Шпаргалки по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 15:32, шпаргалка

Краткое описание

Философия является древнейшей из наук, она зародилась в VI–V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции.
Истоками философии являются мифология и религия.
«Миф» в переводе с греческого языка означает «предание», «логос» – «учение, наука», таким образом, мифология – это наука о преданиях. Мифы существовали у всех народов мира.

Файлы: 1 файл

экзамен философия.docx

— 119.74 Кб (Скачать)

• конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою  и недеянию;

• понимание  жизни прежде всего как жизни  духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного  образа жизни и правильного отношения  к окружающей -действительности);

• восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;

• уважение к родителям, старшим, почитание  предков и духов ("шэнов").

Моизм основанный Мо Ди (Мо-цзы) (479-400 гг. до н.э.). Основным источником изучения взглядов мыслителя является книга «Мо-цзы», составленная на основе записей его учеников.

 Центральное  место в этическом учении Мо-цзы занимает идея «всеобщей любви» цзяньай, противостоящая конфуцианскому принципу жэнь. Он считал, что смуты и распри в стране произошли оттого, что люди перестали любить друг друга. По его мнению, образцом правителя является небо, благодаря своему человеколюбию. Небо способно «желать» и «не желать», оно обладает волей и способно награждать и наказывать. Небо «желает, чтобы люди помогали друг другу, чтобы сильный помогал слабому, чтобы люди учили друг друга», «чтобы верхи проявляли усердие в управлении страной, чтобы в Поднебесной царил порядок, а низы были усердны в делах».

 Отрицая  концепцию судьбы, моисты полагали, что ее принятие обессмысливает все человеческие дела. Люди должны собственными усилиями добиваться благополучия, умножать материальные блага. Рассматривая народ как высшую ценность, они отождествляли волю неба и волю народа. Отсюда следовало, что подражая небу, следуя его воле, правители должны любить народ. Правители должны почитать мудрость, подбирать служилых людей не по их знатности и умению льстить им, а по деловым качествам, почтительно слушать, когда им говорят правду. Моисты советовали также критически относится к традиции, выбирая из нее только хорошее. Закон - это подсобное средство управления, поэтому законы должны сообразовываться с волей неба, служить всеобщей любви.

 Философ считал, что суждение об истине и лжи, о пользе и вреде каких-либо деяний нужно сопоставить, во-первых, с «делами мудрых правителей прошлого»; во-вторых, с «действительностью, воспринимаемой глазами и ушами»; в-третьих, «с той пользой, которую эти дела приносят стране, народу».

Теория познания Мо-цзы. Во-первых, объектом познания для него является жизнь гражданского общества, деятельность людей. Во-вторых, он считал, что в связи с изменением объективных условий новым социальным явлениям нужно давать новые «имена» (понятия), чтобы новому содержанию соответствовала новая форма. В-третьих, Мо-цзы критически относился к традициям, используя их лишь для объяснения новых явлений. Он утверждал, что из древних традиций нужно использовать все, что полезно в настоящее время и отбрасывать то, что устарело. Рациональным элементом в теории познания Мо-цзы является идея о решающем значении объективного содержания «имен», о возможности познания вещей, о практическом значении знания.

Легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа ( III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.

Основной  вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом?

Легисты выступают  за то, чтобы управлять обществом  путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.

Основными постулатами  легизма являются следующие:

 • человек  обладает изначально злой природой; • движущей силой человеческих  поступков являются личные эгоистические  интересы;

• как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны; • чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;

• государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

 • основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;

• основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;

• законы должны быть одинаковы для всех, а наказание  должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы; • государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);

• государство  — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право  вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

Школа Инь-янь — философская школа древнего Китая, специализировавшаяся в натурфилософско-космологических и оккультно-нумерологических вопросах. Школа Тёмного (Инь) и светлого (Ян) начал. Последователи этой школы пытались дать интерпретацию событий исключительно в понятиях природных сил, поэтому она обычно трактуется как натурфилософская.

Идеи школы инь-ян легли в основу всей традиционной духовной культуры и науки Древнего Китая. На основе астрономических расчётов составлялись календари, правильность которых имела огромное значение не только для сельского хозяйства, но и считалась «заботой Сына Неба и его советников». Изучение небесных явлений имело огромное значение для древнекитайской медицины, сочетающей в себе элементы космологии, биоритмологии и климатологии. Позднее идеи школы инь-ян широко использовались и в неоконфуцианстве, и в религиозном даосизме.

Центральная концепция Инь-ян цзя — универсальность дуализма сил Инь-Ян и цикличность взаимодействий порождённых ими Пяти Элементов: Металла, Дерева, Воды, Огня и Земли. В этой концепции рассматривалось всё развитие Мира.

