Шпаргалки по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:25, шпаргалка

Краткое описание

1) Философия как особый тип мировоззрения
Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это общее понимание человеком окружающего мира, своего положения в нем, взаимоотношения с ним, а также понимание общих возможностей и задач в практической и познавательной деятельности.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 28.00 Кб (Скачать)

1) Философия как особый тип мировоззрения

Мировоззрение - необходимая  составляющая человеческого сознания, познания. Это общее понимание  человеком окружающего мира, своего положения в нем, взаимоотношения  с ним, а также понимание общих  возможностей и задач в практической и познавательной деятельности. Разнородные  «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают  как более или менее целостное  понимание людьми мира и самих  себя. В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания - повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или  отдельного человека, тем более серьезную  опору может получить соответствующее  мировоззрение. Итак, мировоззрение - это  совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, и место человека в нем.

Уровни мировоззрения:

1. Житейско - практический(формируется стихийно, на него влияют религиозные, национальные факторы)

2. теоретическое мировоззрение(все  основано на доказательстве, на  этом уровне находится философия  и науки)В истории человечества  выделяется три основные формы  мировоззрения: 

1. Мифология;

2. Религия; 

3. Философия. 

• Мифология – самая  ранняя форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое  совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие  основные вопросы: - происхождение Вселенной, Земли и человека; - объяснение природных  явлений; - жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; - вопросы чести, долга, этики и  нравственности. Чертами мифа являются: - очеловечивание природы; - наличие  фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;- отсутствие абстрактных  размышлений (рефлексий); - практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т.д.); - однообразие и  поверхность мифологических сюжетов.

• Религия – форма мировоззрение, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении  для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятие окружающей действительности. Помимо мировоззренческих религия  имеет ряд иных функций: - объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей); - культурологическую (способствует распространению определённой культуры, влияет на культуру);- нравственно–воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви  к ближнему, сострадание, честности, терпимости, порядочности, долга).

 

• Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Впервые термин употребил Пифагор 

Философское мировоззрение  отличается от религиозного и мифологического  тем, что оно: - основано на знании (а  не на вере либо вымысле); - рефлексивно (имеет место обращенность мысли  на саму себя); - логично (имеет внутреннее единство и систему); - опирается  на четкие понятия и категории. Философия  включает в себя учения об общих  принципах бытия мировоззрения (онтология, или метафизика), о сущности и  развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии  в мире (философская антропология), теорию познания(гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии. Философия  дает систему знания о мире как  целом. Т.о., философия представляет собой высший уровень и вид  мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической  оформленностью.

 

2)Место философии в  системе культуры.

Понятие  «культура» получило распространение в Европе, начиная  с эпохи Просвещения (18 век). Само же слово  латинского происхождения  и переводится как возделывание, обработка, имеющее непосредственное отношение к земледельческому труду, взращиванию злаков. Впоследствии данное понятие стало использоваться преимущественно  для характеристики явлений и  процессов духовной жизни общества (искусство, философия, наука, нравственность, религия, исторические и национальные формы сознания), хотя неоспоримо значение и материальной культуры.

Для определения линий  взаимосвязи философии и культуры (материальной и духовной, национальной и общечеловеческой) важно уяснить  исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически (генетически) -  детище человека, различных видов его  деятельности в личностных, групповых  и общественных рамках. Это объективная  реальность, в которой воплощены  способы и результаты деятельности людей – подлинных творцов  культуры.

В философии раскрываются общезначимые природные и социальные условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней  и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет  себя как способ функционирования сущностнных сил личности.

 Развитие культуры  находится в прямой связи с  освобождением человека от природной  зависимости, его порабощение  государством, обществом, собственными  пороками. Свобода, являющаяся центральной  проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет  развитие человека результатами  собственной деятельности, а не  вмешательством внешних, в том  числе сверхъестественных, потусторонних  сил, тем самым культура получает  глубинные философские основания  реализации возможностей освобожденного  труда в создании материальных  и духовных  ценностей. Некоторые  из них носят уникальный характер, отличаются  неповторимостью, имеют  общекультурное значение.

 Весьма характерно, что  в обществе наблюдается известная  синхронность в развитии философии  и культуры: как их высоких  достижений, так и упадка. Об этом  наглядно свидетельствует европейская история античности, средних веков и Ренессанса. С этим связан вопрос о критериях развития культуры, в том числе  характер (способе, уровне) отношений человека к человеку, обществу, природе, состоянии просвещения и науки, искусства, философии, литературы; роли религии в жизни общества; качественной оценки и степени познания господствующих норм жизни (гносеологический аспект культуры) и  др.

В философии принято делить производство на материальное, духовное и производство человека. Для культуры это положение имеет общелитодологическиое значение : не только в том смысле, что служит основанием для типологии культуры, но и для такого обобщающего ее определения, как культивирование «все свойств общественного человека  и производство его как человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а потому и потребностями – производство человека как возможно более целостного универсального продукта общества…»

 Культура в концентрированном  виде воплощает в себе итог  развития  человека, его  материальной (производственно- экономической)  и идеальной  (духовной) деятельности. Он итожится двояко : результатом  и выступает видимое и осязаемое  внешнее богатство, получающее  в рыночном хозяйстве форму  растущего количества разнообразных  товаров, услуг и информации, и  не зримое, скрытое, но особой  ценности внутреннее богатство  человеческой личности.

