Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:10, шпаргалка
60 ответов на вопросы по философии
8. Философия Сократа
Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э.
Сократ – великий античный мудрец, основатель собственной школы, по сути своей был скептиком, но не вынуждал других принимать свою точку зрения, а особым способом, задавая вопросы, заставлял каждого человека выразить свою собственную философию. В центре внимания Сократа был человек. Но он рассматривается Сократом как нравственное существо. Поэтому философия Сократа—это этический антропологизм. Интересам Сократа были чужды как мифология, так и физика.
В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества.1 И сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Переход от натурфилософии к моральной философии, связанный с именем Сократа, произошел не сразу. Сократ действительно явился тем мыслителем, который в хаотической путанице софистики отделил истинное от неистинного, свет от темноты. Почва, на которой он стоит, у него с софистами общая. И его принципом является отрицательная власть субъективного, не обусловленная никаким внешним объектом, свободная от ограниченного и определенного, которые считаются прочной реальностью непосредственного сознания; человек также у него относится только к самому себе; он также, по его мнению, имеет критерий реальности в себе самом. Однако Сократ значительно отличается от софистов тем, что для него таким критерием является не отдельное, а всеобщее сознание, сознание истинного и доброго, что он определяет разумную, абсолютную цель, содержание, хотя и продиктованное мышлением, но тем не менее сущее в себе и для себя, устойчивое, субстанциальное добро, как сущность субъективности.
В центре сократовской мысли – тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. Согласно Плутарху, Сократ рассматривал подходящим для учения любое место, поскольку весь мир является школой благодетельности.
Сократ увидел, что человек внутренне "не пуст". Отсюда и знаменитое "Познай самого себя". Мудрец Сократ говорил, что глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя и думать, что знаешь то, чего ты не знаешь.
Внутренний закон, которому подчиняется человек, отличается от законов природы, он возвышает человека над его собственной ограниченностью, заставляет мыслить: "сам бог обязал человека жить, занимаясь философией". Философия – вот истинный путь к Богу.
В центре учения Сократа - человек, поэтому его философию называют началом первого антропологического поворота в истории философской мысли.
Сам Сократ не оставил сочинений, он не брал денег со своих учеников, не заботился о семье. Главной задачей своей жизни он считал обучение человека мышлению, умению находить в себе глубинное духовное начало.
9. Философия Платона
Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.
Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:
материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);
весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:
монархия – справедливая власть одного человека;
тирания – несправедливая власть одного человека;
аристократия – справедливая власть меньшинства;
олигархия – несправедливая власть меньшинства;
демократия – справедливая власть большинства;
тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:
все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;
работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;
воины занимаются физическими упражнениями, тренираются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;
философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;
философы и воины не должны иметь частной собственности;
жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;
не существует брака, все жены и дети общие;
допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
В дальнейшем Платон пересмотрел
некоторые идеи своего проекта, допустив
небольшую частную
10. Философия Арестотеля как энциклопедическое учение.
Философская
мысль Древней Греции достигла наибольшей
высоты в творениях Аристотеля (384-322 до
н.э.), воззрения которого, энциклопедически
вобравшие в себя достижения античной
науки, являют собой грандиозную систему
конкретно-научного и собственно философского
знания в его удивительной глубине, тонкости
и масштабности. Исходя из признания объективного
существования материи, Аристотель считал
ее вечной, несотворимой и неуничтожимой.
Материя не может возникнуть из ничего,
не может также увеличиться или уменьшиться
в своем количестве. Однако сама по себе
материя, по Аристотелю, инертна, пассивна.
Она содержит лишь возможность возникновения
действительного многообразия вещей.
Чтобы эту возможность превратить в действительность,
надо придать материи соответствующую
форму. Под формой Аристотель разумел
активный творческий фактор, благодаря
которому вещь становится действительной.
Форма — это стимул и цель, причина становления
многообразных вещей из однообразной
материи: материя — своего рода глина.
Для того чтобы из нее возникли разнообразные
вещи, необходим гончар — бог (или ум —
перводвигатель). Форма и материя неразрывно
связаны между собой, так что каждая вещь
в возможности уже содержится в материи
и путем естественного развития получает
свою форму. Весь мир представляет собой
ряд форм, находящихся в связи друг с другом
и расположенных в порядке все большего
совершенства.
