Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 22:08, шпаргалка

Краткое описание

Понятие и исторические типы мировоззрения.
Мировоззрение - это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя; это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Философия не является первичной формой мировоззрения в истории развития человечества, она возникает на основе предшествующих мировоззренческих форм - мифологии и религии.

Файлы: 1 файл

shpory.doc

— 1.37 Мб (Скачать)

Основой развития техники и технологий является научно-техническое творчество. Одной из широко распространенных интерпретаций природы научно—технического творчества является понимание его как процесса применения достижений естественных наук в оптимизации технических и технологических решений. Этот подход согласуется с соответствующими утверждениями о природе техники, технического знания, технической теории, обосновывающими, что технические науки есть не что иное, как сумма прикладных разделов математики, физики, химии, кибернетики, а содержание технических теорий исчерпывается естественнонаучными знаниями.

 Согласно противоположной точке  зрения развитие и утверждение  техники происходит лишь благодаря  тем преимуществам, которые она  дает, увеличивая физические, сенсорные  или вычислительные способности  человека. Однако эти подходы  игнорируют важнейший стимул  научно-технического творчества — социальную практику. Методологический анализ, опирающийся на исследование лишь двух указанных факторов творческой научно-технической мысли, не может претендовать на полноту.

 Структура и направленность  научно-технического творчества связана с социокультурными характеристиками того типа общественной системы, в котором имеют место научные и технические инновации. Научно-техническому творчеству исторически предшествовало творчество техническое. Последнее становится научно-техническим с возникновением и применением научно-технического знания, первоначально представленного статикой и гидростатикой Архимеда (изучение животрепещущих для античности проблем - перемещение грузов, установление равновесия сил, распределение тяжести между опорами и т.д.). Будучи основой расчетов, при решении практических вопросов, научно-техническое знание выполняло методологическую функцию. На его основе были изобретены «архимедов винт», военные метательные машины, небесные сферы, прибор для измерения видимого диаметра Солнца, сделаны другие открытия и изобретения, свидетельствующие о революционном перевороте в производительных силах общества.

Интерес к научно-техническим знаниям, как и к достижениям античной механики, проявляется вновь лишь в эпоху Возрождения, когда предметно—практическая деятельность достигла уровня, на котором многие технические задачи не поддавались решению без применения научных методов. Техническое творчество снова стало приобретать естественнонаучный методологический базис.

 Одновременно складывался и развивался мир бытия техники, опосредующий взаимоотношения мира природы и мира человека, и управляемый относительно автономными законами (законом передачи техническим системам трудовых функций человека, законом прогрессивной эволюции технических систем, законом соответствия между функцией и структурой технической системы и др.) В соответствии с этими законами к техническим изделиям стали предъявляться специальные требования, основанные на их производительности, способности служить достижению целей с возможно меньшими затратами. (Данное свойство длительное время выступало в качестве важнейшего критерия принятия технических новшеств).

 С развитием рыночных отношений, формированием буржуазного образа  мышления с присущими ему эгоизмом  и прагматизмом на становление техники стали оказывать влияние такие социальные факторы, как обеспечение высокого качества и низкой себестоимости производимых товаров, гарантирующих их высокую конкурентоспособность. Методология научно-технического творчества дополнилась двумя важными принципами: бэконовским принципом господства над природой (все служит человеку, он же извлекает и получает пользу из каждой окружающей его вещи) и веберовским принципом рациональности ( в соответствии с которым прибыль — важнейший показатель ценности всякого технического нововведения).

Применение этих принципов имело ряд негативных последствий. Подчинение творческой технической мысли решению сиюминутных задач и коммерческим целям приводило её к противоречию с достижениями и тенденциями развития науки. Получение результата любой ценой, противопоставление человека и природы не могло не привести к нежелательным социокультурным результатам (например, стремление к коммерческому успеху, а не реальной пользе технических достижений, или формирование инженера-технократа, который и сегодня остается заметной фигурой на фоне научно—технического прогресса).

 Складывающиеся социальные  условия существенно влияли на  формы, в которые выливалось поступательное  движение техники в рамках  существования товарно-денежных отношений. В частности, в Европе XVII в. развивались, прежде всего, те области техники, в которых были заинтересованы абсолютистские правительства, — различные виды вооружения, военный и торговый флот, горное дело, ювелирное дело, измерительная техника (как средство совершенствования процедур взимания налогов). В то же время инновации в сфере производства орудий труда, бытового обслуживания населения и т. д. оставались на втором плане и не пользовались покровительством государства. Приоритеты стали меняться с победой буржуазных революций.

 Социальные регулятивы играют  исключительно важную роль и  на современном этапе научных  и технологических преобразований. В их воздействии в наиболее  явной форме проявляется непосредственная  зависимость научно-технического творчества от общественных потребностей, чего нельзя сказать о творчестве естественнонаучном, обладающем относительной автономией от социально-исторической практики.

