Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 22:08, шпаргалка
Понятие и исторические типы мировоззрения.
Мировоззрение - это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя; это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Философия не является первичной формой мировоззрения в истории развития человечества, она возникает на основе предшествующих мировоззренческих форм - мифологии и религии.
Фома различает три стадии познания мира:
ного познания;
нального познания;
Фома Аквинский отрицает материю, но признает форму. Признает принципы креоцианизма, т.е. творение мира из ничего. Бог творит формы и они воплощаются в мире. Сотворенные Богом предметы не имеют собственного существования и только принимают участие в существовании.
Палемика о природе универсалий: реализм и номинализм.
Ансельм Кинтебернийский формулирует доказательство существования Бога. Бог существует поскольку существует понятие высшего, абсолютно совершенного существа. Такое доказательство могло быть убедительным только в рамках философской традиции, которая берет начало от Платона и Августина – представление об объестивном существовании общих понятий («универсалий»). Такая позиция получила название реализма, т.к. призывала реальное существование «универсалий».
Росцелин выдвинул позицию номинализма, согласно которой «универсалии» это только «имена». Действительно же реальными явл. единичные, индивидуальные предметы.
Спор возник из-за вопроса о степени «реальности» Святой Троицы и ее ипостасей.
Реализм считал реальным существование самого единства триединого Бога. Номинализм реально существующими считал «лики» Троицы – Отца, Сына и Святого Духа.
Реалисты, говоря о единстве «божественной Троицы», отстаивали традиционный объективно-идеалистический тезис о независимом от материального мира существовании идеального.
Номиналисты отстаивали реальное существование единичного, индивидуальных предметов и явлений, связывая действительно реальное существование с чувственно-конкретным существованием индивидуальных вещей.
Крайние реалисты – общее – это идеи, которые существуют в форме единичных вещей и вне их (по Платону).
Умеренные реалисты – общее реально существующее в вещах, но ни в коем случае вне их (по Аристотелю).
Крайние номиналисты – общее – пустой звук.
Умеренные номиналисты – общее как мысли, понятия, перемирие важную роль в познании (концептуализм).
Предпосылки философии Возрождения:
Культура Возрождения оценивается как художественно-гуманистическая традиция, начало которой положили поэты, писатели, художники, ученые. Этой традиции присущи антисхоластичская направленность мысли, обращение к античной традиции, идея универсальной личности. Для гуманистической философии характерен акцент на проблемах воспитания и образования человека, развитии художественного творчества.
Источником духовного прозрения и нравственного просвещения становятся «писания человеческие». Подобная ориентация обеспечивала познание мира человеческих переживаний и эмоций. Появились две тенденции:
В рамках ренессансной культуры:
В Возрождении выделяют три этапа, отличающихся философской проблематикой:
Предпосылки:
Особое место в разработке научных и философских проблем принадлежит Исааку Ньютону, открытия которого произвели подлинную революцию. Его трудами был заложен фундамент механической картины мира и механистического мировоззрения. Содержание научного метода Ньютона составили принципы, устанавливаемые на основе опыта путем индукции. Цель этого опыта – противопоставление достоверного естествонаучного знания домыслам натурфилософского характера.
Проблема метода заняла особое место и в философии. С первых шагов влияние новой науки поляризует философские воззрения. Появляются два направления: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт).
Эмпиризм
Ф. Бэкон выдвинул индуктивный метод – метод восхождения отединичных фактов к обобщениям и понятиям. Согласно Б.кону, ученый, изучая конкретные предметы и явления, сравнивая их друг с другом, анализируя различные их стороны, получает богатейший материал для широких обобщений и выводов. Философ подверг резкой критике источники человеческих заблуждений.
Залог успехов научного познания и увеличения власти человека над природой Бэкон видел в правильном сочетании органов чувств и эксперимента. Б.кон не отвергал значения познавательных особенностей разума. Однако для философа их ценность заключалась лишь в способности извлекать их из опыта истины. Свою же методологию английский мыслитель проиллюстрировал на примере пчелы, собирающей с цветков нектар и перерабатывающей его в мед.
Рационализм
Декарт понимал необходимость знания, имеющего опытно-экспериментальное происхождение. Однако, полагал он, единственным источником истинных знаний является разум. Исходным началом для создания научного метода у Декарта служит сомнение. Философия, отмечал он, развивалась на протяжении веков самыми выдающимися умами, и, тем не менее, в ней нет ни одного пункта, которого нельзя было бы оспорить. Сомнение есть один из актов мышления. Единственное, что несомненно, это то, что мы мыслим: «Cogito ergo sum» (Я мыслю – следовательно, существую).
Согласно Декарту, в разуме человека заложено также убеждение об объективном существовании мира, ибо в нашем мышлении присутствует идея Бога. По Декарту, Бог создал человека и вложил в человеческий ум понятие о Себе. Врожденностью идей Декарт объяснял также ясность интеллектуальной интуиции человека.
В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, - вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк - родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения - культ науки (а следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Имей мужество мыслить самостоятельно! - таков призыв Просвещения. Францию XVIII в. характеризуют огромное количество идейных исканий, научных творческих подвигов и сотрясающих общество политических событий. Страна начала выходить из трясины феодального строя, экономической и политической раздробленности и отсталости, она вступила в период первоначального капиталистического накопления. Просветители, как следует из самого слова, заботились о распространении просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и людьми, утопающими в роскоши. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Д'Аламбер.
В качестве основных социально-философских концепций Просвещения выступали теории естественного права, общественного договора и гражданского состояния.
Теория естественного права декларировала, что все люди от природы равны и имеют равные права на жизнь, свободу, счастье, собственность.
Теория общественного договора развивала идеи Гоббса и Локка, в соответствии с которыми государство - результат необходимости защищать свободу и собственность.
Понятие гражданского состояния в учениях Гоббса и Локка понималось как преодоление естественного и связывалось с образованием государства.
В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства.. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать “господами и хозяевами” этой природы (Р.Декарт).
В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что наш разум безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.
Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества” является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.
Первой в эту эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.
И все же английское просвещение было просвещением для избранных, носило аристократический характер. В отличие от него французское просвещение ориентировано не на аристократическую элиту, а на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле этого демократического просвещения зарождается идея создания “Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел”, энциклопедии, которая бы в простой и доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел.