Место психологии в системе научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 15:46, доклад

Краткое описание

Академик Б. М. Кедров помещал психологию в центр «треугольника наук». Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол — общественные науки, нижний правый — философские науки (логика и гносеология). Между науками о природе (естественным и философскими науками расположилась математика, между естественными и общественными науками находятся технические науки. Психология же занимает центральное мест, объединяющее все три группы наук.

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 172.36 Кб (Скачать)

Место психологии в системе научного познания

Академик Б. М. Кедров помещал психологию в центр «треугольника наук». Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол — общественные науки, нижний правый — философские науки (логика и гносеология). Между науками о природе (естественным и философскими науками расположилась математика, между естественными и общественными науками находятся технические науки. Психология же занимает центральное мест, объединяющее все три группы наук. Она выступает и как продукт всех других наук, и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Психология тесно связана с социальными (общественными) науками, изучающими поведение людей. К социальным наукам относятся психология, социальная психология, социология, политология, экономика, а также антропология, этнография. К ним примыкает группа других родственных дисциплин: философия, история, культурология, искусствознание, литературоведение, педагогика, эстетика. Их относят к гуманитарным наукам. Среди гуманитарных наук наиболее глубокие связи с психологией имеет педагогика. Психология также тесно связана с естественными науками, прежде всего с физиологией, биологией, физикой, биохимией, медициной, математикой. На их стыке возникают смежные области: психофизиология, психофизика, бионика, медицинская психология, нейропсихология, патопсихология и т.п.

Таким образом, психология является наукой, в которой соотносятся социально-гуманитарное и естественно-научное знание, что определяет ее роль фундамента в системе наук. Психология интегрирует данные этих отраслей научного знания и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Историческая миссия психологии в современное время заключается в том, чтобы быть интегратором всех сфер человекознания и основным средством построения его общей теории. Психология выполняет миссию объединения естественных и общественных наук в изучении человека в единую концепцию.

В последнее время усиливаются связи психологии с техническими науками, возникают смежные дисциплины: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология и т.п.

До XVII века психология развивалась как часть философии, затем как отдельная область знаний, а в XVIII в начался раздел психологии на ряд отдельных отраслей знаний Современная психология - это целостная система, в которой й входит более трех десятков отраслей психологических знания.

Общая психология изучает закономерности психологической деятельности человека с нормальным развитием Это, в частности, предусматривает рассмотрение принципиальных, основных понятий, стоящих перед психологией в целом, обоснование методов д исследования психических явлений, формирования психологических закономерностейй.

Общая психология исследует: познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение) эмоциональные процессы (эмоции, чувства); волевые процессы (борьба мотивов, принятие решений и т.п.); питан ния, связанные с общением, деятельностью личности, ее характером и способностям.

Отрасли психологии

Современная психология представляет собой многоотраслевую науку. Отрасли психологии являются относительно самостоятельными развивающимися направлениями.

Возрастная психология изучает психическое развитие человека, формирование его психических процессов и состояний ее разделяют на детскую психологию, психологию подростка, юноши, взрослого человека, пожилого человека .Эта отрасль психологии неотделима от дифференциальной психологии Возрастная и дифференциальная психологии понимают возраст человека как функцию биологического и исторического времени; индивидуальное развитие личности вил вчають зависимости от жизненного пути, типа характера, конкретного содержания деятельности, трудового и профессионального опыта человека Возрастная и дифференциальная психологии различают биосоциальные, хронологические, стр уктурно-динамические и случайные аспекты становления психикики.

Возрастная психология раскрывает содержание последовательных этапов развития, динамику психологических процессов, исследует влияние на формирование индивидуальных различий культурно-исторических, социально-экономических и а этнических усло.

Генетическая (от греч genesis - происхождения) психология изучает психическое развитие человека с первых дней жизни и до смерти Ученые, работающие в этой области, обращают внимание не только на психологию детства, подростковую и юношескую, но и на психологию людей с зрелого и старческого возраста на периоды, связанные с кризисами и напряжением их также интересует внутриутробное развитие ребенка как чрезвычайно важный этап его психического развитияку.

Педагогическая психология изучает психологические основы воспитания и обучения, исследует формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности частности, условия эффективного обучения, взаимоотношения между педагог гаммы и учениками; психологию учителя; единство обучения и воспитания закономерности усвоения знаний, умений и навыков; закономерности целенаправленного формирования личности.

В педагогической психологии выделяют психологию воспитания детей дошкольного возраста (дошкольное психология), психологию обучения и воспитания в школьном возрасте, психологию профессионально-технического образования, психо ологию высшей школ.

Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организациях и социальных группах, закономерности общения и взаимодействия людей, деятельность малых и больших социальных групп, проц процессы социализации личности, развитие социальных установок тощ.

