Рефераты по философии

Индийская философия

17 Мая 2012, реферат

Раскройте содержание и взаимосвязь основных понятий индийской философии: «Брахман», «атман», «карма», «сансара». Что обозначает понятие «нирвана» в индийской философии? В чем заключается трудность достижения нирваны по представлениям древних индийцев? Прокомментируйте следующий фрагмент из «Упанишад»: «Как текущие реки исчезают в море, теряя имя и облик, так знающий (мудрец), отрешенный от имени и облика, приходит к божественному Пуруше, что выше высокого».

Индуизм - основная религия Индии

28 Сентября 2011, доклад

Индуизм, основная религия Индии и одна из мировых религий. Индуизм возник на Индийском субконтиненте, причем свыше 90% из приблизительно 500 млн. человек, исповедующих эту религию, живут в Республике Индия, которая занимает большую часть субконтинента. Индуистские общины существуют также в Бангладеш, Шри-Ланке, Кении, ЮАР, Тринидаде и Тобаго, Гайане.

Индукция и дедукция

08 Мая 2012, доклад

Индукция (в буквальном переводе с латинского - наведение) представляет собой способ логического рассуждения, применяя который, от знания об отдельных конкретных фактов, или от менее общего, единичного знания переходят к знанию, носящему более общий характер. Индукция является древним (берущим начало в древнеиндийской, древнекитайской и древнегреческой логике) способом логического рассуждения, процессом познания действительности путем движения от конкретного к абстрактному.

Институции Гая

02 Ноября 2012, контрольная работа

Сведения о личности Гая (лат. Gaius) — одного из самых влиятельных римских юристов (130 - 180 гг.), жившего при императоре Адриане, чрезвычайно скупы. Само имя Гай, которое могло быть как личным (praenomen), так и родовым именем (nomen) или прозвищем (cognomen), не позволяет более точно его идентифицировать.
Этот факт дал простор разнообразнейшим спекуляциям по поводу загадки личности Гая. Некоторые отрицали его существование во

Интуитивизм Анри Бергсона

05 Сентября 2011, реферат

Анри Бергсон - представитель философии жизни - был наиболее известным и влиятельным из всех французских философов первой половины XX века.
Движущей силой его рассуждений предстает контраст между "результатом" познания - теориями и понятиями - и живой действительностью. Его стратегической идеей является необходимость "дополнить теорию познания теорией жизни". "Жизнь" Бергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности.

Интуитивизм Н.О. Лосского

20 Мая 2013, реферат

Историки мысли единодушно и по праву считают Николая Лосского одним из самых значительных философов России серебряного века. В фундаменте его многостороннего, многоаспектного учения, развитого в качестве философско-теоритической системы, — гносеологическое учение, объединенное с онтологией и получившее название интуитивизма.

Интуиция и воображение в научном познании

21 Июня 2014, реферат

Прежде чем рассмотреть сами понятия интуиции и воображения и их место в структуре научного познания, необходимо взглянуть на научное познание как таковое.
Всякое научное знание есть результат деятельности рациональной ступени сознания (мышления) и потому всегда дано в форме понятийного дискурса. Это относится не только к теоретическому, но и к эмпирическому уровням научного знания. На это обстоятельство обратил внимание В.А. Смирнов, указав на необходимость различения оппозиций «чувственное — рациональное» и «эмпирическое — теоретическое». Противоположность чувственного и рационального знания есть общегносеологическое различение сознания, фиксирующее, с одной стороны, результаты познавательной деятельности органов чувств (ощущения, восприятия, представления), а с другой — деятельности мышления (понятия, суждения, умозаключения).

Интуиция и ее роль в познании

06 Декабря 2011, реферат

Интуиция - способность чувствовать уже имеющиеся логические цепочки связанной информации, касающиеся нужного вопроса, и, таким образом, моментально находить ответ на любой вопрос.

Информационное общество

24 Января 2012, контрольная работа

Информационное общество является определенным этапом развития техногенной цивилизации. Сама техногенная цивилизация довольно поздний продукт человеческой истории. Ее формирование относится к XV-XVII столетиям в Европе с последующей экспансией в различные регионы мира особенно в эпоху великих географических открытий. Эта цивилизация получила название западной цивилизации. На протяжении ее последующей истории темпы развития общественной жизни убыстряются, экстенсивное развитие заменяется интенсивным, ценностью становятся сами инновации.

Информационное общество и перспективы его развития

21 Февраля 2013, реферат

В настоящее время имеется большое количество научных исследований, футурологических и публицистических работ, в которых с различных точек зрения исследуются проблемы взаимоотношения общества и личности с информационными технологиями, регулярно проводятся конференции и семинары. Актуальность данной темы привлекает внимание большого числа ученых и общественных деятелей, и это неудивительно – информационная индустрия продолжает стремительно развиваться, охватывая все новые и новые направления.

Информационное общество: противоречия и перспективы его развития

09 Июня 2012, реферат

На рубеже 60-70 годов XX века в развитых странах становится очевидным, что информационные технологии и процессы начинают оказывать существенное влияние на развитие общества. Попытки осмыслить это влияние приводят к зарождению концепции информационного общества – общества, в котором главной ценностью и структурообразующей основой является информация, и в котором все процессы тесно связаны с информацией и информационными технологиями (прежде всего, электронными).
Все чаще говориться о наступлении информационной эры, о том, что новые "способы информации" превалируют, что мы живем в "электронном обществе" и подходим к "виртуальной экономике", движущей силой которой стала информация, что мы уже существуем в условиях "глобальной информационной экономики", что происходит очередной этап технологической и мирной социальной революции – становление информационного общества.

Иррационализм в философии Шопенгауэра

28 Мая 2013, реферат

Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ-идеалист, панволюнтарист. Как личность сочетал в себе гениальность и скверный характер с глубоким пессимизмом, был чужд общественной и политической деятельности. Он всю жизнь был холостяком, мотивируя тем, что женщины это те, кто покушается на свободу мужчины. Относился с пренебрежением к субъективным благам, но относился очень бережливо к собственному здоровью.

Иррационализм в философии Шопенгауэра

28 Мая 2013, реферат

Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ-идеалист, панволюнтарист. Как личность сочетал в себе гениальность и скверный характер с глубоким пессимизмом, был чужд общественной и политической деятельности. Он всю жизнь был холостяком, мотивируя тем, что женщины это те, кто покушается на свободу мужчины. Относился с пренебрежением к субъективным благам, но относился очень бережливо к собственному здоровью. По отношению к людям он характеризовался как мизантроп, как известно людей он называл пренебрежительно «Двуногие».

Иррационалистическая традиция неоклассической философии 19-20 веков

03 Сентября 2011, контрольная работа

С учетом содержания понятия “рационализм” ( от лат. “ratio” – разум ) и противоположного ему понятия “иррационализм” (от лат. “irrationalis” – неразумный, бессознательный) можно разделить различные философские системы на рационалистические и иррационалистические. Например, позитивистская философия по своему понятию рационалистична, ибо ее сторонники убеждены, что мир познаваем средствами разума, науки.

Искусство и наука

03 Декабря 2014, контрольная работа

В наш век бурного развития науки и техники, всеохватывающих средств массовой информации нас, казалось бы, трудно удивить чем-то новым. А новое ежедневно неумолимо и шумно вторгается в нашу жизнь. И все же мир бесконечно богаче и многообразнее, чем все самые новейшие открытия в науке, технике, культуре и искусстве. Это ставит в затруднительное положение даже современных фантастов. Парадоксально? Но это так. Парадоксы всегда выражают нечто неожиданное, расходящееся с установившимся, общепринятым.

Искусство как форма духовной культуры

04 Июня 2013, контрольная работа

Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности. Выделяются различные значения понятия «искусство», тесно связанные между собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего.

Исламская философия

15 Марта 2011, реферат

Исламская философия — совокупность философских учений, разрабаты-вающихся в эпоху Средневековья мыслителями народов Востока, принявших мусульманскую веру и пользовавшихся в основном арабским языком (реже — персидским языком). Позднее начинают всё чаще появляться труды на на-циональных языках исламских стран (турецкий, урду и др.)

Исследование представлений о человеке в эпоху средневековья и Нового времени

18 Декабря 2011, курсовая работа

Целью данной курсовой работы является исследование представлений о человеке в эпоху средневековья и Нового времени. В этот период философская наука получила значительное дальнейшее развитие, и особенно разнообразными были взгляды на сущность человека и его и его место в природе. Проблема соотношения духовного и материалистического, проблема бога и человека в период значительного усиления влияния религии на все стороны жизни являются основными вопросами и предметом споров представителей философской науки того времени.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- Рассмотреть философские учения философов средневековья

- Рассмотреть философские учения философов Нового времени

- Сравнить философские подходы к изучению человека в эпоху средневековья и в эпоху Нового времени

Истина

06 Апреля 2012, реферат

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменения происходящего.)

Истина

14 Марта 2012, реферат

исследования одной из основополагающих проблем в философии, отраженной в творчестве практически любого философа. Проблема истинности знания, критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы

Истина в социально-гуманитарных науках

16 Декабря 2012, реферат

Понятие «истина» употребляется в различных значениях. Откроем Евангелие от Иоанна. В беседе с фарисеями в храме Иисус говорит: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (8, 32). Английский писатель Олдос Хаксли (1894-1963) перефразировал это изречение: «И познаете истину, и истина сведет вас с ума». Там же, в Евангелие от Иоанна описана сцена допроса Иисуса Понтием Пилатом, римским наместником Иудеи. Иисус отвечает Пилату: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем»(18; 37,38). В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» так обыграна эта сцена:

Истина и ее формы. Критерий истины

07 Ноября 2011, шпаргалка

истина и ее формы.критерий истины.

