Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:10, шпаргалка

Краткое описание

60 ответов на вопросы по философии

Файлы: 1 файл

ВСЕ ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 301.08 Кб (Скачать)

Закон единства и борьбы противоположностей марксизм использовал для обоснования  необходимости классовой борьбы.

Согласно диалектике, разрешение противоречия ведет к смене качества, а значит, к отрицанию предыдущего. Следовательно, отрицание — это  момент развития, выражающий связь  двух последовательных  стадий (состояний) развивающегося объекта. Но утверждение последующей стадии происходит на базе предыдущей, поэтому последующая стадия  сохраняет, удерживает некоторые существенные элементы предыдущей.

Дальнейшее развитие приводит к отрицанию предыдущего отрицания, а значит, возвращение к предыдущему  качеству,  восстановление того, что отрицалось ранее, возврат к уже пройденной стадии развития. Но это не простой возврат к исходной точке. Это развитие по спирали. Возврат происходит на более высоком уровне, так как то прежнее уже обогатилось своим отрицанием. Закон отрицания отрицания объясняет преемственность, в развитии и говорит о его направленности, то есть, отвечает на вопрос «Куда идет развитие?».

Марксизм использовал  этот закон для обоснования неизбежности социалистической революции и перехода к коммунизму.

 

48. Закон и закономерность, детерминизм и индетерминизм.

Современное научное знание дает достаточно оснований для вывода, что изменения в материальном мире осуществляются по определенным законам. Под законом в философии понимается повторяющаяся, устойчивая, внутренняя, общая, существенная, необходимая связь между предметами и процессами. Закон — это граница, обусловливающая характер связей и пределы их действия. Повторяемость, т.е. неоднократное возобновление той или иной связи, выступает первым признаком взаимозависимости тех или иных предметов или процессов. Устойчивостьсвидетельствует о способности связи выдерживать колебательные процессы, противостоять разрушению своей структуры. Внутренний характер выступает показателем системности связи, противостояния ее внешним воздействиям. Указание на то, что закон выражает общую взаимосвязь, означает, что он действует в определенном классе явлений, а не характеризует единичное. Существенная связь — то есть важная для существования. Необходимая — стало быть, обязательно когда-нибудь проявится, пробьется среди случайностей.

Существует две категории  законов: законы природы, в том числе  природы человеческого общества, и законы, придуманные людьми. Законы природы абсолютно объективны, непротиворечивы  и нерушимы. А законы, придуманные людьми, так переменчивы, непоследовательны и противоречивы, будто специально предназначены для нарушения или для наказания за нарушение, что в сущности одно и то же.

Понятие закона близко к понятию  закономерности, которая может рассматриваться как некоторое «расширение закона» или «совокупность взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность изменений системы». 
Между этими категориями существует постоянная взаимозависимость: вновь открытые законы и закономерности, в свою очередь, служат очередной ступенью познания новых зависимостей и законов

Словом детерминизм (от лат. determino - определяю, причиняю) в современной философской литературе называют философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира. В истории науки детерминизм сводился к причинности, однако развитие научного познания показало, что причинная связь как основная форма детерминизма есть лишь момент всемирной взаимозависимости, звено в цепи развития материи. Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим.

Принципиальным недостатком  раннего детерминизма (античного, новоевропейского) было то, что он ограничивался одной  причинностью, к тому же трактуемой чисто механистически. Признавая  лишь однозначную, жёсткую детерминацию явлений, механистический детерминизм  придавал универсальный характер законам  механики (описанных в учениях  Галилея, Ньютона), отвергал существование  случайности в природе. Этот детерминизм  не мог быть последовательно реализован в ряде важных отраслей науки о  природе, в особенности биологии, и оказывался бессильным в объяснении социальной жизни и явлений сознания. Новое развитие детерминизма происходит в диалектическом материализме (учении, созданном Марксом и Энгельсом  на основе переосмысления идеалистической  диалектики Гегеля в 19 в). Ядром марксистской концепции социального (исторического) детерминизма является признание закономерного  характера общественной жизни (путем  последовательной смены общественно-экономических  формаций - первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической; основой  изменений выступаю экономические процессы, производственные отношения). Это, однако, не означает, что ход истории предопределён заранее и осуществляется с фатальной необходимостью. Законы общества (переход количественных изменений в качественные, закон отрицания, единства и борьбы противоположностей), определяя основную линию исторического развития, вместе с тем не предопределяют многообразия деятельности индивида и социальной группы. В общественной жизни постоянно складываются различные возможности, осуществление которых во многом зависит от сознательной деятельности людей. Детерминизм, т. о., не только не отрицает свободы (хотя именно это его свойство и вызывало наибольшее количество критики в его сторону), но, напротив, предполагает способность человека и социальной группы к выбору целей деятельности

