Шпаргалки по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 15:32, шпаргалка

Краткое описание

Философия является древнейшей из наук, она зародилась в VI–V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции.
Истоками философии являются мифология и религия.
«Миф» в переводе с греческого языка означает «предание», «логос» – «учение, наука», таким образом, мифология – это наука о преданиях. Мифы существовали у всех народов мира.

Файлы: 1 файл

экзамен философия.docx

— 119.74 Кб (Скачать)

13. Проблема соотношения  веры и разума в средневековой  философии. А. Августин и Ф. Аквинский.

Основной проблемой средневековой  мысли была проблема соотношения  веры и разума. Среди христианских теологов были и такие, для которых христианская вера и греческое мышление были принципиально несовместимы, и они считали недопустимыми попытки обосновать или понять христианскую веру с помощью философии и разума - Тертуллиан (верую, потому что абсурдно).

Менее жесткая позиция  допускала общую для веры и  разума сферу. Ее придерживались некоторые ранние христианские теологи от Августина до Фомы Аквинского. Но в ее рамках существовало несколько подходов. Согласно одному из них, вера обладает превосходством в том смысле, что именно благодаря ей становится возможным мышление: credo ut intelligam (верую, чтобы понять). Это означает, что без откровения и веры люди были бы слепы по отношению к важнейшим аспектам жизни. Августин придерживался этого подхода.

Другой подход состоял  в том, что вера действительно  обладает приоритетом, но только в отношении  основных христианских истин [Например, таких, как природа Христа, Его  рождение, Его смерть и воскресение.]. В основном же как вера (на основе откровения), так и разум (на основе опыта) являются независимыми и обладают одинаковым статусом. - философия Фомы Аквинского. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам: • откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия; • вера и разум одновременно участвуют в процессе познания; • вера и разум дают истинное знание.

14. Основные проблемы  средневековой философии. Спор  номиналистов и реалистов о природе универсалий.

Одна из основных проблем, рассматриваемая в период схоластики: об отношении общего к единичному или спор об «универсалиях» (общих понятиях). Вопрос ставился так: существует ли общее вне человеческого ума само по себе или нет? Этот вопрос имеет отношение прежде всего к обоснованию существования бога в трех Лицах - Бога-отца, Бога-Сына и Бога- Духа Святого и вообще доказательства бытия Божия.

Ансельм Кентерберийский настаивал  на том, что то, что есть в мысли, есть и в действительности. Есть понятие Бога в мысли - он есть и  в реальности. Направление, придерживающееся такого решения называется «реализмом». Общие понятия существуют сами по себе, независимо от человеческой мысли и речи. Второе, противоположное первому решение вопроса состояло в утверждении того, что понятия не существуют реально независимо от человека. Это лишь слова и даже «звуки голоса» - «ноумены». Отсюда название этого направления

«номинализм». Нет «общего», есть только «единичное», реально существующее. Нет «человека вообще», только конкретные люди. «человек» есть общее имя, которым называется каждый единичный человек. Общее - отвлечение, абстракция (если есть только «единичное», то Троица либо состоит из трех Лиц, либо речь идет о трех названиях одного реального существующего Лица). Церковь официально осудила и признала еретическими как «номинализм», так и «так и «концептуализм» (Пьер Абеляр), пытавшийся примирить реализм и номинализм. Согласно Абеляру общее существует реально, но только в уме человека (тогда получается, что триединый Бог - общее

существует только в уме!). Ожесточенные споры по этому вопросу продолжались довольно долго и только Форма Аквинский предложил решение, принятое Церковью. Общее существует вполне реально, не в уме, и не в виде «идей» Платона. «Общее» - в Боге. Бог есть общая полнота бытия - общее в чистом виде.

15. Особенности философии Нового  времени. Характеристика основных  философских направлений в эпоху  Нового времени.

В XVI-ХVIII веках начался период развития философии, который принято называть философией Нового времени. Новое Время  характеризуется тем, что в этот период в европейской истории:

- наступает эпоха великих географических  открытий, стимулирующая приток  золота из Нового Света и  оживившая этим экономику Европы; развивает торговлю, транспортную  систему, мореплавание, перекраивает  социальные;

- оздоровившаяся экономика стимулировала  быстрое развитие промышленности;

- астрономическая революция Коперника  полностью изменила взгляд на физическую картину мира.