 Данные обстоятельства ведут  к формированию новых представлений  о характере и назначении современной технологии. Если раньше под технологией обычно понималась совокупность различных способов деятельности и систем знаний, ориентированных на организацию и реализацию тех или иных производственных процессов, цель которых — создание определенных видов продукции, то сегодня технология рассматривается как наука о производственной деятельности, учитывающая в своих решениях и рекомендациях все системные характеристики производства. В круг ее интересов входят не только экстремальные значения и предельная эффективность в достижении того или иного промышленного продукта, но и вопросы оправданности и целесообразности его изготовления, оптимальных (и отнюдь не экстремальных) оценках ограниченности ресурсов, их рациональном использовании и т. д. Технология, таким образом, использует науку не только для достижения конечного эффекта данного конкретного производства, но и для научного обоснования, оправдания и рационализации всех производственных, экономических, социальных, культурно-гуманистических решений и процессов, связанных с данным видом производственной деятельности. Этим она существенно отличается от классической системы инженерно-технических знаний. Системность мышления инженера поднимается на новый уровень, поскольку оно должно учитывать связи не только внутри создаваемого приспособления, механизма, процесса, но и вне его - связи, вовлекающие это приспособление, механизм или процесс в более широкую систему социального и культурного плана.

Современное научно-техническое творчество может развиваться лишь ориентируясь на эту системность, на принципиально новую технологию, способную уже в ближайшем будущем удовлетворить насущные потребности социальной практики. Возникшие задачи требуют глубокого познания социальных процессов. Однако ни одна техническая дисциплина, опираясь только на внутренние ресурсы и возможности, не в состоянии увидеть запросы завтрашнего дня, обосновать, почему надо изобретать то, а не это, выпускать такие, а не иные виды продукции. Чтобы правильно организовать свою деятельность, новатор должен выйти за рамки ориентации, характерной для сугубо технического мышления, и осмыслить тот социокультурный фон, на котором эта деятельность строится и протекает. Прогресс в области науки и техники требует, таким образом, высокой общей культуры личности и наполнения гуманитарной подготовки специалистов осязаемо практическим смыслом.

 Пожалуй, является общепризнанным  то, что наряду с экологизацией  гуманизация научно-технической  и научно-технологической деятельности  должна играть ведущую роль в качестве методологического основания в создании адекватной теории дальнейшего развития общества. Очевидно и то, что среди ориентиров и мотивов развития техники достойное место должны занимать общечеловеческие ценности. Однако такого рода соображения могут остаться «общими рассуждениями», если не учитывать существенные ограничения, определяющиеся спецификой включения техники в конкретный социокультурный контекст.


 

 

  1. Философское осмысление глобальных проблем современной цивилизации

. В философских и культурологических исследованиях тип цивилизации определяют по разным признакам: религиозным, этническим или расовым характеристикам, по особенностям взаимодействия с природой. Современную западную цивилизацию основном определяют по ее способом освоения мира и поэтому называют индустриальной (или постиндустриальной). Индустриальное производство характеризуется широким использованием машинной техники как традиционной, так и нетрадиционной: автоматов, роботов компьютеров. Эффективность такого производства гораздо выше ручного труда, поэтому современное индустриальное производство способно не только обеспечить удовлетворение основных потребностей человека, но и создать условия для успешного развития науки, образования, культуры, художественного творчества, здравоохранения и, наконец, - для саморазвития и самосовершенствования личности. Индустриальная цивилизация возникает условием осознания, провозглашения и защиты прав человека, культивирование индивидуальной человеческой самобытности.

Но индустриальное производство принесло человечеству не только положительные достижения. Его негативные стороны оказались в том, что, во-первых, оно сделало человеческий труд более однообразной, механической, часто почти лишенной окраску человеческой индивидуальностью. Во-вторых, машинное производство привело к массовому увечья людей, массовой их гибели вследствие технических аварий и катастроф, а применение техники на войне вызвало невиданные жертвы во время военных конфликтов. Наконец, внедрение машин и машинного производства обусловило значительное рационализацию сознания, возникновение механистического мировоззрения, отождествление природных процессов и даже человека с машинами повышенной сложности. Но не главным негативным последствием индустриализации производства стало возникновение так называемых глобальных проблем современной цивилизации, обусловленных тем, что человеческая техническая и производственная деятельность по своим масштабам достигла измерений общепланетных процессов. Глобальными их назвали именно потому, что они охватывают и затрагивающие определенной степени все человечество, весь земной шар ("глобус" с латинского - шар). В связи с этим и решать их может только все человечество или, по крайней мере, большинство его. Глобальные проблемы можно решить в рамках отдельных стран или отдельных регионов Земли. Какие проблемы входят в круг глобальных?

