Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 22:08, шпаргалка

Краткое описание

Понятие и исторические типы мировоззрения.
Мировоззрение - это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя; это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Философия не является первичной формой мировоззрения в истории развития человечества, она возникает на основе предшествующих мировоззренческих форм - мифологии и религии.

Файлы: 1 файл

shpory.doc

— 1.37 Мб (Скачать)

1)Проблема. Ступень, на которой  возникает сложные и противоречивые  вопросы, требующие разрешения.

2)Выработка гипотезы. Научно-обоснованного  предположения, требующего  проверки.

3)Разработка непосредственно теории, т.е. системы знаний, описывающих определённые явления.

Знание - это проверенны общественно-исторической практикой и логикой результат познавательной деятельности, выражающий в знаковой форме объективные свойства и связи природной, социальной и духовной реальности. Как уже говорилось выше главной целью познователной деятельности является выработка знания.

 

 

 

39.Основные формы чувственного  и рационального познания.

Выделяют два уровня познания: чувственное (осуществляется посредством органов чувств – зрение, слух, обоняние, осязание и вкус)  и рациональное (осуществляется посредством форм мыслительной деятельности).

Выделяют следующие формы чувственного познания:

1.Ощущение – это образ отдельных  свойств предмета, непосредственно  воздействующего на органы чувств.

2.Восприятие- отображение уже не  отдельного свойства, а их систему, целостность, возникшее при их  непосредственном контакте с  нашими органами чувств. Восприятие  основано на способности человека  одновременно к обобщению (синтезу) отдельных свойств и выделению полученного образа из окружающей среды.

3.Представление-это воспроизводство  в сознании человека чувственных  образов предметов без непосредственного  контакта с ними. Представление  может строиться на основе  памяти или воображения. Воображение- это воспроизводство в сознании чувственных образов предметов, не воспринимавшихся ранее.

Существуют также  3 формы рационального познания:

1.Понятие- это форма мышления, в  которой фиксируются общие существенные  свойства определённого класса  явлений. Понятия закрепляются и выражаются в языке в виде слова или словосочетания. В них отражены характеристики объектов, которые не даны в непосредственном чувственном опыте, но позволяют  группировать мир явлений в относительно самостоятельные виды и подвиды.

2.Суждение- форма мысли, выраженная предложением, в которой что-то утверждается о предмете, или отрицается. Языковыми формами выражения суждения являются предложения и высказывания. Суждения строятся  как  соединение двух или нескольких понятий с целью получения нового знания.

3.Умозаключение- форма мысли, в  которой на основе нескольких  суждений делается новый вывод. Выделяют индуктивное (от частного  к общему) и дедуктивное (от общего  к частному) умозаключения. Умозаключения  позволяют нам получать знания  без непосредственного обращения к опыту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40.Познание как творчество. Роль воображения и интуиции  в познавательном  процессе.

Помимо выделенных уровней  ( рациональный и чувственный), важную роль в процессе познания играют интуиция и воображение.

Интуиция- это механизм получения непосредственного знания об объекте, достигаемого путём его моментального схватывания без логических цепочек и доказательств. Интуиция позволяет соединить элементы старого знания в новое качество, одновременно придавая новые характеристики  уже познанному. В структуре познавательного процесса она выполняет синтетические функции, соединяя непосредственность и индивидуальность чувственного опыта с универсальностью  рациональных истин.

Воображение – воспроизводство в сознании чувственных образов предметов, не воспринимавшихся ранее. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Следует отметить, что воображения создаются только путём переработки  отдельных сторон имеющихся у человека образов  реальной действительности.

Деятельность воображения самым тесным образом связана  с эмоциональными переживаниями человека.

Творческая деятельность самым тесным образом связана с познанием, т.к. предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить. Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее — материальные и духовные ценности. Без познания как таковой творческой деятельности не существовало бы. Познание является основой творческой деятельности, тем  инструментом с помощью которого реализуется приобретённое знание. Таким образом, творчество как процесс создания нового выражает конструктивный и преобразовательный труд человека, неразрывно связанный с его познавательной деятельностью, что является отражением объективного мира в сознании человека. Творчество - это прежде всего сборный процесс (это и познание, самопознание, и самореализация человека). В процессе творчества не только отражаются предметы и явления объективного мира, но и познаются условия и причины возникновения и существования этих предметов и явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. Познание и практика.

Практика (практическая деятельность) – это деятельность людей, направленная на изменение окружающего мира. Изучения познания как такового показало, что познание необходимо рассматривать в тесной связи с практикой.

Наиболее обстоятельная разработка связи познания с практикой получила развитие в марксизме. Маркс характеризовал практику как специфически человеческую, сознательную, целеполагающую, целесообразную, материальную (чувственную, предметную) деятельность людей по изменению мира. Также Маркс выделил те функции, которые практика выполняет в познании:

1)Практика является целью познания. Так как познание осуществляется  не ради простого любопытства, а для того, чтобы направлять  и соответствующим образом, в  той или иной мере, регулировать  деятельность людей. Задача человека  состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве "руководства к действию" по его преобразованию, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.

