Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 20:13, реферат
Прежде чем рассмотреть сами понятия интуиции и воображения и их место в структуре научного познания, необходимо взглянуть на научное познание как таковое.
Всякое научное знание есть результат деятельности рациональной ступени сознания (мышления) и потому всегда дано в форме понятийного дискурса. Это относится не только к теоретическому, но и к эмпирическому уровням научного знания. На это обстоятельство обратил внимание В.А. Смирнов, указав на необходимость различения оппозиций «чувственное — рациональное» и «эмпирическое — теоретическое». Противоположность чувственного и рационального знания есть общегносеологическое различение сознания, фиксирующее, с одной стороны, результаты познавательной деятельности органов чувств (ощущения, восприятия, представления), а с другой — деятельности мышления (понятия, суждения, умозаключения).
Введение 3
Интуиция 4
Интуиция по Бунге. 7
Воображение 11
Интуиция и воображение в научном познании 14
Заключение 17
Список литературы 18
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Кафедра философии
Реферат на тему:
«Интуиция и воображение в научном познании»
Выполнил
Преподаватель Леонов В. Е.
Санкт-Петербург
2013 год
Содержание
Прежде чем рассмотреть сами понятия интуиции и воображения и их место в структуре научного познания, необходимо взглянуть на научное познание как таковое.
Всякое научное знание есть результат деятельности рациональной ступени сознания (мышления) и потому всегда дано в форме понятийного дискурса. Это относится не только к теоретическому, но и к эмпирическому уровням научного знания. На это обстоятельство обратил внимание В.А. Смирнов, указав на необходимость различения оппозиций «чувственное — рациональное» и «эмпирическое — теоретическое». Противоположность чувственного и рационального знания есть общегносеологическое различение сознания, фиксирующее, с одной стороны, результаты познавательной деятельности органов чувств (ощущения, восприятия, представления), а с другой — деятельности мышления (понятия, суждения, умозаключения). Оппозиция же «эмпирическое—теоретическое» есть различение уже внутри рационального знания. Это означает, что сами по себе чувственные данные, сколь бы многочисленными и адаптивно-существенными они ни были, научным знанием еще не являются. В полной мере это относится и к данным научного наблюдения и эксперимента, пока они не получили определенной мыслительной обработки и не представлены в языковой форме (в виде совокупности терминов и предложений эмпирического языка некоторой науки). Необходимо подчеркнуть, что научное знание — это результат деятельности предметного сознания. В отношении эмпирического познания это достаточно очевидно, ибо оно представляет собой взаимодействие сознания с чувственно воспринимаемыми предметами. Но столь же предметен (правда, идеально-предметен) и теоретический уровень познания. С другой стороны, важно отметить, что возможности и границы эмпирического познания детерминированы операциональными возможностями свойствами такой ступени рационального познания, как рассудок. Деятельность последнего заключается в применении к материалу чувственных данных таких операций, как абстрагирование, анализ, сравнение, обобщение, индукция, выдвижение гипотез эмпирических законов, дедуктивное выведение из них проверяемых следствий, их обоснование или опровержение и т. д.[1]
Если научное знание есть результат рациональной деятельности, то может ли интуиция являться методом научного познания? И как, вообще, могут сочетаться в науке интуиция и логика, и каково необходимое соотношение этих двух понятий для совершения научных открытий и изобретательства?
Интуиция - форма знания, получаемого разумом непосредственно, без логического доказательства или анализа; открытие или изобретение, происходящее благодаря озарению; способность к целостному схватыванию ситуации и сущности проблемы.
Интуиция осознается как факт внутреннего опыта и присуща всем видам когнитивной, коммуникативной и поведенческой активности. В повседневной жизни интуиция проявляется в виде чутья, догадок и прозрений относительно сути жизненных проблем. Практическая интуиция, жизненная смекалка, обеспечивает правильность решения и успех в социальных коммуникациях, являясь непременным спутником здравого смысла и мудрости. В человеческом общении интуиция обнаруживает себя в способностях к эмпатии — «вживанию» в жизненный мир собеседника, к сочувствию, к проникновенному пониманию. Интуитивное распознавание характера и намерений другого человека называют проницательностью, а способность прослеживать чужую жизнь как свою — прозорливостью. Бесценную роль интуиция играет в научном творчестве, где требуется выход за пределы познанного и прорыв в неведомое. Значение интуиции усиливается в связи с расширяющейся виртуализацией научного познания, переходом к изучению сложных эволюционирующих систем, что требует развития способностей к синтезу при развитой аналитике.