Психология искусства изучает психологию создания и восприятия человеком произведений искусства, свойства и психические состояния людей, связанные с созданием и восприятием художественных ценностей С этой отраслью связаны психология спе ециального искусства, изучающая творческую деятельность художников сцены (актеров, режиссеров) и процесс восприятия сценических произведений зрителями, и музыкальная психология, исследующая влияние музыки на человека, на ее активную музыкальную деятельность формирование, развитие и определение музыкальных способностей тощо.

Психология спорта разрабатывает вопросы обучения и воспитания спортсмена, закономерности формирования спортивных навыков, умений, волевых и моральных качеств; исследует психические особенности, проявляющиеся в условиях спортивных х соревнований и деятельности тренера; рассматривает психологические аспекты повышения эффективности тренировки спортсмена, межличностные отношения спортсменов в команде, межкомандного взаимоотношения тощ.

Юридическая психология исследует психологию взаимоотношений между представителями юридических специальностей с подсудимыми, осужденными т.п., в частности психологию допросов и показаний, а также психологию исправления, изучающая особенности п психической деятельности в условиях применения наказаний К ней относится криминальная психология, которая исследует формирование противоправных аспектов деятельности и возможности предотвращения йм.

Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности, в частности профессионально важные качества определенной специальности, психологические основы организации и повышения производительности труда; отношения в трудовом ко олективи, профессиональную мотивацию, оптимизацию взаимоотношений в трудовых коллектива.

Психология творчества изучает процессы научных открытий, творческой деятельности людей науки, литературы, музыки, изобразительного искусства и рационализаторства

Инженерная психология исследует отношение человека к различным механизмам, формирование характера во взаимодействии с машинами и т.п.

Авиационная психология изучает деятельность специалистов-авиаторов

Космическая психология разрабатывает вопросы волевой и моральной подготовки космонавтов, исследует психические проявления в момент максимальных нагрузок и т.п.

Военная психология изучает психологию человека в военных структурах, вопросы обучения и воспитания военных

Психология управления рассматривает формирование программ деятельности руководителей и подчиненных, связанных с изменением объектов управления, повышение эффективности управления, психологические особенности руководителя, его управленческие потр требности, способности.

Экологическая психология (психология среды) изучает психологические аспекты улучшение природных условий жизнедеятельности человека и воспитывает экологическое сознание; исследует особенности восприятия человеком среды и выявления неблагоприятных для ее развития факторов, разрабатывает мотивации экологического поведения лиц, ответственных за причиненный окружающей среде ущерб тощ.

Политическая психология исследует психологические аспекты политического поведения людей, применения психологических знаний к объяснению политических процессов; изучает психологические компоненты (настроение, мысли, чувства) в политической жиз ТТИ общества, процесс их формирования и проявления на уровне политического сознания и самосознания наций, социальных групп и т.д. С политической психологией связанные процессы распространения сообщений на уровне ихн ього формирования, закрепления или изменения установок Политическая психология изучает и функционирования настроений и мыслей тощщо.

Психология масс изучает отдельных людей как членов социума, групп, толпы, которые организуются в определенное время и с определенной целью

Этническая психология (этнопсихология) исследует механизмы групповой психологии этнических общностей, отношения между этими сообществами

Историческая психология изучает происхождение и развитие познания, мировосприятия, усвоения обычаев в разных эпохах

Экономическая психология изучает психологические явления, связанные с производственными отношениями; отношений к различным формам собственности; психологические вопросы распределения результатов труда, проблемы потребностей человека и т.д.

Психология социальной работы исследует формирование или восстановление способности человека к социальному функционированию

Экстремальная психология изучает изменения психологических закономерностей жизни и деятельности человека при нестандартных условиях

Патопсихология включает олигофренопсихологию (психологию людей с недостатками умственного развития); тифлопсихологию (психологию слабовидящих) сурдопсихологию (психологию людей с недостатками слуха)

Зоопсихология исследует психологию животных, их поведение (преимущественно в лабораторных условиях)

Психология торговли изучает взаимоотношения между продавцом и покупателем, влияние рекламы на эффективность торговли и т.д.

Психология рекламы имеет целью оценки имеющегося или ожидаемого спроса на определенные товары и т.д.

Психология компьютеризации изучает закономерности и принципы организации диалога между человеком и компьютером, выработки психологических основ, создание эффективных компьютерных систем и т.д.

Консультативная психология составляет систематизированное описание процессов предоставления психологической помощи - консультации Эта отрасль психологической науки изучает процессы, возникающие между человеком, который нуждается в помощи в трудных ситуациях, т.е. клиентом, и человеком, предоставляет консультацию; изучает черты, присущие лицу консультанта, тощо.

Одновременно с дифференциацией психологических знаний происходит процесс их интеграции в другие области знаний (психолингвистика, психопедагогики, психозоология, психофизиология, психогигиена т.д.)

 

 

 

 

 


Информация о работе Место психологии в системе научного познания