это поверхностная  часть сущности. Таким образом, человек  видит

сущность. В зависимости  от жизненного опыта, человек по поверхностным частям

сущности может (или  не может) судить о глубинной структуре  сущности. У Локка

получается, что нет  разрыва между первичными и вторичными качествами.

Локка часто называют в числе основных теоретиков демократического

государственного устройства. Его идеал – английская конституционная монархия,

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"