Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:31, контрольная работа
Изучения основных форм, категорий, критериев и методов научного познания на сегодняшний день актуально как никогда.
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. За какие-то 300 лет человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает, какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехо
Введение…………………………………………………………………………2
1 Понятие научного познания и его особенности………………………………4
2 Критерии научного познания…………………………………………………..9
3 Методы научного познания…………………………………………………...11
4 Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального
познания………………………………………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………38
Например, наукой установлено, что железо обладает электропроводностью. Наличие этой связи между железом и отдельным его свойством делает возможным суждение: «железо (S) электропроводно (P)».
Субъектно-предикатная форма суждения связана с его основной познавательной функцией - отражать реальную действительность в ее богатом разнообразии свойств и отношений. Это отражение может осуществляться в виде единичных, частных и общих суждений.
Единичным называется суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается об отдельном предмете. Такого рода суждения в русском языке выражаются словами «это», именами собственными и т. д.
Частные суждения - это такие суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается о некоторой части какой-то группы (класса) предметов. В русском языке подобные суждения начинаются такими словами, как «некоторые», «часть», «не все» и др.
Общими называются суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается обо всей группе (обо всем классе) предметов. Причем то, что утверждается или отрицается в общем суждении, касается каждого предмета рассматриваемого класса. В русском языке это выражается словами «все», «всякий», «каждый», «любой» (в утвердительных суждениях) или «ни один», «никто», «никакой» и др. (в отрицательных суждениях).
В общих суждениях выражаются общие свойства предметов, общие связи и отношения между ними, включая и объективные закономерности. Именно в виде общих суждений формируются, по существу, все научные положения. Особое значение общих суждений в научном познании определяется тем, что они служат мыслительной формой, в которой только и могут быть выражены объективные закономерности окружающего мира, открываемые наукой. Однако это не означает, что познавательную ценность в науке имеют только общие суждения. Законы науки возникают в результате обобщения множества единичных и частных явлений, которые выражаются в форме единичных и частных суждений. Даже единичные суждения об отдельных предметах или явлениях (каких-то фактах, возникших в эксперименте, исторических событиях и т. д.) могут иметь важное познавательное значение.
Будучи формой существования и выражения понятия, отдельное суждение, однако, не может полностью выразить его содержание. Такой формой может служить лишь система суждений и умозаключение. В умозаключении наиболее отчетливо проявляется способность мышления к опосредованному рациональному отражению действительности. Переход к новому знанию осуществляется здесь не путем обращения к данному предмету познания, а на основе уже имеющихся знаний.
Умозаключение содержит в своем составе суждения, а, следовательно, и понятия), но не сводится к ним, а предполагает еще их определенную связь. Чтобы уяснить происхождение и сущность умозаключения, необходимо сопоставить два рода знаний, которыми человек располагает и пользуется в процессе своей жизнедеятельности. Это — знания непосредственные и опосредованные.
Непосредственные знания — это те, которые получены человеком с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т.д. Подобная чувственная информация составляет значительную часть всех человеческих знаний.
Однако далеко не обо всем в мире можно судить непосредственно. В науке большое значение имеют опосредованные знания. Это знания, которые получены не прямо, не непосредственно, а путем выведения из других знаний. Логической формой их приобретения и служит умозаключение. Под умозаключением понимается форма мышления, посредством которой из известного знания выводится новое знание.
Подобно суждениям умозаключение имеет свою структуру. В структуре любого умозаключения различают: посылки (исходные суждения), заключение (или вывод) и определенную связь между ними. Посылки — это исходное (и при этом уже известное) знание, служащее основанием для умозаключения. Заключение — это производное, притом новое знание, полученное из посылок и выступающее их следствием. Наконец, связь между посылками и умозаключением есть необходимое отношение между ними, делающее возможным переход от одного к другому. Другими словами, это есть отношение логического следования. Всякое умозаключение представляет собой логическое следование одних знаний из других. В зависимости от характера этого следования, выделяются следующие два фундаментальных типа умозаключений: индуктивное и дедуктивное.
