Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 18:34, шпаргалка

Краткое описание

1.Философия, её роль в жизни человека.
2. Основной вопрос философии и две его стороны. Исторические формы материализма и идеализма.
3. Проблема метода философии. Диалектика и метафизика. Структура и функции философии. Соотношение философии и частных наук.

Файлы: 1 файл

filosofiya_shpory-1586.doc

— 393.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Философия европейского средневековья. Учение Августина и Фомы Аквинского.

  Философия средних веков занимает длительный отрезок истории Европы: от распада Римской Империи до эпохи Возрождения (V – XV вв. н. э.). В развитии средневековой философии принято выделять два крупных периода.

  1. Раннее средневековье – Патристика или учение отцов церкви, которые заложили основы религиозной философии.
  2. Зрелое средневековье (XI – XV вв.) – Схоластика, когда философия стала достоянием общественного сознания. В рамках Схоластики сформировались главные философские направления: номинализм и реализм.

По своему содержанию, философия средних веков – теецентризм. Т.е. Бог признаётся источником и основой всего существующего. Христианство не сразу стало безраздельно господствующей религией. Шла долгая борьба за его влияние. Христианство было естественным разумным стремлением людей найти утешение и надежду в условиях ломки традиционного образа жизни. Мир невозможно и человеку нечего не остаётся делать, как изменить самого себя.

Наиболее заметной и влиятельной личностью в период патристики был Августин Блаженный (354 – 430 гг.). Его работы: «Исповедь», «О величии души», «О граде Божьем». Четыре темы всех его работ:

  1. О Боге. Бог – высшее бытие. В Боге прибывают вечные и неизменные идеи, которые определяют существующий в мире порядок. Познание Бога – смысл и содержание всей человеческой жизни. Бог – единственная причина возникновения каждой вещи и любого вещества. Бог не только сотворил этот мир, но и продолжает творить его дальше, совершенствуя в нём всё сущее. Субъективно, человек действует свободно, но всё, что он делает – делает через него Бог. 
  2. О познании мира. В познании мира вера выше разума. Разум призывает постигать вещи и явления мира, открытые человеку, а с помощью веры обнаруживается то, что невидимо, не очевидно.
  3. О душе человека. Душа человека бессмертна и тем самым превосходит тело. Это требует от человека постоянной работы над своим внутренним миром. Грех – это бунт смертного тела против бессмертной души, и поэтому человек всегда нуждается в божественной поддержке. Зло - результат свободной воли человека. Зло приходит в мир, когда низшее претендует на роль высшего. Спасение человека через добрые дела, возвышение духа.
  4. Тема общества. Социальное неравенство в обществе – результат грехопадения человечества. Вся история человечества – это борьба двух царств: «Божьего» и «Земного». «Божье» - это меньшая часть человечества, люди верующие и добропорядочные. «Земное» - себялюбцы, алчные, эгоистичные люди, отвергающие Бога. После «страшного суда» наступит тысячелетие «Царства Справедливости».

Зрелое средневековье отличалось тем, что если патристика систематизировало христианское учение, то схоластика стремилась сделать его популярным и доступным для населения. Задача философии заключалась в обосновании истинности и незыблемости христианских вероучений.

Философы этого времени располагали двумя проблемами:

  1. Что важно  в познании: вера или разум. Вера выше разума, если в познании возникают ошибки, то это ошибки разума. Однако многие считают, что лучше понимать, чем верить.
  2. Занимались решением важного вопроса о природе понятий или универсалий. При ответе на это вопрос, философы разделялись на два течения:

Номиналисты (ближе к материалистам) считали, что универсалии – это всего лишь названия вещей, их имена.

Реалисты (ближе к идеалистам) – считали, что универсалии действительно существуют (Например, Бог, человек).

Крупнейшим представителем этого времени был Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.). Его работы: «Сумма теология», «Сумма против язычников». Основные темы его работ:

1. Основная его заслуга в том, что Аквинский разработал пять  доказательств существования Бога:

а) Если брать движение, во всей его полноте, и не только как механическое движение, нельзя не прийти к перводвигателю т.е. Богу;

б) Если всё в мире имеет свою причину, то должна быть и первопричина т.е. Бог;

в) Бесчисленное множество возможностей и случайностей должно управляться абсолютно необходимой причиной, т.е. Богом.

