Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философии"

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Фил-ий иррац-зм: Шопенгауэр, Ницше.

Шопенгауэр пытался  конкурировать с Гегелем и  назначал часы лекций одновременно с  ним, но студенты шли на лекции Гегеля, несмотря на то что лекции читал хуже. Он написал книгу “Мир как воля и представление”. При жизни она издавалась дважды, но не имела успеха. Только после смерти он стал наиболее читаемым мыслителем и Гегель ему не соперник. Шопенгауэр отталкивается от Канта от его “вещи в себе”. С т зр Канта воля -- это вещь в себе, но в отличии от других вещей в себе, она раскрывается, становится доступной человеку, ибо выражением человека является его телесное поведение, которое подвержено воли человека и по Шопенгауэру все вещи это есть выражение воли. Мир выражение мировой воли, которая в своей сущности зла. Шопенгауэр яркий пессимист, его основная идея: жизнь людей – сплошное страдание, сплошная боль, человек не на что не может надеяться, отсюда его желание урезать свои желания и принять буддизм. Он одним из первых принял Нирвану, учение о постепенном отказе от желаний. Но в действительности он любил хорошо поесть и развлечься. Ницше с одной стороны продолжает традицию начатую Кертигором, который начал атаку на разум и науку, Шопенгауэр продолжил, но родоначальником является Ницше, который в отличии от Канта, Гегеля, Фейербаха не претендует на создание сильной и не противоречивой философии. Ницше обладал хорошей литературной подготовкой. Ницше оригинален и тем, что он быстро получил звание профессора, но преподавательство его не увлекло, он сошел с ума и 12 лет провел в психбольнице. Философия Ницше – это философия жизни, к созданию которой подтолкнула теория Дарвина об эволюции животных и растений, которая базируется на выживании сильнейшего, наиболее приспособленного. Ницше выбирает объектом критики разум, науку, нравственность, христианскую религию. Он выступает как воинствующий анти демократ, с его т зр элита это сильные и воинствующие люди. Т о большая часть населения – это низшие, неполноценные, которых можно доделать при помощи войны. Одни считали Ницше интересным мыслителем, который провозгласил переоценку ценностей, а другие считают что Ницше предтече немецкого фашизма. Ницше не был воинствующим националистом, он не провозглашал немцев высшей нацией, но по Ницше “белокурая бестия” (нордическая нация) должна утвердить себя, переделать мир, освободив человечество от отбросов (лгунов, трусов и т п). Ницше говорит что для этого должна сформироваться интернациональная элита, но из нордической расы. Т о, идеи Ницше вполне совместимы с фашистским целе устремлением. Поэтому упреки в адрес Ницше вполне заслуживают внимания. Ницше говорит, что разум возомнил себя господином мира, природы, смысл имеет только жажда жизни которая должна сочетаться с волей власти. Ницше отрицательно относиться к христианской религии, т к она проповедовала равенство всех перед богом, сострадание, терпимость, следование заповедям И Х, что сделало европу слабой не противостоящую Азии и Африке. Во главе должен стоять деспот художник, из фильмов видно, что Гитлер считал себя художником. Идеал у Ницше – деспот художник. Ницше не жалеет красок говоря что христианин святоша не достоин уважения и почета. При этом Ницше враждебно относится к жен-щинам. “Женщины – это кошки и птицы, в лучшем случае коровы. Мужчина должен воспитываться как воин, а женщина для его вдохновления, причем мужчина должен идти к женщине с плеткой”. Но у Ницше есть и интересные положения, которые касаются пересмотра обществом ценностей нравственности, он стоит за честность, здоровье и т п , за стремление людей к исскуству. Идеалом Ницше был композитор Вагнер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Русская религ-ая фил-ия о чел-ке и об-ве.

