Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:10, шпаргалка
60 ответов на вопросы по философии
Теоретическая разработка Лениным проблем социального развития была не только неразрывно связана с практикой революционной деятельности, но и была подчинена этой деятельности. В этом проявлялись почти буквальное следование Лениным одиннадцатому тезису Маркса о Фейербахе, в котором говорилось о том, что предназначением философии должно быть не объяснение, а изменение мира. В социально – философских работах Ленина анализируются вопросы, связанные с пониманием роли народных масс и личности в истории, классов и классовой борьбы, социальной революции, сущности государства, закономерностей становления социализма. В трактовке истории он опирался на ее материалистическое, марксистское понимание, обосновал положение о возможности победы социализма в одной, отдельно взятой стране, развил учение о сущности и роли диктатуры пролетариата. В теории культурной революции Ленин акцентировал внимание на необходимости воспитания «культуросообразного» человека, способного овладеть не только культурными ценностями, но и творить их.
В своих работах Ленин
обращался к философским
К наиболее важным философским работам В.И. Ленина можно отнести: «Материализм и эмпириокритицизм», «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал – демократов», «Государство и революция», «О значении воинствующего материализма», «Философские тетради».
39. «Русский космизм» как философское направление.
Из всех направлений русской
философии в советский период
наибольшего взлета достигла философия
космизма. Её основоположниками были Вл.
Вернадский и К. Циолковский.
Циолковский не считал себя верующим и
отвергал наличие двух начал во Вселенной:
материального и духовного.
Обращаясь к рассмотрению материи, Циолковский
выдвигал три начала или принципа: время,
пространство и сила. Эти понятия являются
прежде всего «элементами суждений», и
оттого они вполне субъективны. Без материи
не существует ни времени, ни пространства,
ни силы, и наоборот.
Главным для Циалковского было учение
о монизме материи. Его материя, а значит
и атом, оживотворена, действует по законам
не только физического, но и психологического
мира. По его мнению, нельзя допустить,
чтобы чувствительной признавалась только
часть Вселенной, т.е. собственно живая
материя. Но из этого вовсе не следует,
что человек чувствует и познает мир как
и всё остальное. Чувствительность Вселенной
находит выход в двух измерениях: количественном
и качественном. С этой точки зрения, все
тела — живые и мертвые — обладают одинаковой
по качеству, но различной по количеству
степенью раздражительности.
Так как «атом всегда жив», следовательно
ему свойственно чувство радости и страдания,
более того, к его сущности относится и
само «я» — сознание или разум. Разум ,
основанный на «эгоизме атома», доводится
до совершенства в человеческих существах.
По мнению Циолковского, разум должен
стремиться не только к самосовершенствованию,
но и к совершенствованию окружающего
мира. Это своего рода суд, но «суд не страшный,
а милостивый и выгодный для несовершенных»;
ведь после их безболезненного естественного
умирания без потомства они впоследствии
вновь оживают для лучшей жизни. В конечном
счете преобразится не только всё человечество,
но и сущность атома, который перестанет
источать импульсы несовершенства. Атомы
будут соединяться только в . разумных
и сознательных существах, либо же в телах,
. усовершенствованных разумом.
Фундаментальное открытие Вернадского
— осознание того, что современная эпоха
ознаменовывается переходом от биосферы
к ноосфере.
Биосферу Вернадский определил как область
Земли, охваченную живым веществом (совокупностью
живых организмов).
Важнейшим признаком разнородности биосферы
служит то, что в живом веществе процессы
протекают иначе, чем в костной материи,
особенно если рассматривать их в аспекте
времени. В живом веществе они идут в масштабе
исторического времени, в костном — в
масштабе геологического.
Первостепенную роль в деле полного заселения
биосферы человеком принадлежит развитию
научной мысли и неразрывно связанным
с этим успехом техники передвижения и
мышления, возможностям мгновенной передачи
мысли на расстояния. Человечество все
более становится неделимым и единым.
Всё это свидетельствует о новом переходе
биосферы в ноосферу. На этой стадии человечество,
как единое целое, охватит весь земной
шар и окончательно решит вопрос о лучшем
устройстве жизни. Оптимистический идеал
ноосферы наводил Вернадского на понятие
о новой этике для нового человечества,
связанного с научным прогрессом.
40. Русская философия
после 1917 г.: официальная философия
и философия русского
Основные этапы философии в СССР.
1-й этап с 1922 - 1930 гг.
Это время, когда идеологические тиски уже были, но ещё не сжались и в рамках материалистической философии оставалось место для дискуссий и споров. Для этого был основан философский журнал «Под знаменем марксизма».
Какие проблемы решались?:
1) Соотношение в жизни
человека и общества
2) Дискуссия вокруг
3) В 1925 г. была впервые
опубликована работа Энгельса
«Диалектика природы», где систематически
был изложен диалектический
спор между механистами и диалектиками.
-механисты (во главе с Н.И. Бухариным)
· подчеркивали материализм диамата за счет диалектики, которую считали лишь подсобным методом
· защищали автономию естественных наук против философской диктатуры.
