Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:36, творческая работа
Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в
обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся.
ВОПРОС 1
Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в
обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального производства в обществе формируется новое, по сравнению со средневековым, воззрение на мир, природу, по своей сути совпадающее с научным. С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако она постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и с свою очередь – воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней. В литературе нет однозначного и общепринятого определения науки. Насчитывается более 150 определений этого общественного явления. Однако анализ их показывает что абсолютное большинство из них не являются оригинальными и в значительной мере повторяют друг друга. Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство
знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью
постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных
фактов в их взаимосвязи. Наука – это и творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их производства. Собрание, сумма
разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Как и другие формы
познания наука- социально-историческая деятельность, а не только «чистое знание». Особенностями научной деятельности являются универсальность, уникальность, персонифицированность, дисциплинированность, демократизм, коммуникабельность .
Науковеды характеризуют науку и как систему знаний (форму общественного
сознания), и как род человеческой деятельности, и как социальный институт,
и как суммарный опыт человечества, и как непосредственную
производительную силу общества и пр. Понятно, что довольно трудно охватить
целиком и полностью хотя бы названные стороны науки в единой дефиниции.
Надо заметить, что все же существуют три основные концепции (модели) науки:
наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт.
В логико-гносеологическом плане в соответствии с многовековой традицией наука
рассматривается как система знаний, особая форма общественного сознания.
Так понимали науку еще Аристотель и Кант Подобное понимание науки долгое
время было чуть ли не единственным.
Логико-гносеологическая трактовка науки обусловливается как общественно-
историческими условиями, так и уровнем развития самой науки. Фактически здесь
абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в прошлом, на ранних
этапах ее существования, когда научное знание представлялось плодом чисто
духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация научной
деятельности ещё не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.
Всё возрастающая роль науки в развитии общества, изменение её социального
статуса рост числа лиц, занятых трудом в научном производстве, усиливающиеся
потребности научно-исследовательской деятельности в финансовых средствах,
современной материально-технической базе, наличие организационно-
управленческих проблем в сфере научного труда, превращение "малой" науки" в "
большую" свидетельствует об узости, односторонности и ограниченности
логико-гносеологической концепции.
Логико-гносеологический аспект имеет известное значение для понимания науки,
для разработки концепции научного знания, но он все же односторонен, его
познавательные, методологические и эвристические возможности существенно
ограничены. Данный подход дает в основном гносеологические характеристики
науки, в значительной мере вырывает её из социокультурного контекста, в
результате чего от исследователей ускользает её социальная природа, творцы,
материально-техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого
и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и
функций науки.
Все это привело к необходимости разработки другой концепции науки, к усилению
изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.
В 50-60-е годы стали появляться работы, в которых был разработан
деятельностный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не
только и не столько как знание само по себе, а прежде всего как особая
сфера профессионально - специализированной деятельности, своеобразный вид
духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься и как
социальный институт.
В современной философской,
социологической и
становится господствующим понимание науки как отрасли духовного производства,
особого вида человеческой деятельности и социального института общества.
В частности, в" Философском энциклопедическом словаре" читаем: "Наука - сфера
человеческой деятельности, функцией которой является выработка и
теоретическая систематизация знаний о действительности" [ 2 ].
Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной
деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной
группой, определенным сообществом.
Институционализация науки
достигается посредством
конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.
Цель и назначение науки как социального института - производство и
распространение научного знания, разработка средств и методов исследования,
воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.
Нередко исследователи, характеризуя науку как социальный институт, понимают
под последним относительно самостоятельную социальную систему (подсистему)
Так, Н.Яхнел прямо пишет об этом: "Социология науки исследует науку именно
как своеобразный социальный институт (социальную систему) со своими
специфическими внутренними взаимодействиями, институтами, находящимися в
неразрывной связи и взаимодействием с остальными видами человеческой
деятельности, с системой общества в целом".
