Шпаргалки по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 15:32, шпаргалка

Краткое описание

Философия является древнейшей из наук, она зародилась в VI–V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции.
Истоками философии являются мифология и религия.
«Миф» в переводе с греческого языка означает «предание», «логос» – «учение, наука», таким образом, мифология – это наука о преданиях. Мифы существовали у всех народов мира.

Файлы: 1 файл

экзамен философия.docx

— 119.74 Кб (Скачать)

 Ньяиики считают Бога первопричиной созидания, сохранения и разрушения мира. Он создает мир не из ничего, но из вечных атомов, пространства, времени, эфира, умов и душ. Мыслители этой школы доказывают существование бога. Для этого они используют несколько аргументов. В частности они говорят, что все сложные объекты мира, образованные определенной комбинацией атомов (горы, моря, реки и т. д.), должны иметь причину, потому что они по своей природе являются следствиями какого-то действия, подобно тому как следствием действия гончара является горшок. Без руководства со стороны разумной причины материальные причины этих вещей не могут достигнуть того порядка, связи и координации, которые дают им возможность производить определенные действия. Очевидно человек слаб для такого созидания.

 

 Второй аргумент основан  на вопросе о различности человеческих  судеб. Ньяиики говорят, что причинами страдания и радости являются поступки людей совершенные в нынешней и прошлых жизнях. Если мир совершен богом, не только всемогущим, но и морально совершенным, то, очевидно страдание человеку даётся за плохие поступки, а радость за хорошие. Если бог является и творцом и моральным руководителем мира, то получается, что человеческие существа отвечают перед богом за свои поступки. Из этого естественно и необходимо следует, что бог награждает нас за хорошие поступки и наказывает за плохие.

 Третий аргумент в  пользу бытия бога основывается  на авторитете Вед. Значение  системы ньяйи заключается в ее методологии, то есть в теории познания, на которой строится эта философия. Ньяя применяет метод логической критики для решения всех жизненно важных и философских проблем. Ньяя не дает систематического представления о мире в целом в свете единого абсолютного принципа.

 ВАЙШЕШИКА.

 Вайшешика является школой, тяготеющей к метафизическому осмыслению бытия, и представляет космологические аспекты познания. В рамках этой школы был предпринят структурный анализ базовых элементов – земли, воды, огня и воздуха – и сопряженных с ними понятий – вкуса, цвета, осязания и запаха. Будучи теистической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении её в орган мышления.

 За основу философской  системы принимается личный опыт, приобретенный на чувственном  уровне. Система вайшешики была основана мудрецом Канадой, настоящее имя которого было Улука. Она родственна системе ньяйи и имеет одинаковую с ней конечную цель - освобождение индивидуального я. Она подводит все объекты познания, весь мир, под семь категорий: субстанция (дравья) качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава).

 Субстанция является  субстратом качества и деятельности, однако она отлична как от  того, так и от другого. Существуют девять видов субстанций: земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша), время, пространство, душа и ум (манас). Из них первые пять называются физическими элементами (бхутами) и имеют соответственно специфические качества запаха, вкуса, цвета, осязания и звука. Первые четыре состоят из четырех видов атомов - земли, воды, огня и воздуха, которые являются невидимыми и неделимыми частицами материи. Атомы – это несотворенные, вечные сущности, представление о которых мы можем получить посредством дробления материальных объектов на все более и более мелкие части, до тех пор, пока этот процесс нельзя производить дальше.

Эфир, пространство и время  — неосязаемые субстанции, каждая из которых является единственной, вечной и всеобъемлющей.

Манас - вечная субстанция, непротяженная и, подобно атому, бесконечно малая. Это внутреннее чувство, которое прямо или косвенно имеет дело со всеми психическими функциями, такими, как познавательная способность, эмоции, воля.

 Душа - вечная и всеобъемлющая  субстанция, представляющая собой  субстрат явлений сознания. Индивидуальная  душа осознается внутренне, умом  индивида, когда, например, говорят:  «Я счастлив». Верховная душа, или бог, считается творцом  мира и всего сущего. Бог сотворил  мир из вечных атомов. Происхождение  и распад сложных предметов  объясняются соединением и разъединением  атомов. Но двигаться и действовать  самостоятельно атомы не могут.  Первоисточник их действий — воля бога, направляющего их перемещения в соответствии с законом кармы. Из атомов образуется весь мир, соответствующий невидимым моральным достоинствам индивидуальных душ и служащий делу их морального искупления.

САНКХЬЯ («разумное взвешивание», или «перечисление»).

