Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:10, шпаргалка
60 ответов на вопросы по философии
Вопрос об отношении сознания и
материи в диалектическом материализме
считается основным вопросом философии.
Впервые о наличии основного
вопроса философии было сказано
Ф.Энгельсом. Он его впервые и
сформулировал: что первично: материя
или сознание? Он утверждал, что это
великий, основной вопрос, на который
любой философ вынужден отвечать, прежде
чем решать какие-то другие философские
проблемы. Отсюда пошло и деление философов
на материалистов иидеалистов,
В западной философии этот вопрос не считался основным. В качестве основного в разное время признавались другие вопросы. Например, в неопозитивизме основным вопросом и основной задачей философии является логический и лингвистический анализ текста. Экзистенциализм главным считает постижение существования человека и т.д.
52. Структура сознания и его функции
В сознании выделяют следующие уровни:
— чувственная ступень (ощущение, восприятие, представление);
— мышление (понятие, суждение, умозаключение).
Ощущение — воспроизведение в сознании отдельных свойств предметов. Восприятие — воспроизведение предмета в целом. Представление — воспроизведение предмета в его отсутствии. Существование этой ступени и у животных на первый взгляд не вызывает сомнения, но существует проблема теоретического обоснования. Если ощущение, восприятие и представление — явления сознания, то значит, и у животных есть сознание. Если у животных сознания нет, то что же они чувствуют? Мы осознаем свою боль, но что же означает боль в отсутствие сознания?
Мышление невозможно без языка. Естественный язык — способ существования мышления. Искусственные языки (математические формулы, язык немых, азбука Морзе и т.п.) существуют только на базе естественного.
Проблемой является наличие
этого уровня психики у животных.
Некоторые особенности
К сознанию относится также и самосознание. Самосознание — это самопознание, самоотношение, самооценка и самоконтроль.
Кроме сознания, психика включает в себя подсознательное (то, что в данный момент не осознается, но может быть осознано) и бессознательное (инстинкты).
В последнее время
Функции сознания:
Сознание организует познавательные процессы - восприятие, представление, мышление, а также организует память.
Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.
Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.
53. Философский смысл проблемы сознательного и подсознательного.
54. Основные задачи теории познания (гносеологии)
ГНОСЕОЛОГИЯ - это:
1. Раздел философских знания.
2. Философское изучение меры познания человеком мира и самого себя.
3. Изучение того, как в
процессе познания происходит
движение
от незнания - знанию.
4. Изучение природы наших знаний, какими они есть сами по себе, в своей
«онтологической» сущности, и соотношение этих знаний с предметами и
явлениями, которые познаются.
Итак, если говорить в самом обобщенном виде, гносеология занимается изучением сознания, познания, знания.
На личном и общественном опыте мы явно ощущаем наличие сознания, буквально физиологически чувствуем и видим результаты воздействия сознания на самого себя, на других людей и на общество в целом. И в то же время само сознание является неуловимым. В отличие от явлений материального мира оно, сознание, ускользает от внешнего наблюдение, как бы находясь вне времени и пространства. Задача гносеологии заключается в том, чтобы уловить это ускользающее сознание, рассмотреть его во взаимосвязи с миром материальных вещей, предметов и явлений, сделать его предметом своего рассмотрения и изучения.
Проблемы гносеологии занимают ведущее место в философии. Это обусловлено тем, что сами проблемы сущности наших знаний в их соотношении с объективным положением вещей являются проблемами философскими и ничьими иными. Нет, не было и не может быть никакой другой науки, кроме философии, которая смогла бы сопоставить природу наших знаний с теми предметами и явлениями, которые зафиксированы в них, в наших знаниях. Ведь природа наших знаний - духовна; она с предметами и явлениями связана на столько опосредствованно, что свести их, знания, к уровню самих предметов и явлений не возможно ни экспериментально, ни теоретически. Дух и материя на столько далеки друг от друга, между ними существует такая бездна, которую никаким образом нельзя преодолеть науковообразными кирпичиками или перелазами. Только философия позволяет "перепрыгнуть" через эту бездну: от духа - до материи и от материи - к духу. Это во-первых. А во-вторых, философия как бы осознаёт исключительность своего положения и неизменно, на протяжении всей истории своего существования, уделяет проблемам познания первостепенное внимание. Постоянно существовали и до сих пор существуют философы и философские школы, которые считают, что у философии нет никаких других проблем, кроме проблем гносеологии. В их творчестве все проблемы философии сводятся к гносеологии или рассматриваются только сквозь призму гносеологии. Даже марксизм, который пытается охватить и свести в систему абсолютно все проблемы мировоззрения, и тот считает, что гносеология - это только "другая сторона основного вопроса философии"[2] (Энгельс). Правда, есть такие философы, которые игнорируют проблемы гносеологии по мотивам невозможности решения её проблем или же по мотивам "не философичности" самой гносеологии. Но, мотивируя исключение гносеологии из области философского исследования, давая ей свою оценку, философы уже занимаются гносеологией. К тому же, излагая свои взгляды по тому или иному философскому вопросу, философ обязательно аргументирует истинность своих высказываний. А "истинность" - это уже гносеологическая (и никакая другая!) философская проблема. Следовательно, повторимся, проблемы гносеологии всегда занимают центральное место в философии вообще, а не только в отдельной философской школе или в творчестве отдельного философа.
