Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философии"

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

в которой воплощено  равновесие интересов личности и  государства (Локк первым

сформулировал принцип "Разделения властей). Свои политические взгляды  и

установки Локк обосновывал  при помощи философии истории, ядром которой были

учения о естественном праве и общественном договоре. По мнению Локка,

изначально существовало естественное  состояние людей. В  этом состоянии

царила взаимная доброжелательность. Иначе говоря, частная собственность

существовала задолго до установления государственной власти и независимо от

её возникновения.

     Томас Гоббс  – автор книги “Левиафан”, теории  общественного договора.

Левиафан – мифическое животное смесь крокодила и змеи. В роли левиафана в

этой книге было государство. Гоббс делал не просто заявления о паразитности

государства, он предлагал  выход из этой ситуации. В частности  он предлагал

разделить власть на 3 ветви. Гоббс подчеркивал, что государство  не может жить

иначе чем на налоги (поэтому  в основе своей оно паразитично), но чтобы оно не

было паразитом, оно  должно направлять свои усилия на проблемы людей (болезни,

врагов). Это основная идея Гоббса. Государство Гоббс рассматривает  как

результат договора между  людьми (ограничение своих прав  и свободы в пользу

государства), положившего конец естественному догосударственному состоянию

«войны всех против всех».

Чувственные качества рассматриваются  Гоббсом не как свойства самих  вещей, а

как формы их восприятия.

Этика Гоббса исходит  из неизменной чувственной «природы человека». Основой

нравственности Гоббс  считал «естественный закон» — стремление к

самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены

разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению

блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими

обязанностями, вытекающими  из общественного договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Социально-философские взгляды Ж.Ж.Руссо, Ш. Монтескье.

Жан-Жак Руссо

Руссо впервые в политической философии попытался объяснить  причины социального неравенства  и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу.

 Суверенитет народа  неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен.

 Закон как выражение  общей воли выступает гарантией  индивидов от произвола со  стороны правительства, которое  не может действовать, нарушая  требования закона. Благодаря закону  как выражению общей воли можно  добиться и относительного имущественного равенства.

Руссо решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал  разумность принятия законов самим  народом, рассмотрел проблему социального  неравенства и признал возможность  ее законодательного решения.

 Не без влияния  идей Руссо возникли такие  новые демократические институты,  как референдум, народная законодательная  инициатива и такие политические  требования, как возможное сокращение  срока депутатских полномочий, обязательный  мандат, отзыв депутатов избирателями.

МОНТЕСКЬЕ

(Montesquieu) Шарль Луи  (1689—1755) — фр. философ-просветитель, сторонник деизма. Принимал участие  в создании возглавлявшейся Д.  Дидро «Энциклопедии». Основное  сочинение М. — трактат «О  духе законов» (1748, рус. пер. 1955). Рассматривая общественную жизнь, М. выступил с обоснованием географического детерминизма. Отвергая христианский провиденциализм, он также не разделял взгляд на историю как на случайное сочетание событий. Формы правления, как и законы, устанавливаемые в различных гос-вах, М. ставил в прямую зависимость от географической среды, важнейшими составляющими которой считал климат, почву и рельеф местности. Климат он подразделял на холодный, умеренный и жаркий. Холодный (среднеевропейский) климат он считал благоприятным для установления политической свободы, в то время как жаркий, напротив, способствующим «духу рабства». Подразделяя почву на плодородную и неплодородную, он связывал первую ее разновидность с господствующим при деспотизме «духом зависимости» (т.к. плодородная почва, по М., приводит к накоплению богатства у населения и, как следствие, к изнеженности, нежеланию рисковать своей жизнью, отсутствию свободолюбия). «Бесплодная» же почва, согласно М., наоборот, воспитывает у людей изобретательность, мужество, воздержанность, способствуя т.о. установлению республиканской формы правления. Наконец, рельеф местности, по М., определяет величину территории гос-ва. М. считал, что обширные гос-ва могут управляться только деспотической властью, в малых же странах закономерно возникают республики. Согласно М., помимо географических факторов на характер устанавливаемых людьми законов влияют также торговля, численность населения, его богатство, нравы, обычаи, религия. Развивая идеи Дж. Локка, М. доказывал необходимость разделения власти в гос-ве на три ветви. Согласно М., политическая свобода невозможна без разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти; смешение их ведет к деспотизму. Наилучшей формой правления М. считал конституционную монархию (по образцу английской). Философия М. повлияла на взгляды К.А. Гельвеция, Ж.Ж. Руссо, Т. Джефферсона, А. Фергюсона, а также научения представителей географической школы в социологии. Обоснованный М. принцип разделения властей был использован составителями амер. конституции (1787).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Философия истории  Нового времени: Дж.Вико, И.Г.Гердер.

