Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:10, шпаргалка
60 ответов на вопросы по философии
Показатель развития производительных сил – производительность труда. Важнейший фактор ее роста – создание более производительных орудий и средств труда, технический прогресс. В условиях современной НТР меняется роль науки в обществе, она становится непосредственной производительной силой
Производственные отношения – отношения между агентами производства, в конечном счете, между людьми в процессе производства жизненных средств. Производственные отношения носят прежде всего материальный характер. Их характерная черта – формирование как необходимые, зависящие не от воли людей, но от конкретного исторически достигнутого уровня развития производительных сил. 4 типа производственных отношений: организационно - технические; по поводу определения доли и получения ее; обмена; потребления – использование продукта (производственный и непроизводственный); на основе отношений собственности.
71. Политическая сфера общества.
Первобытное
общество не было абсолютно социально
однородным. В нем в условиях естественного
разделения труда (по полу и возрасту)
помимо обычаев, традиций и элементарных
нравственных норм зачаточную управленческую
функцию выполняли предводители-лидеры
(вожди, старейшины), наиболее способные
и умудренные опытом люди. Итак, формировались
предполитическая сфера социума, предгосударственные
институты.
С возникновением частной собственности
и расколом общества на классы и слои потеряли
свое значение кровнородственные и племенные
связи и отношения, регулировавшие общественную
жизнь. Классово-слоевое общество породило
необходимость его политической организации,
формирования политической сферы.
Политика - определяемые прежде всего
экономическими интересами отношения
между классами и другими социальными
общностями по поводу государственной
власти.
Существуют следующие основные трактовки
власти. Власть - способ самоорганизации
человеческой общности, основанной на
разделении функций управления и исполнения,
выступает как средство социального общения,
позволяющее регулировать конфликты и
обеспечивать консолидацию общества.
Компонентами власти выступают субъект,
объект, средства (ресурсы - экономические,
социальные, культурно-информационные,
принудительные) и процесс. Власть означает
способность социальных общностей, политических
партий, их лидеров, общественных организаций
и движений навязывать с помощью насилия,
принуждения, убеждения, авторитета, достижения
компромисса свою волю другим. Власть
проявляется также через субъективную
мотивацию политического поведения, коренящуюся
в сознании и подсознании людей. Природа
власти, по Мишелю Фуко (1926 - 1984), обращена
к сфере бессознательного, носит скрытый
характер, лишь на поверхности воплощаясь
в государственные институты и социальные
гегемонии.
Наиболее стабильной является власть,
построенная не на привычке, а тем более
страхе, а на интересе, принципе коллегиальности,
в котором реализуется установка власти
на партнерство. Сейчас усиливаются ненасильственные
механизмы контроля влияния, основанные
на знании, экспертизе, информации и формальных
процедурах. Принцип коллегиальности
власти как наиболее приемлемый для стабильного
развития общества не исключает роли политических
лидеров.
Субъектом политики выступает не только
политический лидер, но и рядовой гражданин,
способный и имеющий возможности проявить
себя в сфере политики. Взаимосвязь между
субъектами политической системы осуществляется
на основе политико-правовых норм, политических
идей, теорий и взглядов.
В известном смысле поле политики представляет
собой рынок, в котором существует производство,
спрос и предложение особого рода политических
деятелей, партий, программ. В политике,
как и в игре, всегда есть риск, выбор альтернативы,
тех или иных вариантов политических ориентаций
и действий. Все это преимущественно характеризует
роль политики в западной культуре, где
«работает» принцип неопределенности.
На Востоке главным в политике является
обеспечение порядка и преемственности,
здесь политика подчиняется законам жесткого
детерминизма.
Государство - важнейший элемент политической
системы общества. Если родовая организация
осуществляла лишь функции регламентации
общественных отношений, обусловленных
природой человеческого общежития, то
функции государства значительно расширяются
и усложняются. Они включали в себя организующее
начало, принудительно-усмиряющую функцию
(экономическое подавление, политическое
угнетение, духовное насилие), защиту права
человека на жизнь, на мир и выживание
в условиях нестабильности, войн, агрессии
(особенно в XVI - XVII вв.), задачу регулирования
отношений с другими странами, решение
социальных вопросов. С XVII - XVIII вв. постепенно
начинает осознаваться значение государства
для защиты ценностей естественной природы
человека (индивидуальной свободы, возможности
выбора, проявления творческих начал и
т.д.). При этом государственное вмешательство
в частную жизнь начинает сводиться к
минимуму.
