Научное познание

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

Изучения основных форм, категорий, критериев и методов научного познания на сегодняшний день актуально как никогда.
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. За какие-то 300 лет человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает, какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехо

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
1 Понятие научного познания и его особенности………………………………4
2 Критерии научного познания…………………………………………………..9
3 Методы научного познания…………………………………………………...11
4 Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального
познания………………………………………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………38

Файлы: 1 файл

Контрольная работа № 1.docx

— 81.79 Кб (Скачать)

     Гипотеза  должна быть либо подтверждена, либо опровергнута. Для этого она должна обладать свойствами фальсифицируемости и верифицируемости. Фальсификация - процедура, устанавливающая ложность гипотезы в результате экспериментальной или теоретической проверки. Требование фальсифицируемости гипотез означает, что предметом науки может быть только принципиально опровергаемое знание. Неопровержимое знание (например, истины религии) к науке отношения не имеет. При этом сами по себе результаты эксперимента опровергнуть гипотезу не могут. Для этого нужна альтернативная гипотеза или теория, обеспечивающая дальнейшее развитие знаний. В противном случае отказа от первой гипотезы не происходит. Верификация - процесс установления истинности гипотезы или теории в результате их эмпирической проверки. Возможна также косвенная верифицируемость, основанная на логических выводах из прямо верифицированных фактов.

     3. Частные методы - это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли науки, либо за пределами той отрасли, где они возникли. Таков метод кольцевания птиц, применяемый в зоологии. А методы физики, использованные в других отраслях естествознания, привели к созданию астрофизики, геофизики, кристаллофизики и др. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета. Например, молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики.

     Наши  представления о сущности науки  не будут полными, если мы не рассмотрим вопрос о причинах, ее породивших. Здесь  мы сразу сталкиваемся с дискуссией о времени возникновения науки.

     Когда и почему возникла наука? Существуют две крайние точки зрения по этому  вопросу. Сторонники одной объявляют  научным всякое обобщенное абстрактное  знание и относят возникновение  науки к той седой древности, когда человек стал делать первые орудия труда. Другая крайность - отнесение генезиса (происхождения) науки к тому сравнительно позднему этапу истории (XV - XVII вв.), когда появляется опытное естествознание.

     Современное науковедение пока не дает однозначного ответа на этот вопрос, так как рассматривает саму науку в нескольких аспектах. Согласно основным точкам зрения наука - это совокупность знаний и деятельность по производству этих знаний; форма общественного сознания; социальный институт;

непосредственная  производительная сила общества; система  профессиональной (академической) подготовки и воспроизводства кадров. Мы уже называли и довольно подробно говорили об этих сторонах науки. В зависимости от того, какой аспект мы будем принимать во внимание, мы получим разные точки отсчета развития науки:

  - наука  как система подготовки кадров  существует с середины XIX в.;

  - как непосредственная  производительная сила - со второй  половины XX в.;

  - как социальный  институт - в Новое время;

  - как форма общественного сознания - в Древней Греции;

  - как знания  и деятельность по производству  этих знаний – с начала человеческой культуры.

     Разное  время рождения имеют и различные  конкретные науки. Так, античность дала миру математику, Новое время - современное естествознание, в XIX в. появляется обществознание.

     Для того чтобы понять этот процесс, нам  следует обратиться к истории.

     Наука - это сложное многогранное общественное явление: вне общества наука не может ни возникнуть, ни развиваться. Но наука появляется тогда, когда для этого создаются особые объективные условия: более или менее четкий социальный запрос на объективные знания; социальная возможность выделения особой группы людей, чьей главной задачей становится ответ на этот запрос; начавшееся разделение труда внутри этой группы; накопление знаний, навыков, познавательных приемов, способов символического выражения и передачи информации (наличие письменности), которые и подготавливают революционный процесс возникновения и распространения нового вида знания - объективных общезначимых истин науки.

     Совокупность  таких условий, а также появление  в культуре человеческого общества самостоятельной сферы, отвечающей критериям научности, складывается в Древней Греции в VII-VI вв. до н.э.

     Чтобы доказать это, необходимо соотнести  критерии научности с ходом реального исторического процесса и выяснить, с какого момента начинается их соответствие. Напомним критерии научности: наука - это не просто совокупность знаний, но и деятельность по получению новых знаний, что предполагает существование особой группы людей, специализирующейся на этом, соответствующих организации, координирующих исследования, а также наличие необходимых материалов, технологий, средств фиксации информации (1); теоретичность - постижение истины ради самой истины (2); рациональность (3), системность.

