Научное познание

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

Изучения основных форм, категорий, критериев и методов научного познания на сегодняшний день актуально как никогда.
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. За какие-то 300 лет человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает, какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехо

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
1 Понятие научного познания и его особенности………………………………4
2 Критерии научного познания…………………………………………………..9
3 Методы научного познания…………………………………………………...11
4 Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального
познания………………………………………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………38

Файлы: 1 файл

Контрольная работа № 1.docx

— 81.79 Кб (Скачать)

      В научном познании при обнаружении  изменений, происходящих без видимых причин в чувственно воспринимаемых явлениях,  исследователь  догадывается  о существовании явлений не воспринимаемых. Однако для того, чтобы  доказать  их существование,  вскрыть  законы  их  действия  и  использовать  эти  законы, необходимо,  чтобы  его  (исследователя)  деятельность  оказалась  одним  из звеньев причиной цепи, связывающей  наблюдаемое  и  ненаблюдаемое.  Управляя этим звеном  по  своему  усмотрению  и  вызывая  на  основе  знания  законов ненаблюдаемых  явлений  наблюдаемые   эффекты,   исследователь   тем   самым доказывает  истинность  знания  этих  законов.  Например,   происходящие   в радиопередатчике  превращения  звуков  в  электромагнитные  волны,  а  затем обратное их превращения в звуковые колебания в радиоприемнике доказывает  не только факт существования не воспринимаемых нашими  органами  чувств  области электромагнитных  колебаний,  но  также  истинность  положений   учения   об электромагнетизме, созданного Фарадеем, Максвеллом, Герцем.

      Поэтому имеющихся у человека  органов  чувств  вполне  достаточно  для познания мира. «У человека как раз столько чувств, - писал  Л.  Фейербах,  - сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности,  в  его совокупности». Отсутствие же у человека какого-то дополнительного органа чувств, способного реагировать на какие-то факторы окружающей среды,  вполне компенсируется    его    интеллектуальными     и     практически-деятельными возможностями. Так, у человека отсутствует специальный орган чувств,  дающий возможность   ощущать   радиацию.   Однако   человек   оказался    способным компенсировать отсутствие такого органа специальным  прибором  (дозиметром), предупреждающим о радиационной опасности в визуальной  или  звуковой  форме. Это говорит о том, что уровень познания  окружающего  мира  определяется  не просто  набором,  «ассортиментом»  органов   чувств   и   их   биологическим совершенством, но и степенью развитости общественной практики.

      При этом, однако, не следует забывать,  что  ощущения  всегда  были  и всегда будут единственным источником знаний  человека  об  окружающем  мире. Органы чувств – единственные «ворота», через которые в наше  сознание  могут проникать сведения об окружающем нас мире. Недостаток ощущений  из  внешнего мира может приводить даже к психическому недомоганию.

      Для первой формы чувственного познания  (ощущений)  характерен  анализ окружающего: органы  чувств  как  бы  выбирают  из  бесчисленного  множества факторов окружающей  среды  вполне  определенные.  Но  чувственное  познание включает  в  себя  не  только  анализ,  но  и  синтез,  осуществляющийся   в последующей форме чувственного познания — в восприятии.

      Восприятие  — это целостный  чувственный  образ  предмета,  формируемый мозгом из ощущений, непосредственно получаемых от этого предмета.  В  основе восприятия лежат сочетания  различных  видов  ощущений.  Но  это  не  просто механическая их сумма. Ощущения, которые  получаются  от  различных  органов чувств, в восприятии сливаются в единое  целое,  образуя  чувственный  образ предмета. Так, если мы держим  в  руке  яблоко,  то  зрительно  мы  получаем информацию о его  форме  и  цвете,  через  осязание  узнаем  о  его  весе  и температуре, обоняние доносит его запах; а если мы попробуем  его  на  вкус, то  узнаем  кислое  оно  или   сладкое.   В   восприятии   уже   проявляется целенаправленность познания. Мы можем сконцентрировать внимание на  какой-то стороне предмета, и она будет «выпячена» в восприятии.

      Восприятия  человека развивались в  процессе  его  общественно-трудовой деятельности.  Последняя  ведет  к  созданию  все  новых  и   новых   вещей, увеличивая тем самым количество  воспринимаемых  предметов  и  совершенствуя сами восприятия. Поэтому восприятия человека  более  развиты  и  совершенны, чем восприятия животных. Как заметил  Ф.  Энгельс,  орел  видит  значительно дальше, чем человек, но  человеческий  глаз  замечает  в  вещах  значительно больше, чем глаз орла.

