Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:10, шпаргалка
60 ответов на вопросы по философии
4. Выдвижение на передовые
5. Внедрение времени во все научные дисциплины, все более широкое распространение идеи развития — «историзация», «диалектизация» науки.
6. Соединение объективного мира
и человека, разрушение жесткого
разветвления естественных и
социальных наук, сближение и
взаимодействие их методов,
7. Усиливающаяся математизация
научных теорий и возрастающий
уровень их абстрактности и
сложности, повышение роли
8. Повышение роли «понимающих
методик» (аппарата герменевтики), «личностных
методов» (например, биографического),
ценностного и информационного
подходов, метода социально-гуманитарных
экспертиз, ролевых и
65. Понятие научного метода.
Классификация методов
МЕТОД (в той или иной своей форме) — ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ, СПОСОБОВ, НОРМ ПОЗНАНИЯ И ДЕЙСТВИЯ. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта на решение конкретной задачи, достижение определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода — регулирование познавательной и иных форм деятельности.
В современной науке все методы научного познания ПО СТЕПЕНИ ОБЩНОСТИ И СФЕРЕ ДЕЙСТВИЯ делят на пять основных групп:
I. ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ, среди которых
наиболее древними являются
В решении очень сложного вопроса О МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ РОЛИ ФИЛОСОФИИ в научном познании сложились две крайние модели:
Во-первых, УМОЗРИТЕЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД (натурфилософия, историософия и т. п.), при котором исходные положения научных теорий выводятся непосредственно из философских принципов, минуя анализ специального — фактического и концептуального — материала данной науки (Шеллинг, Гегель). Во-вторых, ПОЗИТИВИЗМ, согласно которому «наука сама себе философия».
II. ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Они широко развиваются и применяются в науке XX. в. и представляют собой своеобразную промежуточную методологию между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным чаде всего относят такие понятия, как информация, модель, изоморфизм (от греч. изос — одинаковый и морфо — форма), структура, функция, система, элемент и т. д.
На основе общенаучных понятий
и концепций формулируются
III. ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ, т. е.
совокупность способов, принципов
познания, исследовательских приемов
и процедур, применяемых в той
или иной отрасли науки,
IV. ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ, т. е.
системы приемов, применяемых
в той или иной дисциплине,
входящей в какую-либо отрасль
науки или возникшей на стыке
наук. Каждая фундаментальная наука,
как мы уже выяснили, представляет
собой комплекс дисциплин,
V. МЕТОДЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО
66. Общество как развивающая система.
Общество - исторически развивающаяся система отношений между людьми, складывающаяся в процессах их совместной деятельности.
Вместе
с тем, изменения общества не означают
утрату сущности человека, как иногда
полагают. Ныне, в особенности в
связи с научно-техническим
Общество - это то всеобщее, которое не абстрактно, а конкретно, такое, которое содержит в себе богатство отдельного, особенного, индивидуального. Это всеобщее, с каждым новым шагом восхождения обогащается, наполняется новым содержанием, становится конкретнее, содержательнее, ибо оно всякий раз вбирает в себя богатство отдельного, особенного. Каждый человеческий индивид, являясь проявлением всеобщего, своей жизнедеятельностью переносит на это последнее свое содержание, в то же время являясь формой, способом его бытия, развития, сам обогащается этим всеобщим1.
Применение принципа развития, историзма в исследовании общества - ключевой вопрос социальной философии. Вместе с тем, при всякой попытке осмыслить исторический процесс неизбежно возникает вопрос: имеет ли этот процесс вообще какой-либо смысл и имеет ли он какую-нибудь направленность?
Общество является саморазвивающейся системой.
Философский анализ истории настоятельно требует и ответа на вопрос о формах развития общества. Как осуществляется и как будет осуществляться развитие общественной жизни людей: через вооруженные и невооруженные конфликты (войны, противодействия, расколы, ссоры) или через солидарность (мир, согласие, интеграцию, сплоченность)? Вопрос, как видим, очень важен, ибо от правильного ответа на него во многом зависит стратегия действий людей в истории3.
Общественный конфликт, как противодействие интересов людей, проявляется в различных формах: идеологическая, экономическая, Политическая борьба, война, конкуренция, дезинтеграция. Различными бывают и их масштабы. Они могут охватывать всю социальную систему в целом или относиться к какому-нибудь одному из элементов или одному из аспектов общественного бытия4.
