Системность научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2011 в 11:21, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является рассмотрение вопроса о взаимосвязи философии и медицины в истории из развития. Медицина как и философия в широком смысле этого слова может быть обнаружена во всех цивилизациях.

Файлы: 1 файл

Системность научного познания.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

Целью данного  реферата является рассмотрение вопроса  о взаимосвязи философии и  медицины в истории из развития. Медицина как и философия в  широком смысле этого слова может  быть обнаружена во всех цивилизациях. Однако в некоторых из них, таких  как древние Индия, Китай и Греция, философия развивалась более систематически. Поскольку в этих странах философские мысли издавна облачались в письменную форму, мы, живущие в настоящее время, можем напрямую ознакомиться с ними. Письменность также давала возможность собирать философские мысли и обмениваться ими иначе, чем в цивилизациях, основанных только на устном слове. То, что написано, длится во времени. Фиксация в письменной форме позволяет возвращаться к ранее сформулированным мыслям, ставить вопросы по их поводу и прояснять их содержание. Таким образом, с использованием письменности анализ и критика философских положений приобрели совершенно новые возможности. 
Если медицинская наука точно является наукой, то с философией вопрос несколько сложнее. 
Научное понимание явлений зависит от совокупности концептуальных и методологических предпосылок, на которых базируется научный проект их исследования. Это особенно очевидно, когда предмет научного обсуждения, например развитие гидроэнергетики, можно анализировать с экономической, экологической, технологической, социологической и корпоративной точек зрения. Они высвечивают разные аспекты одного и того же предмета обсуждения, в отношении которого отдельная точка зрения не дает истинной картины. Таким образом, чтобы понять, «чем же является на самом деле предмет обсуждения», будь то развитие гидроэнергетики или централизация системы школьного образования, необходимо знать и осмыслить совокупность относящихся к нему различных точек зрения. Размышления по их поводу можно назвать философской рефлексией, и при наличии множества отдельных наук она оказывается весьма уместной. Именно философская рефлексия помогает нам приблизиться к общему их пониманию в условиях цивилизации, которой угрожает расщепление на автономные, не связанные между собой части. Задачей данного реферата мы ставим рассмотрение различных философов, тесно связанных с медициной.

1. Взаимосвязь философии  и медицины в  деятельности Пифагора

Пифагор любил  повторять: «Мы должны всеми силами стремиться к истреблению во всех вещах излишеств и огнем и мечом изгонять из тела болезни, из души — невежество, из живота — обжорство, из городов - призывы к бунту, из семьи — раздоры». Пифагор считал, что нет большего преступления, чем анархия и хаос. 
Пифагор учил, что если в молитве содержится просьба, то лучше просить у Бога за кого-нибудь, а не за себя. А за себя надо попросить другого, лучше священника или посвященного, чтобы тот помолился и обратился с необходимой просьбой к Богу. Когда молящийся просит за себя, у него не хватает искренности, и это не позволяет включить мозг в необходимый режим работы расширенным сознанием, что в свою очередь не позволяет установиться контакту. Пифагор описывал Бога как Верховный Ум, рассредоточенный по всей Вселенной, как Единое, которое есть все. Бог, по Пифагору, это Разум, Сила и Причина всех вещей. Пифагор утверждал, что Бог представляется как вселенское круговое движение волновой (световой) материи, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию в соответствии с высшими духовными истинами и законом Добра. 
Пифагор советовал своим ученикам диету Геркулеса, рецепт которой ему дала богиня Церера. 
Диета состоит из равных частей мака и кунжута, шкурок морского лука, из которого выдавливается сок, цветков нарцисса, листьев мальвы, ячменя и гороха, дикого меда. 
В питье следует использовать семена огурцов, изюм без косточек, цветы кориандра, семена мальвы и портулака, тертый сыр, молоко и масло, смешанные вместе и услащенные диким медом. Пифагор советовал как можно меньше есть мясо, так как оно отяжеляет тело и психику.
[1] 
При лечении людей от самых разных заболеваний Пифагор использовал травы и знал огромное количество очень эффективных рецептов. Особенно он ценил лечебные свойства морского лука. Пифагор использовал припарки, музыку и даже стихи для лечения некоторых болезней. Эффективным показал себя и метод лечения сменой цветового мысленного экрана. Пифагор установил, что если человек закроет глаза, то перед его мысленным взором появляется экран у разных людей разный — чаще серый, темный, светлый, голубой, зеленый, красный, с цветовыми пятнами, искрами и т.д. Далее Пифагор установил, что темные «экраны» сопутствуют подавленности, страху и нервному истощению, красный — патологическому перевозбуждению нормального фона нервной системы, а нормой считался — голубой и зеленый цвет. Фиолетовый — цвет транса, обладает трансгенным свойством. Желтый и розовый — вызывают чувство радости и резко повышают настроение. Зеленый цвет — повышает энергетику ослабленных длительной болезнью людей. Синий вызывает мышечную релаксацию и резко снижает общий уровень возбуждения нервной системы. Коричневый — вызывает эмоции тревоги и беспокойства. Серый цвет «экрана» делает психику замкнутой, пассивной и инертной. Зная эти и другие зависимости между цветом мысленного экрана и психофизиологией, Пифагор погружал пациента в транс и изменял ему цвет мысленного экрана в зависимости от заболевания. В комплексе с фитотерапией эта мера давала поразительный лечебный эффект. До сих пор в учебниках Ордена Розы и Креста хранятся личные рекомендации Пифагора по искусству лечить цветом мысленного экрана. Для пациентов с развитым воображением Пифагор рекомендовал применять мысленную картину — «видение», что заданный цвет как туман исходит от головы пациента и разливается вокруг как свечение, при этом он вначале «выводил» из пациента патологические энергии «плохих» цветов, а затем добивался свечения «хорошими» лекарственными цветами. Как правило, у пациента возникает физическое ощущение «исхода» болезни и возвращение здоровья. Такой психотерапевтический метод еще более эффективен, чем предыдущий, но возникает такой эффект сразу лишь у лиц с развитым воображением, а у остальных эффект достигается углублением транса за счет продления времени воздействия до 4-6 часов или увеличения количества сеансов — так как от сеанса к сеансу глубина возникающего лечебного транса увеличивается, кроме того Пифагор использовал в этих случаях некоторые травы наркотического и галлюциногенного типа. 
Легенды гласят, что Пифагор обладал сильным стопроцентным пророческим даром, он мог предсказывать и «видеть» сквозь время. Утверждают, что Пифагор владел невиданным гипнотическим ментальным даром и мог на любом расстоянии управлять поведением любого человека или животного. Пифагор хорошо видел происходящее на любом расстоянии, а также мог общаться с духами Природы, что наблюдали многие свидетели. 
По утверждению Пифагора, Дьявол — это низшая животная природа человека, а борьба Добра и Зла — это борьба этического начала в природе человека с его животными инстинктами. На уровне Макрокосмоса — это борьба разума с косной Материей. Земля отображает Небо, как зеркало и является символом иллюзии, только отображением, майей. Великой Пустотой. 
Пифагор утверждал, что душой в человеке следует называть его сознание, мышление, память и эмоции. Пятиконечная звезда (пентаграмма) считалась символом Жизни и ключом к Бессмертному небу через мистическое развитие, что изображалось как проникновение копьем всадника (духовного начала) в дракона (земное начало).