Для выполнения своих функций государство
опирается на публичную власть (различные
органы и учреждения, чиновничество, армия,
полиция и т.д.) и взимание налогов с населения
для содержания аппарата власти. К другим
признакам государства относятся: право,
закрепляющее определенную систему норм
и отношений; территория, на которую распространяется
юрисдикция данного суверенного государства;
гражданство.
Под воздействием государства, политических
партий и общественных организаций, церкви,
средств массовой информации формируется
политическая культура - система познавательных,
эмоциональных и оценочных ориента- ций
индивидов на политическую систему, а
также на саму личность в политическом
процессе. Г. Алмонд и С. Верба выделяют
три типа политической культуры:
1) патриархальную, для которой характерно
отсутствие интереса граждан к политике
(средневековье, слаборазвитые страны,
где масса населения безграмотна);
2) подданическую, или авторитарную, с ориентацией
на сильную политическую власть, но низкую
активность граждан;
3) активистскую, проявляющуюся в активном
участии граждан в политической жизни,
которая функционирует на основе их заинтересованности
и добровольности.
Названные типы взаимодействуют, образуя
смешанные формы с преобладанием тех или
иных компонентов.
Аристотель выделил три правильных возможных
вида государственного устройства:
а) монархия (власть одного);
б) аристократия (власть лучших или для
лучших целей);
в) политейя (власть народа в малом государстве-полисе,
осуществляемая в общем интересе).
Важнейшими признаками тоталитаризма
являются: централизованная экономика;
растворение человека (индивидуальности)
в массе людей, ориентация на слитность,
достижение однородности в различных
явлениях жизни (однопартийность, одна
идеология); отрицание гражданского общества
и его" институтов; монополизация власти.
Авторитаризм допускает многообразие
форм собственности, имеет опору в блоке
партий и движений. Отказываясь от полного
контроля, авторитаризм вместе с тем в
управлении опирается на жесткую централизацию
государственной власти и командные методы
руководства, характеризуется персонифицированным
характером принятия решений.
Для демократии характерны публичность
власти, ее представительский характер
и наличие механизма сдержек и противовесов,
цель которого не допустить сосредоточения
всей полноты власти в руках какого-либо
одного института, класса или сословия.
Демократия осуществляется на основе
права и процедур, которые служат инструментами
защиты любого из членов общества. Развитие
демократии идет в контексте гуманизации,
общего модернизационного процесса, охватывающего
все стороны жизни социума. Демократия
наиболее приемлема для управления сложными
социальными системами, так как предполагает
многообразные обратные связи, корректирующие
управленческие решения. При монархическом
и авторитарном способах правления эти
связи ослабевают.
72. Социальная сфера общественной жизни.
Социальная сфера жизни
Общество представляет собой множество людей. Но это не простая сумма отдельных индивидов. В этом множестве возникают
определенные группы, общности, которые отличаются одна от другой и находятся между собой и обществом в целом в разнообразных соотношениях. Естественно возникают вопросы: в силу каких причин в обществе на том или ином этапе возникают определенные общности, что они собой представляют, какие между ними устанавливаются связи, как и почему они развиваются, как функционируют, какова их историческая судьба, как складывается в обществе целостная картина связей и зависимостей этих общностей и складывается ли она вообще и т.д.? Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и их роль в обществе. Эти законы и составляют содержание особой области общественной жизни — его социальной сферы.
В философско-социологической науке выделяют целый спектр социальных структур общества: социально-классовую, социально-территориальную (поселенческую), в основе которой лежат различия между городом и деревней, социально-демографическую, отражающую положение половых и возрастных групп, структуру профессиональную, по отраслям хозяйства. Существенно обогатились и научные представления об этнических общностях и их дифференциации1, микросоциальной структуре общества — первичных коллективах, семье и т.д. Вместе с тем сложилась никем особо не санкционируемая, но тем не менее довольно прочная традиция излишнего разделения, специализации изучения различных элементов социальной жизни. В рамках этой традиции отдельно
изучались, скажем, классы и классовые отношения, этнические общности, коллективы, семья и т.д.
Последствия подобного подхода все еще дают о себе знать, а новые проблемы осмыслены еще не в полной мере. Мы имеем в виду, например, рецидивы механистического сопоставления разных общностей, когда в тех или иных исследованиях они просто «сосуществуют», а не рассматриваются во взаимосвязи, «застылость» многих социальных определений, недооценку микросоциальной
структуры общества, ее недостаточную связь с макросоциальными процессами, слабое внимание к общим методологическим проблемам, касающимся всех общностей, всех социальных связей, недостаточное вычленение именно общих законов всей социальной сферы и некоторые другие проблемы.
