Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 22:26, доклад
В структуре научного познания принято также выделять эмпирический и теоретический уровни познания. Они различаются по:
— гносеологической направленности: на эмпирическом уровне познание ориентировано на изучение явлений и поверхностных связей между ними; на теоретическом этапе познания главной гносеологической задачей является раскрытие причин и сущностных связей между явлениями.
— познавательным задачам: на эмпирическом уровне — описание явлений, а на теоретическом — объяснение явлений;
— по характеру научных результатов: основной формой знания, получаемого на эмпирическом уровне, является научный факт и совокупность эмпирических обобщений; на теоретическом уровне получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность изучаемых явлений.
III. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
§ 15. Структура и
динамика научного познания. Эмпирический
и теоретический уровни научного
познания, их единство и различие
Научное познание имеет
системный характер и сложную
структуру. Структуру научного познания
можно представить в разных срезах
и с выделением разных элементов.
Элементами научного познания могут
выступать: субъект познания, его
объект (предмет), методы и средства.
В структуре научного
познания принято также выделять
эмпирический и теоретический уровни
познания. Они различаются по:
— гносеологической
направленности: на эмпирическом уровне
познание ориентировано на изучение
явлений и поверхностных связей
между ними; на теоретическом этапе
познания главной гносеологической
задачей является раскрытие причин
и сущностных связей между явлениями.
— познавательным задачам:
на эмпирическом уровне — описание
явлений, а на теоретическом —
объяснение явлений;
— по характеру научных
результатов: основной формой знания,
получаемого на эмпирическом уровне,
является научный факт и совокупность
эмпирических обобщений; на теоретическом
уровне получаемое знание фиксируется
в форме законов, принципов и
научных теорий, в которых раскрывается
сущность изучаемых явлений.
— по методам получения
знаний: на эмпирическом уровне — наблюдение,
эксперимент, сравнение, индуктивное
обобщение; на теоретическом уровне
— анализ и синтез, идеализация,
индукция и дедукция, аналогия, гипотеза
и др.
Эмпирический и
теоретический уровни познания взаимосвязаны,
граница между ними условна и
подвижна. Эмпирическое исследование
предоставляет новые данные, которые
требуют теоретического осмысления.
Теоретическое познание со своей
стороны ориентирует
38
средств эмпирического
исследования. Эксперименты и наблюдения
всегда теоретически нагружены, а любая
самая абстрактная теория должна
иметь эмпирическую интерпретацию.
Кроме эмпирического
и теоретического в последнее
время выделяют еще один, третий
уровень знания, метатеоретический.
Он находится над теоретическим знанием
и выступает в качестве предпосылки теоретической
деятельности в науке.
Т. Кун конкретизировал
представление о
К метатеоретическому
уровню знания относятся такие образования,
как научная картина мира, идеалы и нормы
научного познания, стиль научного мышления.
Научная картина
мира — это совокупность общих
представлений о строении и закономерностях
природы, возникающая в результате
обобщения и синтеза основных
естественнонаучных понятий и принципов.
Идеалы и нормы
научного познания — это концептуальные,
ценностные, методологические и иные
установки, свойственные науке на определенном
этапе ее развития.
Стиль мышления —
это единство норм и идеалов научного
познания, господствующих на определенном
этапе развития науки. Он выражает стереотипы
интеллектуальной деятельности, характерные
для определенного сообщества и
времени. Например, различают классический,
неклассический и постнеклассический
(современный) стили научного мышления.
Для научного познания
характерная тенденция к
Кумулятивизм (от лат.
cumula = увеличение, скопление) полагает,
что развитие знания происходит путем
постепенного добавления новых положений
к накопленной сумме знаний. При этом не
учитывается возможность качественных
изменений, прерывности в развитии науки,
научных революций. Развитие научного
знания представляется как простое постепенное
умножение числа накопленных фактов и
увеличение степени общности устанавливаемых
на этой основе законов.
39
Антикумулятивизм полагает,
что в развитии знания нет сохраняющихся
компонентов. Переход от одного этапа
развития науки к другому связан с пересмотром
фундаментальных идей и методов. История
науки представляется как борьба и смена
теорий и методов, между которыми нет ни
логической, ни содержательной преемственности.
(См. § 18: тезис о несоизмеримости научных
теорий; Кун, Фейерабенд.)
В истории и философии
науки насчет факторов, обусловливающих
динамику науки, сложились два противоположных
подхода. С точки зрения экстернализма,
появление науки обусловлено внешними
факторами — социальными, экономическими
и др. Поэтому основной задачей является
реконструкция социокультурных условий
и ориентиров научно-познавательной деятельности
(«социальных заказов», «социоэкономических
условий», «культурно-исторических контекстов»
и т. п.).
Интернализм, напротив,
основной движущей силой развития науки
считает факторы, связанные с внутренней
природой научного знания: логика решения
его проблем, соотношение традиций и новаций
и т. п. Поэтому сторонники интернализма
при изучении науки главное внимание направляют
на описание собственно познавательных
процессов. Социокультурным факторам
придается второстепенное значение: в
зависимости от ситуации они могут лишь
тормозить или ускорять внутренний ход
научного познания.
В настоящее время
сосуществуют три модели исторической
реконструкции науки:
1) история науки
как кумулятивный, поступательный,
прогрессивный процесс;
2) история науки
как развитие через научные
революции;
3) история науки
как совокупность