Категории — это фундаментальные понятия
философии. Аристотелевское рассмотрение
соотношения материи и эйдоса (формы),
акта и потенции выявляет энергийный динамизм
сущего в его развитии. При этом мыслитель
усматривает причинную зависимость явлений
сущего: все имеет причинное объяснение.
В связи с этим он проводит различение
причин: есть действующая причина—это
энергийная сила, порождающая нечто в
потоке универсального взаимодействия
явлений сущего, не только материи и формы,
акта и потенции, но и порождающей энергии-причины,
имеющей наряду с действующим началом
и целевой смысл: «то, ради чего».
Аристотель разработал иерархическую
систему категорий, в которой основной
была «сущность», или «субстанция», а остальные
считались ее признаками. Стремясь к упрощению
категориальной системы, Аристотель затем
признал основными только три категории:
сущность, состояние, отношение.
По утверждению Аристотеля, мировое движение
есть цельный процесс: все его моменты
взаимно обусловлены, что предполагает
и наличие единого двигателя. Далее, исходя
из понятия причинности, он приходит к
понятию о первой причине. А это так называемое
космологическое доказательство бытия
божия. Бог есть первая причина движения,
начало всех начал. И в самом деле: ведь
ряд причин не может быть бесконечным
или безначальным. Есть причина, сама себя
обусловливающая, ни отчего не зависящая:
причина всех причин. Ведь ряд причин никогда
бы не закончился, если не допустить абсолютного
начала всякого движения. Этим началом
является божество как общемировая сверхчувственная
субстанция.
Аристотель дал анализ различных «частей»
души: памяти, эмоций, перехода от ощущений
к общему восприятию, а от него — к обобщенному
представлению; от мнения через понятие
— к знанию, а от непосредственно ощущаемого
желания — к разумной воле. Душа различает
и познает сущее, но она «немало времени
проводит в ошибках» — «добиться о душе
чего-нибудь достоверного во всех отношениях
безусловно труднее всего». Согласно Аристотелю,
смерть тела освобождает душу для ее вечной
жизни: душа вечна и бессмертна.
Познание у Аристотеля имеет своим предметом
бытие. Основание опыта — в ощущениях,
в памяти и привычке. Любое знание начинается
с ощущений: оно есть то, что способно принимать
форму чувственно воспринимаемых предметов
без их материи. Разум же усматривает общее
в единичном. Нельзя приобрести научное
знание лишь с помощью ощущений и восприятий
в силу преходящего и изменчивого характера
всех вещей. Формами истинно научного
знания являются понятия, постигающие
сущность вещи. Детально и глубоко разработав
теорию познания, Аристотель создал труд
по логике, который сохраняет свое непреходящее
значение и поныне. Он разработал теорию
мышления и его формы, понятия, суждения,
умозаключения и т.д. Аристотель является
основоположником логики.
11.Особенности и этапы развития философии средневековья
Философии Средневековья присущи свои особенности. Понижение социального статуса философии, ее полная зависимость от религии отразились и на ее содержании, круге обсуждавшихся ею основных проблем, ее онтологии, антропологии, гносеологии.
1)Основой, первопричиной всего существующего является Бог. Причем Бог как всемогущее существо — не только создатель мира и человека, он еще и постоянный руководитель всей жизни, «провидец» жизни каждого. Таким образом, с точки зрения своего учения о бытии средневековая философия была философией теоцентризма.
У средневековой философии была
и своеобразная антропология,
Поскольку рационально обосновать свою онтологию и антропологию средневековой философии было довольно трудно, ею была создана своеобразная теория познания, гносеология. Ее суть сводилась к тому, что истиной может быть признано не только то, что обоснованно разумом, но и то, что соответствует нашему внутреннему переживанию, желанию верить, не рассуждая.
Основными этапами средневековой философии являются патристика и схоластика.
Патристика (христианское богословие II—VIII вв.).