Во-первых, - это экологические проблемы, есть проблемы, связанные с нарушением вследствие человеческой деятельности равновесия в геологических, биохимических процессах Земли и биосферы в целом. В комплекс экологических проблем входят:

• загрязнение окружающей среды, оно настолько интенсивное, что на Земле сегодня почти нет экологически чистых рек, к тому же загрязнены не только почвы, водоемы, атмосфера, но и космическое пространство вокруг планеты;

• уничтожение лесов, зеленого слоя Земли, из-за чего произошли изменения в водообминних процессах планеты, в температурном режиме на ее поверхности, современная наука обеспокоена появлением "парникового эффекта" в земной атмосфере, когда в результате производственной деятельности происходит повышение общей температуры: это грозит таянием полярных льдов и ощутимым повышением уровня воды в Мировом океане;

• уменьшение площади почв, пригодных для земледелия вследствие строительства городов, дорог, предприятий, эрозии почв и др..

Весь комплекс экологических проблем создает реальные угрозы человеческой жизни. По предварительным прогнозам некоторых футурологов (прогнозирования будущего) к середине XXI в. человечество может уничтожить себя вследствие общей экологической катастрофы.

Во-вторых, - это проблемы энергетики. Известно, что эффективность современного производства находится в прямо пропорциональны зависимости от уровня энерговооруженности труда. Но именно производство энергии едва ли не наиболее экологически опасным: тепловые станции выбрасывают в воздух тысячи тонн ядовитых газов и твердых пылевых отходов. Ядерные станции опасны из-за радиации, а также необходимость захоронения отходов ядерного топлива. Энергетика также является мощным фактором создания "парникового эффекта". Попытка использовать природные источники энергии (солнечное излучение, ветер, приливы) пока неэффективны.

В-третьих, - это проблемы, связанные с химическим производством, с созданием разного рода искусственных материалов. Без последних невозможны ни современное производство, ни современные медицина и вычислительная техника. Но искусственные материалы не подвергаются естественной утилизации, а потому создают опасность для окружающей среды и здоровья человека.

В-четвертых, - это проблемы войны и мира, обусловленные накоплением оружия массового уничтожения, человека. Хотя после распада СССР и исчезновения противостояния двух мировых социальных систем угроза мировой ядерной войны бы отодвинулась на второй план, но она не исчезла. Никто не гарантирует человечеству защиту от ядерного шантажа, политического авантюризма как со стороны определенных политических режимов, так и определенных преступных групп и даже одиночек. Кроме того, такого оружия накоплено так много, что серьезную угрозу представляет ее хранения, уничтожение ее - сложная и дорогостоящая процедура.

В-пятых, - это проблемы, связанные с перенаселением отдельных регионов Земли (демографическая проблема). В целом население планеты увеличивается ощутимыми темпами. Поэтому возникают проблемы обеспечения человечества продовольствием, жильем, одеждой, медицинским обслуживанием, проблемы, связанные с легальной и нелегальной эмиграцией.

Кроме того, до глобальных проблем современной цивилизации относятся такие, которые связаны с массовым распространением некоторых болезней (СПИД, онкологические, сердечно-сосудистые заболевания, диабет и др..) Проблемы сохранения культурного наследия человечества, взаимоотношений между развитыми странами и теми, что развивающихся борьба с международным терроризмом, наркомафией и др..

Какими же могут быть пути и условия решения глобальных проблем? К ним можно отнести:

• массовое разъяснение значения и масштабов глобальных проблем;

• обязательное введение в образование знаний, связанных с глобальными проблемами современности;

• международное сотрудничество в деле решения глобальных проблем на различных уровнях;

• международное внедрение в экономические показатели производства таких норм, обеспечивающих финансирование, направленные на решение глобальных проблем. Всего глобальные проблемы современности требуют от человечества нового уровня международной интеграции.

Большую роль в решении глобальных проблем играют общественное мнение и такие общественные организации, как "Зеленый мир", "Гринпис" и др.


  1. Феномен глобализации и проблема сохранения социально-культурной идентичности

 

. Актуальность проблемы исследования. Общепланетарная картина мира  и динамика его развития начала  принципиально меняться в последние  десятилетия XX века. Процессы интеграции, имевшие цивилизационный характер, стали приобретать глобальную значимость. Становление единого мирового сообщества происходит на фоне сближения уровней социально-экономического развития цивилизаций. Технологические, информационные, экологические процессы создания общепланетарного пространства давно перешагнули национальные границы государств, далеко опередив теоретическое осмысление вызванных ими последствий в жизни человеческого сообщества. Вместе с тем, триумфальное шествие западной цивилизации не является столь безоговорочным и бесспорным, поскольку, способствуя изменению в ценностных системах незападного мира, в условиях глобализирующегося общества, делает актуальными в первую очередь, и проблемы цивилизационного развития самого Запада. Феномен глобализации заставляет по-новому осмысливать происходящие процессы, давать оценку, казалось бы, давно известным и изученным явлениям, понятиям, которые в современную эпоху приобрели новый оттенок, а зачастую совершенно иную интерпретацию. Интерес к различным концепциям и толкованиям понятия «идентичность» обусловлен реалиями нашего времени. Проблема идентичности, возникшая на уровне отдельного индивидуума, предстает современнику в виде коллективного феномена, затрагивающего как интересы отдельных сообществ, народов, так и целых государств, культур, цивилизаций.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"