 В мире действуют  два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи. Санкхьяик — тот, кто производит исчисление.

пракрити (материя) и пуруша (духовное начало) Учит, что существует первичная материальная первопричина мира. Превращение из аморфной формы в мир существ и предметов осуществлялось под влиянием трех качественных элементов - стремление, тьма, ясность. В каждой вещи преобладает один из этих трех качественных элементов. В санкхье признается существование абсолютной души, которая независима от материальной основы мира. Санкхья представляет собой философию дуалистического реализма, создание которой приписывается мудрецу Капиле. Она признает наличие двух независимых друг от друга первичных реальностей: пуруши и пракрити. Пуруша есть некое разумное начало, у которого сознание (чайтанья) является не атрибутом, а самой его сущностью. Пуруша - это Я. Пракрити есть первопричина мира. Это вечное, бессознательное начало, которое, всегда изменяясь, служит исключительно удовлетворению Я. Саттва, раджас, тамас составные части пракрити, которое держит их в состоянии покоя и равновесия. Эти три составные части называются гунами. Они представляют собой три субстанциональных элемента, составляющих пракрита, подобно тому, как три веревки, свитые вместе, образуют канат. К заключению о существовании гун мы приходим тогда, когда испытываем удовольствие, страдание или безразлично относимся к тем или иным вещам.

Что касается проблемы бытия  бога, то философия санкхьи отвергает всякую веру в божественное. Согласно этой системе, бытие бога не может быть доказано никоим образом.

ЙОГА (напряжение, тренировка) Есть практика созерцания; её теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог. Важный элемент - тренировка. Самообладание, овладение дыханием при определенных положениях тела, изоляция чувств от внешних влияний, концентрация мысли, медитация, состояние отторжения - освобождение от телесной оболочки.

Основоположником учения считается Патанджали (живший ок.200 ил 400 г.н.э.), систематизировавший основные методики в своей «Йога-сутре», древнейшем письменном руководстве по йоге.

 Своей целью йога  ставит освобождение Пуруши (достижение мокши), а это требует от человека духовной дисциплины. Система самосовершнствования подразумевает восемь этапов:

1. Воздержание от неправедной  жизни (лжи, лихоимства, половой жизни).

2. Соблюдение предписаний  – внутренней и внешней чистоты.

3. Статические упражнения (позы-асаны).

4. Овладение гармоничным  дыханием.

5. Направление сознания  внутрь с целью подготовки  физ. тела к дух. опыту.

6. Сосредоточение внимания  на объекте.

7. Созерцание объекта.

8. Самадхи – состояние глубокой медитации (достижение сверхсознания).

Сам медитативный процесс  представляет практическую реализацию природы реальности, заявленную в  философии санкхья. Личный Бог играет роль источника духовной экзальтации (возбужденное, восторженное состояние), ибо доказательство его существования постигается как интуитивное познание Высшего Начала. В то же время служение Ишваре(Бог) является неотъемлемой составляющей физической и умственной подготовки йога.

МИМАНСА («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях)

Основные принципы школы  — обрядность (ортопраксия), антиаскетизм и антимистика. Центральная цель школы — разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Природа дхармы не доступна, для рассуждения или наблюдения, и должна быть основана только на авторитете Вед, считающихся вечными и непогрешимыми. Школа оказала огромное влияние на формирование социальной системы индуистского общества. Более интересная особенность школы Мимамса — своя уникальная эпистемологическая теория свойственной законности всего познания как такового. Считается, что все знание в силу самого факта знания верно (Сатахпраманьявада). Таким образом, то что требует доказательств, не является истинным знанием, но ошибочно за него принимается. Последователи Мимамсы использовали эту теорию для обоснования неоспоримой истинности Вед.

 Ритуализм опирается на авторитете вед, и поэтому школа мимансы выдвинула теорию о том, что веды не являются произведениями какого-либо лица и потому свободны от свойственных людям ошибок. Согласно мимансе, веды вечны и существуют самостоятельно; написанные или изустно распространяемые веды – это лишь временное обнаружение их через особых пророков. Для доказательства обоснованности вед школа мимансы выдвигает тщательно разработанную теорию познания, которая прежде всего должна показать, что достоверность всякого познания самоочевидна. Когда имеются достаточные условия — знание возникает.

Авторитет вед неоспоримым, То, что веды предписывают выполнять,— правильно. То, что они запрещают,— неправильно. Долгом каждого человека является исполнение того, что правильно, и воздержание от того, что запрещено. Долг следует исполнять во имя долга.