· в идее развития более подчеркивали эволюцию, чем качественные скачки и чем революцию.
-Диалектики (профессор Деборин) считали именно материалистическую диалектику главной сутью марксизма.
Тогда же, в 20-е годы, в России работают такие ставшие впоследствии знаменитыми авторы, как Михаил Бахтин («Философия поступка», 1921 г.), Алексей
Федорович Лосев (с 1927 по 1930 гг. Им написано восемь томов произведений),
Густав Густавович Шпет, Лев Семенович Выгодский, создавший культурно- историческую теорию развития психики.
2-й этап 1930 - 1953 гг. Сталинский.
Это время теоретического упадка, полной вульгаризации и догматизации марксизма. В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)», где в качестве 4-го раздела была не большая по объему статья «О диалектическом и историческом
материализме». Эта статья была объявлена «вершиной марксистского философского мышления» и положена в основу преподавания философии и методологии научного познания. Вся философия свелась к «цитатничеству» классиков марксизма.
Тем не менее в этот период:
1) В.И. Вернадский создает «Размышления натуралиста», где развивается идея ноосферы.
2) Кета Романович Мегрелидзе создает книгу « Основные проблемы социологии мышления», на которой впоследствии учились философскому раздумью целые поколения советских философов.
3) Возникает целый ряд
формальных философских
· на базе МГУ и ЛГУ создаются философские факультеты
· с 1947 г. начинает выходить существующий поныне журнал «Вопросы
философии».
3-й этап 1953 - 1991 гг.
Явное оживление философской мысли начинается примерно с 60-х годов хотя до этого:
-с 1956 г. философию преподают как самостоятельный предмет не только в
гуманитарных вузах и университетах, но и в технических;
-в 1958 г. - возникает ещё
один философский журнал «
-с конца 50-х гг. Советские философы начинают принимать участие в
международных философских конгрессах.
Во время революции, а также после окончания Гражданской войны в России, большая часть русских философов, по своей или чужой воле, оказалась за границей. В числе изгнанных оказались: Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, Г.П.Фёдоров, Г.Ф.Флоровский. Находясь в эмиграции эти мыслители не прекратили свою философскую деятельность, а напротив, создали оригинальное направление в русской мысли, получившее название "философии русского зарубежья", которое привлекло внимание Запада к русской философии.
Философия "русского зарубежья"
не имела тематического и
В философии "зарубежья" выделяют три основных направления:
Философия антикоммунизма.
Христианский социализм.
Философия "евразийства".
Философия "русского зарубежья" просуществовали 20-30-е годы, а затем, как организованное движение, сошла на нет. Хотя последний её видный представитель, Н.О.Лосский, умер в 1965 году.
Философия антикоммунизма.
Антикоммунистическая
Философия христианского социализма.
Идеологами "христианского социализма"
считаются такие деятели
Философия евразийства.
Евразийство как социально-политическое учение, появилось в начале 20-х годов нашего столетия. Его манифестами считают работу С.Н.Трубецкого "Европа и человечество" и сборник статей "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев". Центральная тема этих работ - всемирно-историческое призвание России в связи с гибелью европейской культуры в результате I-й мировой войны. По утверждению евразийцев, необходима переоценка всех ценностей, принципиально новый взгляд на историю и будущее человечества. Само название течения говорит о его содержании: дальнейшую разработку "русской идеи" теоретики евразийства вели исходя из евроазиатского положения России и из того факта, что на её историю и культуру оказали влияние как Восток, так и Запад. После того, как европоцентризм потерпел историческое и культурное фиаско, роль мессии выпадает на Россию именно из-за её евроазиатского статуса. К наиболее видным деятелям евразийства относят С.Н.Трубецкого, Г.В.Флоровского, П.Н.Савицкого, П.П.Сувчинского, Л.П.Карсавина, Г.В.Вернадского. Евразийцы, для пропаганды своих взглядов, издавали альманах "Евразийская хроника" и еженедельную газету "Евразия".
41. Понятия «мир», «реальность»,
«картина мира». Роль
Бытие (существование) — одна из исходных
категорий для научного мышления
которая трактуется по разному в разное
время.
Для материалистов— «бытие» —материальный
мир, с которым человечество имеет познание
и практику.
«Бытие» у Гегеля — бытие мирового разума.
Религиозное мировоззрение— «бытие Божее».
Все постулаты являются фактами культуры
и искусства, но такое нематериальное
бытие является объектом веры. При осмыслении
единства мира использовалось понятие
«материи».
В античной философии стремились найти
общую первооснову вещей. Одно из решений
античной философии о «кирпичиках» и строении
всего мира из них стала основой научного
знания вплоть до XX века.
Для материи указывались конкретные характеристики:
существование массы, непроницаемость,
т.е. предполагалось, что существуют не
только неделимые «кирпичики мироздания»,
но и определенные абсолютные свойства
присущие всему мирозданию.