2. Взаимосвязь философии  и медицины в  философии Востока

 
На Западе большая часть греческого философского и научного наследия была утрачена в период между падением Римской империи и культурным ренессансом XIII—XIV веков. Однако в «темные века» греческая философия и наука были перенесены в другую культуру. Часто говорят, что западная философия и наука «были сохранены» в арабо-исламской культуре. Это верно, но требует некоторых уточнений. Арабы не были пассивными хранителями греческой культуры и науки. Правильнее сказать, что они активно усвоили эллинистическое наследие и творчески развили его. Это усвоение стало источником новой научной арабоязычной традиции, которая до научной революции XVI—XVII веков доминировала в интеллектуальной культуре большей части мира. 
После закрытия Юстинианом I (483—565) последней философской школы в восточной части Римской империи многие философы переместились дальше на восток. В Египте и Сирии, Ираке и Иране, которые ранее находились под римским владычеством и теперь попали под власть арабских династий, не было внезапного перерыва в интеллектуальной жизни. В Сирии, Иране и других местах сохранялась эллинистическая философская и научная традиция. Здесь рано были переведены на сирийский язык Аристотель и другие греческие философы. Однако настоящий прорыв в освоении греческой культуры начался с воцарением в Багдаде династии Аббасидов. Правление Харун ар-Рашида (763/766—809) ознаменовало собой начало первого всестороннего эллинистического ренессанса в арабском мире. Он начался с многочисленных переводов на сирийский язык, большая часть которых на ранней стадии делалась христианами. Аль-Рашид активно поддерживал ученых, которые изучали греческий язык и переводили греческие философские и научные труды. Он также посылал людей на Запад для приобретения греческих манускриптов. Важная часть работы по переводу состояла в обогащении арабского словаря и в разработке философских и научных терминов, соответствовавших греческим понятиям. Важную роль в этом процессе сыграл Хунайн ибн Исхак. В результате с помощью этого обогащения языка удалось ассимилировать значительную часть греческой культуры, за исключением риторики, поэзии, драмы и истории, которые не представляли интереса для арабов. Их интересы в основном были связаны с философией (Аристотель, Платон и неоплатонизм), медициной, оптикой, математикой, астрономией и оккультными дисциплинами типа алхимии и магии. Уже в конце IX века Багдад стал центром образованности арабского мира. Арабы усваивали не только эллинистическую культуру. Они установили важные контакты с Ираном, Индией и Китаем.  
В начале IX века математик аль-Хорезми использовал в арифметических вычислениях индийские, или так называемые арабские, цифры. 
Большая работа по переводу иноязычных трудов и их распространению привела к созданию библиотек, которые обычно находились при мечетях и медресе (исламских школах).
[2] 
В X—XI вв. по всему исламскому миру уже существовали сотни библиотек с большими книжными собраниями. В период расцвета библиотека в Багдаде насчитывала около 100 000 рукописей. Для сравнения отметим, что в XIV в. Сорбонна (Париж) имела 2 000 манускриптов, приблизительно столько же, сколько и Ватиканская библиотека в Риме. Добавим, что в VIII в. арабы научились у китайцев изготовлению бумаги. В Х в. использование бумаги стало столь интенсивным, что прекратилось изготовление пергамента для книг. В Европе производство бумага началось около 1150 г. Характерно то, что его основали испанские арабы. 
Наибольший вклад арабов в историю науки связан с их достижениями в медицине, астрономии и оптике. Арабский врач и философ ар-Рази был первым врачом, лечившим такие детские болезни, как корь и ветряная оспа. Рази был сторонником аристотелевской практической мудрости и критически относился к религиозным спекуляциям. Он написал несколько учебников, которые были широко известны не только среди арабов, но и на Западе. Одна из его важнейших работ была переведена на латинский язык и в дальнейшем тщательно изучалась Парацельсом и Гельмонтом 