Духовная обстановка в России по словам Вернадского была в «творческом подъеме. Россия переживала подъем интеллигенции».Изменился вектор настроений – Соловьев победил Чернышевского, русская интеллигенция повернулась к идеализму. В «Вехах» 1909 г. мыслители Бердяев, Булгаков подвергли критике революционное мировоззрение. Некоторые авторы выпустили труды под названием «Проблемы идеализма» с критикой материализма. Этот перелом происходил за счет марксизма. В 90-е годы очень окрепло марксистское движение. У марксистов повышался уровень культуры. Происходило освобождение от нигилизма. На почве критического марксизма произошло разделение на частично принимающих марксизм и на тоталитарно принимающих его. Бердяев пишет, что русская философия выходит из группы марксистов. Происходит переход к культуре вместе с повышением творчества, но был и возврат к Соловьеву, Достоевскому, Хомякову. Этот взлет русской философии резко обрывается после революции. В 1922 г. «философский пароход» увозит всех философов за границу. Нормальное развитие русской философии было прервано. Уехавшие философы занялись религиозной философией. Те, кто остались стали заниматься тоталитарным марксизмом. Русская философия не была служанкой религии и церкви. Сама церковь отвергала русскую религиозную философию. Русская философия сложилась на рубеже 19 – 20 вв. У нее может быть нормальное развитие, если не будет религиозной проблематики и ограничений со стороны правящего класса. Особенности русской философии: .Антропоцентричность (Зиньковский). 2.Панморализм – доминирование моральной установки. Философы не упускали моральные черты в своих работах. 3.Тесная связь теории и практики – философия нацелена на решение социальных вопросов. 4.историософичность – внимание к проблемам развития истории. Философов интересует конец истории, ее сущность. 5.Философия идет по линии сближения антропологических и космоцентрических тенденций. Философы пытаются соединить историю природы и историю общества. «Учение о социологии». 6.Онтологизм – философы (и материалисты) считали главной для себя проблемой не познание, а видели первичным в чел-ке бытийственное начало. 7.Публицистичность – философы выражали свои взгляды в форме статей.

Более всего русская  философия была занята вопросами  о смысле и целях истории, где  главная тема–человек, его судьба и жизненные пути, что обу-словлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского на¬рода, общенациональных особенностей русской души. Россия вступила в XX в. в период тяжких испыта-ний(революция 1905 г. и большевистский переворот 1917 г.), последствия кото¬рых она испытывает до сих пор. Это коснулось всего государствен¬ного, социального строя и, разумеется, всей духовной жизни обще¬ства. В 1922 г. большевики по инициативе Ленина выслали идеоло¬гически неугодных за границу. Этой участи подверглись Н.А. Бер¬дяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, И.И. Лапшин, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский. Немалое число философов погибло в тюрьмах и ссылке. Среди них русский «Леонардо да Винчи»–Павел Флоренский. Оказавшись в насильственной эмиграции, философы занима¬лись педагогической и творческой деятельностью, разрабатывая многие философские проблемы. На этом мы кратко и остановимся. Н.А. Бердяев(1874–1948)–философ и публицист. В начале своего творчества примыкал к «легальному марксизму», а позже, став активным противником учения К. Маркса, был членом рели¬гиозно-философского общества, выступал в сборниках «Пробле¬мы идеализма», «Вехи» и др. В Париже основал и редактировал русский религиозно-философский журнал «Путь». Особой чертой его творчества была страсть к философской публицистике, имев¬шей чаще всего характер проповеди; в этом он был моралист. К философской систематике Бердяев относился довольно презри-тельно. Мышление его весьма афористично и фрагментарно, что нашло выражение в разработке им отдельных тем(«О назначении человека», «О смысле творчества», «О рабстве и свободе челове¬ка» и др.). Бердяев высказал очень важные и глубокие мысли по вопросам метафизики, гносеологии, историософии, антропологии, но главным в его творчестве были все же этические искания. Н.О. Лосский( 1870–1965)–один из самых плодовитых рус¬ских философов. В своей системе и ее исходных идеях он весьма многогранен и сложен. Сам он называл свою систему «интуити¬визм», либо «идеал-реализм», либо «органическое мировоззре-ние». Эти разные аспекты его построений, хотя и не имеющие внутренней связи, внешне искусно связаны благодаря мастерству слова. Его главная работа «Обоснование интуитивизма» посвяще¬на вопросам гносеологии, которой он особенно много занимался. Лосскому присуща тенденция к «всеобъемлющему» синтезу. Для его трудов характерны четкость и ясность изложения. П.А. Флоренский(1882–1937)–религиозный философ, ученый-энциклопедист. Обладал блестящими дарованиями и изу¬мительной ученостью в самых различных областях. Закончив мате¬матическое отделение Московского университета, поступил в Мос¬ковскую духовную академию, читал лекции по философии. Его дис¬сертация «Столп и утверждение истины(Опыт православной тео¬дицеи в 12 письмах)» обратила на себя всеобщее внимание. Здесь он изложил свои идеи не от своего имени, а как выражение цер¬ковной незыблемой истины. Хотя Флоренский блестяще знал за¬падную философию, он искал для себя опору в православном со¬знании и развивал свои философские взгляды в пределах религи¬озного сознания. Космология у Флоренского развертывается в сис¬тему философии и облекается богословскими данными. Решая про¬блему всеедин-ства, Флоренский с большой силой подчеркнул живое единство Космоса как тайну природного бытия. С.Н. Булгаков(1871–1944) был философом-богословом. В молодости испытал влияние марксизма, но впоследствии резко его отверг(сб. «От марксизма к идеализму»). Духовный кризис, обра-тивший его к религии, не позволил ему ограничиться «чистой фи¬лософией». Это свидетельствует о его зорком уме, ибо философия всегда занята проблемами Абсолюта, т.е. всегда соприкасается с богословием, и поэтому «чистой философии» быть не может. Уг-лубив темы космологии, философское творчество Булгакова по¬влияло на развитие русской философии. В «Свете Невечернем» он связал проблемы космологии с религиозной тематикой. Восприняв от Вл. Соловьева идею философии всеединства, Булгаков развива¬ет учение о Софии–Премудрости Божией–как предвечно сущей в божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу, вме-стившей Божественную любовь и излучаю¬щей ее в мир. По Булгакову, София имеет действенный характер–одновременно небесный, божественный, и тварно-человеческий. Че¬ловек, сотворенный по образу и подобию Божьему, как муж и жена в любви, восстанавливает единство мира и полноту образа Божьего-'. А.Ф. Лосев(1893–1988)–философ, филолог, автор ряда фундаментальных работ по античной эстетике, логике, языковеде¬нию, переводчик философской и художественной литературы с древних языков. В философии Лосева развивается платоновско-ге-гелевская линия диалектического мировоззрения, традиция право¬славия и русской философии, используется феноменологический метод Э. Гуссерля. В мире нет и не было мыслителя, который написал бы такое количество работ, какое написал этот исключительно одаренный и неимоверно трудолюбивый человек. Его работы по античной фило¬софии несравнимы по своей обширности, глубине и научности ана¬лиза, совмещающего в себе одновременно философские, филоло¬гические и искусствоведческие аспекты. Думается, что они останут¬ся в веках как неподражаемый образец.(Я го-ворю об этом с уве¬ренностью человека, общавшегося с А.Ф. Лосевым более 30 лет. А в молодости я учился у него латинскому и греческому языкам.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Соц-фил-ая  доктрина позитивизма: О. Конт, Г. Спенсер. Эволюция позитивизма.