Такая трактовка пережила кризис научной
революции начала XX века. При научной революции
обнаружилось, что реальный мир многообразен
и не существует свойств присущих всем
без исключения объектам.
В этот период распространился другой
поджод к трактовке материи. Он существует
еще с XVIII века, но наибольшее обоснование
он получил в марксистской философии.
Суть его в том, что в основу категории
материи, в основу осмысления единства
мира были положены субъективно — объективные
отношения, взятые в наиболее общей форме.
Поскольку мир бесконечно многообразен,
то оценить его можно относительно нашего
сознания («материя — данная реальность
через ощущения»).
Она указывает на многообразие мира и
является антидогматической. В принципе
возможно определить материю как бесконечную
совокупность объектов, способную проявлять
себя во взаимодействии.
Способность объекта отражаться в сознании,
есть частный случай проявления общей
характеристики реального бытия. При этом
материальный мир оставаясь бесконечно
многообразным обнаруживает некоторое
внутреннее единство. Это единство проявляется
в том, что все объекты при определенных
условиях вза им оп ре вращаются друг в
друга.
Взаимодействуя объекты производят изменения
друг в друге, поэтому мир взаимодействующий
объектов это изменяющийся мир и вся совокупность
происходящих изменений в философии обозначается
понятием движения.
Реальное движение материально, так как
это является процессом изменения материального
мира. Движение абсолютно в том смысле,
что она существует всегда, так как нет
изменения объектов и оно бесконечно многообразно.
Движение объективно противоречиво, ибо
любой объекг одновременно и «прибывает»
и « изменяется». Всеобщее взаимодействие
и изменчивость есть важнейшая характеристика
«бытия».
На протяжении XX века картина мира претерпела
глубокие изменения. В классической науке
мир представлялся как построенный:
1.из неизменных кирпичиков;
2. на однозначных причинных связях.
Мир представляется гигантской машиной
и одно из следствий такого взгляда, это
неспособность мира к саморазвитию, нет
случайностей, нет человеческой свободы.
Пересмотр этой картины мира потребовал
уточнения или изменения традиционных
философских категорий, в которых отражены
общие связи.
42. Категория бытия в философии.
Бытие — предельно широкая
Понятие о целостности мира формировалось
исподволь, его возникновению предшествовал
целый ряд промежуточных понятий и концепций.
Мыслители античности всесторонне и обстоятельно
рассматривали различные альтернативы
философских построений, опираясь на богатый
духовный опыт предшествующего развития
(мифология, религия, искусство). В результате
возникла радикально новая установка
в познании и понимании окружающего мира.
Так, если греческие натурфилософы (ранний
период) рассматривали действительность
как многообразие постоянно изменяющихся
предметов, явлений, процессов, то их последователи
(первый среди них — Парменид) поставили
вопрос о всеобщей и постоянной основе
этих изменений, которая и была названа
бытием.
«Бытие» — производное отелов «быть»,
«есть», весьма распространенных во многих
языках мира, имеет свое специфическое,
собственное философское содержание и
означает не просто существование каких-либо
объектов окружающего мира, а того, что
гарантирует это существование.
Понятие бытия отвлекается от бесконечного
многообразия свойств и качеств конкретных
предметов, кроме одною — быть существующими.
Подобный подход задает миру целостность,
делает его обьектом специфического рассмотрения.
Учение о бытии (онтология) — важный раздел
философскою знания.
В основе понятия бытия лежит убежденность
челове ка в том, что мир существует не
только здесь и сейчас (этот фаю неоспоримо
доказывается человеческим опытом), но
повсюду и вечно (интуитивная деятельность
сознания). Единство этих сторон составляет
самую общую структуру понятия бытия.
Мы непоколебимо верим в то, что при всех
потрясениях в природе и обществе мир
является стабильным, постоянным, вечным.
Этот мир и является истинным бытием, нашей
жизненной опорой. Понятие именно о таком
мире составляет основу смыслообразующей
человеческой деятельности. На интуитивное
«ядро» как бы накладывается определенная
система понятий, образующих смысл, заключенный
в той или иной философской концепции.
Бытие формирует представление о том что
мир вокруг нас развивается и живет по
своим законам, не зависящим от нашей воли,
желаний и произвола. Эти законы обеспечивают
стабильность и гармонию мира, в тоже время
ограничивают нашу деятельность. Понимание
этого и умение следовать требованиям
бытия обеспечивают существование человека.
Можно выделить следующие основные формы
бытия:
вещей, процессов, заключающее в себе бытие
природы как целого и бытие вещей, производимых
человеком;
человека — подразделяется на бытие человека
как природного существа и специфическое
человеческое бытие;
духовного, состоящего из объективного
и субъективного духа;
социальное, состоящее из бытия отдельного
человека и бытия общества.
Бытие как исходное понятие лишь начальный
пункт философского размышления о мире
и человеке. Оно становится содержательным,
конкретно-всеобщим только лишь через
взаимодействие с такими философскими
категориями, как материя, сознание, движение,
пространство, время, системность, детерминизм
и другие. Но это уже относится к последующему
изложению.