Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:31, контрольная работа
Изучения основных форм, категорий, критериев и методов научного познания на сегодняшний день актуально как никогда.
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. За какие-то 300 лет человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает, какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехо
Введение…………………………………………………………………………2
1 Понятие научного познания и его особенности………………………………4
2 Критерии научного познания…………………………………………………..9
3 Методы научного познания…………………………………………………...11
4 Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального
познания………………………………………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………38
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Понятие научного
познания и его особенности…………
2 Критерии научного познания…………………………………………………..9
3 Методы научного
познания…………………………………………………...
4 Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального
познания…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………
Изучения основных форм, категорий, критериев
и методов научного познания на сегодняшний
день актуально как никогда.
Современная наука развивается очень
быстрыми темпами, в настоящее время объем
научных знаний удваивается каждые 10-15
лет. Около 90 % всех ученых, когда-либо живших
на Земле, являются нашими современниками.
За какие-то 300 лет человечество сделало
такой огромный рывок, который даже и не
снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических
достижений были сделаны в наше время).
Весь окружающий нас мир показывает, какого
прогресса достигло человечество. Именно
наука явилась главной причиной столь
бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному
обществу, повсеместному внедрению информационных
технологий, появления «новой экономики»,
для которой не действуют законы классической
экономической теории, начала переноса
знаний человечества в электронную форму,
столь удобную для хранения, систематизации,
поиска и обработки.
Все это убедительно доказывает, что основная
форма человеческого познания - наука
в наши дни становиться все более и более
значимой и существенной частью реальности.
Однако наука не была бы столь продуктивной,
если бы не имела столь присущую ей развитую
систему методов, принципов и императивов
познания. Именно правильно выбранный
метод наряду с талантом ученого помогает
ему познавать глубинную связь явлений,
вскрывать их сущность, открывать законы
и закономерности. Количество методов,
которые разрабатывает наука для познания
действительности, постоянно увеличивается.
Точное их количество, пожалуй, трудно
определить. Ведь в мире существует около
15000 наук и каждая из них имеет свои специфические
методы и предмет исследования.
Существенным
компонентом научного познания является
философское истолкование данных науки,
составляющее ее мировоззренческую
и методологическую основу. Уже сам
отбор фактов, особенно в общественных
науках, подразумевает большую
Наука это сложное многогранное общественное
явление: вне общества наука не может ни
возникнуть, ни развиваться, но и общество
на высокой ступени развития немыслимо
без науки. Потребности материального
производства влияют на развитие науки
и на направления ее исследований, в свою
очередь, наука влияет на общественное
развитие. Великие научные открытия и
тесно связанные с ними технические изобретения
оказали колоссальное влияние на судьбы
всего человечества.
Основной
целью данной работы является: изучение
форм, категорий, определение основных
критериев, форм и методов научного познания
в системе естествознания.
Данная работа ставит перед собой следующие
задачи, их решение позволит разобраться
в значимости научного познания в системе
естествознания как науки, а именно:
1. Научное познание и его
особенности;
2. Основные формы научного
познания;
3. Критерии научного познания;
4. Методы научного познания.
1 Понятие научного
познания и его особенности
Научные
знания предполагают объяснение фактов,
осмысление их во всей системе понятий
данной науки. Научное познание отвечает
на вопрос не только как, но и почему
оно протекает именно таким образом (во
всяком случае, ответ на подобный вопрос
является идеалом научного знания). Научное
знание не терпит бездоказательности:
то или иное утверждение становится научным
лишь тогда, когда оно обосновано. Научное
это, прежде всего, объяснительное знание.
Сущность научного знания заключается
в понимании действительности в ее прошлом,
настоящем и будущем, в достоверном обобщении
фактов, в том, что за случайным оно находит
необходимое, закономерное, за единичным
- общее, и на этой основе осуществляет
предвидение различных явлений. Предсказательная
сила один из главных критериев для оценки
научной теории. Процесс научного познания
носит по самой своей сущности творческий
характер. Законы, управляющие процессами
природы, общества и человеческого бытия,
не просто вписаны в наши непосредственные
впечатления, они составляют бесконечно
разнообразный мир, подлежащий исследованию,
открытию и осмыслению. Этот познавательный
процесс включает в себя и интуицию, и
догадку, и вымысел, и здравый смысл.
