Шпаргалки по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:25, шпаргалка

Краткое описание

1) Философия как особый тип мировоззрения
Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это общее понимание человеком окружающего мира, своего положения в нем, взаимоотношения с ним, а также понимание общих возможностей и задач в практической и познавательной деятельности.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 28.00 Кб (Скачать)

К 13 в. намечается разделение онтологической мысли на 2 потока: на аристотелевскую и августианскую традицию. Представитель аристотелизма Фома Аквинский вводит в средневековую онтологию различение сущности и существования, а также акцентирует момент творческой действительности бытия, сосредоточенной в полной мере в самом бытии и в Боге.

 Философия нового времени  концентрирует свое внимание  на проблемах познания, однако  онтология остается неизменной  частью философской доктрины. Критическая  философия Канта по разделению  универсума на три автономные  сферы (мир природы, свободы  и целесообразности) задает параметры  новой онтологии, в которой  способность выхода в измерение  истинного бытия распределена  между теоретической способностью, обнаруживающей сверхчувственное  бытие как трансцендентную запредельность  и практической способностью, открывающей  бытие как посюстороннюю реальность  свободы. В 19 в. характерно резкое  падение интереса к онтологии.  И только в кон.19 нач. 20в. неотемизм возрождает понятие онтологии.

Целесообразно выделить следующие  формы бытия:

1) бытие вещей (тел), процессов,  которое в свою очередь делится  на бытие вещей, процессов,  состояний природы. Б. природы  как целого;

2) Б. второй природы  – произведенных человеком вещей.

3) Б. духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное  духовное и объектированное (внеиндивидуальное) духовное;

4) Б. социального, которое  делится на индивидуальное бытие  (бытие отдельного человека в  обществе и процессе истории)  и бытие общества.

Бытие вещей, явлений и  состояний природы, или бытие  первой природы, существует до, вне  и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления  природы ограничено во времени и  пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве, ее бытие  есть диалектика преходящего и непреходящего. Первая природа является объективной  и первичной реальностью, ее большая  часть и после возникновения  рода человеческого по-прежнему существует как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность.

«Вторая природа» - бытие  вещей и процессов,  произведенных  человеком, - зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает  в себе единство природного материала, определенного духовного (идеального) знания,  деятельность конкретных индивидов  и социальных функций, предназначения данных предметов. Бытие вещей «второй  природы» есть социально-историческое бытие, комплексная природно-духовно-социальная реальность, она может вступать в  конфликт с бытием первой природы, находясь в рамках единого бытия вещей  и процессов. «Вторая природа» каждому  конкретному человеку и поколениям людей дана объективно, но она не может считаться совершенно независимой  от сознания человека и человечества. Вещи «второй природы» являются связующим  звеном между бытием вещей и бытием человека.

Бытие отдельного человека представляет собой диалектическое единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь». Но бытие  человека как мыслящей и чувствующей  «вещи» в мире природы явилось  одной из предпосылок возникновения  и общения, т.е. предпосылкой формирования специфики человеческого бытия. Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического  существа. Его специфика проявляется, например, в том, что:

—без нормального функционирования в человеке его духовно-психической  структуры человек как целостность  не полноценен;

—здоровое, нормально функционирующее  тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности. Однако общеизвестно, что дух может  оказать  как позитивное, так и негативное влияние на жизнедеятельность человеческого  тела;

— человеческая деятельность, телесные действия человека зависят  от социальной мотивации. Все другие природные тела, в том числе  и высшие животные, функционируют  достаточно предсказуемо. Целесообразная человеческая деятельность зачастую регулируется не биологическими инстинктами, а  духовно-нравственными  и социальными потребностями, мотивами.

Бытие каждого конкретного  индивида ограничено во времени и  пространстве. Но оно включено в  безграничную цепь человеческого бытия  и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического  бытия. Человеческое бытие в целом - реальность, объективная по отношению  к сознанию отдельных людей и  поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая  способностью познавать бытие, он может  и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно. Поэтому так  важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе  бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации.

Особое место среди  других форм «бытия в мире» занимает «бытие духовного». Оно складывается и оформляется в лоне человеческой культуры, проявляясь на уровне объективированного и индивидуализированного духовного  бытия, связующим звеном которого выступает  язык.