 Философия, используя  аксиологический, т.е. ценностный подход раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировозренческтих ориентиров, мотиваций,  потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм  жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления поддонной сущности человека, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития.

 Это значит, что в  философии человек рассматривается  не как объект, а в качестве  активного совокупного субъекта, не только познающего, но и  творящего мир культуры. Если  внутреный мир данного субъекта отличается ущербностью, низким уровнем интеллектуального, нравственного и эстетического развития, - бездуховности, то он способен породить лишь гримасы культуры, или антикультуру. Можно, перефразируя известное выражение, утверждать следующее: скажи мне, какие в стране (в ту или иную эпоху) жили или живут люди, и я скажу тебе, какая там была или есть культура.

 Выработанная философии  и культурологии категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определённую систему способов и средств методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория культуры и культурного развития исходит из того, что это – бесценный источник прогресса социума и человека, причел прогресса нелинейного и небезусловного. Культура – наследственный человеческий интеграл. Она не локализует свои феномены (явления) в отдельных сферах общества, выступая как форма существования или экзистенции, будучи не сводима к частностям природного, социального и духовного бытия.

 Философский смысл  имеет широкая проблематика культуры, включая определение системы  её норм и ценностей, степени  их укоренённости в обществе; ее социальных носителей, теоретического и художественного содержания; закономерностей наследования культуры, преемственного развития в духовной сферы; типа в взаимосвязи культуры с социальной действительностью; социально-территориальных особенностей, соответствия национальному характеру, ментальным особенностям населения; ее отношения к власти, общественному и государственному строю и др. Главный вывод, который вытекает из рассмотрения вопроса о соотношении философии и культуры, состоит в том , что в этом мире только от человека зависит, какую культуру он создаст и в какой мере она облагородит (или подорвет) ее бытие и возвысит (или унизит) его дух.

 Раскрывая роль философии  в культуре, в жизни человека  и общества, нельзя применять  к философскому знанию так  называемый утилитарный подход  и искать в нем некую, пользу.  В отличии от предметов домашней  утвари и иных вещей, духовная  культура ведь не несет в  себе  непосредственной пользы. Роль  философии вернее всего будет  сравнивать с ролью серьезного  искусства. В самом деле, можно  ли вести речь о «пользе»  музыки Моцарта?, картины Рафаэля?, книг Л.Н.Толстого? По-видимому, в  данном случае требуется иные  мерки и оценки.

 Известно, что искусство  развивает у человека чувственность  и образное (художественное) мышление. Философия же формирует интеллект,  развивает способность к творческому  понятийному в своей основе  мышлению. Искусство учит находить  прекрасное в жизни, а философия  научит мыслить свободно и  критически. Искусство помогает  человеку рождать фантазии, а  философия – делать высокие  обобщения. Вот почему она есть, по словам И.Канта, « законодатель  человеческого разума». Короче  говоря, философия развивает у  человека способность к теоретическому  мышлению и формированию собственного  мировоззрения.

 Она является искусством  мышления, которое призвано помочь  человеку обрести мудрость («добрый  разум») как важную интеллектуальную  характеристику. Подлинная же мудрость  состоит в том, что бы, говоря  словами Гераклита, «говорить  истину и, прислушиваясь к голосу  природы, поступать согласно с  ней». Мудрость – это знание  вечных истин, которые необхомые человеку в его жизненном пути. Мудрым является тот, кто не только правильно мыслит, но и так же  правильно поступает в жизни.

 Такова, если говорить  кратко, миссия философии, т.е.  ее социокультурная роль, значения – быть особого рода формой познания, которое интегрировало в ткань духовной жизни и культуры человека и общества. Философия призвана выражать и удовлетворять специфические, духовные устремления мыслящего человека – к неохватности мироздания, поиску рациональных ответов на коренные мировоззренческие вопросы.

 Философская культура  личности означает приобщенность к философии как специфической форме знаний о мире и бытии человека в нем, способность применять философские знания своей духовно- практической деятельности. Философская культура – это не только умение формирмулировать мировоззренческие вопросы и находить ответы на них, но и особенного рода мироощущения и мировосприятия. Мыслить по философски – означает  воспринимать мир как единое многоликое и живое целое, а себя – как частицу этого великого  целого, активного созерцателя и участника продолжающегося миро творения. Философская культура является необходимым компонентом духовного мира современного человека.

 

 

 

 

3)Онтология как учение  о бытии.

Онтология – это учение о бытии как токовом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности, категории  сущего. Онтология выделилась из учений о бытии природы как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии.

Бытие по Платону есть совокупность идей – умопостигаемых форм или  сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон провел границу не только между бытием и становлением (т.е. текучестью чувственно воспринимаемого мира), но и между  бытием и безначальным началом бытия (т.е. непостижимой основой, называемым им также «благо»).

Аристотель вводит ряд  новых и значимых для позднейшей онтологии тем: бытие как действительность, божественный ум, бытие как единство противоположностей и конкретный предел «осмысления» материи формой.

Средневековые мыслители  приспособили онтологию к решению  теологических проблем. В зависимости  от ориентации мыслителя понятие  бытия могло отличатся от божественного  абсолюта (тогда Бог мыслится как  источник бытия) или отождествляться  с Богом.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"