Ритуалы, предписанные ведами, должны выполняться не с расчетом на получение какой-либо награды  за это, но именно потому, что они  предписаны. Бескорыстное исполнение обязательных обрядов, которое возможно только при знании и самоконтроле, постепенно уничтожает кармы и делает возможным осуществление освобождения после смерти.

Душа должна рассматриваться  как бессмертная, вечная субстанция. Создатели философии мимансы приводят ряд оригинальных аргументов в доказательство существования бессмертной души, опровергая точку зрения материалистов, не допускающих наличия чего-либо, кроме тела. Однако они не считают сознание чем-то внутренне присущим душе. Сознание возникает в душе только тогда, когда она соединяется с телом и когда какой-нибудь объект находится перед органами познания .

ВЕДАНТА (завершение «Вед»)  Веданта — важнейшая среди ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Она так прочно укоренена в индийскую культуру, что именно с ней связывают особенности, характер и направление развития всей индийской философской мысли. Базовые тексты — Упанишады (IX - V вв. до н. э.), Бхагавадгита (IX - VI вв. до н. э.) и Брахма-сутра (V - II вв. до н. э.).

Центральная идея Веданты  — идея Брахмана. Брахман раскрывается как безличный абсолютный дух, генетическое и субстанциональное начало, равно  как и завершающий конец всего  сущего. Из него все вещи происходят, им они поддерживаются и в нем  растворяются. Нет ничего подобного  ему и ничего отличного от него. Брахман характеризуется единством  бытия, сознания и ничем невозмутимого  спокойствия, или блаженства. Материальный мир есть эмпирическое проявление Брахмана.

 Проявлением заложенной  в Брахмане творческой энергии  является периодическое возрождение  и гибель мира.

 В веданте развито  представление о четырех основных  сторонах жизни: каме, артхе, дхарме и мокше. Кама есть чувственные влечения и страсти, стремление к удовольствиям, желание наслаждения, в частности любви. Артха — материальные блага, выгода, польза, приобретение богатства, стремление к мирскому процветанию.

Веданта является религиозно – философской системой, объединяющей множество учений, которые, в свою очередь отличаются богатством идей (порой противоречивых) и воззрений.

4. Особенности древнеиндийской  философии. Неортодоксальные философские  школы.

Индийская философия отличается поразительной широтой кругозора, которая свидетельствует о ее неуклонном стремлении к отысканию  истины. Несмотря на наличие множества  различных школ, взгляды которых  весьма значительно отличаются друг от друга, каждая школа старалась  изучить взгляды всех других и, прежде чем прийти к тому или иному  заключению, тщательно взвешивала их аргументы и возражения. Такой  характер индийской философии привел к образованию особого метода философского рассмотрения, а именно: прежде чем сформулировать свою собственную  теорию, философ должен сначала установить точку зрения своего оппонента. Это  установление доводов оппонента  должно быть первоначальной точкой зрения (пурвапакша). Затем следует ее опровержение (кхандана) и, наконец, изложение положений и доказательств с позиции данного философа, которая поэтому называется последующей точкой зрения (уттарапакша), или выводом (сиддханта).

Касаемо отличительных черт индийской философии, стоит отметить, что индивидуальное творческое начало в индийской философии выражено чрезвычайно слабо. Это своего рода «безликость» индийской философии. Та же «безликость» философской мысли  в Индии неразрывно связана и  с такой ее чертой, как крайняя  хронологическая неопределенность ее памятников, иногда датируемых в  диапазоне не только веков, но и целых  тысячелетий. В духовной культуре Древней  Индии почти отсутствовала историческая наука.

Другая отличительная  черта древнеиндийской философии - связь с собственно научной мыслью. Исходным пунктом развития философской  мысли в Древней Индии —  да и в других странах древнего мира — стала религиозно-мифологическая мысль.

 Для древнеиндийской  философии является характерным  то, что естественнонаучные знания (астрономия, физика) не находили, за  небольшим исключением, более  или менее адекватного выражения  в философии.

Был характерен глубокий традиционализм. Осуждали сомнение, рассуждали о их бесплодности не были увлечены в неустанном поиске истины.

Неортодоксальные школы

Чарвака отрицает концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Основой всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. И жизнь, и сознание рассматриваются как производные от этих материальных первоэлементов. Материя может мыслить. Смерть — конец всему. Название «локаята» соответствует сущности и содержанию этого учения — существует только этот мир, или лока. Материалистов поэтому и называют локаятиками. Их называют также чарваками, по имени основателя этой теории — Чарвака.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"