Пространственные, временные и другие характеристики вещей и явлений соединяются  в группы по пять и соотносятся с определёнными элементами. Таким образом, весь мир пребывает в гармонии. Если же происходит нарушение в какой-то из этих групп, весь механизм мира оказывается в состоянии дисгармонии.

Могут составлять и более сложные структуры, которые  также функционируют по «наставлениям  и приказам»: «Ведь (у последователей школы) Тёмного и Светлого начал  на каждый случай есть наставления  и приказы — (и по поводу) четырёх  времён года, (и по поводу) восьми сторон света, соответствующих (положениям восьми) триграмм, (и по поводу) двенадцати знаков зодиака, (и по поводу) двадцати четырёх  периодов года».

Школа имён. «Школу имен» создали выходцы из ритуального ведомства, чья деятельность обусловливалась тем, что в древности в чинах и ритуалах номинальное и реальное не совпадало и возникала проблема их приведения во взаимное соответствие.  Время существования — V—III вв. до н. э. Главные представители Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун, Чэнгун-шэн (III в. до н. э.), Хуангун Цы (III в. до н. э.) и Мао-гун (III в. до н. э.), Хуань Туань, Лу Шэн.

 Основная  проблематика школы имён —  это соотношение «имён и реалий»  (мин-ши). В историко-философской литературе школу также называют школой софистов, школой номиналистов, школой диалектиков. Считается, что наряду со школой моистов (моизм) и конфуцианцем Сюнь Куаном (Сюнь-цзы) школа активно участвовала в формировании зачатков логики в китайской мысли. Отмечают определенное сходство между школой имен и софистами Древней Греции. По мнению, известного исследователя истории древнеиндийской философии В. К. Шохина, первые представители этой школы, «заострявшие внимание своих собеседников на проблемах вроде совместимости „твердого“ и „белого“, является ли белая лошадь лошадью, напоминают первых брахманистских „казуистов“». Указывают также на некоторое сходство парадоксальных высказываний представителей школы имен и «софизмов» западноевропейского средневековья (в частности, «софизмов» Ричарда Софиста).

7. Основные этапы и  черты античной философии. Бытие  природы в натурфилософских школах  Древней Греции.

Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.

• демократический  — VII — V вв. до н. э.;

• классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;

• эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.;

• римский - I в. до н. э. - V в. н. э.

К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов-"досократиков":

• милетской  школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена); • Гераклита Эфесского; • элейской школы; • атомистов (Демокрита, Левкиппа); • некоторых иных философов.

Основные  проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

Классический (сократический) период — время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).

К данному  этапу относятся:

• философско-просветительская деятельность софистов; • философия  Сократа; • зарождение "сократических" школ; • философия Платона; •  философия Аристотеля.

Философы  сократического (классического) периода  также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали  это глубже "досократиков":

• меньше уделяли  внимания поиску первоначала;

• допускали  участие богов и идей в создании природы и Космоса;

• выдвинули  идеалистическую версию происхождения  сущего (Платон — автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному  миру и воплощением которых стал реальный мир);

• положили начало спору между материализмом  и идеализмом;

• проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;

• от декларативно-догматического метода философствования перешли к  диалогическо-доказательственному;

• внесли вклад  в развитие логики;

• вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ).

Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:

• распространение  антиобщественной философии киников;

• зарождение стоического направления философии;

• деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;

• философия  Эпикура и пр.

Отличительные черты эллинистической философии:

• кризис античных моральных и философских ценностей;

• снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним;

• отрицание  прежних авторитетов, пренебрежение  к государству и его институтам;

• поиск  физической и духовной опоры в самом себе;

• стремление к отрешению от действительности;

• преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);

• признание  высшим благом — счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

Наиболее  известными философами римского периода являлись:

• Сенека; • Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.); • Тит Лукреций Кар; • поздние стоики; • ранние христиане.

Для философии  римского периода было характерно:

• взаимовлияние  древнегреческой и древнеримской  философий (древнегреческая философия  развивалась в рамках римской  государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как  древнеримская философия вырастала  на идеях и традициях древнегреческой);

• фактическое  слияние древнегреческой и древнеримской  философий в одну — античную философию;

• влияние  на античную философию традиций и  идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

• близость философии, философов и государственных  институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);

• небольшое  внимание к проблемам окружающей природы;

• повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;

• расцвет  эстетики (философии, предметом которой  были мысли и поведение человека);

• расцвет  стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и  смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе  в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости);

• преобладание идеализма над материализмом;

• все более  частое объяснение явлений окружающего  мира волей богов;

• повышенное внимание к проблеме смерти и загробной  жизни;

• рост влияния  на философию идей христианства и  раннехристианских ересей;

• постепенное  слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую  теологическую философию.

В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие  особенности:

• материальной основой расцвета данной философии  был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских  центров);

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"