Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:36, творческая работа
Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в
обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся.
· эмпирический (представляет собой фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта; а так же результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях );
· теоретический уровень (его составляют основанные на фактах проблемы и научные предположения /гипотезы/, основанные на них законы, принципы и теории);
На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, рациональный момент здесь тоже присутствует, однако имеет подчиненное значение. На данном уровне исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Характерными признаками эмпирического уровня познания являются сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фиксирующая деятельность.
Эмпирическое познание непосредственно (без промежуточных звеньев) направлено на свой объект. Оно осваивает объект с помощью таких приемов и средств познания как сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ. Однако, опыт никогда не бывает в современной науке свободным от рациональных компонентов (так, опыт планируется, конструируется теорией, а получаемые факты так или иначе теоретически нагружены…). Как считает известный исследователь науки позитивист К.Поппер, абсурдна вера в то, что мы можем начать научное исследование с «чистых наблюдений», не имея «чего-то похожего на теорию». Наивные попытки обойтись без концептуальной точки зрения могут привести только к самообману и некритическому использованию какой-то неосознанной точки зрения. По мнению Поппера даже тщательная проверка теории опытом вдохновляется идеями и установками: эксперимент представляет собой планируемое действие, каждый шаг которого направлен теорией. Именно теоретик указывает путь экспериментатору, причем теория господствует над экспериментальной работой от ее первоначального плана и до последних штрихов в лаборатории.
Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента. Живое созерцание здесь не устраняется, но становится подчиненным моментом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Такая «обработка» осуществляется с помощью систем абстракций – таких, как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и т.д.
На основе эмпирических
данных на теоретическом уровне происходит
объединение исследуемых
Эмпирический и
теоретический уровни познания взаимосвязаны,
граница между ними условна и
подвижна. Эмпирическое исследование,
выявляя с помощью наблюдений
и экспериментов новые данные,
стимулирует теоретическое
Наука как целостная
динамическая система знания не может
успешно развиваться, не обогащаясь
новыми эмпирическими данными, не обобщая
их в системе теоретических
ВОПРОС 3
Факт (лат. factum – сделанное, совершившееся, действие, поступок) – в философии науки под фактом понимают компонент научного знания, репрезентирующий (представляющий) единичное, но притом типично воспроизводимое событие в действительности, в реальном мире. Тем самым этот компонент имеет непосредственную эмпирическую интерпретацию. В современном обществе бытуют обыденные представления о факте ("факт жизни"), околонаучные (прежде всего об "объективном факте") и собственно научные. Обыденное понимание факта как события, явления, фрагмента пережитой реальности, хотя и ориентируется на научный термин "факт", но при этом делает акцент на его действительном референте, не отличая последний от знания о нем. Широко распространено понимание научного факта в отношении к теории как чего-то просто данного, не достигающего уровня теоретического знания; как того, что непосредственно связано с явлением, а не с сущностью; как реального положения дел; как чувственного образа; как базисного предложения (или системы предложений). Считается, что функциями научной теории являются описание и объяснение известных фактов, а также предсказание неизвестных. Факт всегда соотносится с миром (или фрагментом мира). Отдельные факты включаются в описание мира или некоторой предметной области, в систему мира, в отношения как к другим фактам, так и к обобщениям фактов, концепциям, теориям. О.Конт считал, что факты могут быть частными и общими, и эта точка зрения впоследствии была преобразована в различение фактов и эмпирических обобщений. Первоначально факт понимается как такое событие, которое происходит само по себе, как явление природы, показывающей саму себя; он считается естественным компонентом научного знания, в противоположность теоретизированию; его можно открыть в окружающем мире, в том числе и случайно обратив внимание на некое явление. Под научным фактом также можно понимать эмпирическое знание, полученное как в результате деятельности профессиональных ученых, так и с помощью научного метода. В настоящее время научные факты в массе своей создаются специальной, целенаправленной деятельностью ученых в рамках научных школ и традиций, они "сделаны", несут искусственные характеристики, расширяют сферу непосредственно природно существующего за счет того, что реализуется в действиях человека. Факт в философии науки рассматривается в кругу таких понятий как опыт, наблюдение, измерение, эксперимент, теория, гипотеза, обобщение, объяснение, проверка, доказательство, эмпирический метод, индуктивный метод, гипотетико-дедуктивный метод и пр.