Классический  позитивизм  оформился в 1930-е годы. Возникновение его стало реакцией на неспособность философии решить проблемы, выдвигаемые развитием науки. Выделяют три этапа развития этой философии:  позитивизм  первой  волны ( Конт , Милль,  Спенсер ), эмпириокритицизм (Мах, Авенариус) и неопозитивизм (Карнап, Шлик).

Главный тезис позитивистов: подлинное знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных наук или  их объединения; философия не имеет  права на существование.  Позитивизм  отвергает умозрение как способ получения знаний.

Конт (1798-1857) - основатель позитивизма, который и ввел в  употребление сам термин. В книге  «Дух позитивной философии» (1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий три стадии: детства, юношества  и взрослости. В философском плане эти стадии развития человечества выглядят следующим образом:

• Теологическая —  люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие бога.

• Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов  занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа.

• Позитивная — единственной формой знания становится научное. Человечество становится взрослым, чтобы признать относительность познания.

Основной чертой научного знания является эмпиризм – строгое  подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом должен стать опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов – постоянных отношений, существующих между фактами.

Другой чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.

Спенсер (1820-1903) - основатель «органической школы» в социологии. Общество —эволюционирующий организм, подобный живому организму. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Соц-но-фил-ие  идеи неокантианства. Марбургская  и баденская школы.

