Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 22:08, шпаргалка

Краткое описание

Понятие и исторические типы мировоззрения.
Мировоззрение - это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя; это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Философия не является первичной формой мировоззрения в истории развития человечества, она возникает на основе предшествующих мировоззренческих форм - мифологии и религии.

Файлы: 1 файл

shpory.doc

— 1.37 Мб (Скачать)

Четвёртая научная революция конец 20 века:

  • Постнеклассическая наука — термин ввёл В. С. Степин в своей книге «Теоретическое знание»
  • Объекты её изучения: исторически развивающиеся системы (Земля, Вселенная и т. д.)
  • Синергетика, базирующаяся на представлении, что исторически развивающиеся системы совершают переход от одного относительно устойчивого состояния к другому, и при этом появляется новая уровневая организация элементов системы и их саморегуляция.
  • Воздействие субъекта познания на такого рода системы может стать тем "небольшим случайным воздействием", которое обусловит необратимый (и нежелательный для исследователя) переход системы с одного уровня организации на другой.
  • Историческая реконструкция как тип теоретического знания стала использоваться в космологии, астрономии и физике.
  • Субъект познания не является внешним наблюдателем, существование которого безразлично для объекта.
  • Наука впервые обращается к изучению исторически развивающихся систем, непосредственным компонентом которых является сам человек: биосфера (глобальная экология), медикобиологические и биотехнологические (генная инжерения) объекты и т.д.
  • При изучении такого рода сложных систем идеал ценностно-нейтрального исследования неприемлем.
  • Рациональное познание утрачивает приоритет перед дорациональными и внерациональными познавательными формами.
  • Космология как научная дисциплина.
  • Теория эволюции Вселенной способствует появлению в постнеклассическом типе рациональности элементов античной рациональности.

 

 

 

 

49.Этика науки и социальная  ответственность ученого.

 

Научное сообщество – система взаимосвязанных между собой ученых. Их объединяют нормы и ценности науки. Выделяют национальные научные сообщества (например, белорусские ученые, американские ученые) и дисциплинарные научные сообщества (например, физики, химики, социологи).

Системное исследование науки, её междисциплинарных связей, социальных целей и ценностей дополняется значимым аспектом её функционирования – этическим, что предполагает разработку системы моральных принципов и правил поведения познающего субъекта как члена научного сообщества и общества в целом. Сегодня оформляется система прикладной этики в виде биоэтики, медицинской этики, экологической этики и др., что чётко указывает на включение этической компоненты в научное познание.

Этика науки – комплекс ценностей и норм, принятых в научном сообществе и определяющих поведение учёного. Этические нормы науки позволяют осуществлять контроль над деятельностью ученых. Есть нормы самой науки (те требования, которые предъявляет к ученому научное сообщество) и социальные нормы (те требования, которые предъявляет к ученым общество). Регулируется деятельность ученых этими нормами через общественное мнение (через поощрение или  порицание).  К основным принципам этики науки относят:

  • Универсализм – учёный должен руководствоваться общими критериями и правилами, предъявляемыми к научному поиску и научному знанию.
  • Всеобщность – результаты научного исследования должны рассматриваться как общее достояние членов научного сообщества.
  • Незаинтересованность – стремление к истине должно быть главным в деятельности учёного и не зависеть от различных вненаучных факторов.
  • Организованный скептицизм – критичность и самокритичность в оценке научных достижений.

Сегодня предпринята попытка разработать  своеобразный нравственны кодекс учёного путём включения новых этических норм, которым должны следовать современные учёные:

 

  1. Гражданская и нравственная ответственность учёного за последствия его открытия;
  2. Отсутствие права на опасный эксперимент;
  3. Добросовестное отношение  к научному труду: ответственность за качество полученной информации, запрет на плагиат, уважение к научным результатам предшественников и коллег;
  4. Решение научных споров исключительно научными средствами, не превращая теоретические разногласия в личную неприязнь;
  5. Ответственность за воспитание научной молодёжи в духе гуманизма, демократических норм, научной честности.
  6. Общество как система. Основные сферы жизнедеятельности общества

 

Существует много определений понятия «общество» . В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.   

     В широком смысле  общество — это обособившаяся  от природы, но тесно связанная  с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

         В философской  науке общество характеризуется  как динамическая саморазвивающаяся  система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

         Для анализа  сложноорганизованных систем, подобных  той, которую представляет собой  общество, учеными было выработано  понятие «подсистема». Подсистемами  именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

         Подсистемами  общества принято считать сферы  общественной жизни, которых обычно  выделяют четыре:

         1) экономическая (ее элементами являются материальное  производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

         2) социальная (состоит из таких структурных  образований, как классы, социальные  слои, нации, из их взаимоотношений  и взаимодействий друг с другом);

         3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);

         4) духовная (охватывает различные формы и  уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества  образуют явление духовной культуры).