Особенности:

- В итоге всего этого возникает большое количество не только новых знаний о мире, но и много сложных научных проблем, требующих философского осмысления. Активный процесс философского осмысления новых проблем и новых знаний пробудил интерес к разработкам в методологии познания. В результате философия перестает быть логическим обоснованием интуитивно выведенного знания, а начинает превращаться в истолкование научно определенных фактов. Возникает ситуация, когда наука экспериментально добывает знания, а философия формирует из них научную картину мира.

- Появилось стремление познать природу. Природа стала пониматься как практическое бытие и поэтому главной наукой стало естествознание. Происходит "очищение" философии от гуманизма и ориентация на познание объективной природы, осмысление и обобщение результатов науки, утверждение философского материализма.

- противостояние материализма и идеализма. Буржуазия обращалась к материализму в период решающей борьбы за своё политическое господство и к идеализму после закрепления экономического господства политической властью, в целях духовного влияния на массы.

Основными направлениями философии  Нового времени были:

1. Рационализм (от латинского  «ratio» - разум), где главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые якобы изначально присущи человеку или являются его врожденными способностями. Но ответить на вопрос, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окружающем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р. Декарт (1596-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Г. Лейбниц (1646-1716) и ряд других мыслителей.

2. Эмпиризм (от греческого «empiria» - опыт), который утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Бэкон (1561-1626), Т. Гоббс (1588-1679) и Д. Локк (1632-1704).

16. Гносеологические проблемы в  философии XVI – XVII вв. Дилемма эмпиризма и рационализма (Ф.Бэкон, Р.Декарт).

 Эмпиризм Ф. Бэкона (истинное знание вытекает из чувственного опыта) Родоначальник эмпиризма был английский философ и политический деятель Фрэнсис Бэкон (1561-1626), который, как и другие мыслители Нового времени, был убежден в том, что философия способна стать наукой и должна ею стать.

Заблуждения разума

Цель Науки, по мнению Бэкона — изобретения и открытия. Цель же изобретений и открытий — человеческая польза: удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей, повышение потенциала ее энергии, умножение власти человека над природой. Но наука, по Бэкону, в современном виде не способна решать позитивные задачи, необходимо перестроить здание науки. Для реформы науки и развития естествознания необходимо, по мнению Бэкона, научиться правильному мышлению. Это, в свою очередь, требует очищения разума от заблуждений, выступающих препятствием на пути познания природы. Бэкон выделяет четыре рода заблуждений, которые он называет идолами или призраками:

1) идолы рода; ложные представления  о мире, это выражается в наделении природных явлений человеческими характеристиками, примешивание к естественной природе своей собственной человеческой природы.

2) идолы пещеры; искаженные представления  о действительности. У каждого человека есть своя пещера, свой субъективный внутренний мир, что накладывает отпечаток на все его суждения о вещах и процессах действительности. Неспособность человека выйти за пределы своей субъективности и есть причина данного вида заблуждений.

3) идолы рынка; ложные представления  людей, порожденные неправильным  употреблением слов. Люди в одни и те же слова часто вкладывают различный смысл, и это ведет к пустым бесплодным спорам из-за слов, в конечном счете, отвлекает людей от изучения явлений природы и правильного их понимания.

4) идолы театра. ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем. Каждая философская система, по Бэкону, это сыгранная перед людьми драма или комедия. Люди же эти постановки воспринимали «за чистую монету», ссылались на них в рассуждениях, брали их идеи в качестве руководящих правил для своей жизни.

Методы познания

Бэкон не только заложил основы материалистического  понимания природы, но и дал обоснование  индуктивному методу как движению мысли  от частного к общему. Проблему выбора истинного метода и ее решение  Бэкон излагает аллегорическим способом. По его мнению, существуют три основных пути познания - паука, муравья и пчелы. «Путь паука» представляет собой попытку выведения истин из самого сознания не принимая во внимание  факты. «Путь муравья» - это узкий путь, представители которого собирают разрозненные факты, но не умеют их обобщать. Истинным является «путь пчелы», который соединяет в себе достоинства названных «путей» и свободен от недостатков каждого из них.