г) Для изменения степеней совершенства (красоты, блага, истины) – всего, что есть в мире, должно существовать абсолютное мерило, т.е. Бог.

д) Всё в мире обладает какой-то степенью целесообразности, а значит должна существовать главная цель, т.е. Бог.

2. О познании. Истина всегда одна, но ведут к ней разные пути: вера и разум. Наука и религия отличаются по методу получения своих истин. Разум нередко ошибается, а органы чувств вводят нас в заблуждение. Вера – прочнее, достовернее, доступна каждому.

3. Вскоре о понятиях универсалий Ф. Аквинский выступит, как умеренный идеалист. Универсалии существуют трояким образом:

  1. До вещей – в божественном разуме;
  2. В самих вещах – как их сущность;
  3. После вещей – в разуме человека.

4. О душе человека Ф. Аквинский  считает, что человек – это  единство тела и душ, но главное в человеке – душа. Душа разлита по телу и существует как некая внутренняя энергия. Душа – бессмертна.

Философия Ф. Аквинского – высшая точка в развитии средневековой схоластики. Она стала официальной доктриной католической церкви.

В итоге,  философии средневековья решила философские проблемы:

  1. Бог сотворил мир из нечего актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Подлинное бытие у Бога: он вечен, неизменен, независим. Бог недоступен для познания, но открывает себя человеку, через откровения в священных текстах Библии.
  2. Природа не самостоятельна, Бог творит природу. Главное не познание природы, а познание Бога и человеческой души. Если изучать природу, только как пример мудрости Бога.    
  3. О человеке. Человек – образ о подобие Бога. Человек – царь и владыка над всеми тварями. Но злоупотребил дарованной ему свободой и стал греховным.
  4. О душе. Душа постоянно выбирает между добром и злом. По своей природе, душа должна повиноваться Богу, а тело – душе. Но иногда низшее берёт верх и человек следует влечениям и страстям, что переходит в привычку и делает человека греховным существом.

Средневековая философия – это не застой и не регресс в истории развитии человечества, т.к. в рамках этой эпохи шло развитие и накопление знаний. Развивались такие области знания: логика, диалектика, эстетика. В это период возник острый интерес к проблемам истории.

 

12. Философские проблемы эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) – означает кризис феодального строя и зарождение в Европе капитализма.  Особенности философии эпохи Возрождения:

  1. Для философии эпохи Возрождения характерен переход от теоцентризма к рационализму. Т.е. к исследованию мира средствами научного познания.
  2. Произошла ломка теологической картины мира. Наибольший вклад в развитие внесли Д. Бруно, Н. Коперник.
  3. Важной характеристикой этой эпохи является антропоцентризм – тип философии, сутью которого является восприятие человека в качестве центра мира, венца эволюции природы. Выражением антропоцентризма является гуманизм – течение, которое провозгласило человека высшей ценностью и сформировало понятие личность.

Основные философские проблемы в эпоху Возрождения решались иначе, чем в Средневековье:

1. Проблема человека. Человек рассматривается не как греховное существо, а как творец самого себя. Бог дал человеку свою волю и человек должен сам решать свою судьбу, определить своё место в мире. Высшим видом деятельности считалась не молитва, как в Средневековье, а созидание нового, творчества. Все заслуги приписывались самому человеку, а не организации, в которой он состоял.

Главным признаком великой личности считали оригинальность, непохожесть на других. Выше всего в эту эпоху ставилось своеобразие и уникальность каждого индивида. Почиталась одарённость людей (Рафаэль, Леонардо да Винчи).

2. Проблема природы. Природа трактуется пантеистически (всеобще). Бог является не природным существом.

3. О вселенной. Считалось, что центром вселенной является не неподвижная Земля, а Солнце. Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи. Вселенная неизмерима и безгранична, подобие бесконечности. Земля во вселенной исчезающе мала.

4. Возникало много социологических учений:

1. Учение Максвелла (Макиавеллизм). Благополучие и могущество государства – высший закон политики, и для достижения этой цели, признаются пригодными все цели.

Макиавеллизм – беззастенчивое и не разбирающееся в средствах достижения капиталистических целей.

2.Утопический социализм – течение общественной мысли, в котором воплотилась давняя мечта трудящихся о справедливом устройстве общества.

 

13. Философия раннего Нового времени. Философские взгляды Ф. Бэкона.