         Каждая  их этих сфер, будучи сама элементом  системы, называемой «общество», в  свою очередь оказывается системой  по отношению к элементам, ее  составляющим. Все четыре сферы  общественной жизни взаимосвязанны  и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальная структура общества

 

Социальная жизнь - это социальное взаимодействие человека и общества. В многообразии целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, т. е. происходит «сведение» индивидуального к социальному, формируется социальная структура общества.

Примитивные формы производства и организации труда - это формы кровной родственной связи и типы семьи, простейшие социальные отношения.

Социально-единое общество постепенно перерастало в социально-дифференцированное. Это происходило на основе разделения функций при общественном разделении труда. В социально-дифференцированное общество входят:

1) народности, нации;

2) классы;

3) социальные группы - городское, сельское  население и люди преимущественно  умственного и физического труда;

4) первичные коллективы людей (например, трудовые);

5) семьи;

6) индивиды.

Формируются и другие социальные образования: неформальные группы, диффузные, элитные.

Центральное место в социально-дифференцированном обществе занимают Классы. Обобщенным признаком классов является их историческое место в определенной системе производства. Классы – это такие группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря различию определенного места в укладе общественного хозяйства.

Наряду с теорией классов существует Теория стратификации. В ней деление общества на страты (слои) производится не только по структуре экономического базиса, но и по иным критериям: профессии, доходу, образованию и др.

Общественное разделение труда обусловливает также разделение интересов представителей города и деревни, умственного и физического труда, производителей и потребителей, управляющих и управляемых, общенародных, коллективно-групповых и индивидуальных, общегосударственных и местных, национальных, работающих и безработных и т. д.

Важной составной частью социальной политики является нахождение разумного соотношения общечеловеческого и национально-государственного интересов. Что касается Нации, то ее, по всей вероятности, следует рассматривать как единство этнического, социально-экономического и культурно-исторического компонентов, из которых преобладающий определяется конкретными условиями жизни данной нации.

Для современного общества характерно переплетение процессов Социальной интеграции (цельность) и Социальной дифференциации (различие). Происходят расширение хозяйственно-экономических связей, политических и культурных контактов, интернационализация общественной жизни в целом, координируются усилия по борьбе с угрозой войн, экологическим кризисом, болезнями, международной преступностью.

По мере развития общих черт жизни одновременно усиливаются различия - профессиональные, культурно-бытовые, возрастные, национально-языковые.

В целом классовая структура размывается, а внутриклассовая и неклассовая социальная дифференциация усиливается. Предположительно, что полное упразднение социальных групп невозможно. В дальнейшем социальный организм будет усложняться, а не превращаться в нечто однородное.


 

  1. Духовная жизнь общества

 

Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Она может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром.

Основные элементы духовной жизни общества. Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается различными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни и духовной жизни общества.

К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения.

Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т.д.

Все это принимает вид и значение соответствующих духовных ценностей, в качестве которых могут выступать те или иные взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, наконец, само духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат, скажем, в семье, производственном и ином коллективе, в межнациональном общении и в обществе в целом.

Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью их усвоения возможно большим числом людей. Это имеет решающее значение для повышения их грамотности и духовной культуры. Важную роль в этом играет деятельность, связанная с функционированием многих учреждений науки и культуры, с образованием и воспитанием, осуществляется ли она в семье, школе, институте или же в производственном коллективе и т.д. Результатом такой деятельности является формирование духовного мира многих людей, а значит, обогащение духовной жизни общества.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальные отношения и социальные противоречия. Эволюция и революция в общественной динамике

 

. Слово "эволюция" имеет два  значения: во-первых, всякое развитие  вообще, независимо от того, как  оно понимается; во-вторых, постепенное, непрерывное, медленное развитие. Здесь  слово используется в первом  значении.

По Конту, социальный прогресс носит мирный, непротиворечивый характер. Он, правда, признает критические фазы в социальном развитии, когда происходят революционные изменения и столкновение различных социальных сил, но это для него все-таки скорее патология, чем норма. Для Маркса, наоборот, социальные противоречия, конфликты, противоборство всякого рода - источник социального развития. Эти противоречия и конфликты, с его точки зрения, носят в принципе постоянный характер, то обостряясь, то несколько затухая, но никогда не прекращаясь. Они охватывают всю социальную систему и ее элементы; они присутствуют как внутри этих элементов, так и между ними. Будучи приверженцем диалектики, Маркс не только констатирует противоречивый и конфликтный характер социального развития, но и позитивно его оценивает. Подобно тому как Конт не только констатировал, но и воспевал согласие, Маркс не только исследовал, но и восхвалял конфликты.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"