Заключение

Существует ряд  болезней (травматические неврозы, фобии, тяжелые истерические припадки; половые  извращения, личностные недостатки характера, иногда — наркомании, токсикомании, алкоголизм и др.), когда с учетом повышенной способности к припоминанию в глубоком трансе следует вначале дезактуализировать старую травмирующую или отрицательную информацию-установку в подсознании и затем методом двойного кодирования с посттрансовым эффектом жестко ввести в сознание и последовательно закрепить в нем новую лечебную установку. В этом случае предварительная «работа» врача с подсознанием (разрушение «больной» установки) усиливает лечебную роль новой установки, формируемой в сознании через физиологический механизм доминанты (устойчивого очага возбуждения или торможения, в зависимости от вида транса). Однако описанная психотехника лечения указанных заболеваний создана мною лишь в конце XX века и серьезно отличается как от лечебных психоаналитических методов Фрейда, так и от более раннего психокатартического метода Брейда. 
Серьезное влияние работы Фрейда оказал2и на швейцарское психиатра Юнга, который создал интересное, на наш взгляд, учение о коллективном бессознательном. Юнг считал, что переживаемый человечеством психический опыт не исчезает бесследно, а фиксируется как биологическое в структурах мозга отдельного человека и затем проявляется на инстинктивном уровне в виде так называемых архетипов, которые становятся языком бессознательного и мотивируют поведение человека. Современные последователи Юнга, погружая человека в глубочайший транс, пытаются извлечь из его «памяти» психический опыт предыдущих воплощений. Надо отметить, что лично мы относимся к аналогичным с Юнгом идеям Вернадского, Циолковского, Гхоша и другим, как к не научным. 
Влияние Фрейда чувствуется и в работе австрийского психотерапевта Ранка «Травма рождения», Ранк считал, что боль и сверхвозбужденное психическое состояние роженицы, в силу биологической зависимости, передаются плоду. Поэтому в момент рождения ребенок получает серьезную психическую травму, оказывающую влияние на его последующее развитие. Современные последователи Ранка пытаются лечить многие заболевания методом повторного безболезненного, эмоционально положительно окрашенного, «переживания» родов, путем погружения пациента в глубокий транс и использования эффекта регрессии возраста вплоть до возраста плода в утробе матери в момент рождения.

Вопрос 4: Структура и функции  философского знания. Взаимосвязь философии, науки и медицины.

Первичной, исходной единицей философского знания является философское учение того или иного мыслителя. Философское учение - это система определённых, логически связанных между собой воззрений. Поскольку то или иное учение находит своих последователей, постольку формируются философские школы. Философские школы - это совокупность философских учений, объединённых какими-либо базовыми идейными принципами. Совокупность модификаций одних и тех же идейных принципов принято называть течениями (персонализм, неопотизивизм). Наиболее крупными образованиями являются философские направления (материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм).Философия - это форма общественного сознания, выражающая постоянную потребность человека определить своё место в этом мире.Гегель и Маркс утверждали, что это наука. Но это не так. Требования к науке:   когда она выработала и пользуется своей терминологией (философия удолетворяет этим требованиям)  
когда она разрабатывает и использует свои методы (напр., логика)  
когда она открывает и использует законы и закономерности в своей области (этого у философии нет, т.к. философия необъятна).

 
Функции философии:мировоззренческая (философия помогает сформировать целостное  мировоззрение, основываясь на которые  человек осуществляет свои действия)  
гносеологическая (познавательная)  
аксиологическая (философия помогает человеку познать ценности)  
интегративная (философия помогает наукам интегрироваться)  
коммуникативная (философия помогает людям понять друг друга, помогает связать различные культуры, эпохи, находя в них одинаковое и разное)  
аккумулятивная (философия накапливает все достижения мировой культуры)  
Как отмечает немецкий философ Фейербах, начало философии составляет начало науки вообще. Философия - мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. По мере того, как накапливался эмпирический материал и совершенствовались методы научного исследования, происходило отпочковывание от философии конкретных наук.