55. Диалектика чувственного и рационального в познании.
Гносеология–изучает общие закономерности
познания.
Обыденное познание–основано на использовании
социального опыта(трудового, семейного
и т.д.). Отражает свои объекты в зависимости
от реальных жизненных потребностей людей.
Использует обыденный язык. Основной метод
классификации знания–здравый смысл.
Носит рецептурный характер, дает предписания,
результат его предписаний–этикет. Обыденное
знание очень субъективно.
Научное познание- отличается по уровню,
глубине проникновения в сущность вещей,
стремится выявить законы для мира и его
компонент.
Основное отличие О.П. от Н.П.–научное
познание предполагает своим результатом
систему знания, которая носит концептуальный
характер: процедура доказательства, обоснования
знания.
Наиболее совершенная форма знания–теория–выступает
как обобщение(не все обобщения–теория).
Познание–разновидность духовного воспроизводства.
Задействованы: чувства и разум, мышление,
интуиция и т.д. Виды познания:
Чувственно–сенситивное(на чувственном
уровне)
Абстрактно–логическое(
Интуиция(способность человека)
С одной стороны знание обусловлено познавательной
способностью человека.
С другой стороны знание–как резюме, итог
всей человеческой деятельности.
Соотношение чувственного и рационального
Существуют: сенсуализм(«чувство») и рационализм(«разум»).
Сенсуализм. В основе познавательной деятельности–чувства
человека, ощущение–источник(Гоббс, Локк,
Фейербах–в той или иной мере сенсуалисты).
Рационализм. Доказывали, что всеобщие
и необходимые истины нельзя вывести из
чувственного опыта(Декарт, Лейбниц, Гегель).
Интуитивистские направления философии.
Интуиция может восприниматься по–разному:
Как божественное озарение
Чувственное озарение
Как особое психическое состояние
В современной философии–рационалистическая
традиция
Чувственное познание. Осуществляется
на базе органов и чувств(с их помощью
он связан с внешним миром, если лишить
этого канала–нет познания).
Наличие органов чувств–необходимое
и достаточное условие для многосторонней
познавательной деятельности.
Формы чувственного познания:
Ощущение–отражение в сознании человека
отдельных сторон и свойств предмета.
Восприятие- это целостный образ предмета,
созданный на основе комплекса ощущений.
Представление–чувственно–
Воображение–способность сознания на
основе сохраненных представлений комбинировать
новые образы.
Рациональное познание. Это не чисто природное
свойство человека, оно вырабатывается
в ходе социологизации человека, в процессе
общения и т.д. Уровни рационального познания:
рассудок т разум.
Рассудок. Дает возможность оперировать
абстракциями в пределах определенных
схем, возможность последовательно и ясно
рассуждать, выражать свои мысли и т.д.
Благодаря рассудку мы можем понимать
другого человека.
Разум. Более высокий уровень рационального
познания, характерно оперирование самими
абстракциями, меняет абстракции, конструирует
их, его задача–постигать сущность вещей.
Оперирует в области диалектической логики–разум
способен видоизменять, трансформировать
сами понятия. Именно Гегель показал, каким
образом меняются сами понятия. В реальной
жизни эти уровни тесно связаны.
Формы рационального мышления: понятия,
суждения, умозаключения.
Понятие–исходная форма мышления, отражает
общие закономерные связи объекта. Сущность
его–в дефинициях, предъявляется ряд
требований: 1. Гибкие и неподвижные; 2.
Выражение в виде определенных слов. Само
понятие мысли не выражает, оно–атом мысли.
Суждения–отражает свойства и связи между
предметами. Бывают отрицательные и положительные.
