Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 22:08, шпаргалка
Понятие и исторические типы мировоззрения.
Мировоззрение - это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя; это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Философия не является первичной формой мировоззрения в истории развития человечества, она возникает на основе предшествующих мировоззренческих форм - мифологии и религии.
1)Проблема. Ступень, на которой
возникает сложные и
2)Выработка гипотезы. Научно-обоснованного предположения, требующего проверки.
3)Разработка непосредственно т
Знание - это проверенны общественно-исторической практикой и логикой результат познавательной деятельности, выражающий в знаковой форме объективные свойства и связи природной, социальной и духовной реальности. Как уже говорилось выше главной целью познователной деятельности является выработка знания.
39.Основные формы
Выделяют два уровня познания: чувственное (осуществляется посредством органов чувств – зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) и рациональное (осуществляется посредством форм мыслительной деятельности).
Выделяют следующие формы чувственного познания:
1.Ощущение – это образ
2.Восприятие- отображение уже не
отдельного свойства, а их систему,
целостность, возникшее при их
непосредственном контакте с
нашими органами чувств. Восприятие
основано на способности
3.Представление-это
Существуют также 3 формы рационального познания:
1.Понятие- это форма мышления, в
которой фиксируются общие
2.Суждение- форма мысли, выраженная предложением, в которой что-то утверждается о предмете, или отрицается. Языковыми формами выражения суждения являются предложения и высказывания. Суждения строятся как соединение двух или нескольких понятий с целью получения нового знания.
3.Умозаключение- форма мысли, в которой на основе нескольких суждений делается новый вывод. Выделяют индуктивное (от частного к общему) и дедуктивное (от общего к частному) умозаключения. Умозаключения позволяют нам получать знания без непосредственного обращения к опыту.
40.Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе.
Помимо выделенных уровней ( рациональный и чувственный), важную роль в процессе познания играют интуиция и воображение.
Интуиция- это механизм получения непосредственного знания об объекте, достигаемого путём его моментального схватывания без логических цепочек и доказательств. Интуиция позволяет соединить элементы старого знания в новое качество, одновременно придавая новые характеристики уже познанному. В структуре познавательного процесса она выполняет синтетические функции, соединяя непосредственность и индивидуальность чувственного опыта с универсальностью рациональных истин.
Воображение – воспроизводство в сознании чувственных образов предметов, не воспринимавшихся ранее. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Следует отметить, что воображения создаются только путём переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности.
Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека.
Творческая деятельность самым тесным образом связана с познанием, т.к. предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить. Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее — материальные и духовные ценности. Без познания как таковой творческой деятельности не существовало бы. Познание является основой творческой деятельности, тем инструментом с помощью которого реализуется приобретённое знание. Таким образом, творчество как процесс создания нового выражает конструктивный и преобразовательный труд человека, неразрывно связанный с его познавательной деятельностью, что является отражением объективного мира в сознании человека. Творчество - это прежде всего сборный процесс (это и познание, самопознание, и самореализация человека). В процессе творчества не только отражаются предметы и явления объективного мира, но и познаются условия и причины возникновения и существования этих предметов и явлений.
41. Познание и практика.
Практика (практическая деятельность) – это деятельность людей, направленная на изменение окружающего мира. Изучения познания как такового показало, что познание необходимо рассматривать в тесной связи с практикой.
Наиболее обстоятельная разработка связи познания с практикой получила развитие в марксизме. Маркс характеризовал практику как специфически человеческую, сознательную, целеполагающую, целесообразную, материальную (чувственную, предметную) деятельность людей по изменению мира. Также Маркс выделил те функции, которые практика выполняет в познании:
1)Практика является целью
2) Практика является основой
познания. Она пронизывает все
его стороны, моменты, формы, ступени
от его начала и до его
конца. Весь познавательный процесс,
начиная от элементарных
3) Практика является критерием истины. Практика – единственный критерий истины (Маркс и Энгельс).
42. Понятие истины и ее критерии.
Истина – это соответствие наших знаний действительности.
Свойства истины:
1) Истина субъективна по форме и объективна по содержанию.
2) Истина конкретна (абстрактных истин нет).
3)Истины бывают абсолютными (полное знание об объекте) и относительными (неполное, неточное знание).
Истина выступает в качестве цели познавательной деятельности, характеризуя природу знаний как достоверной информации о действительности.
В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на критерий истины (критерий - это средство проверки достоверности знания):
1.Сенсуализм. Критерием истины считали чувственный опыт (Фиербах, Гольбах).
2.Рационализм. Критерием истины является разум, ясность и чёткость (Рене Декарт, Спиноза).
3.Конгерентаная концепция. Согласно которой, критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний (Нейрат).
4.Прагматизм. Критерием истины является то, что лучше всего работает на нас (Джеймс, Рорти).
5.Марксизм. Единственный критерий истины-практика (Маркс, Энгельс).
6.Конвенциализм. Критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений, т.е. научной истинной является то, что признано большинством учёных.
43. Вненаучное и научное познание. Специфика научного познания.
Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.
Вненаучное (обыденное) познание - это познание, реализуемое в повседневной жизненной практике.
При изучении научного познания следует учитывать основные его различия с обыденным познанием, которые и являются его специфическими отличиями от других видов познания:
1)Субъектом познания в
2)Объектом познания являются законы действительности, объекты, которые могут быть освоены не сегодняшней, а будущей практикой, а не предметы повседневной практики и материального производства как в обыденном познании.
3)Способом познания выступает особый вид практики (научный эксперимент) и мыслительная деятельность с идеальными объектами, использующая специальные методы познания и выражающая свои результаты с помощью искусственного языка. В обыденном же познании способом познания выступает практическая деятельность с реальными объектами, не использующая особые методы познания и фиксирующая свои результаты в естественном языке.
4)Результатом научного
44.Понятие науки и ее основные аспекты (наука как деятельность, социальный институт и система знаний). Функции науки в современном обществе.
Наука – это познавательная деятельность общественного субъекта, направленная на выработку и развитие объективных, системно организованных и обоснованных знаний о законах реальности. Иными словами, она представляет собой сложное социально-культурное явление, которое выступает как:
1)Система достоверных знаний о различных сферах мира.
В качестве системы знаний наука представляет собой совокупность различных сведений о мире, объединённых в строгую и логически упорядоченную целостность. Такая система включает в себя разнообразные формы знания – факты, эмпирические зависимости, проблемы, гипотезы, законы, теории, научные картины мира, идеалы и нормы науки и её философские основания.
2)Деятельность по производству знаний.
Наука – это особый вид познания, представленной в виде активной целенаправленной деятельности исследователя, ориентированной на получение принципиально нового знания о той или иной сфере мира, законах её функционирования и развития.
3)Социальный институт.
Будучи социальным институтом, наука предполагает наличие системы специальных учреждений (Академии, НИИ, ВУЗы, лаборатории и т.д.), профессиональных коллективов и специалистов, различных форм коммуникаций между ними (научные издания, конференции и т.д.). Всё это вместе взятое обеспечивает само существование науки в современном обществе, её функционирование и совершенствование.
Функции науки в современном обществе:
45.Методы научного
Метод — это система предписаний, требований, благодаря которым решается конкретная практическая или научная (теоретическая) задача.
Классификация научных методов обусловлена структурой научного исследования как такового. Научные методы делятся на два уровня:
1. Методы эмпирического познания .
2. Методы теоретического
Методы эмпирического познания реализуются в процессе научного опыта, где главная роль принадлежит чувствам. К методам эмпирического познания относятся:
1) наблюдение — это
2) эксперимент — это