 

Язык не только средство самовыражения  индивида, но и высшая форма проявления объективного духа. Будучи средством  общения, язык является эффективным  инструментом освоения мира. Язык, связывая сознание и предметную (физическую) реальность мира, в равной мере делает дух телесным, а мир духовным. Благодаря слову, физическая реальность открывается нашему познанию. Она  вступает в диалог и говорит о  себе, раскрывая свою сущность. История  языка отражает социальную историю  его носителя, раскрывает содержание конкретной «ойкумены».

Реальность духовного  бытия особого рода. Она обеспечивает опыт отдельно взятого человека и  сама обогащается его усилиями. Эвристические  идеи прошлого задают каноны настоящему и определяют будущее данного  общества, влияя и на жизнь отдельного индивида. Наиболее продуктивная идея закладывает определенную структурную  парадигму, в рамках которой формируется  и развивается бытие человека: его образ жизни, его отношение  к миру и самому себе.

Заключает список форм «бытия в мире» бытие социального. «Бытие социального» — это процесс и  результат жизни общества как  саморазвивающейся системы, опирающейся  на общественное производство, как  совокупность четырех подсистем. Последние  обеспечивают производство и воспроизводство  человека в его постижении сущность, природа, различные подходы к  пониманию социального бытия, тенденций  его изменения и развития является предметом анализа социальной философии.

 

4)Проблемы субстанции. Монистический  и плюралистический подходы к  пониманию субстанции.

СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. неизменна в отличие от меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. трактовалась как субстрат, первооснова всех вещей (например "вода" Фалеса, "огонь" Гераклита). В средние века вопрос о С. решался прежде всего в споре о субстанциальных формах (номинализм, реализм). В философии Нового времени категория С. трактовалась достаточно широко; можно выделить две точки зрения. Первая связана с онтологическим пониманием С. как предельного основания бытия (Ф.Бэкон, Спиноза, Лейбниц). Вторая точка зрения на С. — гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Локк, Юм). Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений С. сохраняется и количество ее в природе остается неизменным, может быть отнесен к "аналогиям опыта". Гегель определял С. как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как "существенную ступень в процессе развития идеи". Для Шопенгауэра С. — материя, для Юма — фикция, сосуществование свойств.

Декарт Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную “протяженную субстанцию”. В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. В уч. о бытии он не тоько признает сущ духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.

Бенедикт Спиноза (материалист)). С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.

От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совок. модусов. Модус это то, что сущ. не само по себе, а в другом. Субст - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субст как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) Развивает учение о бытии  в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут  быть выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субст такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел.

Любая вещь - субстанция, следов. число субст. бесконечно. Каждая субст. или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом.

Число является внешним выражением духовной сущности монады, выр ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность - производный момент монады. Первичные качества кот - самостоятельность, самодеятельность.

МОНИЗМ - философское учение, которое принимает за основу всего  существующего одно начало. Существует как материалистический, так и  идеалистический монизм. Материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом. всех явлений  считают дух, идею и т. д. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма - является философия Гегеля. Научный и последовательный материалистический монизм. характерен для диалектического  материализма, исходящего из того, что  мир по своей природе материален, что все явления в мире представляют собой различные виды движущейся материи. В философии марксизма  материализм распространен и  на общественные явления. Противоположность  монизма.- дуализм.

ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pturalis - множественный) - концепция, противоположная монизму, по который все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу. Точка зрения плюрализма. лежала в основе монадологии Лейбница. Склонность к плюрализм выражает стремление современных идеалистов (прагматистов, неопозитивистов, экзистенциалистов и др.) возвыситься над материалистическим и идеалистическим монизмом. Однако в конечном счете по своему объективному смыслу плюрализм противостоит только диалектико-материалистическому монизму. В социологии плюрализм, служит основанием для отрицания единой определяющей основы общества, для взгляда на историю как на поток случайных событий, следовательно, для отказа от анализа объективных законов развития общества (точка зрения марксистско-ленинской идеологии) .

 

5)Основные проблемы гносеологии.  Плюрализм подходов к решению  вопроса о наиболее достоверном  источнике знаний.


Информация о работе Шпаргалки по "Философии"