Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 22:08, шпаргалка
Понятие и исторические типы мировоззрения.
Мировоззрение - это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя; это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Философия не является первичной формой мировоззрения в истории развития человечества, она возникает на основе предшествующих мировоззренческих форм - мифологии и религии.
В эпоху фундаментальных сдвигов в самих основах общественного устройства, обусловленные появлением новой формы труда и внедрением информационных технологий в сферы экономики, политики, духовной жизни общества, происходит размывание общественных институтов, национального государства и патриархальной семьи, обеспечивающих процессы обретения индивидом идентичности. Обнаруживая себя в центре коммуникативных потоков, дискурсивных практик, человек сталкивается с проблемами самоидентификации. С одной стороны, индивид растворяется в массе, которая предстает как нечто усредненное, неразличимо-нейтральное, сумма равнозначных индивидов. С другой стороны, современное общество характеризуется небывалым всплеском индивидуализма, нарциссизма, как повышенного внимания к собственному «Я». В основе двух этих противоположных тенденций лежат трудности самоопределения человека. «Я», индивид оказывается ареной действия противоречий мира, поэтому глобальный кризис приобретает особенное звучание при ближайшем рассмотрении, как конкретного человека, так и отдельного социального организма и современной цивилизации в целом.
Противоречие между потребностями универсальных глобальных ценностей и требованием сохранить свою самобытность и определяет направление социальных изменений в нашем глобализирующемся мире. Это противоречие и есть столкновение идентичностей.
Глобальной культурной интеграции, начавшейся как объективный процесс, противостоит не менее объективное явление - культурно-цивилизационная дифференциация государств, т.е. стремление к сохранению собственной культурной уникальности, национальной идентичности, самобытности. К числу государств с собственной уникальной культурой относится и Россия, которой предстоит сложная задача - интеграции в мировое глобализирующееся пространство на правах самостоятельного суверенного государства.
Современный человек осознает себя членом социума, потому изменения идентичности обусловлены социальными изменениями. Это актуализирует необходимость рассматривать «Я» и сознание как существенный элемент человеческого бытия в мире, очертания которого приобрели ' размытые контуры. По Сартру, человек как проект складывается из взаимодействий с окружающей действительностью. Обретение человеком на субъективном уровне своего уникального места в истории человеческом путем единства личной и культурной идентичностей становится ключевым моментом жизни отдельного и общества в целом.
Повышенный интерес к понятию «идентичность» обусловлен современными социальными трансформациями, изменениями в социокультурной среде в масштабах всего человечества.
Новое понимание проблематики идентичности привнесла интерпретация современности как эпохи постмодерна, в которой первоочередное место занимает глобализация, которая, будучи объективным процессом, снижает способность индивидов и обществ контролировать происходящее в мире.
Безусловно, процесс глобализации заново ставится вопрос о базисных ценностях человека и возвращает человека к основанию собственного бытия, в котором не осталось места статичным формам.
Глубокий кризис, который переживает современное общество, проявляется практически во всех сферах жизнедеятельности человека: экономической, политической, социальной:
- катастрофой, ставящей под угрозу само его существование, стала экологическая проблема;
- неспособность рыночной
- углубляющееся социальное
Вместе с тем, процессы глобализации, интенсивно разворачивающиеся в последние десятилетия, способствуют размыванию национальных особенностей. Положительные оценки глобализации все чаще меняются на резко отрицательные, глобалистические настроения правящих элит находят сопротивление в антиглобализме. Сегодня мы живем не в изолированных государствах, а в глобальном экономическом, социальном, политическом порядке. Тотальный кризис проявляется во всех сферах общества: экологической, экономической, политической, культурной, ответом на него должно быть определение границ и возможностей осознания человеком себя. Характер современного общества, общества, представляющего собой непрерывно исчезающую реальность, предъявляет особые требования к отбору концепций человека, личности и ее заостренного выражения в проблеме «Я». «Я» в современном постиндустриальном обществе сталкивается с новыми вызовами, предъявляющими новые требования к человечности, разумности, свободе и ответственности.
Коренная трансформация самих основ общественного устройства в эпоху постиндустриального общества связана с появлением нового типа труда. В результате изменения способа производства существенным образом меняется и механизм самоидентификации субъекта. Производство смещается от производства товаров к производству услуг, где все большее место отводится символической коммуникации, существует явная тенденция к растворению индивида, поглощению его сетью. Несомненно, что сеть, предоставляя больше социальной свободы, мобильности, места для творчества, предстает как новая форма социальной организации, однако это не снимает противоречий времени.