У медицины и философии - один предмет изучения - человеческое существование.

Философия научного познания

Научное познание  
 
Хотя исчерпывающее знание и невозможно, это вовсе не означает, что недостижимо надежное знание, то есть такое, которое можно было бы положить в основу успешной практической деятельности и прогнозирования. Такое знание существует и его производством занимается наука.  
Научное познание отличается от обыденного познания целью, конечным результатом, методами и средствами своего получения, предметом познавательного интереса и спецификой субъектов, которые занимаются наукой.  
Целью научного познания является получение объективных знаний о реальности. Хотя знания человек получает в обыденной жизни, в художественном творчестве, в производственной деятельности, но там они представляют собой побочный продукт, а в науке выступают в качестве основной цели.  
В результате научного познания появляется научное знание об объекте. Оно отличается от обыденного, религиозного, художественного и других видов познания объективностью, систематичностью, оформленностью, обоснованностью.  
Научное познание осуществляется не спонтанно, а опирается на целый арсенал надежных принципов, методов и средств, с большой вероятностью обеспечивающих успех. Причем методы и принципы научного исследования постоянно подвергаются рефлексии, которой занимается философия и методология наука. Помимо общенаучных методов и средств, конкретные науки применяю свои, диктуемые природой их объектов, методы. Более подробно на этом мы остановимся ниже.  
Предметом научного познания является наиболее существенные и необходимые свойства объектов, а также отношения между объектами. Наука нацелена на выявление и познание законов и закономерных связей, которые не могут быть установлены в ходе повседневной деятельности на уровне здравого рассудка.  
Субъектом научного познания выступает ученый, человек, который по уровню своей квалификации, интеллектуальным способностям и призванию в состоянии заниматься наукой. История науки свидетельствует о том, что индивидуальное творчество первых ученых постепенно сменяется совместной работой творческих коллективов и научных сообществ.  
Обобщая приведенные выше признаки научного познания можно дать такое его определение: "Научное познание - это специальным образом организованный, систематизированный и оформленный вид познавательной деятельности, направленный на получение объективных знаний о мире". Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание явлений и процессов действительности на основе открываемых ею законов. Иными словами, научное познание - это теоретическое отражение действительности.  
Научное познание появилось и сформировалось в тесной связи с практической деятельностью людей, и по мере приближения к нашему времени играла все возрастающую роль в жизни общества. Исторический опыт свидетельствует, что возникшая в ХVII веке экспериментальная наука оказалась несравненно более эффективным орудием обновления социальных структур, чем соответствующие социальные институты в других эпохах и культурах. Если сравнивать уровень жизни, доходы на душу населения и степень внешней свободы людей в странах, которые последние 300 лет были захвачены научно-технической революцией и в государствах с традиционной культурой, то сравнение окажется в пользу первых. Наука не только непосредственно влияет на состояние хозяйственной жизни, но и оказывает революционизирующее воздействие на остальные сферы общества: политику, искусство, мораль, образование, религию.  
Элементы научных знаний начали формироваться в древних цивилизациях Ближнего Востока, Китая и Индии. К 3000 году до нашей эры относят создание клинописи в Месопотамии, иероглифического письма в Египте, изобретение первых систем чисел в Вавилоне. Во втором тысячелетии до нашей эры вавилоняне разработали оригинальную технику решения арифметических и алгебраических задач, включая квадратные уравнения, и на основе долголетних наблюдений небесных светил определили продолжительность года. Большой известностью и славой в регионе пользовалась египетская медицина, опиравшаяся не на теоретические знания в области анатомии и физиологии человека, а на практический опыт многих поколений врачей. Однако на Востоке математические, астрономические, медицинские и иные знания носили прикладной характер и служили только практическим целям. Если решение давало практически приемлемые результаты, оно считалось истинным. То, что это решение распространялось только на конкретный случай, никого особенно не беспокоило. Для другого случая, пусть даже сходного, искалось новое решение. Греки же, переняв от вавилонян и египтян очень много из области технических знаний, не довольствовались их практической пользой, а поставили своей задачей подтвердить знания, полученные в ходе практической деятельности, через логическое доказательство. К примеру, египтяне могли очень точно вычислять объем конкретного сооружения или определять площадь конкретного участка, но только греки (Фалес и Пифагор) предложили универсальное решение подобных задач, то есть открыли универсальные закономерности, описывающие глубинную геометрическую структуру определенного типа. Это означает, что не нужно каждый раз делать измерения, чтобы убедиться в том, что (в данном примере) углы при основании конкретного равнобедренного треугольника равны. По мнению греков такое же вечное и неизменное начало присутствует во всех вещах и явлениях природы и называется законом.  
Греки, таким образом, в V-IV веках до нашей эры заложили основы научного подхода к познанию. Но наука в современном смысле слова появляется только в XVI- XVII столетиях и имеет форму опытного естествознания, в котором результаты наблюдений и экспериментов подкрепляются математическими моделями изучаемых явлений. Это эпоха Кеплера, Гюйгенса и Галилея, с работ которых начала формироваться новая картина мира, опирающаяся на экспериментально-математические методы. Важную роль в развитии научного подхода к познанию мира сыграли открытые И.Ньютоном законы классической механики и закон гравитации. Особенно "богатыми" на научные открытия были XVIII и XIX века. В дальнейшем роль науки в жизни индивидуальной и общественной жизни людей постоянно возрастала, и в настоящее время мало кто ставит под сомнение её принципиальную важную роль науки в обеспечении человеческого прогресса.  
 
Структура научного познания  
 
Ядро науки составляет собственно научно-исследовательская деятельность, направленная на выработку новых знаний, их систематизацию и определение сфер их приложения. В течение времени определилась структура научного познания, в которой выделяют уровни и формы научного познания.  
 
Уровни научного познания  
 
С точки зрения источника, содержания и направленности познавательного интереса различают эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания.  
Эмпирическое (от лат. empeiria - опыт) познание направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. Исторически и логически этот уровень познания был первым и доминировал в опытном естествознании XVII - XVIII вв. Основными средствами формирования и развития научного знания в это время были эмпирические исследования и последующая логическая обработка их результатов посредством эмпирических законов, обобщений и классификаций. Уже на этой стадии возникли первичные научные абстракции, сквозь призму которых осуществлялось упорядочение и классификация эмпирического материала, доставляемого в ходе наблюдений и экспериментов. В дальнейшем, такие логические формы, как типология, объяснительные схемы, идеальные модели выступили в качестве переходных от эмпирического уровня научного познания к теоретическому.  
Теоретический уровень науки характеризуется тем, что основной его задачей является не описание и систематизация фактов действительности, а всестороннее познание объективной реальности в её существенных связях и закономерностях. Иными словами, на теоретическом уровне реализуется главное предназначение науки - открытие и описание законов, которым подчиняется природный и социальный мир. Теоретическое исследование связано с созданием и развитием понятийного аппарата, большое внимание здесь уделяется совершенствованию принципов и методов познания.  
Эмпирический и теоретический уровни органически взаимосвязаны и дополняют друг друга в целостной структуре научного познания. Эмпирические исследования, доставляя новые данные, стимулируют развитие теория, которая, в свою очередь, открывает новые перспективы для объяснения и предвидения фактов, ориентирует и направляет опытную науку. Факты, доставляемые в ходе наблюдений и экспериментов, образуют, по образному сравнению физиолога И.П.Павлова, "воздух ученого". Но если наука ограничится эмпирическим уровнем, она превратиться в простое собирательство, накопление фактов. Френсис Бэкон называл такой подход "путем муравья" в познании. Если же ученые будут теоретизировать в тиши кабинетов, то они рискуют оторваться от жизни и уподобятся, опять-таки по Бэкону, пауку, плетущему паутину из нитей, которые сами же из себя и прядут. Поэтому единственно правильный выход - "путь пчелы", то есть взаимное дополнение одним другого эмпирического и теоретического уровней.  
 
