Шпаргалки по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 15:32, шпаргалка

Краткое описание

Философия является древнейшей из наук, она зародилась в VI–V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции.
Истоками философии являются мифология и религия.
«Миф» в переводе с греческого языка означает «предание», «логос» – «учение, наука», таким образом, мифология – это наука о преданиях. Мифы существовали у всех народов мира.

Файлы: 1 файл

экзамен философия.docx

— 119.74 Кб (Скачать)

Онтологической сущности этого учения соответствует и  теория познания. Существование мира основано на истине. Следовательно, религия  — это глупое заблуждение. Вера в  бога и потусторонний мир является, с точки зрения представителей этой школы, признаком слабости, малодушия.

В основе этической концепции  чарваков лежит неограниченное наслаждение — гедонизм (от греч. hedone — наслаждение). Признавая только такие реальности жизни, как страдание и наслаждение в рамках чувственного бытия личности, эта школа целями человеческого существования считает богатство и наслаждение. Девиз представителей этой школы — надо есть, пить и наслаждаться этой жизнью сегодня, ибо смерть приходит всегда и ко всем.

В то же время эта философия  была односторонним мировоззрением, отрицающим роль интеллекта, разума в  познании. Поэтому с ее точки зрения невозможно было объяснить, откуда берутся  абстрактные, всеобщие идеи и моральные  идеалы.

Однако несмотря на эти очевидные и серьезные недостатки, школа чарваков положила начало критики брахманистского направления в индийской философии, подорвала авторитет Вед и оказала значительное влияние на дальнейшее развитие философской мысли Индии.

 Джайнизм. Его основателем считается Махавира Вардха-мана (VI в. до н. э.). Он получил также имя Джина, что означает Победитель. В центре этого направления находится бытие личности. Сущность личности, с точки зрения джайнизма, дуалистическая: духовная (джива) и материальная (аджива). Связующее звено между дживой и адживой — карма. Однако сама карма понимается здесь как тонкая материя, а не как закон воздаяния. Это соединение неживой, грубой материи с душой посредством кармы и приводит к возникновению личности. И карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений.

Душа человека вынуждена  странствовать, постоянно перерождаясь, до тех пор, пока она связана с  тонкой материей. Но правильное познание и аскетизм могут помочь ей освободиться от материального мира (адживы). В этом случае душа переходит в высшую сферу, где постоянно и пребывает в чистой духовности. Это происходит потому, что джива существует в двух формах бытия: несовершенной и совершенной. В первом случае она находится в соединении с материей и в состоянии страдания. Во втором — джива освобождается от этой связи и становится свободной, способной управлять своим собственным бытием. В этом случае она переходит в состояние блаженства — нирвану, наивысшего состояния души, когда конечная цель достигнута.

 

В соответствии с этим джайнизм признает два вида познания: несовершенное, основанное на опыте и разуме, и  совершенное, основанное на интуиции и  постигающее истину путем прямого  ее усмотрения.

Характерной особенностью джайнизма  является разработка им правил и норм поведения человека и требование их неукоснительного соблюдения. Этическое  воспитание личности — решающий фактор в переходе бытия личности из несовершенного состояния в совершенное.

Буддизм так же, как и джайнизм, возник в VI в. до н. э. Его основатель — индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший  впоследствии имя Будды (пробужденный, просветленный), так как после многих лет отшельничества и аскезы (самоограничение, самоистязание) достиг пробуждения, т. е. пришел к пониманию правильного жизненного пути, отвергающего крайности.

Характерная особенность  этого учения — его этико-практическая направленность, а центральный вопрос, который его интересует, — бытие  личности. В основе буддизма «четыре благородные истины»:существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием; существует причина страдания, которой является жажда бытия(стремление к жизни), ведущая через радости и страсти к перерождению;  существует освобождение от страдания, устранение причин страдания, т.е. устранение этой жажды бытия; существует путь, ведущий к освобождению от страданий, который отвергает как жизнь, посвященную только чувственным наслаждениям, так и путь аскезы и самоистязания. Именно в этом состоит буддийский принцип так называемого среднего пути, рекомендующий избегать крайностей.

Освобождение от страданий  как конечная цель бытия личности — это, прежде всего, уничтожение  желаний, точнее говоря, угашение их страстности. С этим связана важнейшая концепция буддизма  в нравственной сфере — концепция терпимости (толерантности) и относительности. Согласно ей, дело заключается не в каких-то общеобязательных нравственных предписаниях, а в непричинении вреда окружающим. Это и есть главный принцип поведения личности, в основе которого лежит чувство доброты и совершенной удовлетворенности.