Научный факт возникает в результате активного взаимодействия субъекта познания с объектом и предметом познания. В структуре факта можно выделить четыре аспекта: а) перцептивный: фиксация воспринятых непосредственных, эмпирических, чувственных данных, характерных для наблюдаемых явлений, принадлежащих некоторой действительной, реальной, актуальной, а не умозрительной области человеческого опыта, б) материально-практический: создание и процессирование этих данных с помощью средств наблюдения, измерения, экспериментирования и обработки данных, в) репрезентативный: представление этих данных, доступное для интерсубъективного познания, их описание средствами некоторого языка, г) теоретический, заключающийся в теоретической интерпретации содержания факта и его места в системе мира, в определении смысла и значения факта для системы знания. Научный факт не возникает единовременно, его устанавливают, он создается и развивается даже находясь в составе некоторой теории, что показал Л.Флек в своей книге "Возникновение и развитие научного факта".
Выделение в факте
материально-практического
Рассматривая репрезентацию данных, нужно различать уровни работы с ними в связи с методами обработки: эмпирические методы обработки данных (наблюдение, измерение, эксперимент, сбор данных, их валидация (отбор), классификация, статистический анализ и т.д.) и теоретические методы использования данных в составе более сложных систем научного знания (обобщение и интерпретация). Так, П.Дюгем выделял в деятельности ученых открытие экспериментальных фактов, открытие экспериментальных законов и разработку теорий. Указанное деление поддерживается разделением труда в сфере науки, профессионализацией эмпирической и теоретической деятельностью ученых. На уровне применения эмпирических методов происходит процессирование данных (оперирование с ними), а при переходе к теоретическому уровню – теоретизация данных. Заметим, что репрезентация данных, составляющих действительное содержание факта, всегда использует некую базовую практическую технику, прежде всего технику письма и чтения, но также технику счета и регистрации. Существенным для развития науки свойством репрезентации является большая или меньшая простота записи или фиксации данных, равно как и легкость их процессирования. Так, арабская нотация существенно упростила операции с числами по сравнению с римской; использование десятичных дробей стало новым этапом в обеспечении общедоступности операций с данными. Часто уровень репрезентации понимают как только лингвистический. По мнению А.Л.Никифорова, лингвистический компонент факта включает в себя не только понятия данной теории, но и понятия других теорий и понятия обыденного языка.
В процессе теоретизации
факты включаются в состав теории
благодаря переводу эмпирических данных
в описание (первичное представление
факта набором предложений, фиксирующих
действительные различения в ситуации
регистрируемого события, напр., запись
в лабораторном журнале или числовые
данные, упорядоченно занесенные в
клетки заполняемой таблицы), конкуренции
описаний (которая обычно разрешается
принятием в рамках некоторой
научной школы стандартов фиксации
результатов эмпирического
Теоретизация эмпирических данных неразрывно связана с осознанием их значения для системы научного знания, в которую они включаются. Одни и те же данные могут включаться в состав разных теорий, образуя в них разные факты. Это характерно для случаев, когда соперничают две разные теории, относящиеся к одной предметной области. Кроме того, некоторые авторы выделяют факты разных степеней – первичные, вторичные, третичные и т.д., по степени их удаленности от непосредственно воспринимаемых явлений. Теоретическая нагруженность научного факта заключается в том, что теория на основе концептуализации изучаемого аспекта реальности интерпретирует описания фактов и объясняет результаты, получаемые при использовании средств и методов экспериментального исследования, включая эти результаты в свою картину мира. Заметим, что если принимать теоретическую интерпретацию данных как необходимое условие научности знания, то в состав научного знания в принципе не могут попасть такие данные, которые еще не имеют научного объяснения или описания. Развитая теория может производить возможные факты как конструкты, следующие из теоретических положений и имеющие эмпирическую интерпретацию. В логическом позитивизме возможные факты, согласующиеся с теорией, в случае обнаружения их в действительности считаются подтверждающими (верифицирующими) теорию. В критическом рационализме возможные факты, противоречащие теории, рассматриваются как потенциальные фальсификаторы теории, и в случае обнаружения их в действительности теория считается опровергнутой. Существуют две противоположные позиции при сопоставлении ценности фактов и теорий в составе научного познания: фактуализм (убеждение в том, что научные факты не зависят от теории) и теоретизм (убеждение в том, что научные факты полностью определяются теорией). Современное понимание отношений между теорией и фактами учитывает относительную самостоятельность как теории, так и фактов.
ВОПРОС 4
Теоретический уровень
научного познания характеризуется
преобладанием рационального