Формы научного познания  
 
Под формой научного познания понимают способ организации содержания и результатов познавательной деятельности. Для эмпирического исследования такой формой является факт, а для теоретического - гипотеза и теория.  
Научный факт - это результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов. Работа ученого на 80% состоит в наблюдениях над интересующим объектом с целью установления его устойчивых, повторяющихся характеристик. Когда исследователь убедится в том, что при соответствующих условиях объект всегда выглядит строго определенным образом, он подкрепляет этот результат с помощью эксперимента и, в случае подтверждения, формулирует научный факт. Например: тело, если оно тяжелее воздуха, будучи подброшенным вверх, обязательно упадет вниз.  
Таким образом, научный факт - это нечто данное, установленное опытом и фиксирующее эмпирическое знание. В науке совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теория. Познание не может ограничиться фиксированием фактов, потому что это не имеет смысла: любой факт должен быть объяснен. А это уже задача теории. Широко известен пример с яблоком Ньютона, падение которого на голову знаменитого ученого побудило последнего к объяснению этого события и привело, в конечном итоге, к созданию теории гравитации.  
Факты принадлежат объективному миру, то есть, не зависят от человека. Но выражаются, фиксируются они человеком с помощью высказываний и предложений. Отдельно существующие вещи не являются фактами. Например: Волга, дождь, Достоевский - это не факты. Фактом является утверждение, фиксирующее определенное свойство или отношение: Волга впадает в Каспийское море; роман "Преступление и наказание" написан Достоевским; идет дождь - это примеры фактов.  
В понимании фактов в философии науки существует две тенденции: фактуализм и теоретизм. Фактуализм утверждает, что факты независимы и автономны по отношению к теории. Сторонники теоретизма исходят из того, что факты зависят от теории, которая выделяет изучаемый аспект действительности, задает язык, на котором описывается факт. Они считают, что изменение теории ведет к пересмотру совокупности фактов, на которых зиждется наука.  
Теоретический уровень научного исследования начинается с выдвижения гипотез. С греческого гипотеза переводится как предположение. В качестве формы теоретического знания гипотезу определяют как предположительное знание, которое удовлетворительно объясняет эмпирические факты и не вступает в противоречие с основополагающими научными теориями. Гипотеза выдвигается для решения конкретной научной проблемы и должна удовлетворять определенным требованиям. К числу таких требований относятся релевантность, проверяемость, совместимость с существующим научным знанием, наличие объяснительных и предсказательных возможностей и простота.  
Релевантность (от англ. relevant - уместный, относящийся к делу) гипотезы характеризует её отношение к фактам, для объяснения которых она создается. Если факты подтверждают или опровергают гипотезу, она считается релевантной.  
Проверяемость гипотезы предполагает возможность сопоставления её результатов с данными наблюдений и экспериментов. Имеется в виду именно возможность такой проверки, а не требование обязательного её проведения. Многие гипотезы современной науки оперируют ненаблюдаемыми объектами, что требует совершенствования экспериментальной техники для их проверки. Те гипотезы, которые нельзя проверить в настоящее время, возможно будут проверены позже, с появлением более совершенных экспериментальных средств и методов.  
Совместимость гипотез с существующим научным знанием означает, что она не должна противоречить установленным фактам и теории. Это требование относится к нормальному периоду в развитии науки и не распространяется на периоды кризисов и научных революций.  
Объяснительная сила гипотезы состоит в количестве дедуктивных следствий, которые из неё можно вывести. Если из двух гипотез, претендующих на объяснение одного и того же факта, выводится разное количество следствий, то, соответственно, они обладают разными объяснительными возможностями. К примеру, гипотеза Ньютона об универсальной гравитации не только объясняла факты, обоснованные до этого Галилеем и Кеплером, но и дополнительное количество новых фактов. В свою очередь, те факты, которые остались за пределами объяснительных возможностей ньютоновской теории гравитации, были позже объяснены в общей теории относительности А.Эйнштейна.  
Предсказательная сила гипотезы заключается в количестве событий, вероятность которых она в состоянии предугадать.  
Критерий простоты гипотезы относятся к ситуациям, когда конкурирующие научные гипотезы удовлетворяют всем вышеуказанным требованиям и, тем не менее, нужно делать выбор в пользу одной из них. Серьёзным доводом может служить простота. Она предполагает, что одна гипотеза содержит меньше число посылок для выведения следствий, чем другая.  
Выдвижение новых гипотез и их обоснование представляют очень сложный творческий процесс, в котором решающую роль играют интуиция и научная квалификация ученого. Какого-то определенного алгоритма в этом деле не существует. Общеизвестно, что большая часть научного существует в форме гипотез  
Закон - следующая форма существования научного знания, в которую трансформируются гипотезы в результате всестороннего обоснования и подтверждения. В законах науки отражаются устойчивые, повторяющиеся, существенные связи между явлениями и процессами реального мира. В соответствие с принятой двухступенчатой структурой научного познания выделяют эмпирические и теоретические законы. На эмпирической стадии развития науки устанавливаются законы, в которых фиксируются связи между чувственно воспринимаемыми свойствами объектов. Такие законы называются феноменологическими (от греч. phainomenon - являющееся). Примерами таких законов могут служить законы Архимеда, Бойля-Мариотта, Гей-Люссака и другие, в которых выражаются функциональные связи между различными свойствами жидкостей и газов. Но такие законы многое не объясняют. Тот же закон Бойля-Мариотта, утверждающий, что для данной массы газа, при постоянной температуре, давление на объем является постоянной величиной, не объясняет, почему это так. Подобное объяснение достигается с помощью теоретических законов, которые раскрывают глубокие внутренние связи процессов, механизм их протекания. Эмпирические законы можно назвать количественными, а теоретические - качественными законами.  
По степени общности законы подразделяют на универсальные и частные. Универсальные законы отображают всеобщие, необходимые, повторяющиеся и устойчивые связи между всеми явлениями и процессами объективного мира. Примером может служить закон теплового расширения тел, выражаемый с помощью предложения: "Все тела при нагревании расширяются". Частные законы либо выводятся из универсальных законов, либо отображают законы ограниченной сферы действительности. Примером могут служить законы биологии, описывающие функционирование и развитие живых организмов.  
С точки зрения точности предсказаний различают статистические и динамические законы. Динамические законы имеют большую предсказательную силу, поскольку абстрагируются от второстепенных и случайных факторов. Предсказания статистических законов носят вероятностный характер. Это законы демографии, статистики населения, экономики и другие, которые имеют дело с множеством случайных и субъективных факторов. Вероятностно-статистический характер имеют и некоторые природные законы, в первую очередь - законы микромира, описываемые в квантовой механике.  
Теоретические законы составляют ядро научной теории - высшей формы организации научного знания. Теория представляет собой систему базовых, исходных понятий, принципов и законов, из которых по определенным правилам могут быть выведены понятия и законы меньшей степени общности. Она появляется в результате длительного поиска научных фактов, выдвижения гипотез, формулирования вначале простейших эмпирических, а затем - фундаментальных теоретических законов.  
В структуре научной теории выделяют следующие компоненты:  
 
1. Исходный эмпирический базис, включающий множество зафиксированных в данной области знания фактов, подтвержденных в ходе экспериментов и требующих теоретического объяснения.  
2. Исходную теоретическую основу, включающую множество первичных допущений, постулатов, аксиом и общих законов.  
3. Множество правил логического вывода и доказательства, образующих в своей совокупности логику теории.  
4. Основной массив теоретического знания в виде совокупности выведенных в теории утверждений с их доказательствами.  
 