      На  основе  ощущений  и  восприятий  в  мозгу  человека   складываются представления. Если  ощущения   и   восприятия   существуют   лишь   при непосредственном контакте человека с предметом (без этого нет  ни  ощущения, ни   восприятия),   то   представление   возникает   без   непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Через какое-то время после того,  как предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать  его  образ  в  своей  памяти (например, вспомнить о яблоке, которое некоторое время назад мы  держали в руке,  а  затем  съели).  При  этом  образ  предмета,   воссозданный   нашим представлением,  отличается  от   того   образа,   который   существовал   в восприятии.  Во-первых,   он   беднее,   бледнее,   по   сравнению   с   тем многокрасочным образом, который мы  имели  при  непосредственном  восприятии предмета. И во-вторых, этот образ  обязательно  будет  более  общим,  ибо  в представлении,  с  еще  большей  силой,  чем   в   восприятии,   проявляется целенаправленность познания. В образе, вызванном по памяти, на первом  плане будет то главное, что нас интересует.

      Вместе  с тем, воображение, фантазия существенно  необходимы  в  научном познании.  Здесь  представления  могут   приобретать   подлинно   творческий характер.   На   основании   элементов,   имеющихся   в    действительности, исследователь представляет себе нечто новое, такое, чего в  настоящее  время нет,  но  которое  будет  либо  в  результате  развития  каких-то  природных процессов, либо в результате прогресса практики.  Всякого  рода  технические новинки, например, существуют вначале лишь в  представлениях  их  создателей (ученых,  конструкторов).  И лишь  после их  реализации  в виде  каких-то технических устройств, конструкций, они  становятся  объектами  чувственного восприятия людей.

      Представление  является  большим   шагом   вперед   по   сравнению   с восприятием, ибо в  нем  присутствует  такая  новая  черта,  как  обобщение. Последнее  имеет  место  уже  в  представлениях  о   конкретных,   единичных предметах. Но в еще большей степени это проявляется в  общих  представлениях (т. е., например, в представлении не  только  о данной  конкретной  березе, растущей перед нашим домом, но и о березе вообще).  В  общих  представлениях моменты  обобщения  становятся  куда  более  значительными,  чем   в   любом представлении о конкретном, единичном объекте.

      Представление принадлежит еще к первой (чувственной) ступени познания, ибо имеет чувственно-наглядный  характер.  Вместе  с  тем,  оно  является  и своеобразным «мостиком», ведущим от чувственного познания к рациональному.

      В  заключение  отметим,  что  роль  чувственного  отражения   действительности в обеспечении всего человеческого познания весьма значительна:

   — органы  чувств являются единственным  каналом,  который  непосредственно связывает человека с внешним предметным миром;

   — без  органов чувств человек не  способен  вообще  ни  к  познанию,  ни  к

мышлению;

   — потеря  части органов  чувств  затрудняет,  осложняет  познание,  но  не

перекрывает его  возможности (это объясняется  взаимной  компенсацией  одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание, свою волю и т.п.);

   — рациональное  базируется на анализе того  материала,  который  дают  нам органы чувств;

   — регулирование предметной  деятельности  осуществляется,  прежде  всего,  с помощью информации, получаемой органами чувств;

   —   органы  чувств  дают  тот   минимум   первичной   информации,   который оказывается  необходимым,  чтобы  многосторонне  познать   объекты,   чтобы развивать научное знание.

      Рациональное  познание (от лат. ratio — разум) — это мышление человека, являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность  вещей,  средством познания закономерностей, определяющих их бытие. Дело в  том,  что  сущность вещей,  их  закономерные  связи  недоступны   чувственному   познанию.   Они постигаются только с помощью мыслительной деятельности человека.

      Именно  «мышление  осуществляет   упорядочение   данных   чувственного восприятия, но отнюдь не сводится к этому, а рождает нечто новое — то,  что не дано в чувственности. Этот переход суть скачок,  перерыв  постепенности. Он имеет свое объективное основание в «раздвоении» объекта на внутреннее  и внешнее, сущность и проявление ее, на отдельное и  общее.  Внешние  стороны вещей, явлений отражаются, прежде  всего,  с помощью живого  созерцания,  а сущность, общее в них постигается  с  помощью  мышления.  В  этом  процессе перехода осуществляется то, что именуется пониманием. Понять —  это  значит выявить существенное в предмете. Мы можем понимать и то, что не в состоянии воспринимать… Мышление соотносит показания  органов  чувств  со  всеми  уже имеющимися знаниями индивида, более  того  —  со  всем  совокупным  опытом, знаниями человечества в той мере, в  какой  они  стали  достоянием  данного субъекта».

      Формами рационального познания (мышления человека) являются:  понятие, суждение и умозаключение. Это  наиболее  широкие  и  общие  формы  мышления, которые  лежат  в  основе  всего  неисчислимого  богатства  знаний,  которое накопило человечество.

