Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:10, шпаргалка

Краткое описание

60 ответов на вопросы по философии

Файлы: 1 файл

ВСЕ ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 301.08 Кб (Скачать)

4.         Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.

Типы цивилизаций (в зависимости от основания классификаций можно выделить):

1.         По типу хозяйственной деятельности

·         Земледельческая

·         Индустриальная

2.         В зависимости от контакта с другими цивилизациями

·         Открытые (экстравертные), то есть стремящиеся к расширению своих пределов

·         Закрытые (интравертные)

3.         В зависимости от двух главных противостояний в мировой истории

·         Восточная

·         Западная

·         Промежуточная

4.         В зависимости от способа производства

·         Первобытная

·         Рабовладельческая

·         Феодальная

·         Буржуазная

·         Социалистическая

Но в настоящее время  все чаще современные исследователи  кладут в основу классификации цивилизации  культуру. И, исходя из этого, выделяют традиционную и техногенную цивилизации.

Для техногенной  цивилизации характерно:

1.         Особое представление о природе, природа – это сфера приложения сил человека («природа – не храм, а мастерская и человек в ней работник»);

2.         Человек рассматривается как активное существо, призван преобразовать мир, наиболее ярко в марксистской идеологии, не случайно один из критиков марксизма Р. Арон назвал марксизм не идеологией пролетариата, а доктриной промышленного прогресса;

3.         Направленность деятельности человека вовне, то есть соответственно на преобразование предметов, а не самого себя;

4.         Акцент на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологий.

Для традиционной:

1.         Невмешательство в природу, человек – созерцатель, он не навязывает свою волю миру, не преобразовывает его, а пытается слиться с ритмами;

2.         Направленность человека на самосовершенствование;

3.         Направленность развития техники и технологии на автономию личности и т.д.

Таким образом современная техногенная цивилизация, которая все более приобретает самодовлеющий характер, сопровождается утратой человеком власти над техническим прогрессом и его последствиями. Агрессивность технического вмешательства человека в природу породила одну из острейших проблем современной цивилизации – глобальный экологический кризис.

 

76. Человек как объект философского …Смысл человеческого бытия.

Предметом философии человек становится в  такой философской дисциплине, как  философская антропология, изучающей  человека, его специфику по сравнению  с другими живыми существами, его  место в универсуме (мире), особенности  его существования и мировосприятия. В отличие от культурной антропологии, занятой изучением образа жизни  и сознания людей конкретных культур, философская антропология фиксирует  свое внимание на основных чертах человека как рода. В то же время она  может включать в себя и включает изучение человека как индивидуальности, как субъекта уникальных переживаний (экзистенциальные проблемы).

Философская антропология стремится понять и  ставит такие проблемы:

§ Каково положение человека в мире, какое место занимает он в иерархии вещей и существ? Является ли человек случайным эксцессом бездушной природы или же он причастен высшим силам? Он - только маленький частичный фрагмент мироздания, или он - микрокосм (маленький космос), зеркало мира как целого?

§ Какова природа и сущность человека? Чем он отличается от животных?

§ Существует ли то, что мы называем свободой, и в какой степени человек свободен? Какие виды необходимости господствуют над ним и может ли он преодолеть их?

§ Человек - разумное существо или же существо, руководимое влечениями и страстями? Каковы возможности разума и какова мера влияния бессознательного на наше мышление и поведение.

§ Что такое смерть, как человек должен относиться к ней?

§ В чем смысл жизни? Есть ли у каждого из нас конкретное предназначение и как можно "стать собой"?

§ Какое реальное место занимают в человеческой жизни любовь, справедливость, мужество и другие важнейшие духовные ценности?

Ни на один из этих вопросов нет окончательного и исчерпывающего ответа. Люди каждой новой эпохи дают свои ответы, заново осмысливая свое собственное положение  в мире. Исходя из сказанного, следует  ответить на ключевой для антропологических  изысканий вопрос: каково место человека в мире?

Именно  эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека, отличающую его как особое существо от биофизических проявлений его  природы. Существует три возможных  варианта решения данной проблемы.

1. Сущность  человека духовна. Эта версия  характерна для всех религиозных  и эзотерических (тайных) учений. В соответствии с ней истинная  самость человека не имеет  отношения к эмпирическому миру. Так, в соответствии с христианством  Бог наделяет человека единством  духа и души, способных подняться над инстинктами и телесными требованиями, а также над любыми соблазнами материальной жизни. Человек духовен и потому способен господствовать над плотью. В соответствии с эзотерическими учениями истинное "Я" человека - духовная монада (единица) - просто сменяет из жизни в жизнь разные тела, которые служат лишь средством для самосовершенствования.

2. Сущность  человека - разум. Эта версия сформировалась  в Новое время (рационализм). Она  предполагает, что разум - особая  самостоятельная инстанция (дух)  и человек отличается от животных  именно разумом - умением логически  мыслить, познавать себя и мир. Разум позволил человеку выделиться из животного царства, используя силы самой природы, и он же залог грядущего счастья и прогресса в обществе.

3. Сущность  человека - предметно-деятельная, социокулътурная. Решающую роль в утверждении этой версии сыграли работы Карла Маркса. Человек выступает здесь как существо, которое не пассивно приспособляется к природе, а активно приспосабливает природу к собственным потребностям. Он переделывает ее в трудовом процессе, ставит все новые и новые цели, создает "вторую, очеловеченную природу" - мир культуры. В труде, преобразуя окружающую действительность, человек и проявляет себя как разумный и свободный, ибо творит "по меркам любого вида, в том числе и по законам красоты". Являясь существом трудовым, человек выступает и существом социальным. Он не может трудиться вне общения. Покорение природы и преобразование ее в культуру связано с постоянным взаимодействием людей, со складыванием социальных групп. Поэтому сущность человека - это "совокупность всех общественных отношений". Не биологические черты человека определяют самое существенное в нем, а его социально - групповая принадлежность.

Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни  также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком  содержания и направленности своей  жизни, своего места в мире, как  проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком  целей, выходящих за рамки его  жизни. В этом случае подразумевается  необходимость найти ответ на вопросы:

·             «В чём состоят жизненные ценности?»,

·             «Что является целью (чьей-то) жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще),

·             «Зачем (для чего) мне жить?».

Вопрос о смысле жизни  — одна из традиционных проблем  философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается  преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл  жизни.

Представления о смысле жизни  складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального  положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных  условиях человек может видеть смысл  своей жизни в достижении счастья  и благополучия; во враждебной среде  существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл. 

 

 

77. Природное (биологическое) и социальное в человеке

Человек – существо биосоциальное, то есть одновременно биологическое и социальное, его не следует рассматривать только как явление социальное. Не следует забывать, что он часть природы, ее продукт и является предметом изучения различных отраслей естественных и общественных наук. Хотя специфически биологические признаки опосредованы социальным бытием, это нельзя понимать как отказ от рассмотрения его биологических характеристик, тем более, что они имеют огромное значение в его социальной жизни.

Биологические характеристики человека не включаются в понятие личности. В этом понятии  фиксируются специфические общественные характеристики человека.

Раскрывая содержание социальной среды как  определяющего фактора развития личности, необходимо вычленить из нее «микросреду», или среду ближайшего окружения личности. Именно она играет большую роль в формировании индивидуальности.

Социальная  среда может значительно отличатся  по объему и содержанию от «среды личности». Микросреда входит в понятие социальной среды как совокупности всех общественных отношений. Ее специфику надо видеть в том, что она преломляет и  опосредует воздействие общества на личность и ее духовный мир.

Понятие социальной среды составляет совокупность всех общественных отношений, куда включаются материальные и духовные компоненты, которые по отношению к личности существуют объективно, то есть идейная  среда личности есть объективный  фактор ее формирования.

Существенным  элементом микросреды личности является окружающая ее духовная атмосфера. Она  складывается из различных факторов, включая состояние общественного  сознания, его содержание и формы, средства и методы воздействия на личность в системе обучения и  воспитания, средства массовой коммуникации, а также психологию коллектива, в  котором личность живет, работает, учится, те нормы и системы ценностей, которыми регулируется поведение людей  в этих коллективах.

Человек, становясь социальным существом, не перестает быть существом биологическим, он выделяется из природы, но это выделение  не абсолютно, а относительно. Здесь  имеется примерно такое же соответствие, какое существует между формой и  содержанием развивающихся явлений. Это не означает, что социальное в природе человека относится  только к форме. Оно «пронизывает»  природу человека в целом, но между  социальным и природным в человеке в рамках их единства существует различие, которое может превращаться в противоположность.

Причины биологического характера определяют индивидуально-неповторимые особенности  людей: набор генов, получаемых от родителей, уникален. Он несет информацию, предопределяющую развертывание свойственных лишь данному  человеку признаков: особенности темперамента, характера, черты лица и вообще весь телесный облик.

Ограниченное  рассмотрение человека либо в рамках чисто культурологического подхода, либо в узких пределах биологии (в  частности, генетики, физиологии, психологии, медицины и т.п.) нередко приводит к упрощенным толкованиям соотношения  биологического и социального в  человеке. На основе этого упрощения  возникают различные версии панбиологизма и пансоциологизма, например различного рода социальные неурядицы и даже уродства объясняются непреодолимыми природными качествами человека. Даже новейшие концепции социал-биологизма и социал-дарвинизма на альтернативно поставленный вопрос «гены или социум» на первое и ведущее место ставят гены. При этом биологическая судьба человечества рисуется весьма многоцветно. Одни оптимистически считают, что существующая наследственная система человечества полноценно отражает итоги его развития как уникального биологического вида. Ее стабильность и совершенство столь велики, что она может служить неограниченно долго в пределах обозримого грядущего. Другие утверждают, будто человек как биологический вид уже клонится к угасанию. Причина этого видится в создании собственной среды жизни и успехах медицины, благодаря которым человечество уклонилось от сурового действия естественного отбора и накладывает на себя груз повышенного давления накапливающихся мутаций. Социальные бури и взрывы, с этой точки зрения, отражают угасание человеческого рода. Третьи полагают, что человек, будучи биологически молодым видом, все еще несет в своей наследственности слишком много генов животных. Социальная среда, в которой он живет, создана не историей человечества, а деятельностью лишь избранных его представителей. Этот взгляд обосновывает не только разного рода элитаризм, но и его оборотную сторону — теоретический расизм.

78. Личность и общество.

Личность - это  человеческий индивид в аспекте  его социальных качеств, формирующихся  в процессе исторических конкретных видов деятельности и общественных отношений. Сущность “особой личности”  составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная природа, а ее социальное качество. Человеческий индивид - это  единичный представитель человеческого  рода, отдельно взятый человек, безотносительно  к его реальным антропологическим  и социальным особенностям. Родившийся ребенок - индивид, 
но он еще не есть человеческая индивидуальность, так как человеческая индивидуальность - это неповторимый самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, это индивидуальная форма общественной жизни человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"