XVII век – это время крупных перемен в истории человечества; это время I-ой научной революции. Поэтому философия XVII века развивалась в тесном взаимодействии с наукой (механикой, математикой, физикой). Важнейшим объектом исследования для философов стал анализ источников знаний человека и методов его получения.

Особенности философии XVII века:

1. В связи с разногласиями  по вопросу объективных знаний  человека в философии возникло 2 крупных течения:

  1. Эйнелизм. Представители данного течения (Бэкон, Гоббс, Локк) считали, что важнейший источник знаний человека – это живой чувственный опыт и достоверность знаний, проверяемая в ходе эксперимента.
  2. Рационализм. Представители данного течения (Декарт, Спиноза, Лейбниц) считали, что важнейший источник знаний человека – это деятельность человеческого разума.

2. В философии XVII века сформировался такой специфический тип философского мировоззрения, как механицизм. С позиции механицизма, и мир и человек рассматривались как сложные машины.

3. В XVII веке в философии сформировалась точка зрения делизма. С позиции делизма, Бог рассматривался как некий перводвигатель. Однако считалось, что после сотворения, мир развивался по собственным законам.

Символом философии раннего Нового времени стал английский мыслитель и государственный деятель Ф. Бэкон (1561 - 1626). Работы Ф. Бэкона:

  1. «Новый Арсанон».
  2. «Новая Атлантида».
  3. «О принципах и началах».

Основные моменты работа Бэкона:

1. Ф. Бэкон много делал для обоснования научного знания. «Цель научного знания – это принесение пользы человеческому роду. Знание, не приносящее практических плодов – ненужная роскошь. Главное в знании – это его достоверность. Цель науки – познание скрытых сил всех вещей». Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм «Знание – это сила», т.к. он был убеждён в том, что знания и могущество человека совпадают.

2. Ф. Бэкон занимался  анализом познавательной деятельности  человека. Человеческий разум в  состоянии познать бытие. Наука раскрывает действительное строение мира и закономерности природы; его истину восстановить сложно. Истина возможна, если человек освобождается в познании мира от влияния четырёх идолов или призраков:

  1. Идол пещеры. Познать истину, человеку мешает то, что он смотрит на мир, как бы из своей пещеры и найти истину ему мешают собственные пристрастия, склонности, воспитание.
  2. Идол театра. Найти истину человеку мешает вера в авторитеты.
  3. Идол площади. Найти истину человеку мешает язык общения людей.
  4. Идол рода. Он обусловлен самой природой человека и особенностью его органов  чувств и разума.

3. Ф. Бэкон уделял большое  внимание поиску правильного  метода познания. Выбор метода  – важнейшее условие обретения  истинного знания. «Хромой, идущий  по дороге, опережает того, кто бежит без дороги». Бэкон обосновал индуктивный метод движения от частного к общему. Бэкон является родоначальником английского философского материализма и экспериментальной науки нового времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Философские учения Декарта и Лейбница.

Заложенную Бэконом традицию научной методологии продолжил французский учёный, математик Декарт (1596 - 1650). Работы Декарта:

1. «Размышление о первой  философии».

2. «Размышление о методе».

Основные моменты работ Декарта:

1. Декарт отстаивал  принцип тесной взаимосвязи всех наук. «Вся организация подобна дереву, корни которого – метафизика (учение об общих началах бытия), ствол – физика, а ветви – все прочие науки, сводящиеся к трём основным: медицина, механика, этика».

2. Декарт уделял большое  внимание правильному методу познания метода и разрабатывал дедуктивный метод (движение познания от общего к абстрактному). Дедуктивный метод основан на правилах:

  1. Не принимать за истинное нечего такого, что ещё не связано с очевидностью. В познании важно избежать поспешности, заинтересованности и проявлять здоровый скепсис.
  2. Важно мысленно делить всякий исследовательский вопрос на максимально простые элементы, и отталкиваясь от них идти к осмыслению всё более сложных вопросов.
  3. Полученные в итоге идеи надо располагать в определённой последовательности от простого знания к более сложному, развёрнутому.
  4. Накопленные научные сведения необходимо приводить в систему, чтобы получить полное знание о предмете. Критерием системы является очевидность. Самое очевидное в словах: «Мыслю, следовательно, существую, ибо нельзя полагать несуществующим то, что мыслит, пока оно мыслит». Сомнение Декарта расчищает дорогу новым знаниям.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"