Одним из направлений  “философии науки” является неокантианство. Неокантианство пыталось возродить важные принципы философии Канта. Неокантианство зародилось в 60-х гг 19 в в Германии. В неокантианстве отчетливо выделяются две философские школы: Марбургская и Баденская. И те и др занимались методологией и разрабатывали основы научного познания. Марбургская школа занималась матем-м естествознанием, а Баденская – соц-ми науками и ценностями. Марбургская школа (Г. Коген 1842 -1918, П. Наторп 1854 -1924). Они говорили, что Кант сделал многое, но не завершил учение и сделал оплошность в понятии “вещь в себе” (иатер-ая вешь которая воздействует на органы чувств и вызывает ощущение). Они говорили, что вещь в себе это источник чувств, опыта, а кому в науке нужны чувства и опыт. Чувства дают знания единичного, поэтому наука не включает ни какие чувства и для науки не имеет значения опыт. Наука строится с помощью понятий, с помощью которых строятся функциональные связи. Математические формулы – это достояние науки. Т.о. они выступают против чувств и эмперического исследования. Для науки важно всеобщее – логическая структура науки, которая обеспечивает конструирование идеальных объектов, которые являются следствием логической необходимости. Коген и Наторп не против признания природы, но какое это имеет значение для науки – никакого. Для науки важно естествознание. Для структуры науки имеют значение категории. Коген и Наторп возвращаются к Канту, но по свему дают классификацию этим категориям. Они считают что эти категории лежат в основе трансцендентального метода, который сводится к освобождению научного познания от психологизма, т е исследование логической структуры познания независимо от ее связей не только с действительностью, но и чувственным познанием. Этот метод обуславливает развитие теоретического естествознания. Марбургская школа подняла проблему теоретического уровня знания, которая базируется на конструировании идеальных объектов. Баденская школа: В. Виндельбанд (1848 - 1915) Г. Риккерт (1863 - 1936). Им принадлежит мысль, что м/у общ-ми науками и естествознанием непреодалимая грань. Различие это в том, что естествознание стремиться к тому, чтобы единичное поднять на уровень генерализации (напр. Естествоиспытатель изучает состав воды, разлагает молеулу и получает водород и кислород, затем переводит это для всех молекул воды), от частного к более высокому (общему). В социальном познании законов нет по мнению этих ученых, оно имеет дело с индивидуальными событиями, в истории все случается один раз и для общ-ой науки важно вклиниться в это событие и понять что в нем уникальное, неповторимое. Т е в первом случае генерализация, а во втором индивидуализация. Если соц-ое познание орентировано на описание неповторяемых событий, тогда исследователь в трудном положении: Какие события брать? Следовательно социальное познание не возможно. Тогда они впервые выдвинули теорию ценностей и возникла оксиология – философия ценностей. Они различают ценность и оценку. Оценка – выявление ценностей, связана с субъекти-визмом исследователя. Ценность объективна, возникает стихийно в общественной жиз-ни. Это не фактичность, а значимость, что общ-во выбирает в качестве значимого, но общ-во может выбирать в качестве значимого разное. Для Виндельбанда и Риккерта ценность является основой исследования, то что значимо для общества, сообщества и т п. Это использовалось в изучении цивилизации, т е каждая цивилизация имеет свою систему ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Проблемы  чел-ого бытия в фил-ии экзистенциализма.

Экзистенциализм - Философия  существования. Иррационалистическая фил. Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно. В Герм э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и уныния) Нов волна - Франция времен окупации и после 2 мир войны. Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной ответственности. Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существо-вании. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его собственное сущ и его движение к небытию. Э объявл предметом ф. - бытие. “Современная фил, как и в прошлые времена занята бытием”- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия явл неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б. наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него. Хотя бытие вещей соверш непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это сущ. нечто внутреннее и невыразимое в понятиях: “сущ есть то, что никогда ен становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны. Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее преживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Э ищут такой, в кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В кончном счете это страх перед смертью. Для Сартра все вещи, кроме человека есть”бытие в себе”, а чел. сущ. есть “бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возн из бытия и не может превр в ничто, то длф чел сущ-я, понимаемого как переживание, не может найтись такого быытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит бытие чел есть ничто. Осознавая свое ничожество чел испытывает страх “человек есть его страх”. Ясперс полагает, что чел сущ раскрывается лишь в “пограничных ситуации” - страдание, борьба, смерть. Свобода. Челов сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Чел - это постоянная возможность, замысел, проект. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само чел. существование, чел и есть свобода. Однако своб понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающеся выраж в понятиях, иррациональное. Своб они мыслят как своб вне общества. Это внутр состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется необходимости. Такая свобода, противопост необходимости и отрешенная от общества, - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора отношения к окруж действительности. Раб может быть свободным, соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным” свобода есть мучительная необходимость. Характ чертой чел сущ является то, что он не сам выбирает условия своего сущ, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел сущ-я сущ потусторонняя реальность, кот понимается как способ сущ чел, состоящий в озабоченности чел, направленной куда-то вне его. Вн мир представляет среду, мир заботы чел, окружающий чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы чел сущ-я. Время - это переживание сущ-ем своей ограниченности, временности. Представл о времени до моего рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмыслено. Личность и общество Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности трафаретные вкусы, нравы,взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел скрыто истинное, одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"