Научное знание охватывает в принципе
что-то все ясное относительно простое,
что можно более или менее строго обобщить,
убедительно доказать, ввести в рамки
законов, причинного объяснения, словом,
то, что укладывается в принятые в научном
сообществе парадигмы. В научном знании
реальность облекается в форму отвлеченных
понятий и категорий, общих принципов
и законов, которые зачастую превращаются
в крайне абстрактные формулы математики
и вообще в различного рода формализующие
знаки, например химические, в диаграммы,
схемы, кривые, графики и т.п. Но жизнь,
особенно человеческие судьбы, на много
порядков сложнее всех наших научных представлений,
где все «разложено по полочкам», поэтому
у человека извечна и неистребима потребность
выхода за пределы строго доказательного
знания и погружения в царство таинственного,
чувствуемого интуитивно, схватываемого
не в строго и гладко «обтесанных» научных
понятиях, а в каких-то «размытых», но очень
важных символических образах, тончайших
ассоциациях,
предчувствиях и т.п.
К научному познанию также тесно примыкает
практическое знание. Различие между ними
состоит в основном в целевой установке.
Если главной фигурой научного познания
является ученый, член академического
сообщества, то для практического познания
инженер или промышленный управляющий.
Цель ученого открытие закономерности,
общего принципа, «узнавание» новой идеи.
Цель инженера создание новой вещи (прибора,
устройства, компьютерной программы, промышленной
технологии и т.д.) на основе уже полностью
известных, зафиксированных принципов.
Основными особенностями
научного познания являются: 1. Основная
задача научного знания — обнаружение
объективных законов действительности
— природных, социальных (общественных),
законов самого познания, мышления
и др. Отсюда ориентация исследования
главным образом на общие, существенные
свойства предмета, его необходимые характеристики
и их выражение в системе абстракций.
«Сущность научного познания заключается
в достоверном обобщении фактов,
в том, что за случайным
оно находит необходимое, закономерное,
за единичным – общее и
на этой основе
осуществляет предвидение различных явлений и событий». Научное познание стремиться вскрыть необходимые, объективные связи, которые фиксируются в качестве объективных законов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.
2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания —
объективная истина,
постигаемая преимущественно
3. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать»— не только в настоящем, но и в будущем. Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Именно предвидение дает возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное знание открывает возможность не только предвидения будущего, но и сознательного его формирования. «Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально, как возможные объекты ее будущего освоения), и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляет одну из важнейших особенностей научного познания. Эта особенность отличает его от других форм познавательной деятельности человека».
Существенной особенностью современной науки является то, что она стала такой силой, которая предопределяет практику. Из дочери производства наука превращается в его мать. Многие современные производственные процессы родились в научных лабораториях. Таким образом, современная наука не только обслуживает запросы производства, но и все чаще выступает в качестве предпосылки технической революции. Великие открытия за последние десятилетия в ведущих областях знания привели к научно-технической революции, охватившей все элементы процесса производства: всесторонняя автоматизация и механизация, освоение новых видов энергии, сырья и материалов, проникновение в микромир и в космос. В итоге сложились предпосылки для гигантского развития производительных сил общества.
4. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный
противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или — что более характерно — искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.). Научное знание не просто фиксирует свои элементы, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и эволюционные, спокойные периоды, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель научности.
5.
В процессе научного познания
применяются такие
материальные средства как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, гипотетико-дедуктивный и другие общенаучные приемы и методы.
6.
Научному познанию присущи
В современной методологии выделяют различные уровни критериев
научности, относя
к ним, кроме названных, такие
как внутренняя системность знания,
его формальная непротиворечивость,
опытная проверяемость, воспроизводимость,
открытость для критики, свобода
от предвзятости, строгость и т.
д. В других формах познания
рассмотренные критерии могут иметь
место (в разной мере), но там они не являются
определяющими.
2
Критерии научного познания
Для
определения критериев
Принцип
верификации позволяет в первом
приближении отграничить
Несмотря на внешне парадоксальную форму, а, может быть, и благодаря ей, этот принцип имеет простой и глубокий смысл. К. Поппер обратил внимание на значительную асимметрию процедур подтверждения и опровержения в познании. Никакое количество падающих яблок не является достаточным для окончательного подтверждения истинности закона всемирного тяготения. Однако достаточно всего лишь одного яблока, полетевшего прочь от Земли, чтобы этот закон признать ложным. Поэтому именно попытки фальсифицировать, т.е. опровергнуть теорию, должны быть наиболее эффективны в плане подтверждения ее истинности и научности.
Теория, неопровержимая в принципе, не может быть научной. Идея божественного творения мира в принципе неопровержима. Ибо любую попытку ее опровержения можно представить как результат действия все того же божественного замысла, вся сложность и непредсказуемость которого нам просто не по зубам. Но раз эта идея неопровержима, значит, она вне науки.