Детерминизму противостоит индетерминизм (от лат. in - приставка, означающая отрицание, и детерминизм), отказавшийся от признания объективности причинной связи (онтологический индетерминизм), либо отрицавший ее универсальный характер, познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм). В истории философии индетерминизм и детерминизм выступают также как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека (проблема свободы воли), его выбора, проблеме ответственности человека за совершённые поступки. Индетерминизм трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеческого выбора и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме.

 

49. Законы диалектики и их характеристика.

Законов целое множество, есть и не познанные.

Рассмотрим три  основополагающих закона диалектики:

---  Закон единства  и борьба противоположностей,

---  закон взаимного  перехода количественных и качественных  изменений,

---  закон отрицания  отрицания.

  Диалектическими  противоположностями называются  одновременно взаимо–исключающие и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса).  Формула "Единства и борьбы" противоположностей выражает напряженное взаимодействие "полярных" свойств, изложений движения, развития.

  Используя закон  единства и борьбы противоположностей  всеобщего и вообще любой объект в частности, можно расценивать их как соединение двух гипотетических начал - мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой точки зрения - анатомической, психологической,

Философской - есть подвижный результат двух начал. Даже если вспомнить мифо Меркурии – две Земли переплетаются в не поддающихся узорах, и только тогда, когда Апполон бросает золотой жезл, они образуют вокруг него гармоническую фигуру.

  Любая ориентация, стремление определяет мужское  в мужчине, женское в женщине.

Движение слева  направо, вверх, от центра к периферии - мужское.

Справа влево, вниз, от периферии - женское.

 Отсюда минимум  два вывода:

1) любое "слева"  уже подразумевает "направо";

2) любое "вверх"  имеет смысл, если известен "низ".

Все направления  легитимны (-по закону) тогда, когда имеется центр.

 Противоречие - выражает  внутренний источник всякого  развития, движения.

Познание внутреннего  ( сущностного ) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики. "Диалектика есть изучение противоречия в самой сущностей предметов" "Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг друга обуславливающих), т.е. взаимодействующих противоположностей".

"Единство тождества и различия - такова диалектическая форма противоречия"

  Противоположности  характеризуются как взаимообусловленные  и взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Противоположности ,по словам Гегеля, "имеют против себя" не просто иное, а "свое иное ".Диалектика противоречия отражает двойственное отношение внутри целого:

1.Единство противоположностей.

2.Их борьбу.

  Типы (виды) противоречий:

 а) внутренние  и внешние. Внутренние противоречия  -это противоречия между элементами структуры; а внешние -это противоречия различных систем, явлений. Общество и природа, организм и среда.

 б) Основные  и не основные ,главные и неглавные. Пример: Взаимные превращения нейтрона, протона, электрона, мезона в ядре атома представляют собой процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий, но это не приведет к изменению атома - полярность ядра электронные оболочки остаются!

  В материалистической  диалектике отрицание рассматривается  как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей.

  Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием.

  Диалектическое  отрицание включает в себя  триединный процесс:

1) деструкции (разрушения, преодоления, изживания ), прежнего;

2) кумуляции (накопление, суммирование ) - (частичного сохранения,

препятственности, трансляции );

3) конструкции (формирования ,создания нового).

  Отрицание отрицания  предполагает цикличность, относительнуюповторяемость, поступаемость.

 Закон количественных  и качественных изменений имеет  категории:

  1. Качество-это  совокупность свойств, указываемых  на то ,что представляет собой вещь, чем она является.

  1. Количество-это  совокупность свойств, характеризующих  величину вещи, ее размеры.

  2. Качество -такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.

  2. Количество-характеристика  по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

  Каждая отдельная  вещь обладает бесчисленным количеством  свойств, единство которых, означает ее качество.

 

50. Система категорий  диалектики.