Основу любой теории составляет идеализированный объект, представляющий собой теоретическую модель наиболее существенных связей реальности, представленных с помощью определенных гипотетических допущений. Примером идеализированного объекта может служить идеальный газ, под которым понимают теоретическую модель газа, не принимающую во внимание взаимодействие между частицами газа. Наука чаще всего оперирует не реальными объектами, а их теоретическими моделями, которые допускают такие познавательные процедуры, которые невозможны с реальными объектами.  
В зависимости от формы идеализации различают описательные теории, в которых осуществляется описание и систематизация обширного эмпирического материала, математизированные теории, в которых объект выступает в виде математической модели и дедуктивные теоретические модели. По степени точности предсказаний теории бывают детерминистские и стохастические. Первые отличаются точностью и достоверностью предсказаний, но, в силу сложности многих явлений и процессов в мире и наличия значительной доли неопределенности, применяются редко. Стохастические теории дают вероятные предсказания, основанные на изучении случайностей. Теории естественнонаучного типа называют позитивными, поскольку их задачей является объяснение фактов. Если же теория ставит своей целью не только объяснение, но и понимание объектов и событий, её называют нормативной. Она имеет дело с ценностями, которые не могут быть научными фактами в классическом смысле этого слова. Поэтому часто высказываются сомнение в научном статусе философских, этических, социологических теорий.  
 
Методы научного познания  
 
Научное познание, в отличие от обыденного, осуществляется не спонтанно, а использует для достижения своих целей специально разработанные методы. Поиск методов, дисциплинирующих и существенно облегчающих познание, играет важную роль в развитии любой науки и, как правило, кризисы в развитии той или иной отрасли научного знания связан с исчерпанием потенциала существующих принципов и методов.  
Метод (от греч. мethodos - путь, исследование) - это совокупность средств, приемов и операций, применяемых в ходе познавательной или практической деятельности. Главное требование к методу познания состоит в том, чтобы он соответствовал природе того объекта, для познания которого используется. Подчеркивая это, Гегель называл метод "имманентной душой предмета". Методы разнообразны, поскольку разнообразен мир, выступающий в качестве объекта познания и разнообразна человеческая деятельность. Философия давно, еще с Сократа и Платона интересуется проблемой метода познания, а с XVII века, с появлением экспериментальной науки, изучением природы научного познания и разработкой его методов активно начинают заниматься ученые, работающие в конкретных областях науки, в первую очередь - физики. Постепенно сформировалось специальное учение о методе, получившее название методологии. В настоящее время методологические исследования хотя и носят междисциплинарный характер, но ведущую роль в них по-прежнему играет философия.  
Существуют различные классификации методов научного познания. В зависимости от сферы действия того или иного метода различают всеобщие (универсальные), общенаучные и специальные методы.  
Универсальные методы имеют философскую природу и характеризуют человеческое мышление в целом. Это метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод историзма, метод единства исторического и логического способов рассмотрения.  
Общенаучные методы подразделяются на методы эмпирического и теоретического уровней научного познания.  
К эмпирическим методам относят наблюдение и эксперимент.  
Наблюдение - это чувственное восприятие фактов действительности с целью получения знания о внешних сторонах, свойствах и признаках рассматриваемого объекта. Результатом наблюдения является описание объекта, зафиксированное с помощью языка, схем, графиков, диаграмм, рисунков, цифровых данных. Структура наблюдения включает в себя субъекта наблюдения, наблюдаемый объект и средства наблюдения - разнообразные приборы, усиливающие зрение, слух и другие чувства наблюдателя. Не следует считать наблюдение пассивным созерцанием действительности, при котором на долю наблюдателя приходится простая констатация происходящих с объектом изменений. Субъект активен в том смысле, что он определяет цель наблюдения, составляет программу наблюдения и подбирает необходимые средства. Ученый, наблюдающий интересующий его объект, обладает о нем определенными теоретическими знаниями, позволяющими видеть объект иначе, чем его видит простой обыватель. Различают два основных вида наблюдения - качественное и количественное. Первое направлено на качественное описание явлений, а второе имеет целью установить и описать количественные параметры объектов. В основе количественного наблюдения лежит процедура измерения, то есть, процесс определения количественного отношения измеряемой величины к другой величине, которая принимается за эталон. Переход науки к количественным наблюдениям знаменовал собой зарождение точного естествознания, поскольку способствовал их математизации и сделал экспериментальную проверку гипотез более эффективной.  
Эксперимент - это активный, целенаправленный метод познания, заключающийся в многократно воспроизводимом наблюдении объекта в специально созданных и контролируемых условиях. По сравнению с наблюдением, где объект ведет себя естественным образом и неподконтролен субъекту, в эксперименте исследуемое явление может воспроизводиться столько раз, сколько посчитает необходимым экспериментатор. Кроме того, в ходе эксперимента могут варьироваться условия его протекания, меняться арсенал используемых средств. В современной науке эксперимент занимает центральное место и выступает в качестве связующего звена между эмпирическим и теоретическим уровнями познания. Главная задача эксперимента заключается в проверке гипотез и прогнозов, выдвигаемых теориями.  
Ценность экспериментального метода состоит в том, что он применим не только к познавательной, но и к практической деятельности человека. Эксперименты проводятся с целью апробирования экономических проектов, социальных программ, новых форм социальной организации.  
В современной науке используются различные виды эксперимента. Самым простым является качественный эксперимент, который проводится с целью установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления. Количественный эксперимент имеет целью выявить количественные параметры исследуемого объекта. В фундаментальных исследованиях широко используется мысленный эксперимент, при котором ученые работают не с реальными объектами, а с их идеальными моделями. В зависимости от специфики объекта различают физический, химический, биологический, социальный эксперимент. Развитие компьютерной техники способствовало распространению вычислительного эксперимента, в основе которого лежит компьютерный расчет вариантов математических моделей процесса.  
Результаты любого эксперимента подлежат интерпретации с точки зрения теории, задающей его рамочные условия.  
 