Но развитие общества все с большей настойчивостью требует преодоления раздельного изучения отдельных общностей, требует интегрального анализа социальной жизни. На фоне возросших общественных и научных потребностей все острее ощущаются недостатки раздельного анализа социальных проблем, дефицит исследований, в которых социальная жизнь рассматривалась бы комплексно. По-
видимому, своеобразным стержнем развернувшейся некоторое время назад дискуссии о социальной сфере был не столько вопрос о том, выделять или не выделять социальную жизнь как отдельную сферу, сколько обсуждение необходимости именно комплексного обобщающего анализа социальной жизни.
73. Духовная жизнь общества.
Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.
История человечества показала противоречивость человеческого духа, его взлеты и падения, утраты и обретения, трагизм и громадный потенциал.
Духовность сегодня - условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее.
Духовность - сложное понятие. Оно использовалось прежде всего в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. Здесь оно выступало в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб мира и человека.
В других философских традициях оно не столь употребимо и не нашло своего места как в сфере понятий, так и в сфере социокультурного бытия человека. В исследованиях психической сознательной деятельности это понятие практически не используется в силу своей «неоперациональности».
Вместе с тем понятие духовности широко используется в концепциях «духовного возрождения», в исследованиях «духовного производства», «духовной культуры» и т.д. Однако его определение по-прежнему остается дискуссионным.
В культурно-антропологическом контексте понятие духовности употребляется при характеристике внутреннего, субъективного мира человека, как «духовного мира личности». Но что входит в этот «мир»? По каким критериям определять его наличие, а тем более развитие?
Очевидно, что понятие духовности не исчерпывается разумом, рациональностью, культурой мышления, уровнем и качеством знаний. Не формируется духовность и исключительно посредством образования. Разумеется, вне перечисленного духовности нет и не может быть, однако односторонний рационализм, особенно позитивистски-сциентистского толка, недостаточен для определения духовности. Сфера духовности шире по объему и богаче по содержанию того, что относится исключительно к рациональности.
Равно духовность нельзя определить
как культуру переживаний и чувственно-
Понятие духовности, несомненно,
необходимо для определения утилитарно-
Таким образом, главное здесь - не накопление разнообразных знаний, а их смысл и цель. Духовность есть обретение смысла. Духовность - свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения «истины, добра и красоты» и других высших ценностей. На этом пути определяются творческие способности человека не только мыслить и действовать утилитарно, но и соотносить свои действия с чем-то «внеличностным», составляющим «мир человека».
Дисбаланс в знаниях об окружающем мире и о самом себе придает противоречивость процессу формирования человека как духовного существа, обладающего возможностью творить по законам истины, добра и красоты. В этом контексте духовность есть интегративное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и «образ человеческий» в каждом индивиде.
Проблема духовности - это не только определение высшего уровня освоения человеком своего мира, отношения к нему - природе, обществу, другим людям, к себе. Это проблема выхода человека за рамки узко эмпирического бытия, преодоления себя «вчерашнего» в процессе обновления и восхождения к своим идеалам, ценностям и реализации их на своем жизненном пути. Следовательно, это проблема «жизнетворчества». Внутренней основой самоопределения личности является «совесть» - категория нравственности. Нравственность же является определителем духовной культуры личности, задающей меру и качество свободы самореализации человека.
Таким образом, духовная жизнь - важная сторона бытия и развития человека и общества, в содержании которой проявляется подлинно человеческая сущность.
Духовная жизнь общества - область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия.
Генетически духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом законам этого мира. Разумеется, речь не идет о полном тождестве материального и идеального. Суть заключается в их принципиальном единстве, совпадении основных, «узловых» моментов. При этом создаваемый человеком идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает принципиальной автономностью, развивается и по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью. Однако полностью оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку в конечном счете это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире. Результатом такого отрыва для человека является уход в мир иллюзий, психические болезни, а для общества - его деформация под воздействием мифов, утопий, догм, социальных прожектов.
74. Периодизация (типология)….
75. Культура и цивилизация
Понятие цивилизация –
это одно из самых ключевых понятий
современной социально-
Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой:
1. Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.
2. Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.
3. Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство обществаÞ понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, то есть цивилизация использовалась для обозначения культурного качества обществаÞ понимание Морганом и Энгельсом цивилизации, как стадии развития общества вслед за дикостью и варварством, то есть начало расхождения понятий.