Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философии"
в которой воплощено равновесие интересов личности и государства (Локк первым
сформулировал принцип "Разделения властей). Свои политические взгляды и
установки Локк обосновывал при помощи философии истории, ядром которой были
учения о естественном праве и общественном договоре. По мнению Локка,
изначально существовало естественное состояние людей. В этом состоянии
царила взаимная доброжелательность. Иначе говоря, частная собственность
существовала задолго до установления государственной власти и независимо от
её возникновения.
Томас Гоббс – автор книги “Левиафан”, теории общественного договора.
Левиафан – мифическое животное смесь крокодила и змеи. В роли левиафана в
этой книге было государство. Гоббс делал не просто заявления о паразитности
государства, он предлагал выход из этой ситуации. В частности он предлагал
разделить власть на 3 ветви. Гоббс подчеркивал, что государство не может жить
иначе чем на налоги (поэтому в основе своей оно паразитично), но чтобы оно не
было паразитом, оно должно направлять свои усилия на проблемы людей (болезни,
врагов). Это основная
идея Гоббса. Государство Гоббс
результат договора между людьми (ограничение своих прав и свободы в пользу
государства), положившего конец естественному догосударственному состоянию
«войны всех против всех».
Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а
как формы их восприятия.
Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой
нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к
самосохранению и
разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению
блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими
обязанностями, вытекающими из общественного договора.
13. Социально-философские взгляды Ж.Ж.Руссо, Ш. Монтескье.
Жан-Жак Руссо
Руссо впервые в политической
философии попытался объяснить
причины социального
Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен.
Закон как выражение
общей воли выступает
Руссо решил проблему
эффективности средств контроля
за деятельностью правительства, обосновал
разумность принятия законов самим
народом, рассмотрел проблему социального
неравенства и признал
Не без влияния
идей Руссо возникли такие
новые демократические
МОНТЕСКЬЕ
(Montesquieu) Шарль Луи (1689—1755) — фр. философ-просветитель, сторонник деизма. Принимал участие в создании возглавлявшейся Д. Дидро «Энциклопедии». Основное сочинение М. — трактат «О духе законов» (1748, рус. пер. 1955). Рассматривая общественную жизнь, М. выступил с обоснованием географического детерминизма. Отвергая христианский провиденциализм, он также не разделял взгляд на историю как на случайное сочетание событий. Формы правления, как и законы, устанавливаемые в различных гос-вах, М. ставил в прямую зависимость от географической среды, важнейшими составляющими которой считал климат, почву и рельеф местности. Климат он подразделял на холодный, умеренный и жаркий. Холодный (среднеевропейский) климат он считал благоприятным для установления политической свободы, в то время как жаркий, напротив, способствующим «духу рабства». Подразделяя почву на плодородную и неплодородную, он связывал первую ее разновидность с господствующим при деспотизме «духом зависимости» (т.к. плодородная почва, по М., приводит к накоплению богатства у населения и, как следствие, к изнеженности, нежеланию рисковать своей жизнью, отсутствию свободолюбия). «Бесплодная» же почва, согласно М., наоборот, воспитывает у людей изобретательность, мужество, воздержанность, способствуя т.о. установлению республиканской формы правления. Наконец, рельеф местности, по М., определяет величину территории гос-ва. М. считал, что обширные гос-ва могут управляться только деспотической властью, в малых же странах закономерно возникают республики. Согласно М., помимо географических факторов на характер устанавливаемых людьми законов влияют также торговля, численность населения, его богатство, нравы, обычаи, религия. Развивая идеи Дж. Локка, М. доказывал необходимость разделения власти в гос-ве на три ветви. Согласно М., политическая свобода невозможна без разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти; смешение их ведет к деспотизму. Наилучшей формой правления М. считал конституционную монархию (по образцу английской). Философия М. повлияла на взгляды К.А. Гельвеция, Ж.Ж. Руссо, Т. Джефферсона, А. Фергюсона, а также научения представителей географической школы в социологии. Обоснованный М. принцип разделения властей был использован составителями амер. конституции (1787).
14. Философия истории Нового времени: Дж.Вико, И.Г.Гердер.
Если французские просветители оптимистически смотрели в будущее, верили в доброе начало человека; знали, кто враг науки и кто тормозит движение к царству Разума; то мыслители Италии находились в иной ситуации.
Время Возрождения,
Дж. Вико (1668-1744), который представлял мировую историю как повторяющееся круговое движение всех народов от периода дикости к цивилизации и затем возвращение к первоначальному состоянию, которое является исходным для нового восхождения.
Дж. Вико волнует вопрос почему великие культуры Греции и Рима пришли в упадок. Решение этого вопроса он начинает с уяснения сущности человеческой природы. То что человеческая природа изначально общественна - это не вызывает сомнения, а то что она абсолютно добродетельна, как это утверждают мыслители эпохи Просвещения - это заключение сомнительно.
В пользу общественной
Что касается второго тезиса, то с точки зрения Вико человек не добр и не зол, хотя ему свойственно себялюбие и властолюбие, жадность и стремление к выгоде. И только Божественное провидение наставляет его на истинный путь, побуждает к милосердию и побуждает к добру и справедливости.
Дж. Вико анализирует исторический материал из жизни различных народов и выявляет в их истории три основные эпохи: время Богов, время Героев и время Людей.
Каждое время располагает своей природой, нравом, правом, языком и государством.
Время Богов - это
состояние дикости и безудержно
Первой мудростью язычников были мифы как регламент жизни общества и его подлинная история.
В эпоху Героев
семья власти авторитета
Эпоха Людей начинается
когда плебеи уясняют, что по
своей человеческой природе
Все 3 формы общественного состояния в реальной истории народов представлены в форме различных модификаций, что не перечеркивает общий сценарий.
С точки зрения
Дж. Вико движение от одной
эпохи к другой не является
движением по кругу. Это
Причина этого Возвращения коренится в природе человека. Преследуя свои интересы, человек может дойти до звериного состояния, и в этом проявляется его воля. Хотя эта же воля может подвигнуть человека к установлению более высокого порядка. Сила воли такова, что люди могут не только задержать развитие, но и повернуть его вспять, ибо в начале люди довольствуются только необходимым, затем обращают внимание на полезное, замечают удобное, развлекаются наслаждением, развращаются роскошью, безумствуют, растрачивая свое имущество.
«Природе человека
соответствует и природа нации:
Человек остается эгоистом, заботится о себе больше, чем о других. Но он склонен и к добру, хотя и не без помощи свыше. Поэтому сущность человека особая и нет смысла распространять законы природы на общество и человека, как это делает философия Просвещения.
Дж. Вико - рационалист, но не картезианской школы. Его рационализм тяготеет к эмпирической традиции, у истоков которой стоят Т. Гоббс, Дж. Локк. (См.: «Левиафан», «Два трактата об управлении»
Разум не дан
в готовом и завершенном виде.
Он является результатом
.И. Гердер и его история как прогресс «гуманности»
Интерес представляет работа
Иогана Готфрида Гердера (1744 - 1803) «Идеи
к философии истории
Исходный тезис:
«Философия истории является
частью Философии природы, а
посему основные законы
Разделяя учение
Лейбница о монадах, Гердер
высказывает мысль о
Великое слияние
низших органических сил
Однако человечность не врожденное, а приобретенное качество. Изначально оно существует только как возможность. Эта возможность может быть реализована только через воспитание на базе лучших традиций.
Таким образом,
Философия истории Гердера
Природа подарила человеку возрасты жизни и среди них детство и юность, отведенные для формирования разума, гуманного духа и человеческого образа жизни.
Многообразие среды
обитания человека не
Поднимает Гердер
и проблему общения.
Рассматривает Гердер и возможности культуры как фактора воспитания, роль языка как организатора абстрактного мышления; роль религии с ее ориентиром на подобие человека и Бога, ибо положение обязывает.
Среди неназванных
факторов исторического