Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:10, шпаргалка

Краткое описание

60 ответов на вопросы по философии

Файлы: 1 файл

ВСЕ ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 301.08 Кб (Скачать)

Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в развитии индивида опосредована социальными факторами. Способ существования индивидуальной жизни есть проявление более особенное или более общее, родовой жизни человека. Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе 
динамического взаимодействия его качеств, общих, типичных - общечеловеческих, природных и социальных признаков, особенных - конкретно- исторических и единичных - неповторимых телесных и духовно-этических характеристик. По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация его самого и его отношений в различных областях жизни.

Развитие  индивидуальности играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий его прогресса. 
Индивидуализация и совершенствование личности неразрывно связаны с преобразованием общества, с ликвидацией отчуждения, с борьбой против индивидуализма и созданием условий сотрудничества и взаимопомощи в обществе. Хотя природная основа личности, ее биологические особенности определяются факторами развития, ее сущностным основанием являются не ее природные качества, а качества социально-значимые - взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения.

В современных  условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед оществом.

Первая попытка  обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания их органической взаимосвязи принадлежит Спинозе, который определил свободу, как осознанную необходимость.

Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека - как вторичного производного.

 В обществе свобода личности  ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества.

В современных  условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.

Соблюдение  прав и свобод личности и ответственность перед законом за совершенное преступление - является одним из признаков правового государства. Правовое государство предполагает закрепление интересов личности на первом месте, устраняет неравноправие наций, ставит на одну линию мужчину и женщину, создает все условия для абсолютного равенства всех членов общества перед законом независимо от происхождения, положения в обществе. Конституция России поставила интересы личности на первое место. Первоочередная задача для правоохранительных органов - охрана личного, государственного и общественного имущества, установила статус личности, гарантии прав и свобод. Это подчеркивает возрастающую роль личности в современных условиях для ее развития в обществе.

Возможно, каждый философ понимает личность по-своему, но все они сходятся в одном. Личность – это сформировавшийся человек, который име-ет свою жизнь, свои убеждения, свои взгляды, свой индивидуальный харак-тер , свои принципы и т.д.

 

79. Свобода и ответственность  личности

Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Во Всеобщей Декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других. 

Крайне важна  свобода политическая, то есть такой  набор гражданских прав, который  обеспечивает нормальную жизнедеятельность  индивида. При этом политическая свобода  не может рассматриваться только как средство реализации других свобод - экономический, идеологической и т.д.

Еще одна сторона  социального комфорта обеспечивается свободой духовной - свободой выбора мировоззрения, идеологии, свободой их пропаганды.

Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать "не то" или "не так", предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.  
 
Необходимо обратить внимание на соотношение свобод и гражданских обязанностей. Расширение личных прав и свобод и укрепление законности. Свобода и историческая необходимость. Как Вы понимаете слова Сартра: "Человек есть не что иное, как проекция своих свободных решений ... человек обречен на свободу"? Согласны ли Вы с утверждением: "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя".Ответив на эти вопросы искренне, вы сможете познать истину.

80. Будущее человеческого  общества. Глобальные проблемы современности  и пути их решения

Человечество  существует реально и объективно, и можно говорить о его единстве и всеобщности. Во-первых, сегодня  налицо чисто пространственное проявление единства и постоянное его усиление. Во-вторых, единство человечества на любых  этапах его бытия определено единством  его биологической организации. Мы – дети Земли, часть ее биосферы, у нас однородны генетические основы, морфологические признаки, антропные постоянные. В-третьих, люди едины социально, вышли из единого корня, всех нас роднит субстанция труда, сходность жизнедеятельности. В-четвертых, люди едины интеллектуально, сущность разума одна и та же у всех народов и индивидов.  
     Различные культуры на Земле взаимодействуют и развиваются таким образом, что общечеловеческий компонент в них постоянно нарастает, в отдаленной перспективе весьма реальна единая культура человечества.  
     Нынешний этап общественного развития весьма противоречив. С одной стороны, быстрый социальный и научно-технический прогресс, громадный рост производительных сил; с другой стороны, нарастающее загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и рост социальных противоречий, которые непосредственно угрожают существованию людей.  
     Глобальные проблемы современности – это совокупность жизненно важных проблем современного человечества, непосредственно связанных с его существованием (экологическая, демографическая, войны и мира, продовольственная, сырьевая, энергетическая). Эти проблемы имеют следующие особенности: планетарный, общемировой характер; угрожают деградацией и гибелью всему человечеству; нуждаются в неотложных и эффективных решениях; требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов; требуют своего рассмотрения сквозь призму общечеловеческих интересов.  
     Глобальные проблемы явились результатом, с одной стороны, огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу и общество, и, с другой стороны, неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой.  
     Экологическая проблема вызвана противоречием между производственной деятельностью человека и стабильностью природной среды его обитания. Давление антропогенных факторов на биосферу может привести к коллапсу –резкому и стремительному ухудшению экологической обстановки и вследствие этого – скоротечной гибели населения планеты.  
     Экологический кризис имеет многоплановый характер: загрязнение окружающей среды, увеличение озоновых дыр, кислотные дожди, парниковый эффект, вымирание ряда животных и растений, истощение энергетических и вещественных ресурсов мира, поднятие уровня мирового океана, таяние ледников и т.д.  
     Демографическая проблема вызвана быстрым ростом населения планеты. Сейчас оно увеличивается со скоростью 75 млн человек в год и к 2025 году превысит 8,5 млрд человек. Особенно быстро растет население развивающихся, бедных стран Африки, Южной Азии. Если к началу нашей эры население мира составляло 250 млн человек, то в 2006 г. – 6.5 млрд. и увеличивается со скоростью около 9 тыс. человек в час.  
     Проблема войны и мира связана с военной угрозой, наращиванием ядерных арсеналов. Ядерным оружием обладают не только страны Запада и России, но и Индия, Пакистан, ЮАР, Израиль и ряд других государств. Накопленным оружием можно многие десятки раз уничтожить всякую жизнь на Земле. Если сейчас уменьшилась опасность прямого военного столкновения ядерных держав, то не исчезла угроза слепой технологической случайности. Наличие ядерного оружия не помешало возникновению очагов локальных войн, каждая из которых может стать запалом для всемирной войны, в которой не будет победителей.  
     Кризис человеческой телесности связан с опасностью разрушения человечества как вида, деформации его телесных основ: расшатывание генофонда, развитие генной инженерии. Нарастает генетическая отягощенность человеческих популяций, идет ослабление иммунного аппарата человека. Глобальной проблемой выступает и возрастание числа зараженных СПИДом, страдающих наркоманией, алкоголизмом.  
     По мнению ученых, существуют определенные предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, блокирования и отведения вселенной угрозы от человечества.  
     1. Развертывание информационной, биотехнологической революции как технической основы возможного выхода из ситуации «выживания», преодоление преград к объединению человечества.  
     2. Утверждение как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной рыночной и социально-защищенной экономики с элементами конвергентного типа.  
     3. Становление принципа ненасилия и демократического согласия во внутренней и внешней политике, в групповых и межличностных отношениях.  
     4. Объединительные (ойкуменические) процессы духовной жизни как в религиозном, так и светском варианте.  
     5. Идущая неуклонно межэтническая и межгрупповая интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры.  
     6. Намечающиеся прорывы в области интеллектуального поиска. Человечество находится в преддверии интеллектуальной революции, создания новой парадигмы мышления. Необходима выработка глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую солидарность.


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"