Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:10, шпаргалка

Краткое описание

60 ответов на вопросы по философии

Файлы: 1 файл

ВСЕ ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 301.08 Кб (Скачать)

Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах ("Все лебеди - белы"), а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы.

Исторический и  логический методы основаны на диалектике, т. е. взаимопревращении, исторического и логического: изучая историю, мы познаем ее объективную логику, изучая же предмет логически, мы реконструируем его историю. Историзм может быть абстрактным и конкретным. Абстрактный историзм - это эмпирический метод хронологического описания событий без глубокого понимания их сути.

Интегрирующим научным методом, включающим в себя все предыдущие методы как моменты, является метод восхождения от абстрактного к конкретному. Это теоретический системный метод, состоящий в таком движении мысли, которое ведет исследователя ко все более полному, всестороннему воспроизведению предмета.

Методы теоретического исследования Существуют 3 основных метода:

  • аксиоматический - научная теория строится в виде аксиом и правил вывода. Аксиома - положение, принимаемое без логического доказательства и не могущее быть опровергнуто на основе эмпирических фактов. Широко в логике и математике (через 2 точки можно провести 1 прямую). Абсолютно отвергает любые противоречия.
  • гипотетико-дедуктивный метод. Вместо аксиом ставятся гипотезы. Гипотеза - знание, которое может быть опровергнуто сопоставлением с экспериментальными фактами. Широко в физике, электротехнике, экономических науках. Требует хорошей математической подготовки.
  • описательные методы - словесные, графические, схематические. Мысль исследователя намного чаще обращается к данным эксперимента, ей реже удается обнаружить закономерные связи. В биологии, медицине, психологии, социологии.

Теоретические методы (основные)

  • идеализация
  • формализация
  • математическое моделирование
  • рефлексия - как основной м-д метатеоретического познания (1 - над результатами; 2 - анализ познавательных средств и процедур; 3 - выявление предельных культурно-исторических оснований, философских установок, норм и идеалов исследования)

1. Формализация - отображение  содержательного знания в знаково-символическом  виде. При формализации рассуждения  об объектах переносятся в  плоскость оперирования со знаками  (формулами), что связано с построением  искусственных языков (язык математики, логики, химии и т.п.). Главное в  процессе формализации - над формулами  можно производить операции. Тем  самым операции с мыслями о  предметах заменяются действиями  со знаками и символами.

2. Аксиоматический метод  - способ построения научной теории, при котором в ее основу  кладутся некоторые исходные  положения - аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения  этой теории выводятся из них  чисто логическим путем, посредством  доказательства. Аксиоматический метод  - лишь один из методов построения  уже добытого научного знания. Он имеет ограниченное применение, поскольку требует высокого уровня  развития аксиоматизированной содержательной  теории.

3. Идеализация - мыслительная  процедура, связанная с образованием  абстрактных объектов, принципиально  не осуществимых в действительности ("точка", "идеальный газ"  и т.п.). Идеализированный объект  выступает как отражение реальных  предметов и процессов.

4. Моделирование - метод  исследования определенных объектов  путем воспроизведения их характеристик  на другом объекте – модели. По характеру моделей выделяют  материальное и идеальное моделирование,  выраженное в соответствующей  знаковой форме. Материальные  модели являются природными объектами,  подчиняющимися в своем функционировании  естественным законам - физики, механики  и т.п. При материальном моделировании  конкретного объекта его изучение  заменяется исследованием некоторой  модели, имеющей ту же физическую  природу, что и оригинал (модели  самолетов, кораблей, космических  аппаратов и т.п.).

При идеальном моделировании  модели выступают в виде графиков, чертежей, формул, систем уравнений, предложений  естественного и искусственного (символы) языка и т.п. В настоящее  время широкое распространение  получило математическое (компьютерное) моделирование.

6. Системный подход - рассмотрение  объектов как систем. Ему характрны: исследование механизма взаимодействия системы и среды; изучение характера иерархичности, присущей данной системе; обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

7. Структурно-функциональный (структурный) метод строится  на основе выделения в целостных  системах их структуры - совокупности  устойчивых отношений и взаимосвязей  между ее элементами и их  роли относительно друг друга.  Структура понимается как нечто  неизменное при определенных  преобразованиях, а функция как  "назначение" каждого из элементов  данной системы (функции какого-либо  биологического органа, функции  государства,).

63. Формы научного познания  и их взаимосвязь.

Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. При этом указанные стороны познания не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; разум же функционирует на основе той исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то можно в известном смысле говорить о них как о ступенях, этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания имеет свою специфику и существует в своих формах.

Чувственное позвание реализуется в виде непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним миром. Заметим, что такое познание может осуществляться и с использованием специальных технических средств (приборов), расширяющих возможности органов чувств человека. Основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.

Ощущения возникают в мозгу  человека в результате воздействия  факторов окружающего мира на его  органы чувств. Каждый орган чувств представляет собой сложный нервный механизм, состоящий из воспринимающих рецепторов, передающих нервов-проводников и соответствующего отдела мозга, который управляет периферийными рецепторами. Например, орган зрения — это не только глаз, но и нервы, ведущие от него в мозг, и соответствующий отдел в центральной нервной системе.

