Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:25, шпаргалка
1) Философия как особый тип мировоззрения
Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это общее понимание человеком окружающего мира, своего положения в нем, взаимоотношения с ним, а также понимание общих возможностей и задач в практической и познавательной деятельности.
1) Философия как особый тип мировоззрения
Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это общее понимание человеком окружающего мира, своего положения в нем, взаимоотношения с ним, а также понимание общих возможностей и задач в практической и познавательной деятельности. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания - повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Итак, мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, и место человека в нем.
Уровни мировоззрения:
1. Житейско - практический(формируется стихийно, на него влияют религиозные, национальные факторы)
2. теоретическое мировоззрение(
1. Мифология;
2. Религия;
3. Философия.
• Мифология – самая ранняя форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: - происхождение Вселенной, Земли и человека; - объяснение природных явлений; - жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; - вопросы чести, долга, этики и нравственности. Чертами мифа являются: - очеловечивание природы; - наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;- отсутствие абстрактных размышлений (рефлексий); - практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т.д.); - однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
• Религия – форма мировоззрение, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятие окружающей действительности. Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций: - объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей); - культурологическую (способствует распространению определённой культуры, влияет на культуру);- нравственно–воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадание, честности, терпимости, порядочности, долга).
• Философия – особый,
научно-теоретический тип
Философское мировоззрение
отличается от религиозного и мифологического
тем, что оно: - основано на знании (а
не на вере либо вымысле); - рефлексивно
(имеет место обращенность мысли
на саму себя); - логично (имеет внутреннее
единство и систему); - опирается
на четкие понятия и категории. Философия
включает в себя учения об общих
принципах бытия мировоззрения (онтология,
или метафизика), о сущности и
развитии человеческого общества (социальная
философия и философия истории)
2)Место философии в системе культуры.
Понятие «культура» получило
распространение в Европе, начиная
с эпохи Просвещения (18 век). Само
же слово латинского происхождения
и переводится как
Для определения линий
взаимосвязи философии и
В философии раскрываются общезначимые природные и социальные условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностнных сил личности.
Развитие культуры
находится в прямой связи с
освобождением человека от
Весьма характерно, что
в обществе наблюдается
В философии принято делить
производство на материальное, духовное
и производство человека. Для культуры
это положение имеет
Культура в концентрированном
виде воплощает в себе итог
развития человека, его материальной
(производственно-
Философия, используя аксиологический, т.е. ценностный подход раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировозренческтих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления поддонной сущности человека, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития.
Это значит, что в
философии человек
Выработанная философии и культурологии категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определённую систему способов и средств методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория культуры и культурного развития исходит из того, что это – бесценный источник прогресса социума и человека, причел прогресса нелинейного и небезусловного. Культура – наследственный человеческий интеграл. Она не локализует свои феномены (явления) в отдельных сферах общества, выступая как форма существования или экзистенции, будучи не сводима к частностям природного, социального и духовного бытия.
Философский смысл
имеет широкая проблематика
Раскрывая роль философии
в культуре, в жизни человека
и общества, нельзя применять
к философскому знанию так
называемый утилитарный подход
и искать в нем некую, пользу.
В отличии от предметов
Известно, что искусство
развивает у человека
Она является искусством
мышления, которое призвано помочь
человеку обрести мудрость («добрый
разум») как важную интеллектуальную
характеристику. Подлинная же мудрость
состоит в том, что бы, говоря
словами Гераклита, «говорить
истину и, прислушиваясь к
Такова, если говорить кратко, миссия философии, т.е. ее социокультурная роль, значения – быть особого рода формой познания, которое интегрировало в ткань духовной жизни и культуры человека и общества. Философия призвана выражать и удовлетворять специфические, духовные устремления мыслящего человека – к неохватности мироздания, поиску рациональных ответов на коренные мировоззренческие вопросы.
Философская культура
личности означает
3)Онтология как учение о бытии.
Онтология – это учение
о бытии как токовом, раздел философии,
изучающий фундаментальные
Бытие по Платону есть совокупность идей – умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон провел границу не только между бытием и становлением (т.е. текучестью чувственно воспринимаемого мира), но и между бытием и безначальным началом бытия (т.е. непостижимой основой, называемым им также «благо»).
Аристотель вводит ряд новых и значимых для позднейшей онтологии тем: бытие как действительность, божественный ум, бытие как единство противоположностей и конкретный предел «осмысления» материи формой.
Средневековые мыслители приспособили онтологию к решению теологических проблем. В зависимости от ориентации мыслителя понятие бытия могло отличатся от божественного абсолюта (тогда Бог мыслится как источник бытия) или отождествляться с Богом.