Из множества учений об обществе, сложившихся в период многовековой истории философии наиболее полным и объективным выступает материалистическое понимание общественного развития, представленное в классическом марксизме.
Материалистический подход к истории позволил Марксу и Энгельсу сделать вывод о том, что развитие общества представляет собой естественно-исторический процесс, определяемый объективными законами.
Материальное производство есть та основа, которая придает человеческой истории цельность, связь и непрерывность, и в конечном счете, именно способ производства детерминирует (обуславливает) тот или иной уровень развития общества.
Способ производства, диалектика производительных сил и производственных отношений - ключевые понятия марксистской концепции сущности общества и исторического процесса. Динамика способа производства проявляется в том, что производительные силы на определенном этапе перерастают рамки производственных отношений, что приводит к обострению противоречий между ними, дорастающего до конфликта; разрешение этого конфликта ведет революционным преобразованиям общества, к более развитой общественно-экономической формации.
В заключении
следует подчеркнуть, что анализ
материального производства позволил
объяснить системность и
67. Структура человеческой деятельности.
В своей деятельности человек использует три вида знаний:
- знания о вещах и законы природы;
- знания о методах использования вещей природы на основе знаний о вещах и законах природы;
- знания о том, какие действия являются уместными, какие из них являются приоритетными, в какой последовательности их следует выполнять и как это делать. Это знание имеет название «здравый смысл», имеет вид «способности» и приобретается человеком в процессе воспитания и накапливания жизненного опыта. Именно знания третьего типа отыгрывает значительную роль в жизни каждого человека и общества в целом, поскольку оно отражается на всех процессах жизнедеятельности как отдельных людей так и групп
людей, организаций и стран.
В то время, когда два первых вида знания являются объектом изучения многих специализированных наук, процесс получения третьего на данное время изучено недостаточно, каждый человек накапливает его индивидуально в меру её возможностей и под воздействием окружающих обстоятельств.
По своей сути теория деятельности является теорией выживания (или существования). Чтоб её создать необходимо разработать её научную основу и на этой основе систематизировать все методологические знания.
Действие,
как процесс направленного
- собрать информацию о ситуации;
- определить направление развития ситуации;
- выработать представление о желанном состоянии ситуации;
- определить необходимость изменения ситуации;
- определить характер необходимости изменения ситуации;
- определить характер необходимых операций, их объём и исполнительные органы, достаточные для достижения необходимых изменений;
- выбрать план выполнения операций;
- выработать команды на выполнение операций;
- выполнить операции;
- оценить достаточность выполнения операций;
- провести оценку изменения ситуации, которая возникла как следствие действия.
Человек в процессе мышления оперирует дискретными понятиями потому, что необходимо разделить действие на характерные блоки и поставить их в соответствии понятиям. Поскольку действие является процессом беспрерывным, то его можно разделить на части во множестве вариантов. Наиболее приемлемым является вариант разделения этого процесса на блоки на основе выделения его составных частей, которые могут быть определены с помощью существующих в языке понятий. Этот вариант наиболее удобен, поскольку язык является средством общения людей именно в процессе деятельности, а поэтому он уже имеет в своем составе выработанные на протяжении тысячелетий понятия и термины, свойственны для обозначения специализированных функциональных блоков действия, которые четко выделяются в его составе. Это:
1. Сбор информации;
2. Прогнозирование развития ситуаций;
3. Формирование
представления о желанной
4. Определение потребности;
5. Определение цели;
6. Определение способов и средств достижения цели;
7. Синтез (проектирование);
8. Планирование достижения цели;
9. Выполнение плана;
10. Оценка качества выполнения плана;
11. Оценка качества реализации цели;
12. Удовлетворение потребности.
Важными и такими, что реализуются на всех этапах действия, операциями являются принятие решения и определение качества. Они реализуются в каждом случае, когда существует необходимость выбора конкретного варианта из многих возможных.
68. Детерминизм в развитии общества.
Детерминизм — философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).
Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т. е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Понятие детерминизм возникло в средневековье как вид логического определения понятия, противостоящий генерализации (обобщению).
Философский
детерминизм фиксирует
Социальный детерминизм - признает развитие общества от низших форм к высшим. При этом он также признает, как правило, не только направленность исторического развития, но и его по преимущественно прогрессивный характер.
Концепции
социального детерминизма объясняют
развитие общества за счет различных
факторов и причин, например: Гегель
– путем развития разума и свободы;
О.Конт - смена типов мировоззрения;
Маркс – смена способа