К методам теоретического уровня относят абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогию, моделирование и другие. Этот класс методов активно используется во всех науках и есть смысл остановиться на нем подробнее.  
Абстрагирование представляет собой метод мысленного отделения познавательно ценного от познавательно второстепенного в исследуемом объекте. Предметы, явления и процессы обладают множеством различных свойств и характеристик, не все из которых важны в данной конкретной познавательной ситуации. Поэтому исследователь сосредотачивается на том, что его интересует и отвлекается от тех сторон объекта, которые не представляются ему важными. Обязательным предварительным условием процедуры абстрагирования является установления относительной самостоятельности отдельных свойств, сторон и характеристик объекта и последующее их обособление. Метод абстрагирования применяется как в обыденном, так и в научном познании.  
Анализ и синтез - это связанные между собой методы познания, обеспечивающие целостное знание объекта. Анализ - это мысленное расчленение объекта на составляющие его части с целью их самостоятельного изучения. Это расчленение осуществляется не произвольно, а в соответствии со структурой объекта. После того, как составляющие объект части изучены по отдельности, необходимо полученное знание свести воедино, восстановить целостность. Это происходит в ходе синтеза - объединения ранее выделенных признаков, свойств, сторон в единое целое.  
Индукция и дедукция являются распространенными методами получения знания как в обыденной жизни, так и в ходе научного познания. Индукция - это логический прием получения общего знания из множества частных посылок. Недостатком индукции является то, что опыт, на данные которого она опирается, никогда не может быть завершен, и поэтому индуктивные обобщения также имеют ограниченную достоверность. Дедукция - это выводное знание. В ходе дедукции из общей посылки выводятся (дедуцируются) заключения частного характера. Истинность выводного знания зависит в первую очередь от достоверности посылки, а также от соблюдения правил логического выведения. Индукция и дедукция органически связаны и взаимно дополняют друг друга. Индукция приводит к предположению о причинах и общих закономерностях наблюдаемых явлений, а дедукция позволяет выводить из этих предположений эмпирически проверяемые следствия и тем самым подтверждать или опровергать эти предположения.  
Метод аналогии - это логический прием, с помощью которого, на основе сходства объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. Аналогия не произвольная логическая конструкция, а опирается на объективные свойства и отношения предметов. Правило вывода по аналогии формулируется следующим образом: если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов.  
На основе умозаключения по аналогии строится метод моделирования, широко распространенный в современной науке. Моделирование - это метод исследования объекта через построение и изучение его аналога (модели). Знания, полученные при изучении модели, переносятся на оригинал на основании его аналогии с моделью. Моделирование применяется там, где изучение оригинала невозможно или затруднено и связано с большими расходами и риском. Типичным приемом моделирования является изучение свойств новых конструкций самолетов на их уменьшенных моделях, помещаемых в аэродинамическую трубу. Моделирование может быть предметным, физическим, математическим, логическим, знаковым. Все зависит от выбора характера модели. С появлением и развитием компьютеров широкое распространение получило компьютерное моделирование, при котором используются специальные программы.  
Помимо универсальных и общенаучных методов, существуют специальные методы исследования, применяющиеся в конкретных науках. К ним относят метод спектрального анализа в физике и химии, метод статистического моделирования при изучении сложных систем и другие. 

Информация о работе Системность научного познания