Многообразие форм интуиции определяется спецификой профессиональной деятельности и условиями познания. В чувственной интуиции целостность ситуации или проблемы воспринимается в виде образа или символа (эйдоса). Образ может быть любой природы — зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой, обонятельный или полимодальный; конкретный или абстрактный. Существенно то, что образ выполняет функцию управляющего центра (средоточия), который объединяет и организует процесс мышления, а также конструктивную деятельность воображения. Интеллектуальную интуицию определяют как непосредственное созерцание идей — прообразов вещей чувственного мира (Платон), схватывание сущности явлений (Э. Гуссерль), усмотрение идеальной целостности мира, его системности и категориальной оформленности, что обусловлено предшествующим жизненным опытом (Н.О. Лосский). Эмоционально-волевая интуиция проявляет себя в актах аксиологического предпочтения (М. Шелер). Мистическую интуицию связывают с созерцанием сверхчувственной реальности; есть свидетельства ее проявления и в научном творчестве (К.Э. Циолковский, В.Н. Вернадский, Н. Тесла).
Интуитивных прозрений достаточно, чтобы приобрести уверенность в правильном решении, понять всю ситуацию (в математике — доказательство) в целом; но ее недостаточно для понимания деталей, а также для убеждения в правильности решения членов научного сообщества. В творческом процессе логико-аналитические и интуитивно-спонтанные аспекты составляют единое целое, взаимно дополняя друг друга, при этом интуиции отводится скрытое, глубинное измерение, параллельное видимому относительно различающего интеллекта. При интуитивном озарении происходит «перенос» информации на поверхностный уровень сознания, раскодирование смысловых (пропозициональных) кодов с целью дальнейшей интерпретации и верификации.
Научный подход к интуиции требует, прежде всего, критического отношения к непосредственности интуитивного знания. Ее надо понимать не в абсолютном, а в относительном смысле — как непосредственность лишь по отношению к субъекту, как субъективно переживаемую непосредственность. Она означает не отсутствие процессов, опосредующих возникновение интуитивного знания, а лишь их неосознанность — скрытость от субъекта, непредставленность в его сознании. Но не представленными в сознании субъекта могут быть самые различные механизмы, с помощью которых осуществляется его познавательная деятельность, — как физиологические, так и психические. Интуиция многолика. Среди многообразия когнитивных механизмов, которые подпадают под имя интуиции, поскольку их действия субъект не осознает, можно выделить несколько основных типов:
Неосознанность как признак, объединяющий под именем И. в одну группу эти различные по своей природе когнитивные механизмы, представляет собою их общую психологическую характеристику. Однако эпистемологию, в отличие от психологии, интересуют, в первую очередь процессы образования и преобразования знания, а не то, в какой мере субъект осознает или не осознает протекающие в его мозгу познавательные процессы. Различие между бессознательными и осознанными процессами, несомненно, является чрезвычайно существенным с психологической точки зрения, но в эпистемологическом отношении оно не имеет особого значения. Например, процесс логического мышления может протекать «автоматизированно» и не осознаваться; но эпистемологически, в его когнитивном аспекте, он ничем не отличается от сознательно совершаемого, ибо независимо от того, осознает его субъект или нет, преобразование знания, которое при этом происходит, остается одним и тем же. Если субъект «задним числом» реконструирует (т.е. отрефлексирует, осознает) ход интуитивного акта, от этого познавательное содержание последнего, очевидно, не изменяется.
Таким образом, интуитивность, понимаемая как непосредственность, или неосознанность, есть психологический феномен, сопутствующий различным познавательным процессам. В теории познания это психологическое понятие интуиции может использоваться лишь в собирательном смысле, а не как обозначение некоторого особого, специфического пути или способа получения знания.
Специфика креативной интуиции состоит в том, что она не просто воспроизводит ранее сложившиеся связи понятий с соответствующими им наглядными образами, а устанавливает новые «сцепления» между ними. Это вызывает их трансформацию и переосмысление, в результате чего в креативной концептуальной интуиции рождаются новые понятия, которые было бы невозможно логически вывести из имеющихся в распоряжении субъекта понятий, а в креативной эйдетической — новые образы, которые было бы невозможно сконструировать из имеющихся у него образов. Поскольку полученные таким способом новые понятия не опосредуются их логическим выводом из других понятий, а новые образы — ассоциативной связью с другими образами, постольку вполне естественно, что они представляются «непосредственно усмотренными». Скачкообразные переходы от образов к понятиям и обратно — это своеобразные «обходные маневры», позволяющие преодолеть барьеры, преграждающие дорогу к новому знанию при движении в колее логического или образного мышления.
