Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 10:01, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является овладение навыками научно-исследовательской работы по актуальной в наше время проблеме, как методология научного познания.
     Задачами данной контрольной является понять что такое научное познание, какие методы используются для анализа в науке.
Актуальность данной проблемы находит себя в том, что за последние столетие было найдено множество методов анализа информации.
Введение
  I. Научное познание
1.1.Понятие научного познания
1.2.Научное познание как предмет методологического анализа.
  II. Методы научного познания
2.1.Метод и методология
2.2.Классификация методов
2.3.Метод теоретических и эмпирических исследований.
Заключение
Список используемой литературы
Содержание 
Введение 
  
I. Научное познание 
1.1.Понятие научного 
познания 
1.2.Научное познание 
как предмет методологического 
анализа. 
  II. 
Методы научного познания 
2.1.Метод и 
методология 
2.2.Классификация 
методов 
2.3.Метод теоретических 
и эмпирических исследований. 
Заключение 
Список 
используемой литературы 
Введение 
 
Познание 
- это процесс избирательно-
      
Целью данной контрольной 
Задачами данной контрольной является понять что такое научное познание, какие методы используются для анализа в науке.
Актуальность 
данной проблемы находит себя в том, 
что за последние столетие было найдено 
множество методов анализа информации.  
1. Научное познание
1.1. Понятие научного познания
Знание - идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.
Функциями знания являются обобщение разрозненных представлений о закономерностях природы общества и мышления; хранение в обобщенных представлениях всего того, что может быть передано в качестве устойчивой основы практических действий.
      
Знание является продуктом общественной 
деятельности людей, направленной на преобразование 
действительности. Процесс движения человеческой 
мысли от незнания к знанию называют познанием, 
в основе которого лежит отражение объективной 
действительности в сознании человека 
в процессе его общественной, производственной 
и научном деятельности, именуемой практикой. 
Потребности практики выступают основной 
и движущей силой развития познания, его 
целью. Человек познает законы природы, 
чтобы овладеть сила-ми природы и поставить 
их себе на службу; он познает законы общества, 
чтобы в соответствии с ними воздействовать 
на ход исторических событий. 
Познание вырастает из практики, но затем само направляется на практическое овладение действительностью. От практики к теории и от теории к практике, от действия к мысли и от мысли к действительности--такова общая закономерность отношений человека в окружающей действительности. Практика является началом, исходным пунктом и одновременно естественным завершением всякого процесса познания. Следует отметить, что завершение познания всегда относительно, так как в процессе познания, как правило, возникают новые проблемы и новые задачи, которые были подготовлены и поставлены предшествующим развитием научной мысли. Решая эти задачи и проблемы, наука должна опережать практику и таким образом сознательно направлять ее развитие.
В процессе практической деятельности человек разрешает противоречие между наличным положением вещей и потребностями общества. Результатом этой деятельности является удовлетворение общественных потребностей. Указанное противоречие является источником развития познания и, естественно, находит отражение в его диалектике.
Диалектика процесса познания выражается в противоречии между ограниченностью наших знаний и безграничной сложностью объективной действительности, между субъективной формой и объективным содержанием человеческого познания, в необходимости борьбы мнении, позволяющей путем логических доказательств и практической проверки устанавливать истину.
Вся наука, все человеческое познание направлено к достижению истинных знаний, верно отражающих действительность. Только истинное научное знание человеку могучим оружием преобразования действительности, позволяет прогнозировать ее дальнейшее развитие.
В противоположность истинному знанию за1 мне представляет собой неверное, иллюзорное познание мира.
     
Истинные знания существуют в виде законов 
теоретических положении и выводов, учений, 
подтвержденных практикой и существующих 
объективно, независимо от трудов и открытии 
ученых. Поэтому и научное знание объективно. 
Вместе с тем научное знание может быть 
относительным и абсолютным. Относительное 
знание-- знание, которое, будучи в основном 
верным отражением действительности, 
отличается некоторой полнотой совпадения 
образа с объектом. Абсолютное знание--это 
полное, исчерпывающее воспроизведение 
обобщенных представлении об объекте, 
обеспечив абсолютное совпадение образа 
с объектом. Абсолютное знание не может 
быть опровергнуто или изменено будущем. 
Следует отметить, что непрерывное развитие практически исключает возможность превращения знания в абсолютное, по абсолютность практики позволяет отличать объективно истинные знания от заблуждений.
Диалектический материализм исходит из того, что единственно научным критерием знаний о действительности является общественная практика. При этом полагается деятельность не отдельного человека, не единичные случаи воздействия людей на окружающий а опыт всего человечества в его историческом разе:
Чувственное познание обеспечивает и непосредственную связь человека с окружающей действительностью. Элементами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление и воображение.
Ощущение--это отражения мозгом человека свойств предметов или явлении объективного мира, которые действуют на его органы чувств. Восприятие--отражения мозгом человека предметов или явлении в целом, причем таких, которые действуют на органы чувств в данный момент времени.. Представление -- вторичный образ предмета или явления, которые в данный момент времени не действуют на органы чувств человека, но обязательно действовали в прошлом. Представления -- это образы, которые восстанавливаются по сохранившимся в мозге следам прошлых воздействий предметов или явлений. Воображение--это соединение и преобразование различных представлений в целую картину новых образов.
Рациональное познание дополняет и опережает чувственное, способствует осознанию сущности процессов, вскрывает закономерности развития. Формой рационального познания является абстрактное мышление.
      