Истоки и основные этапы развития философской мысли Беларуси

14 Февраля 2013, доклад

Формирование условий, подготовивших возможность возникновения философии Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Начало процессу христианского просвещения было положено полоцкой княжной Рогнедой. Своей христианско-просветительской деятельностью широко известна также полоцкая княжна принявшая монашество под именем Ефросиньи (Полоцкой). Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины.

Истоки китайской философии: мифология, нумерология, предфилософия

23 Марта 2015, контрольная работа

В Древнем Китае к моменту зарождения философии уже существовало мощное культурное поле. Но его структура имела свои специфические черты. В частности, по мнению многих синологов, в древнем Китае наблюдалось относительно слабое развитие мифологии. Нельзя сказать, что ее не было совсем. Точнее – она не имела такого влияния, как, например, в Древней Индии. В какой – то мере это объясняется особенностями китайского мышления, которое отличалось повышенной практичностью.

Историософия П. Я. Чаадаева как проблема русской культуры :историко-философский аспект

07 Января 2012, автореферат

Существует ли русский народ на исходе XX века, сохранится ли он в третьем тысячелетии или же исчезнет в истории как народ, а вместе с ним Россия как русское государство? В чем заключается своеобразие русского народа, какова его миссия, его предназначение и роль в истории развития всего человечества, какое место русский народ занимает среди других народов, причем не только западных; что делает русских - именно русскими, как сохранить свою самобытность и самостоятельность на смене веков, ведь без русских Россия существовать не будет! Все эти вопросы требуют от нас основательного изучения, обсуждения и разрешения как главные для нашего народа в целом и для каждого русского человека в отдельности.

Многие дают свои советы, но одни не любят Россию и рады нашим бедам; другие живут ностальгией по прошлому и пытаются лишь вернуть утраченное; третьи скользят по поверхности событий, избегая философских обобщений; четвертые, из-за боязни обидеть своих соотечественников по несчастью, смягчают остроту проблем. Однако, без решимости сказать правду, какой бы горькой она не была, без философского осмысления истории нашего народа нельзя надеяться разрешить поставленные вопросы. В этом и заключается актуальность данной тематики для избранного нами квалификационного исследования.

Историософская концепция П.Я. Чаадаева

21 Ноября 2011, реферат

Целью этой работы является рассмотрение историософской концепции П.Я. Чаадаева.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать и определить, что за личность был Чаадаев Петр Яковлевич
2. Осветить его историософскую концепцию

Историческая судьба марксизма

17 Марта 2012, реферат

В философской науке были предприняты усилия, направленные на преодоление догматического разделения и обособления диалектического и исторического материализма, что подспудно приводило к идее существования “двух материализмов”. Утвердилось истолкование структуры марксистской философии как целостного учения, как философии диалектического и исторического материализма, то есть такой структуры философии, в которой диалектический и исторический материализм находятся не на положении “двух частей”, “двух материализмов”, а во внутреннем их единстве

Исторические периоды развития философии

18 Декабря 2012, контрольная работа

История философии состоит из следующих периодов: философия древнего мира, философия средних веков, философия эпохи возрождения, философия нового времени, немецкая классическая философия, постклассическая философия, современная философия.
Натурфилософы развивали учение о противоположных началах (мужских и женских, тёмное и светлое, восход и заход). Найти гармонию, согласие между началами - вот одна из задач тогдашней философии.

Исторические периоды развития философии как науки

29 Января 2015, контрольная работа

Философия занимает особое положение. Она объединяет в себе научно-теоретическое знание с духовно-практической, ценностной стороной человеческого опыта. Философия — очень точный барометр времени, «эпоха, схваченная в мысли» (Гегель). Но философия, ее вершинные творения не подвластны времени; философский взгляд на мир — осознание его под знаком вечности.

Исторические типы мировоззрения

11 Апреля 2012, реферат

Першим дійшов висновку про те, що міф є стадією розвитку сві¬домості, яка відповідає певній історичній добі, французький культуролог Л.Леві-Брюль. Щоправда, він спирався на плідну думку німецького філо¬софа Ф.Шеллінга про міф як продукт народної творчості. Продовжуючи ідеї Шеллінга, вже на початку нашого століття німецький мислитель Е.Кассірер спробував осягнути світ "зсередини" відповідно до його влас¬них законів розвитку.