С этикой буддизма органично  связана и его концепция познания. Познание здесь является необходимым  способом и средством достижения предельной цели бытия личности. В буддизме устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика медитации (от лат. rneditatio — сосредоточенное размышление) — углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Результатом этого является непосредственное переживание целостности бытия, полная самоуглубленность и самоудовлетворенность. Достигается состояние абсолютной свободы и независимости внутреннего бытия личности, которое как раз и тождественно угашению желаний. Оно и есть освобождение, или нирвана — состояние высшего блаженства. При этом подразумевается не гибель человека, а выход его из круговорота перерождений, освобождение от сансары и слияние с божеством.

Практика медитации составляет сущность буддийского проникновения  в жизнь. Подобно  молитве в  христианстве медитация — сердцевина буддизма. Конечная же ее цель — просветление, или состояние нирваны.

5. Особенности древнекитайской философии. Конфуцианство и даосизм.

Философия Китая  в своем развитии прошла три основных этапа: • VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ; • III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма ( III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы; • ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

 Для китайского  видения мира и окружающей  действительности (что нашло отражение  в китайской философии) характерно:

• восприятие своей страны — Китая — как  центра существующего мира;

• понимание  отдельных событий, истории в  целом как циклического процесса;

• осознание  своей ответственности перед  Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;

• восприятие человека, природы и космоса как  единого целого;

• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;

• невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;

• осознание  беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской  стены, строительство плотин, рытье  каналов, борьба с наводнениями, ирригационное  земледелие и др.); отсюда — уважение и трепет перед организующей силой  — государством;

• восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого  целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства — объединяющей силой общества, обожествление должности  и личности императора, его власти;

• конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою  и недеянию;

• понимание  жизни прежде всего как жизни  духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного  образа жизни и правильного отношения  к окружающей -действительности);

• восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;

• уважение к родителям, старшим, почитание  предков и духов ("шэнов").

Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения").

Основные  вопросы, решаемые конфуцианством: •  Как необходимо управлять людьми? • Как вести себя в обществе?

Представители данной философской школы выступают  за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в  качестве главного условия — отношение  подчиненных к начальникам как  сыновей к отцу, а начальника к  подчиненным — как отца к сыновьям.

Конфуцианское золотое правило поведения людей  в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: • жить в обществе и для общества; • уступать друг другу; • слушаться  старших по возрасту и по званию; • подчиняться императору; •  сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей; • быть человечным.

 Большое  внимание Конфуций уделяет вопросу,  каким должен быть начальник  (руководитель).

Руководитель  должен обладать следующими качествами: • подчиняться императору и следовать  конфуцианским принципам; • управлять  на основе добродетели ("бадао"); • обладать необходимыми знаниями; • верно служить стране, быть патриотом; • обладать большими амбициями, ставить высокие цели; • быть благородным; • делать только добро государству и окружающим; • предпочитать убеждение и личный пример принуждению; • заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен: • быть лояльным по отношению к руководителю; • проявлять старание в работе; • постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении  китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни  и деятельности автора.

Даосизм –  трактат « Книга о Дао и  Дэ». Основателем течения является Лао Дзы – архивариус. Главная категория – Дао (путь). Под дао понимается универсальный закон мира, который является движущей силой всего.

Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV—III вв. до н. э.). В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.

Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао  и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек вечен. Физическая смерть означает только то, что дух  отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в  своей жизни добиться, чтобы произошло  слияние его души с мировым  порядком Дао. Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с  помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все  страсти и желания, погрузиться  в общение с божественным Дао.

6. Особенности древнекитайской  философии. Моизм, легизм, школа инь-ян, школа имен.

Философия Китая  в своем развитии прошла три основных этапа: • VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ; • III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма ( III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы; • ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

 Для китайского  видения мира и окружающей  действительности (что нашло отражение  в китайской философии) характерно:

• восприятие своей страны — Китая — как  центра существующего мира;

• понимание  отдельных событий, истории в  целом как циклического процесса;

• осознание  своей ответственности перед  Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;

• восприятие человека, природы и космоса как  единого целого;

• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;

• невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;

• осознание  беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской  стены, строительство плотин, рытье  каналов, борьба с наводнениями, ирригационное  земледелие и др.); отсюда — уважение и трепет перед организующей силой  — государством;

• восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого  целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства — объединяющей силой общества, обожествление должности  и личности императора, его власти;

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"