Проблема интуиции привлекала и продолжает привлекать интерес философов, главным образом, в связи с поисками источника безусловных и достоверных истин. Однако интуиция, в том числе и творческая, всегда опирается на какое-то предпосылочное знание, а психологическая очевидность ее результатов и чувство уверенности в их правильности — отнюдь не гарантия их истинности. Интуиция может быть эффективной только как часть сложной разумной деятельности человека. Вдохновенные поэтические описания интуиции как таинственного и необъяснимого «наития», при всей их прелести и изысканности, не могут быть положены в основу ее научного и философского понимания. Время, когда философы строили концепции интуиции умозрительным путем, не обращая при этом внимания на различия между гносеологическим, психологическим и «разговорным» ее толкованием, ушло в прошлое. В современной эпистемологии представления об интуиции должны базироваться на научном (рациональном) понимании ее механизмов и учитывать, что под интуицией, как в обыденном словоупотреблении, так и в психологии, подразумевают весьма различные, в гносеологическом отношении, феномены [2].
Стоит обратить внимание как классифицирует интуицию М. Бунге.
1. Интуиция как восприятие
1.1 Быстрое отождествление предмета, явления или знака. Ясно, что постижение физического объекта, то есть чувственная интуиция, зависит от остроты восприятия субъекта, его памяти, сообразительности, опыта (микроскопист видит много объектов, ускользающих от внимания неспециалиста) и информированности (вообще говоря, мы не воспринимаем того, что не приготовились открыть). Субъекты с притупленными чувствами, неопытные или просто глупые - неважные наблюдатели. Их чувственная интуиция неточна, то есть способность распознавания, способность отождествления незначительна.
Обратите внимание на ограниченность возможностей чувственной интуиции: она дает нам то, что немцы называют Kennen (знакомство ) , и что Рассел именует knowledge Ьу acquaintance познанием через ознакомление), то есть непосредственное и неотчетливое ознакомление
с конкретными единичными объектами. Чувственная интуиция - лишь сырье для Erkennen или knowledge (познания через описание), ИЛИ выводного знания; чувственная интуиция, следовательно, донаучна; она встречается в деятельности ученого, но не в науке, как результате
этой деятельности. Научное познание представляет собой не восприятие, а переработку и дальнейшее развитие, ощущения.
1.2 Ясное понимание значения и (или) взаимоотношений последовательности знаков (например, текста или диаграммы) . Именно в этом смысле мы говорим об авторе, что его описания и объяснения интуитивны или интуитивно ясны: его мысли изложены в выражениях, представляющихся нам простыми и привычными, или, он пользуется иллюстрациями и метафорами, выуживающими что-то из нашей памяти или подстегивающими наше воображение.
Подобным же образом мы говорим, что нам интуитивно понятна последовательность дедукции в целом, хотя бы даже то или иное звено ее и ускользнуло от нас. Кроме того, мы заключаем, что последовательности рассуждений не достает доказательности с психологической точки зрения, если она слишком длинна или запутана. Это будет иметь место, если, например, рассуждение прерывается доказательством многочисленных вспомогательных теорем (лемм) или если логический анализ зашел дальше для наших текущих нужд.
1.3 Способность интерпретации: легкость, с которой осуществляется правильная интерпретация условных знаков. Мы говорим об одних людях, что они одарены «физической
интуицией», и о других, что им ее недостает. Первые «видят» в формулах, пока те не слишком сложны, нечто большее, нежели сочетание математических знаков: им ясно их физическое значение, им известно, как читать по уравнениям рассказ о свойствах, явлениях или
процессах. Так физик-теоретик будет склонен видеть в квадрате той или иной величины какую-то неявную форму энергии, в матрице - таблицу возможных переходов различных состояний друг в друга, в интеграле Фурье волновой пакет, в разложении функции на ортогональные
составляющие - суперпозицию состоянии, в таком операторе, как коммутатор НА-АН, - скорость изменения и так далее. Некоторый навык в использовании символов, определенный опыт интерпретации да способность быстро выявлять связи между не имеющими на первый
взгляд отношения друг к другу элементами - вот все, что слово «интуиция» выражает в этом случае.
Интуиция как воображение
1.4. Способность представления или геометрическая интуиция: умение наглядно представить или изобразить отсутствующие объекты, а также создавать изображения, наглядные или действующие модели или схемы абстрактных сущностей. Способность представления может рассматриваться как одно из конкретных проявлений способности интерпретации, о которой речь шла выше . Так называемая геометрическая интуиция, или, точнее говоря, пространственная интуиция, представляет собой способность: а) абстрагируясь от чувственной интуиции (например, от материальной ленты или струны), формировать геометрические представления (к примеру, образ некоторой кривой); и б) ассоциировать арифметические, алгебраические или
Информация о работе Интуиция и воображение в научном познании