Если французские просветители оптимистически смотрели в будущее, верили в доброе начало человека; знали, кто враг науки и кто тормозит движение к царству Разума; то мыслители Италии находились в иной ситуации.

 Время Возрождения, подарившее  идеал Европе, сменилось социально  - политическим упадком, что не  могло не сказаться на оригинальной  концепции истории. 

 Дж. Вико (1668-1744), который представлял мировую историю как повторяющееся круговое движение всех народов от периода дикости к цивилизации и затем возвращение к первоначальному состоянию, которое является исходным для нового восхождения.

 Дж. Вико волнует вопрос почему  великие культуры Греции и Рима пришли в упадок. Решение этого вопроса он начинает с уяснения сущности человеческой природы. То что человеческая природа изначально общественна - это не вызывает сомнения, а то что она абсолютно добродетельна, как это утверждают мыслители эпохи Просвещения - это заключение сомнительно.

 В пользу общественной природы  человека говорит тот факт, что  все народы без исключения  имеют определенную религию, заключают  браки, осуществляют погребение.

 Что касается второго тезиса, то с точки зрения Вико человек не добр и не зол, хотя ему свойственно себялюбие и властолюбие, жадность и стремление к выгоде. И только Божественное провидение наставляет его на истинный путь, побуждает к милосердию и побуждает к добру и справедливости.

 Дж. Вико анализирует  исторический материал из жизни различных народов и выявляет в их истории три основные эпохи: время Богов, время Героев и время Людей.

 Каждое время располагает  своей природой, нравом, правом, языком  и государством.

 Время Богов - это  состояние дикости и безудержной звериной свободы. Обладая слабым рассудком, но богатой фантазией, люди создали языческую религию, обуздавшую их дикость, приняли власть авторитета, объединявшего жреческую и монархическую власть, открыли для себя естественное право.

 Первой мудростью  язычников были мифы как регламент жизни общества и его подлинная история.

 В эпоху Героев  семья власти авторитета разрастается, принимая под свое покровительство  представителей других родов  и племен. Представители власти  авторитета стали князьями рода  человеческого. Но обращение благородных с плебеями вело к коллизиям, которые отчасти разрешались усилиями государства в форме аристократической республики. Естественное право рассматривалось как право силы, ограниченной усилиями религии. Язык этой эпохи был языком «героических знаков» гербов.

 Эпоха Людей начинается  когда плебеи уясняют, что по  своей человеческой природе они  равны благородным, и тогда  они создают гражданское сословие. В результате смешения естественного  права и гражданского права  возникли народные республики со своим законодательством. Народные республики, уничтожив власть авторитета, сделали первый шаг к собственному уничтожению. На место народной республики пришла анархия - худшая из всех тираний, ибо демонстрировала разнузданную свободу, ничем не отличающуюся от первобытной звериной свободы эпохи Богов. В результате анархии народ возвращается в первоначальное состояние дикости.

 Все 3 формы общественного  состояния в реальной истории  народов представлены в форме  различных модификаций, что не  перечеркивает общий сценарий.

 С точки зрения  Дж. Вико движение от одной  эпохи к другой не является  движением по кругу. Это состояние  спирали со своей амплитудой  колебания чем выше подъем, тем  глубже падение. И тому примеры  Греции, Рима, Европы.