Умозаключение широко используется в повседневном и в научном познании. В науке они используются как способ познания прошлого, которое непосредственно наблюдать уже нельзя. Именно на основе умозаключений формируются знания о возникновении Солнечной системы и образовании Земли, о происхождении жизни на нашей планете, о возникновении и этапах развития общества и т. д. Но умозаключения в науке применяются не только для понимания прошлого. Они важны и для осмысления будущего, которое наблюдать еще нельзя. А для этого необходимо знания о прошлом, о тенденциях развития, действующих в настоящее время и прокладывающих путь в будущее.
Вместе
с понятиями и суждениями
умозаключения преодолевают ограниченность
чувственного познания. Они оказываются
незаменимыми там, где органы чувств
бессильны в постижении причин и условий
возникновения какого-либо объекта
или явления, в понимании его
сущности, форм существования, закономерностей
его развития и т. д.
Заключение
Таким образом, научное познание отличается от других форм познания, в частности от обыденного познания, основанного на здравом смысле, особыми методами, нормами и критериями исследования. Научное познание отличается также своей системностью и последовательностью. Каждый последующий шаг в науке опирается на шаг предыдущий, каждое новое открытие получает свое обоснование, когда становится элементом определенной структуры знания. Чаще всего такой системой служит теория, как развитая форма рационального знания.
Особенностями науки являются:
1)
В отличие от простого
2)
Возможность опережения наукой
существующей практики
3) Используя экспериментальные методы, наука получила возможность лучше контролировать процесс научного исследования, точнее проверять свои теории и гипотезы.
4)
Наука в отличие от вненаучных
форм познания применяет
Изученные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют сделать вывод, что актуальность применения форм, методов , категорий и критериев научного познания актуальны на сегодняшний день. При написании работы использовалась специальная литература и учебные пособия из области естествознания.
В первую очередь были рассмотрены такие понятия, как научное познание, его структура и особенности. Познание - это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. Структура научного познания выглядит следующим образом: Эмпирический факт – научный факт - наблюдение - реальный эксперимент - модельный эксперимент - мысленный эксперимент - фиксация результатов эмпирического уровня исследований - эмпирическое обобщение - использование имеющегося теоретического знания - образ – формулирование гипотезы - проверка ее на опыте - формулирование новых понятий» - введение терминов и знаков - определение их значения - выведение закона - создание теории - проверка ее на опыте - приятие в случае необходимости дополнительных гипотез.
К основным особенностям научного познания относятся:
1.
Основная задача научного
2.
Непосредственная цель и
3. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть "руководством к действию" по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами и другие.
К
основным формам научного познания относят:
эмпирическую, теоретическую и
В
заключение работы были рассмотрены основные
методы научного познания наиболее часто
встречающиеся и применяющиеся.
Методы естествознания
могут быть подразделены
на следующие группы:
1.
Общие методы, касающиеся любого
предмета, любой науки. Это различные
формы метода, дающего возможность
связывать воедино все стороны
процесса познания, все его ступени,
например, метод восхождения от
абстрактного к конкретному,
2.
Особенные методы касаются
Наблюдение - это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены. Частными случаями метода наблюдения являются измерение и сравнение.
Эксперимент - метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он отличается от наблюдения вмешательством в исследуемый объект, то есть активностью по отношению к нему. Специфика эксперимента состоит также в том, что в обычных условиях процессы в природе крайне сложны и запутанны, не поддаются полному контролю и управлению.
Аналогия - метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый.
Моделирование
- метод научного познания, основанный
на изучении каких-либо объектов посредством
их моделей. Моделирование предполагает
перенос исследовательской деятельности
на другой объект, выступающий в роли заместителя
интересующего нас объекта или явления.
Список
использованной литературы