Альтернатива - чем является наука системой знаний, видом человеческой
деятельности или социальным институтом - является надуманной. Своевременная
наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь
деятельность - её основа, своеобразная "субстанция", знание -
системообразующий фактор, а социальный институт - способ объединения ученых и
организации их совместной деятельности. Автор придерживается
системно - деятельностной концепции науки. Эвристичность и теоретико-
методологическая ценность её заключается в том, что она позволяет представить
науку в системно-целостном и интегральном виде в качестве особой
профессиональной деятельности,
области духовного
социального института, специфической социальной подсистемы общества, лучше
понять сущность, структуру, социальные функции науки и др.
1.2. Функции
науки
Функциональный анализ науки - составная часть ее системно-деятельностной
концепции. Обычно называют две главные функции науки - познавательную и
практическую. В "Основах науковедения" приводится более полный перечень
функций науки. Здесь выделяются познавательная, мировоззренческая, культурно-
идеологическая, функция производительной силы и теоретической основы
управления социальными процессами".
В литературе, касающейся данной области исследований, основные функции науки
обычно представлены в такой последовательности: познавательная,
объяснительная, практически-действенная прогностическая, мировоззренческая и
функция социальной памяти.
В качестве главных критериев выделения функций науки надо взять основные виды
деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и
потребления научного знания.
Думается, что главные функции науки следующие:
1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение
которой - как раз познание природы, общества и человека,
рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и
закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление
прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;
2) мировоззренческая функция безусловно тесно связана с первой, главная
цель ее - разработка научного
мировоззрения и научной
исследование
обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать
мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую
роль в этом деле играет философия;
3) производственная, технико-технологическая функция призвана
рационализировать, "онаучивать" сферу материального производства, обеспечить
его нормальное функционирование и развитие технический и технологический
прогресс, внедрение в производство нововведений инноваций, новых технологий,
форм организации и т п.; исследователи говорят и пишут о превращении науки в
непосредственную
производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз
и характеризует данную функцию науки;
4) управленческо - регулятивная функция выражается в том, что наука должна
разрабатывать идейно-теоретические и методологические основы управления и
регуляции, прежде всего это касается социальных явлений и процессов. Ученые,
менеджеры, социологи, психологи, политологи и экономисты осуществляют
информационное обеспечение управленческо -регулятивного процесса,.
консультирование работников государственного аппарата, своими практическими
рекомендациями способны повышать эффективность управленческих решений,
совершенствовать
научные работники через свою педагогическую деятельность могут значительна
поднять уровень управленческой культуры руководящих кадров;
5) культурно-воспитательная, образовательная функция заключается главным
образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором
культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации
заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание
программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно,
ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки
осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и
средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не
забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет
соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере
духовного производства;
6) идейно-преемственная, традиционная функция обеспечивает наследование,
сохранение всех достижений научного "коллективного интеллекта", научной памяти,
связь времен, преемственность различных поколений ученых, передачу традиций
исследовательской эстафеты, определенных норм, ценностей и идеалов в сфере
научного производства, сообщества и этоса;
7) практически-действенная функция в известной мере как бы интегрирует
все другие функции науки, характеризует её как универсальную преобразующую
социальную силу, которая способна изменить все общество, все его сферы, стороны
и отношения. Данная функция осуществляется главным образом через
практическую, производственную деятельность людей, в которой происходит процесс
материализации, "овеществления" научного знания, идей ученых;
8) методологическая функция призвана исследовать проблемы методологии
науки, разрабатывать способы, средства и методы научного познания «вооружать»
ученых солидным и эффективным
исследовательским
подчеркнуть, что прогресс науки оценивается не только богатством новых идей, но
мощью исследовательского арсенала;
9) производство, воспроизводство и подготовка научных кадров - эта функция
науки, как и предыдущая, является внутри научной, обеспечивает сферу
научного производства необходимыми специалистами, исследователями, учеными,
нормальное функционирование
науки как социального
воспроизводство; особое внимание должно быть уделено подготовке молодых
научных кадров.
Очевидно, что практически все функции науки так или иначе связаны между собой.
ВОПРОС 2
Научное познание
есть целостная развивающаяся