Ощущения — психические процессы, происходящие в мозгу при возбуждении  нервных центров, управляющих рецепторами. «Ощущения – это отражение  отдельных свойств, качеств предметов объективного мира, непосредственно воздействующего на органы чувств, элементарное далее психологически неразложимое познавательное явление». Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают нам сведения о форме предметов, об их цвете, о яркости световых лучей. Слуховые ощущения сообщают человеку о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание дает возможность нам ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т. п. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи.

Восприятие — это целостный  чувственный образ предмета, формируемый  мозгом из ощущений, непосредственно  получаемых от этого предмета. В  основе восприятия лежат сочетания  различных видов ощущений. Но это  не просто механическая их сумма. Ощущения, которые получаются от различных  органов чувств, в восприятии сливаются  в единое целое, образуя чувственный  образ предмета. Так, если мы держим в руке яблоко, то зрительно мы получаем информацию о его форме и цвете, через осязание узнаем о его весе и температуре, обоняние доносит его запах; а если мы попробуем его на вкус, то узнаем кислое оно или сладкое. В восприятии уже проявляется целенаправленность познания. Мы можем сконцентрировать внимание на какой-то стороне предмета и она будет «выпячена» в восприятии.

Восприятия человека развивались  в процессе его общественно-трудовой деятельности. Последняя ведет к созданию все новых и новых вещей, увеличивая тем самым количество воспринимаемых предметов и совершенствуя сами восприятия. Поэтому восприятия человека более развиты и совершенны, чем восприятия животных. Как заметил Ф. Энгельс, орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла.

На основе ощущений и восприятий в мозгу человека складываются представления.

Представление является большим шагом  вперед по сравнению с восприятием, ибо в нем присутствует такая  новая черта, как обобщение. Последнее  имеет место уже в представлениях о конкретных, единичных предметах. Но в еще большей степени это  проявляется в общих представлениях (т. е., например, в представлении  не только о данной конкретной березе, растущей перед нашим домом, но и  о березе вообще). В общих представлениях моменты обобщения становятся куда более значительными, чем в любом  представлении о конкретном, единичном  объекте.

Представление принадлежит еще  к первой (чувственной) ступени познания, ибо имеет чувственно-наглядный  характер. Вместе с тем, оно является и своеобразным «мостиком», ведущим  от чувственного познания к рациональному.

В заключение отметим, что роль чувственного отражения действи-тельности в обеспечении всего человеческого познания весьма значительна:

— органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно  связывает человека с внешним  предметным миром;

— без органов чувств человек  не способен вообще ни к познанию, ни к мышлению;

— потеря части органов чувств затрудняет, осложняет познание, но не перекрывает его возможности (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание, свою волю и т.п.);

— рациональное базируется на анализе того материала, который дают нам органы чувств;

—регулирование предметной деятельности осуществляется прежде всего с помощью информации, получаемой органами чувств;

— органы чувств дают тот минимум  первичной информации, который оказывается  необходимым, чтобы многосторонне  познать объекты, чтобы развивать  научное знание.

Рациональное познание (от лат. ratio — разум) — это мышление человека, являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством познания закономерностей, определяющих их бытие. Дело в том, что сущность вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются только с помощью мыслительной деятельности человека.

Формами рационального познания (мышления человека) являются: понятие, суждение и умозаключение. Это наиболее широкие  и общие формы мышления, которые  лежат в основе всего неисчислимого  богатства знаний, которое накопило человечество.

Исходной формой рационального  познания является понятие. «Понятия - это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют  общие существенные свойства; отношения  предметов и явлений, а благодаря  этому одновременно суммируют важнейшие  свойства о способах действия с данными  группами предметов и явлений».

«Суждение — это та форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами (т. е. указывается на наличие или  отсутствие чего-либо у чего-то)». Являясь  относительно законченной мыслью, отражающей вещи, явления объективного мира с  их свойствами и отношениями, суждение обладает определенной структурой.

Будучи формой существования и  выражения понятия, отдельное суж-дение, однако, не может полностью выразить его содержание. Такой формой может служить лишь система суждений и умозаключение. В умозаключении наиболее отчетливо проявляется способность мышления к опосредованному рациональному отражению действительности. Переход к новому знанию осуществляется здесь не путем обращения к данному чувственном опыте предмету познания, а на основе уже имеющихся знаний.

Умозаключение содержит в своем  составе суждения, а следовательно, и понятия), но не сводится к ним, а предполагает еще их определенную связь.

 

64. Методология научного  познания.

Методология научного познания, как  и сама наука, — явление конкретно-историческое. Что касается современного, ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОГО  этапа развития науки, то для него характерны следующие основные МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ:

1. Изменение характера объекта  исследования (им все чаще становится  саморазвивающиеся открытые сложные  «человекоразмерные системы») и усиление роли междисциплинарных, комплексных программ в их изучении.

2. Осознание необходимости глобального  всестороннего взгляда на мир.  Отсюда — сближение естественных  и социальных наук (и обмен  их методами), восточного и западного  мышления, рациональных и иррациональных, научных и вненаучных подходов и т. п. Все более характерным для современной науки становится методологический плюрализм.

3. Широкое внедрение во все  частные науки и научные дисциплины  идей и методов синергетики  — теории самоорганизации, ориентированной  на поиск законов эволюции  открытых неравновесных систем  любой природы — природных,  социальных, познавательных.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"