 Причина этого Возвращения коренится в природе человека. Преследуя свои интересы, человек может дойти до звериного состояния, и в этом проявляется его воля. Хотя эта же воля может подвигнуть человека к установлению более высокого порядка. Сила воли такова, что люди могут не только задержать развитие, но и повернуть его вспять, ибо в начале люди довольствуются только необходимым, затем обращают внимание на полезное, замечают удобное, развлекаются наслаждением, развращаются роскошью, безумствуют, растрачивая свое имущество.

 «Природе человека  соответствует и природа нации:  сначала она жестока, затем  сурова, мягка, утончена, наконец  распущена».

 Человек остается  эгоистом, заботится о себе больше, чем о других. Но он склонен  и к добру, хотя и не без  помощи свыше. Поэтому сущность человека особая и нет смысла распространять законы природы на общество и человека, как это делает философия Просвещения.

 Дж. Вико - рационалист,  но не картезианской школы.  Его рационализм тяготеет к  эмпирической традиции, у истоков  которой стоят Т. Гоббс, Дж. Локк. (См.: «Левиафан», «Два трактата об управлении»

 Разум не дан  в готовом и завершенном виде. Он является результатом развития  человека и культуры его народа. Дж. Вико был одним из первых, кто сделал попытку увидеть  в истории соединяющие друг друга во времени эпохи, каждая из которых обладала самоценностью и необходимостью.

.И. Гердер и его  история как прогресс «гуманности»

Интерес представляет работа Иогана Готфрида Гердера (1744 - 1803) «Идеи  к философии истории человечества», где он делает попытку осмыслить историю человечества, раскрыть законы общественного развития.

 Исходный тезис:  «Философия истории является  частью Философии природы, а  посему основные законы природы  суть законы развития общества»,  ибо всякое существование в  самом великом и самом малом основано на одних Законах. Но у каждого творения есть свой мир, обеспечивающий особенность его существования.

 Разделяя учение  Лейбница о монадах, Гердер  высказывает мысль о самодостаточности  природы, которая, сохраняя свое  единство, обеспечивает жизнь в многообразии ее проявлений от камня к кристаллу, от кристалла к растениям, от них к животным, и от животных к человеку - таков путь развития Природы, где проявляется действие Закона восходящих сил (который предполагает действие). И закона господства основной формы (который находит свое воплощение в человеке).

 Великое слияние  низших органических сил породило  душу или дух человека, он поднялся  над телом и стал его господином. По Гердеру сущностью человеческого  духа является гуманность. Она включает: волю, разум, этические и эстетические чувства, человеколюбие и справедливость,  в сумме составляя человечность.

 Однако человечность  не врожденное, а приобретенное  качество. Изначально оно существует  только как возможность. Эта  возможность может быть реализована только через воспитание на базе лучших традиций.

 Таким образом,  Философия истории Гердера основывается  на 2-х принципах: действия «органических  сил» и традиции как фактор  воспитания.

 Природа подарила  человеку возрасты жизни и  среди них детство и юность, отведенные для формирования разума, гуманного духа и человеческого образа жизни.

 Многообразие среды  обитания человека не исключает,  а предполагает решение в первую  очередь одной проблемы - проблемы  человечности. Все остальное решается  с позиции человечности.

 Поднимает Гердер  и проблему общения. Формирование  гуманности исключено вне общения.  Через общение и воспитание  человек и становится человеком. 

 Рассматривает Гердер  и возможности культуры как  фактора воспитания, роль языка  как организатора абстрактного мышления; роль религии с ее ориентиром на подобие человека и Бога, ибо положение обязывает.

 Среди неназванных  факторов исторического прогресса  особое место занимает семья  и государство. Первая олицетворяет  власть авторитета, второе - авторитет власти. К сожалению, и семья, и государство не всегда бывают на высоте, о чем свидетельствует практика и сравнительный анализ существующих форм правления. Деспотизм в семье и тирания в обществе основаны не на разуме, а на необузданных чувствах.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"