Представителями: Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Аврелий Августин и др. Эти философы отстаивали религиозные христианские догматы против язычества и гностицизма, утверждая несовместимость античной мудрости с христианской верой. Основными темами средневековой патристики являются проблема сущности и бытия Бога, происхождения зла в мире), свобода воли человека и возможность спасения души.
Схоластика (IX—XIV вв.). Термин обозначает «школьную философию», мудрость, которой обучают в монастырских школах и университетах. Схоластика развивает проблематику патристики, систематизирует и рационализирует христианское мировоззрение.
Схоластика подразделяется на ряд этапов:
· ранняя (IX—XI вв.): Эриугена, Ансельм Кентерберийский;
· зрелая или классическая (XII—XIII вв.): Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин и др;
· поздняя (XIII—XIV вв.): Иоанн Дуне Скот, Мейстер Экхарт и др.
Проблемы соотношения
веры и разума, единичного и общего,
по-прежнему в качестве важнейших тем
сохраняются вопросы о бытии Бога, возможности
спасения души и т.п. Центральную проблему зрелой схоластики
составляет спор об универсалиях — общих
идеях, об отношении единичного к общему
и о реальности существования общего. В
зависимости от ответа на этот вопрос
в средневековой философии формируются
три позиции. Реализм,
Противоположная реализму позиция — номинализм. Номиналисты утверждали, что универсалии являются простыми именами вещей, поэтому существуют только в разуме человека, и не обладают самостоятельным существованием в качестве вещи. Номиналисты не отвечают на вопрос о первичности материи или духа, для них, как и для всех средневековых философов первичной остается духовная реальность. Номинализм получил широкое распространение в поздней схоластике, его представители — Иоанн Росцелин и Уильям Оккам.
Концептуализм — философская позиция, примиряющая реализм и номинализм, согласно которой реально существуют отдельные вещи, а общее обретает реальность в сфере ума в виде понятий. Создателем концептуализма является Пьер Абеляр.
Основными принципами средневекового философского мышления считаются геоцентризм — Бог есть центральная точка мировоззрения, креационизм — вера в то, что все существующее является актом божественной воли, сотворено Богом из ничего; провиденциализм — вера в божественную предопределенность всего существующего; эсхатологизм — вера в конец света и действенное ожидание его.
12. Философия Августина и Фомы Аквипокского
У истоков средневековой философии стоит фигура Аврелия Августина - "Святого", "Блаженного" (354-430).
В вопросе "разум или вера?" у Августина не было колебаний: конечно, вера, а точнее - превосходство веры над разумом. Вера должна предшествовать пониманию ("верь, чтобы понимать") и быть критерием всех доступных нам истин. Истину надо искать в Боге, а не в науках. Разум подкрепляет положения веры, но сам истину найти не может. Истины разума ограничены, неполны. Истину можно найти только "влечением сердца", т. е. верой, которая важнее разума.
Проблема всех проблем для Августина - человек, но не сам по себе, а как образ и подобие Бога. Тайну этого образа и подобия разгадает "лишь тот, кто познал самого себя". В античности свобода являлась свойством разума: выбор фактически определялся познанием, был как бы его логическим продолжением, завершением, следствием. У Августина свобода есть свойство воли: разум познает, но выбирает все-таки воля. Воля же лишь тогда подлинно свободна, когда она не причиняет зла, наоборот - добродетельна, ориентирована на благо. Но что такое зло, и что - добро, благо? Августин считает, что в сущности своей зло - это любовь к самому себе, а благо - любовь к Богу, служение Христу
Человеческая история, по Августину, есть история борьбы града небесного и града земного. Или, что то же самое, - церкви и государства, божественного и природного в человеке и обществе. Периодизация этой борьбы строится на аналогии с шестью днями божественного творения мира и шестью возрастами человеческой жизни (младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст и старость). Первый период истории человечества, его младенчество, или раннее детство, начинается с первых членов царства небесного и царства земного Авеля и Каина и продолжается до потопа - первой серьезной кары всех нечестивцев. Шестой период кладет конец земной истории человечества. Конец истории - это второе пришествие Христа, воскрешение и страшный суд, когда праведники будут окончательно отделены от грешников; первые соединятся с Богом, своим истинным владыкой, обретут вечное блаженство, а вторые отправятся в ад на стенания и муки вечные.