Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 10:01, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является овладение навыками научно-исследовательской работы по актуальной в наше время проблеме, как методология научного познания.
Задачами данной контрольной является понять что такое научное познание, какие методы используются для анализа в науке.
Актуальность данной проблемы находит себя в том, что за последние столетие было найдено множество методов анализа информации.
Введение
I. Научное познание
1.1.Понятие научного познания
1.2.Научное познание как предмет методологического анализа.
II. Методы научного познания
2.1.Метод и методология
2.2.Классификация методов
2.3.Метод теоретических и эмпирических исследований.
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
I. Научное познание
1.1.Понятие научного
познания
1.2.Научное познание
как предмет методологического
анализа.
II.
Методы научного познания
2.1.Метод и
методология
2.2.Классификация
методов
2.3.Метод теоретических
и эмпирических исследований.
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Познание
- это процесс избирательно-
Целью данной контрольной
Задачами данной контрольной является понять что такое научное познание, какие методы используются для анализа в науке.
Актуальность
данной проблемы находит себя в том,
что за последние столетие было найдено
множество методов анализа информации.
1. Научное познание
1.1. Понятие научного познания
Знание - идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.
Функциями знания являются обобщение разрозненных представлений о закономерностях природы общества и мышления; хранение в обобщенных представлениях всего того, что может быть передано в качестве устойчивой основы практических действий.
Знание является продуктом общественной
деятельности людей, направленной на преобразование
действительности. Процесс движения человеческой
мысли от незнания к знанию называют познанием,
в основе которого лежит отражение объективной
действительности в сознании человека
в процессе его общественной, производственной
и научном деятельности, именуемой практикой.
Потребности практики выступают основной
и движущей силой развития познания, его
целью. Человек познает законы природы,
чтобы овладеть сила-ми природы и поставить
их себе на службу; он познает законы общества,
чтобы в соответствии с ними воздействовать
на ход исторических событий.
Познание вырастает из практики, но затем само направляется на практическое овладение действительностью. От практики к теории и от теории к практике, от действия к мысли и от мысли к действительности--такова общая закономерность отношений человека в окружающей действительности. Практика является началом, исходным пунктом и одновременно естественным завершением всякого процесса познания. Следует отметить, что завершение познания всегда относительно, так как в процессе познания, как правило, возникают новые проблемы и новые задачи, которые были подготовлены и поставлены предшествующим развитием научной мысли. Решая эти задачи и проблемы, наука должна опережать практику и таким образом сознательно направлять ее развитие.
В процессе практической деятельности человек разрешает противоречие между наличным положением вещей и потребностями общества. Результатом этой деятельности является удовлетворение общественных потребностей. Указанное противоречие является источником развития познания и, естественно, находит отражение в его диалектике.
Диалектика процесса познания выражается в противоречии между ограниченностью наших знаний и безграничной сложностью объективной действительности, между субъективной формой и объективным содержанием человеческого познания, в необходимости борьбы мнении, позволяющей путем логических доказательств и практической проверки устанавливать истину.
Вся наука, все человеческое познание направлено к достижению истинных знаний, верно отражающих действительность. Только истинное научное знание человеку могучим оружием преобразования действительности, позволяет прогнозировать ее дальнейшее развитие.
В противоположность истинному знанию за1 мне представляет собой неверное, иллюзорное познание мира.
Истинные знания существуют в виде законов
теоретических положении и выводов, учений,
подтвержденных практикой и существующих
объективно, независимо от трудов и открытии
ученых. Поэтому и научное знание объективно.
Вместе с тем научное знание может быть
относительным и абсолютным. Относительное
знание-- знание, которое, будучи в основном
верным отражением действительности,
отличается некоторой полнотой совпадения
образа с объектом. Абсолютное знание--это
полное, исчерпывающее воспроизведение
обобщенных представлении об объекте,
обеспечив абсолютное совпадение образа
с объектом. Абсолютное знание не может
быть опровергнуто или изменено будущем.
Следует отметить, что непрерывное развитие практически исключает возможность превращения знания в абсолютное, по абсолютность практики позволяет отличать объективно истинные знания от заблуждений.
Диалектический материализм исходит из того, что единственно научным критерием знаний о действительности является общественная практика. При этом полагается деятельность не отдельного человека, не единичные случаи воздействия людей на окружающий а опыт всего человечества в его историческом разе:
Чувственное познание обеспечивает и непосредственную связь человека с окружающей действительностью. Элементами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление и воображение.
Ощущение--это отражения мозгом человека свойств предметов или явлении объективного мира, которые действуют на его органы чувств. Восприятие--отражения мозгом человека предметов или явлении в целом, причем таких, которые действуют на органы чувств в данный момент времени.. Представление -- вторичный образ предмета или явления, которые в данный момент времени не действуют на органы чувств человека, но обязательно действовали в прошлом. Представления -- это образы, которые восстанавливаются по сохранившимся в мозге следам прошлых воздействий предметов или явлений. Воображение--это соединение и преобразование различных представлений в целую картину новых образов.
Рациональное познание дополняет и опережает чувственное, способствует осознанию сущности процессов, вскрывает закономерности развития. Формой рационального познания является абстрактное мышление.