      Исходной  формой рационального познания является понятие. «Понятия - это  воплощенные  в   словах   продукты   социально-исторического   процесса познания,  которые  выделяют  и  фиксируют  общие   существенные   свойства; отношения предметов и явлений,  а  благодаря  этому  одновременно  суммируют важнейшие свойства о  способах  действия  с  данными  группами  предметов  и явлений».  Понятие  в   своем   логическом   содержании    воспроизводит диалектическую закономерность  познания,  диалектическую  связь  единичного, особенного и  всеобщего.  В  понятиях  могут  фиксироваться  существенные  и несущественные признаки объектов, необходимые и  случайные, качественные  и  количественные  и   т.   п.    Возникновение   понятий   —   это   важнейшая закономерность становления и развития  человеческого  мышления.  Объективная возможность  возникновения  и  существования  понятий   в   нашем   мышлении заключается в предметном характере окружающего нас мира,  т.  е.  наличие  в нем множества отдельных предметов, обладающих качественной  определенностью. Образование  понятия  —  это  сложный  диалектический  процесс,  включающий: сравнение (мысленное  сопоставление  одного  предмета  с  другим,  выявление признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное  объединение однородных  предметов   на   основе   тех   или   иных   общих   признаков), абстрагирование   (выделение   в   предмете   одних   признаков,    наиболее существенных, и отвлечение от других, второстепенных,  несущественных).  Все эти  логические  приемы  тесно  связаны  между  собой  в   едином   процессе образования понятия.

      Понятия выражают не только предметы, но также  их свойства и  отношения между ними. Такие понятия,  как  твердое  и  мягкое,  большое  и  маленькое, холодное и горячее  и  т.  п.  выражают  определенные  свойства  тел.  Такие понятия,  как  движение  и  покой,  скорость  и  сила  и  т.   п.   выражают взаимодействие предметов и человека с другими телами и процессами природы.

      Особенно  интенсивно возникновение новых  понятий  происходит  в  сфере науки в связи со стремительным углублением и  развитием  научного  познания. Открытия в объектах  новых  сторон,  свойств,  связей,  отношений  сразу  же влекут за собой появление новых научных понятий.  Каждая  наука  имеет  свои понятия,  образующие  более  или  менее  стройную  систему,   именуемую   ее понятийным аппаратом. В понятийный аппарат физики,  например,  входят  такие понятия, как «энергия», «масса», «заряд» и др. К понятийному аппарату  химии относятся понятия «элемент», «реакция», «валентность» и др.

      По  степени общности понятия могут  быть разными — менее  общими,  более общими, предельно  общими.  Сами  понятия  подлежат  обобщению.  В  научном познании  функционируют  частнонаучные,  общенаучные  и  всеобщие   понятия (философские категории такие, как качество, количество,  материя,  бытие и т.п.).

      В современной науке  все  большую  роль  играют  общенаучные  понятия, которые  возникают  в  точках  соприкосновения  (так  сказать  «на   стыке») различных наук. Зачастую это возникает при решении каких-то комплексных  или глобальных проблем. Взаимодействие наук  при  решении  такого  рода  научных проблем существенно ускоряется именно  благодаря  использованию  общенаучных понятий. Большую роль в формировании таких понятий  играет  характерное  для нашего времени взаимодействие естественных, технических и  социальных  наук, образующих основные сферы научного знания.

      Более  сложной  по  сравнению  с  понятием  формой  мышления  является суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет  собой качественно особую  форму  мышления,  выполняющую  свои,  особые  функции  в мышлении.  Это  объясняется  тем,  что  «всеобщее,  особенное  и   единичное непосредственно  в  понятии  не  расчленены  и  даны  как  нечто  целое.  Их расчленение  и соотношение дается в суждении». Объективной  основой  суждения  служат  связи  и   отношения   между предметами. Необходимость суждений (как и понятий) коренится в  практической деятельности людей. Взаимодействуя с  природой  в  процессе  труда,  человек стремится не только выделить  те  или  иные  предметы  среди  других,  но  и постигнуть их соотношения, чтобы успешно воздействовать на них.

      Связи и отношения между предметами  мысли  носят  самый  разнообразный характер. Они могут быть между двумя отдельными предметами, между  предметом и группой предметов, между группами предметов и  т.  п.  Многообразие  таких реальных связей и отношений находит свое отражение в многообразии  суждений.

      «Суждение — это та форма  мышления, посредством  которой  раскрывается наличие или  отсутствие каких-либо связей и отношений между  предметами  (т. е. указывается на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то)». Являясь относительно законченной мыслью, отражающей вещи, явления объективного  мира с их свойствами и отношениями, суждение обладает определенной структурой.  В этой структуре понятие о предмете мысли называется субъектом и  обозначается латинской буквой S (Subjectum — лежащий в основе).  Понятие  о  свойствах  и отношениях предмета мысли называется  предикатом  и  обозначается  латинской буквой Р (Predicatum — сказанное).  Субъект  и  предикат  вместе  называются терминами суждения. При этом роль терминов в суждении далеко  не  одинакова. Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое  знание.

Информация о работе Научное познание