     Прежде  чем говорить о великом перевороте в духовной жизни общества - появлении  науки, происшедшем в Древней  Греции, необходимо изучить ситуацию на Древнем Востоке, традиционно  считающемся историческим центром  рождения цивилизации и культуры.

  Некоторые из положений в системе собственных оснований классической физики считались истинными лишь благодаря тем гносеологическим предпосылкам, которые допускались как естественные в физике XVII - XVIII вв. В классической механике различные тела рассматривались в качестве материальных точек, на которые оказывалось силовое воздействие, причем такая идеализация применялась и в отношении планет при описании их вращения вокруг Солнца Широко использовалось понятие абсолютно твердого, недеформируемого тела, которое оказалось пригодным для решения некоторых задач в ньютонианской физике пространство и время рассматривались как абсолютные сущности, независимые от материи, как внешний фон, на котором развертывались все процессы в понимании строения вещества широко использовалась атомистическая гипотеза, но атомы рассматривались как неделимые, наделенные массой бесструктурные частицы, аналогичные материальным точкам.

  Хотя все  эти допущения были результатом  сильных идеализации реальности, они позволяли абстрагироваться от многих других свойств объектов, несущественных для решения определенного рода задач, а потому были вполне оправданы в физике на том этапе ее развития. Но когда эти идеализации распространялись за сферу их возможного применения, это приводило к противоречию в существующей картине мира, в которую не укладывались многие факты и законы волновой оптики, теорий электромагнитных явлений, термодинамики, химии, биологии и т.д.

  Поэтому очень важно понимать, что нельзя абсолютизировать гносеологические предпосылки. В обычном, плавном развитии науки их абсолютизация бывает не очень заметна и не слишком мешает. Но когда наступает этап революции в науке, появляются новые теории, которые требуют совершенно новых гносеологических предпосылок, часто несовместимых с гносеологическими предпосылками старых теории. Так, вышеперечисленные принципы классической механики были результатом принятия крайне сильных гносеологических предпосылок, которые на том уровне развития науки казались очевидными. Все эти принципы были и остаются истинными, конечно, при вполне определенных гносеологических предпосылках, при определенных условиях проверки их истинности. Иначе говоря, при определенных гносеологических предпосылках и определенном уровне практики эти принципы были, есть и будут всегда истинными. Это же говорит о том, что нет абсолютной истины. Истинность всегда зависит от гносеологических предпосылок, которые не являются раз и навсегда данными и неизменными.

  В качестве примера возьмем современную  физику, для которой верны новые принципы, в корне отличные от классических: принцип конечной скорости распространения физических взаимодействий, не превышающий скорость света в вакууме, принцип взаимосвязи наиболее общих физических свойств (пространства, времени, тяготения и т.д.), принципы относительности логических оснований теорий. Эти принципы основаны на качественно иных гносеологических предпосылках, чем старые принципы, они логически несовместны. В этом случае нельзя утверждать, что если истинны новые принципы, то старые ложны, и наоборот. При разных гносеологических предпосылках могут быть истинными и старые, и новые принципы одновременно, но области применения этих принципов будут различны. Такая ситуация на самом деле имеет место в естествознании, благодаря чему истинны как старые теории (например, классическая механика), так и новые (например, релятивистская механика, квантовая механика и т.д.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания 

      Процесс познания включает получение  информации  через  органы  чувств (чувственное   познание),   переработку    данной    информации    мышлением (рациональное  познание)  и материальное  освоение  познаваемых фрагментов действительности (общественная практика). Существует тесная  связь  познания с практикой,  в  ходе  которой  происходит  материализация  (опредмечивание) творческих устремлений людей, превращение их  субъективных  замыслов,  идей, целей в объективно существующие предметы, процессы.

      Чувственное и  рациональное  познание  тесно  связаны  между  собой  и являются  двумя  основными  сторонами  познавательного  процесса.  При  этом указанные стороны познания не существуют изолированно  ни  от  практики,  ни друг от друга. Деятельность органов чувств  всегда  контролируется  разумом; разум  же  функционирует  на  основе  той   исходной   информации,   которую поставляют ему органы чувств. Поскольку  чувственное  познание  предшествует рациональному, то можно в известном смысле говорить о них  как  о  ступенях, этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания  имеет  свою специфику и существует в своих формах.