Мышление--это опосредованное и обобщенное
отражение в мозгу человека существенных
свойств, причинных отношений и закономерных
связей между объектами пли явлениями.
Опосредованный характер мышления. Опосредованный
характер мышления заключается в том,
что человек через доступные органам чувств
свойства, связи и отношения предметов
проникает в скрытые свойства, связи, отношения;
чело-век познает действительность не
только в результате своего личного опыта,
но и косвенным путем, усваивая в процессе
общения с другими людьми. Мышление неразрывно
связано с языком и не может осуществляться
вне его. Действительно, основной инструмент
мышления -- логические рассуждения человека,
структурными элементами которых (и формами
логического отражения действительности)
являются понятия, суждения, умозаключения.
Понятие--это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления. Понятия могут быть общими, единичными, собирательными, абстрактными и конкретными, абсолютными и относительными. Общие понятия связаны не с одним, а с множеством предметов.
Понятия конкретные относятся к конкретным
пред-метам, а абстрактные понятия -- к
отдельно взятым приз-накам этих предметов,
например «белые предметы». Особенностью
относительных понятий является то, что
они всегда мыслятся попарно, например:
«правый» и «левый», «начальник» и «подчиненный».
Абсолютны-ми называют такие понятия,
которые не имеют парных отношений, например
«планета», «дом», «дерево».
По-признаку
отношений между понятиями их делят
на тождественные, равнозначные, подчиненные,
сопод-чиненные, частично согласные, противоречащие
и проти-воположные.
Тождественными
называют такие понятия, которые
имеют одинаковое содержание. Это
одни и те же поня-тия, только выраженные
в различной словесной форме. Равнозначные
понятия имеют один и тот же объем, но отличаются
по содержанию. Так, например, понятия
«автор «Капитала» и «основатель научного
социализма» хотя и относятся к одному
лицу, но указывают на раз-личные его признаки.
Понятия
характеризуются их объемом и содержани-ем.
Объем понятия--это круг тех предметов,
на кото-рые данное понятие распространено.
Содержанием на-зывают совокупность признаков,
которые объединены в данном понятии.
Отношения
тождества и равнозначности понятий
име-ют чрезвычайно важное значение в
науке, так как дела-ют возможным замещение
одного понятия другим. Этой операцией
широко пользуются в математике при преоб-разовании
и упрощении алгебраических соотношении.
Подчиненными
называют понятия, которые по содер-жанию
входят в понятия более высокого ранга
или бо-лее общие. Соподчиненными являются
понятия, связан-ные по объему (объем двух
или более понятий входит в объем какого-либо
высшего понятия). Например, по-нятия «многоугольник»
и «окружность» являются под-чиненными
понятию «геометрическая 4'игура» и сопод-чиненными
между собой. Если отдельные части объема
понятии оказываются совпадающими, общими,
то их на-зывают частично согласными. В
подобном отношении находятся, например,
такие понятия, как «студент* и «спортсмен».
Понятие,
которое отрицает положительное
понятие, называют противоречащим. Например,
понятие «не чело-век» отрицает положительное
понятие «человек». Проти-воречащие
понятия не допускают ничего промежуточно-го;
одно понятие начисто исключает
другое. Если поня-тие указывает не только
на то, что отрицает, но и на то, что взамен
отрицаемого утверждается, то такое понят!'"
называют противоположным. У противоположных
поня-тий имеются средние и промежуточные
понятия. Так, между понятиями «белый»
и «черный» мыслимо поня-тие «серый».
Для описания
процесса формирования новых слож-ных
понятий из более простых используется
способ вывода сложных соотношений
из элементарных. Формали-зация процесса
часто осуществляется на языке теории
множеств.
Раскрытие
содержания понятия называют его опре-делением.
Последнее должно отвечать двум важнейшим
признакам: 1) определение должно указывать
на бли-жайшее родовое понятие; 2) определение
должно ука-зывать на то, чем данное понятие
отличается от других понятий. Так, определяя
понятие «квадрат», нужно ука-зать на то,
что квадрат относится к роду прямоугольни-ков
и выделяется среди прямоугольников признаком
равенства своих сторон. Определение понятия
не долж-но быть ни слишком широким, ни
слишком узким, т.е. соразмерным и не должно
определяться самим собой, т. е. определение
понятия не должно делать круга.
Развитие
научных знаний заставляет уточнить
опре-деление понятий, вносить новые
признаки в его содержа-ние. При
этом понятие обобщается или ограничивается.
В научном исследовании определения
обычно заверша-ют процесс исследования,
закрепляют те результаты, к которым ученый
пришел в своем исследовании, Без определения
понятий возможно ложное толкование мыс-лей
автора исследования. Определение понятия
оказыва-ется возможным в том случае, когда
мы знаем, к како-му роду оно относится
и какие у него видовые признаки. Установление
видовых признаков осуществляется при
помощи деления понятия. Делением понятия
называется раскрытие всех видов, входящих
в состав данного поня-тия: Если определение
имеет дела с содержанием изучае-мого
понятия, то-деление--с объемом понятия.