Диалектика - это учение о наиболее общих формах связей и развития природы, общества, человека и мышления. Различают понятия объективной диалектики - это диалектика природы, вещи, объектов; субъективной диалектики - отражение объективной диалектики в сознание человека. В систему диалектики входят категории - это наиболее общие понятия, которые отражают существенные и закономерные стороны предметов, явлений окружающего мира. Категории диалектики отличаются от единичных категорий Ф (материя, сознание, движение и т д) тем, что являются парными и отражают одну, но очень существенную сторону действительности, ее противоречивый характер. Категории диалектики позволяют более полно познать окружающий нас объективный мир. 1) единичное и всеобщее: В воплощает в себе все богатство индивидуального, отдельного, что Е не существует без В, а В без Е, что Е не только связано со В, но в некоторых случаях переходит в него. Так на практике при изучение единичного объекта в его специфических условиях опираются на знание всеобщих законов, действующих в этих объектах; 2) причина и следствие: явление называют П др. явление, если оно предшествует второму во времени и является предпосылкой для возникновения и развития второго, является его следствием. П и С - объективные понятия, отношение между ними - причинно-следственная связь. При чем, что является причиной для одних явлений, может быть следствием для других; 3) необходимость и случайность: Н - это то, что обязательно должно произойти в данных условиях, С - это то, что могло не произойти, но было вызвано несущественными внешними причинами данного явления. Н и С могут порождаться как собственной природой объекта (внутренние), так и внешними обстоятельствами (внешние). Задача науки состоит в том, чтобы в случайностях раскрыть их необходимую основу; 4) сущность и явление: С - это качественное своеобразие объекта, которое проявляет себя во взаимодействии с другими объектами, в том числе с нашими органами чувств (всегда конкретна). Я - это непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное его видение, которое зависит от строения и действия органов чувств субъектов познания; 5) содержание и форма: С - совокупность взаимосвязанных элементов данного явления. Ф - это способ существования и выражения этого С, т е его модификации. С и Ф относительно самостоятельные категории, но ведущая роль принадлежит С: каково содержание такова и Ф. Изменение Ф - это отражение преобразования С; 6) возможность и действительность: В - тенденция развития существующих явлений, наличие условий их возникновения (реальная, абстрактная). Д - это явление, которое уже существует в качеств реализации этой В. В тогда становится Д, когда существуют для этого определенные условия. Закон - совокупность внутренних, необходимых, существующих, повторяющихся, общих связей в явлениях и между явлениями.

 

51. Проблема сознания в философии

Признание в материализме материи  в качестве субстанции сразу же ставит проблему объяснения сознания, его  происхождения и сущности. Если в  мире ничего нет, кроме движущейся материи, то что же такое сознание? Оно же существует. Для древнегреческих материалистов душа — это либо воздух, либо огонь, либо движение тончайших атомов.

Но в дальнейшем было осознано качественное отличие явлений сознания от материальных вещей. Это отличие состоит в  невещественности, идеальности сознания. В образах, ощущениях, возникающих  в нашем сознании, нет ни грамма вещества. Синее, сладкое и т.д. в  природе как таковые не существуют, они идеальны. Идеальны и те образы, которые мы имеем при восприятии предметов. Идеальны картины нашего воображения. Идеальны и общие понятия (добро, справедливость и т.д.)

Поэтому под идеальным одни понимают субъективный образ (существующий только в голове данного субъекта) объективного мира (красное, соленое), другие — объективную (существующую независимо от данного субъекта), но нематериальную реальность (стоимость, справедливость).

Как же решается проблема сознания?

Уже в  древности существовало представление о самостоятельном существовании души. Например, у Платона душа живет то в мире идей, то вселяется в тело. В христианстве разум человека — искра божьего разума, дарованная при рождении, после смерти она покидает тело. Душа бессмертна. У Декарта материя и сознание сосуществуют независимо друг от друга.

Для субъективного идеализма, кроме  явлений сознания, ничего не существует, сознание является субстанцией.

Для материализма сознание есть свойство материи. Объяснить это свойство — одна из главных проблем для  материализма.

Данная проблема существует и в  естествознании. Это психофизиологическая проблема — как связано мышление с нейродинамическими процессами головного мозга и психофизическая проблема — как связаны психика и материальные процессы в веществе мозга.

Материализм решает данную проблему на основе теории отражения. Сознание считается свойством материи — свойством отражения. Этим свойством материя обладает на всех уровнях. Отражение — это свойство взаимодействующих тел воспроизводить в своей внутренней структуре особенности друг друга.

Это свойство в неживой природе  слабо выражено, например, железо изменяет внутреннюю структуру под воздействием магнита и т.п. У растений —  это уже раздражимость, у животных — это чувствительность и далее  сложная психика у позвоночных, особенно обезьян.

Качественно иная психика у человека. Психика животных предназначена  для приспособления к среде, у  человека — для ее преобразования. Отсюда проблема происхождения этой качественно новой психики —  сознания.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"