Умозаключения–на основании известных
двух суждений выводится новое.(У Аристотеля
это–сииллогизм–роза- цветок, цветок–растение,
роза–растение)
Определение дополнительные формы рационального
мышления, первых 3-х достаточно для обоснования
любой теории
Сомнение
Мнение
Интуиция
Интуиция подчеркивает связь между рациональным
и чувственным познанием. Выделять эти
познание в чистом виде нельзя.
56. Понятие истины и ее характеристики.
Истина — информация, соответствующая действительности. (независимо от наличия познающего субъекта и перспектив воспроизведения данной информации)
Истина — отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом, истина есть универсальная абстрактная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания.
Противоположным истине является понятие лжи.
Свойства:
57. Истина и заблуждение.
Обычно истину определяют
как соответствие знания объекту. Истина
— это адекватная информация об
объекте, получаемая посредством либо
чувственного или интеллектуального
постижения, либо сообщения о нем
и характеризуемая с точки
зрения ее достоверности. Таким образом,
истина существует как субъективная
реальность в ее информационном и
ценностном аспектах.
Ценность знания определена мерой его
истинности. Истина есть свойство знания,
а не объекта познания.
Истину определяют как адекватное отражение
объекта познающим субъектом, воспроизводящей
реальность такой, какая она есть сама
по себе, вне и независимо от сознания.
Истина есть адекватное отражение реальности
в динамике ее развития.
Но человечество редко достигает истины
иначе, как через крайности и заблуждения.
Заблуждение — это содержание сознания,
не соответствующее реальности, но принимаемое
за истинное. Заблуждения тоже отражают
объективную действительность, имеют
реальный источник. Заблуждения обусловлены
и относительной свободой выбора путей
познания, сложностью решаемых проблем,
стремлением к реализации замыслов в ситуации
неполной информации.
Но заблуждения следует отличать от лжи
как нравственно-психологического феномена.
Ложь — это искажение действительного
состояния дел, имеющее целью ввести кого-то
в обман. Ложью может быть как измышление
о том чего не было, так и сознательное
сокрытие того, что было.
Источником лжи может быть и логически
неправильное мышление.
Научное познание по своей сути невозможно
без столкновения различных мнений, убеждений,
также как невозможно и без ошибок. Ошибки
нередко совершаются в ходе наблюдения,
измерения, расчетов, суждений, оценок.
Гораздо сложнее все в общественных науках,
в частности в истории. Тут и доступность
источников, и их достоверность, и политика.
Истина исторична. Понятие конечной или
неизменной истины — всего лишь призрак.
Любой объект познания — неисчерпаем,
он меняется, обладает множеством свойств
и связан бесконечным числом связей с
окружающим миром. Каждая ступень познания
ограничена уровнем развития общества,
науки. Научные знания поэтому носят относительный
характер. Относительность знаний заключается
в их неполноте и вероятностном характере.
Истина поэтому относительна, ибо она
отражает объект не полностью, не исчерпывающим
образом. Относительная истина есть ограничено-верное
знание о чем-либо.
К абсолютным истинам относятся достоверно
установленные факты, даты событий, рождения
, смерти и т д. Абсолютная истина — это
такое содержание знания, которое не опровергается
последующим развитием науки, а обогащается
и постоянно подтверждается жизнью.
Конкретность — это свойство истины, основанное
на знании реальных связей, взаимодействия
всех сторон объекта, главных, существенных
свойств, тендеций его развития. Так истинность
или ложность тех или иных суждений не
может быть установлена если не известны
условия места, времени, в которых они
сформулированы.
Критерий истины заключается в практике.
Именно в практике должен человек доказать
истинность, т.е. действительность своего
мышления. Один из принципов мышления
гласит: некое положение является истинным,
если возможно доказать, применимо ли
оно в той или иной конкретной ситуации.
Этот принцип выражен в термине реализуемость.
Посредством реализации идеи в практическом
действии знание соизмеряется, сопоставляется
со своим объектом, выявляя тем самым настоящую
меру объективности, истинности своего
содержания.
Но нельзя забывать, что практика не может
полностью подтвердить или опровергнуть
какое бы то ни было представление, знание.
«Атом неделим» — так считалось много
веков и практика подтверждала это. Практика
хранит молчание относительно того, что
находится за пределами ее исторически
ограниченных возможностей. Однако она
постояно развивается, совершенствуется.
В процессе развития истинного знания,
увеличения его объема наука и практика
все больше выступают в нераздельном единстве.