Важное место в философской  системе Бэкона занимает критика  господствующей в средние века схоластической философии ,которую он считал главным препятствием на пути изучения природы. Бэкон говорил, что схоластическая философия плодотворна на словах, но бесплодна в делах и не дала миру ничего, кроме споров и препирательств. Коренной порок схоластики Бэкон усматривал в ее абстрактности, выразившейся, по его мнению, в сосредоточенности всей мыслительной деятельности на силлогизмах, на выведении из общих положений соответствующих частных следствий. Бэкон доказывал, что пользуясь только силлогизмами, нельзя достичь подлинного познания вещей и законов природы. Схоластической теории силлогизма, как основной формы познания, Бэкон противопоставил индуктивный метод.

Индуктивный метод Бэкона. Он учил, что индукция — это необходимая для наук, опирающаяся на показания органов чувств, единственно истинная форма доказательства и метод познания природы. Если в дедукции порядок движения мысли от общего к частному, то в индукции — от частного к общему.

Философский рационализм  Декарта

рационализм XVII века связан с ориентацией на математику как идеал научного знания. Рационалисты считали, что подобно тому, как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем, философское знание также должно выводиться из разума и обосновываться им, так как чувственный опыт ненадежен, неустойчив, переменчив.

Родоначальником рационализма Нового времени был Рене Декарт (1596-1650). Этот французский философ, математик  и естествоиспытатель. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов.

Методы познания

Методология Декарта заключается  в том, что науки и философии  должны быть объединены в единую систему. Их единство мыслитель уподобляет мощному  древу, корни которого - метафизика, ствол - физика а ветви - механика, медицина, этика.

В «Рассуждении о методе» Декарт выделяет четыре основных правила метода.

Первое правило требует принимать  за истинное все то, что воспринимается в очень ясном и отчетливом виде и не дает повода к какому-либо сомнению, т.е. вполне самоочевидно.

Второе правило предлагает делить каждую сложную вещь на более простые  составляющие. В ходе деления желательно дойти до самых простых, ясных  и самоочевидных вещей.

Согласно третьему правилу, следует  придерживаться определенного порядка  мышления,, начиная с простых элементов  и переходя постепенно к более  сложным.

Четвертое правило ориентирует  на достижение полноты знания и требует  составлять всегда перечни столь  полные и обзоры столь общие, чтобы  была уверенность в отсутствии упущений.

Интуиция и дедукция

Двумя основными путями, ведущими к познанию мира, являются, по Декарту, интуиция и дедукция.

Под интуицией - это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме. Прообразом такой интуиции являются аксиомы геометрии. Исходя из интуитивно - достоверных основоположений, следует двигаться по ступеням дедукции, т.е. продвигаться от общих положений к частным.

Разрабатывая рационализм, Декарт полагал, что в акте познания разум  человека не нуждается в чувственных  вещах, поскольку истинность знаний находится в самом разуме. Декарт был вынужден признать, что нематериальная, т.е. духовная субстанция имеет в  себе изначально врожденные идеи. К  ним он относит идею бога, идею духовной субстанции, идею материальной субстанции, идею чисел и фигур, идеи различных  геометрических фигур и т.д. Правда, врожденные идеи - это еще не готовые  истины, а предположения разума. Поэтому в познании главная роль принадлежит разуму, а не ощущениям. Разум же может достичь истинного  знания, если будет исходить из достоверного, дедуктивного метода. При этом Декарт полагал, что с помощью дедуктивного метода можно логически вывести  все знания о мире.

Декарт был сыном своего времени, и его философская система, как  и система Бэкона, не была лишена внутренних противоречий. Выдвигая на первый план проблемы познания, Бэкон  и Декарт заложили основы для построения философских систем Нового времени. Если в средневековой философии  центральное место отводилось учению о бытии — онтологии, то со времени Бэкона и Декарта на передний план в философских системах выходит учение о познании — гносеология.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"