2) Практика является основой  познания. Она пронизывает все  его стороны, моменты, формы, ступени  от его начала и до его  конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений  и кончая самыми абстрактными  теориями, обусловливается в конечном счете задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения.

3) Практика является критерием  истины. Практика – единственный  критерий истины (Маркс и Энгельс).

 

 

 

 

42. Понятие истины и  ее критерии.

Истина – это соответствие наших знаний действительности.

Свойства истины:

1) Истина субъективна по форме  и объективна по содержанию.

2) Истина конкретна (абстрактных  истин нет).

3)Истины бывают абсолютными (полное  знание об объекте) и относительными (неполное, неточное знание).

Истина выступает в качестве цели познавательной деятельности, характеризуя природу знаний как достоверной информации о действительности.

В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на критерий истины (критерий - это средство проверки достоверности знания):

1.Сенсуализм. Критерием истины  считали чувственный опыт (Фиербах, Гольбах).

2.Рационализм. Критерием истины  является разум, ясность и чёткость (Рене Декарт, Спиноза).

3.Конгерентаная концепция. Согласно  которой, критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний  (Нейрат).

4.Прагматизм. Критерием истины  является то, что лучше всего  работает на нас (Джеймс, Рорти).

5.Марксизм. Единственный критерий  истины-практика (Маркс, Энгельс).

6.Конвенциализм. Критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений, т.е. научной истинной является то, что признано большинством учёных.

 

 

43. Вненаучное и научное  познание. Специфика научного познания.

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Вненаучное (обыденное) познание - это познание, реализуемое в повседневной жизненной практике.

При изучении научного познания следует учитывать основные его различия с обыденным познанием, которые и являются его специфическими отличиями от других видов познания:

1)Субъектом познания в научном  познании является специалист, профессионально  подготовленный человек, обладающий  особыми знаниями и умениями.

2)Объектом познания являются  законы действительности, объекты, которые могут быть освоены  не сегодняшней, а будущей практикой, а не предметы повседневной практики и материального производства как в обыденном познании.

3)Способом познания выступает  особый вид практики (научный  эксперимент) и мыслительная деятельность  с идеальными объектами, использующая специальные методы познания и выражающая свои результаты с помощью искусственного языка. В обыденном же познании способом познания выступает практическая деятельность с реальными объектами, не использующая особые методы познания и фиксирующая свои результаты в естественном языке.

4)Результатом научного познания  является  научное знание –  принципиально новое знание об  объективных существенных свойствах  вещей и явлений и законах  их бытия. В обыденном познании  – обыденное знание, не обладающее  принципиальной новизной и ограниченное внешними сторонами вещей.

44.Понятие науки и  ее основные аспекты (наука как  деятельность, социальный  институт  и система знаний). Функции науки  в современном обществе.

 

Наука – это познавательная деятельность общественного субъекта, направленная на выработку и развитие объективных, системно организованных и обоснованных знаний о законах реальности. Иными словами, она представляет собой сложное социально-культурное явление, которое выступает как:

1)Система достоверных знаний о различных сферах мира.

В качестве системы знаний наука представляет собой совокупность различных сведений о мире, объединённых в строгую  и логически упорядоченную целостность. Такая система включает в себя разнообразные формы знания – факты, эмпирические зависимости, проблемы, гипотезы, законы, теории, научные картины мира, идеалы и нормы науки и  её философские основания.

2)Деятельность по производству знаний.

Наука – это особый вид познания, представленной в виде активной целенаправленной деятельности исследователя, ориентированной на получение принципиально нового знания о той или иной сфере мира, законах её функционирования и развития.

3)Социальный институт.

Будучи социальным институтом, наука предполагает наличие системы специальных учреждений (Академии, НИИ, ВУЗы, лаборатории и т.д.), профессиональных коллективов и специалистов, различных форм коммуникаций между ними (научные издания, конференции и т.д.). Всё это вместе взятое обеспечивает само существование науки в современном обществе, её функционирование и совершенствование.

Функции науки в современном обществе:

  • Культурно-мировоззренческая- наука производит истинное знание как фундамент современного мировоззрения и значимый компонент духовной культуры (образование и воспитание личности невозможно сегодня без усвоения основных достижений науки);
  • Непосредственно производительной силы- все достижения технического и технологического процесса представляют собой практическую реализацию научного знания;
  • Социальной силы - наука внедряется сегодня в самые разные сферы общественной жизни, направляет и организует практически все виды человеческой деятельности, вносит существенный вклад в решение социальных проблем (например, глобальных проблем современности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45.Методы научного исследования  и их классификация.

Метод — это система предписаний, требований, благодаря которым решается конкретная практическая или научная (теоретическая) задача.

Классификация научных методов обусловлена структурой научного исследования как такового. Научные методы делятся на два уровня:

1. Методы эмпирического познания .

2. Методы теоретического познания.

Методы эмпирического познания реализуются в процессе научного опыта, где главная роль принадлежит чувствам. К методам эмпирического познания относятся:

1) наблюдение — это целенаправленное  изучение предмета на основе  работы органов чувств без  вмешательства в изучаемое явление;

2) эксперимент — это целенаправленное  изучение предмета в специально  созданных, искусственных и контролируемых условиях. Здесь предмет воспроизводится искусственно;

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"