      Чувственное познание реализуется в виде  непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас  с  внешним миром. Заметим, что такое познание может осуществляться и  с  использованием специальных технических средств (приборов), расширяющих возможности  органов чувств  человека. Основными   формами   чувственного   познания   являются: ощущение, восприятие и представление.

      Ощущения  возникают в мозгу человека в  результате воздействия  факторов окружающего мира на его органы  чувств.  Каждый  орган  чувств  представляет собой сложный нервный  механизм,  состоящий  из  воспринимающих  рецепторов, передающих  нервов-проводников  и  соответствующего  отдела  мозга,  который управляет периферийными рецепторами. Например, орган зрения — это не  только глаз, но и нервы,  ведущие  от  него  в  мозг,  и  соответствующий  отдел  в центральной нервной системе.

      Ощущения — психические процессы, происходящие в мозгу при возбуждении нервных  центров,  управляющих  рецепторами.  «Ощущения  –   это   отражение отдельных свойств,  качеств  предметов  объективного  мира,  непосредственно воздействующего  на  органы  чувств,   элементарное   далее   психологически неразложимое   познавательное   явление». Ощущения    специализированы. Зрительные ощущения дают нам сведения о форме  предметов,  об  их  цвете,  о яркости световых лучей. Слуховые ощущения сообщают человеку о  разнообразных звуковых колебаниях  в  окружающей  среде.  Осязание  дает  возможность  нам ощущать температуру окружающей  среды,  воздействие  различных  материальных факторов на тело, их давление на него и т. п. Наконец, обоняние и вкус  дают сведения о химических примесях в окружающей среде и  о  составе  принимаемой пищи.

      «Первая посылка теории познания,—  писал  В.  И.  Ленин,—  несомненно, состоит в том, что  единственный  источник  наших знаний  — ощущения». Ощущение  может  рассматриваться  как   простейший   и   исходный   элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще.

      Биологические и психофизиологические дисциплины,  изучая  ощущение  в качестве  своеобразной  реакции   человеческого   организма,   устанавливают различные зависимости: например, зависимость реакции, то есть  ощущения,  от интенсивности  раздражения  того  или  иного  органа  чувств.  В  частности, установлено, что с  точки  зрения  «информационной  способности»  на  первом месте у человека стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.

      Возможности  органов  чувств   человека   ограничены.   Они   способны отображать  окружающий  мир  в  определенных   (и   довольно   ограниченных) диапазонах  физико-химических   воздействий.   Так, орган   зрения   может отображать  сравнительно  небольшой  участок  электромагнитного  спектра с длинами волн от  400  до  740  миллимикрон.  За  границами  этого  интервала находятся в одну сторону ультрафиолетовые и рентгеновские лучи, а  в  другую — инфракрасное излучение  и  радиоволны.  Ни  те,  ни  другие  наш  глаз  не воспринимает.  Человеческий  слух  позволяет  ощущать  звуковые   волны   от нескольких десятков герц до примерно 20 килогерц.  Колебания  более  высокой частоты (ультразвуковые) или более низкой частоты (инфразвуковые)  наше  ухо ощущать не способно. То же самое можно сказать и о других органах чувств.

      Из  фактов,  свидетельствующих  об   ограниченности   органов   чувств человека, родилось  сомнение  в  его  способности  познать  окружающий  мир. Сомнения в  способности  человека  через  свои  органы  чувств  познать  мир оборачиваются  неожиданным  образом,  ибо  сами  эти  сомнения   оказываются свидетельством в пользу могущественных возможностей человеческого  познания, в том  числе,  возможностей  органов  чувств,  усиленных  при  необходимости соответствующими  техническими  средствами  (микроскоп,  бинокль,  телескоп, прибор ночного видения и т. п.).

      Но  главное, человек может познавать  объекты и явления, недоступные  для его органов чувств, благодаря способности к практическому  взаимодействию  с окружающим миром. Человек способен осмыслить и понять ту объективную  связь, которая существует между явлениями, доступными органом чувств,  и  явлениями для них недоступными (между электромагнитными волнами и  слышимым  звуком  в радиоприемнике,  между  движениями  электронов  и  теми  видимыми   следами, которые  они  оставляют  в  камере  Вильсона,  и  т.  д.).  Понимание   этой объективной связи есть основа перехода (осуществляемого  в  нашем  сознании) от ощущаемого к неощущаемому.

Информация о работе Научное познание