Мышление--это опосредованное и обобщенное 
отражение в мозгу человека существенных 
свойств, причинных отношений и закономерных 
связей между объектами пли явлениями. 
Опосредованный характер мышления. Опосредованный 
характер мышления заключается в том, 
что человек через доступные органам чувств 
свойства, связи и отношения предметов 
проникает в скрытые свойства, связи, отношения; 
чело-век познает действительность не 
только в результате своего личного опыта, 
но и косвенным путем, усваивая в процессе 
общения с другими людьми. Мышление неразрывно 
связано с языком и не может осуществляться 
вне его. Действительно, основной инструмент 
мышления -- логические рассуждения человека, 
структурными элементами которых (и формами 
логического отражения действительности) 
являются понятия, суждения, умозаключения. 
Понятие--это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления. Понятия могут быть общими, единичными, собирательными, абстрактными и конкретными, абсолютными и относительными. Общие понятия связаны не с одним, а с множеством предметов.
      
Понятия конкретные относятся к конкретным 
пред-метам, а абстрактные понятия -- к 
отдельно взятым приз-накам этих предметов, 
например «белые предметы». Особенностью 
относительных понятий является то, что 
они всегда мыслятся попарно, например: 
«правый» и «левый», «начальник» и «подчиненный». 
Абсолютны-ми называют такие понятия, 
которые не имеют парных отношений, например 
«планета», «дом», «дерево». 
По-признаку 
отношений между понятиями их делят 
на тождественные, равнозначные, подчиненные, 
сопод-чиненные, частично согласные, противоречащие 
и проти-воположные. 
Тождественными 
называют такие понятия, которые 
имеют одинаковое содержание. Это 
одни и те же поня-тия, только выраженные 
в различной словесной форме. Равнозначные 
понятия имеют один и тот же объем, но отличаются 
по содержанию. Так, например, понятия 
«автор «Капитала» и «основатель научного 
социализма» хотя и относятся к одному 
лицу, но указывают на раз-личные его признаки. 
Понятия 
характеризуются их объемом и содержани-ем. 
Объем понятия--это круг тех предметов, 
на кото-рые данное понятие распространено. 
Содержанием на-зывают совокупность признаков, 
которые объединены в данном понятии. 
Отношения 
тождества и равнозначности понятий 
име-ют чрезвычайно важное значение в 
науке, так как дела-ют возможным замещение 
одного понятия другим. Этой операцией 
широко пользуются в математике при преоб-разовании 
и упрощении алгебраических соотношении. 
Подчиненными 
называют понятия, которые по содер-жанию 
входят в понятия более высокого ранга 
или бо-лее общие. Соподчиненными являются 
понятия, связан-ные по объему (объем двух 
или более понятий входит в объем какого-либо 
высшего понятия). Например, по-нятия «многоугольник» 
и «окружность» являются под-чиненными 
понятию «геометрическая 4'игура» и сопод-чиненными 
между собой. Если отдельные части объема 
понятии оказываются совпадающими, общими, 
то их на-зывают частично согласными. В 
подобном отношении находятся, например, 
такие понятия, как «студент* и «спортсмен». 
Понятие, 
которое отрицает положительное 
понятие, называют противоречащим. Например, 
понятие «не чело-век» отрицает положительное 
понятие «человек». Проти-воречащие 
понятия не допускают ничего промежуточно-го; 
одно понятие начисто исключает 
другое. Если поня-тие указывает не только 
на то, что отрицает, но и на то, что взамен 
отрицаемого утверждается, то такое понят!'" 
называют противоположным. У противоположных 
поня-тий имеются средние и промежуточные 
понятия. Так, между понятиями «белый» 
и «черный» мыслимо поня-тие «серый». 
Для описания 
процесса формирования новых слож-ных 
понятий из более простых используется 
способ вывода сложных соотношений 
из элементарных. Формали-зация процесса 
часто осуществляется на языке теории 
множеств. 
Раскрытие 
содержания понятия называют его опре-делением. 
Последнее должно отвечать двум важнейшим 
признакам: 1) определение должно указывать 
на бли-жайшее родовое понятие; 2) определение 
должно ука-зывать на то, чем данное понятие 
отличается от других понятий. Так, определяя 
понятие «квадрат», нужно ука-зать на то, 
что квадрат относится к роду прямоугольни-ков 
и выделяется среди прямоугольников признаком 
равенства своих сторон. Определение понятия 
не долж-но быть ни слишком широким, ни 
слишком узким, т.е. соразмерным и не должно 
определяться самим собой, т. е. определение 
понятия не должно делать круга. 
Развитие 
научных знаний заставляет уточнить 
опре-деление понятий, вносить новые 
признаки в его содержа-ние. При 
этом понятие обобщается или ограничивается. 
В научном исследовании определения 
обычно заверша-ют процесс исследования, 
закрепляют те результаты, к которым ученый 
пришел в своем исследовании, Без определения 
понятий возможно ложное толкование мыс-лей 
автора исследования. Определение понятия 
оказыва-ется возможным в том случае, когда 
мы знаем, к како-му роду оно относится 
и какие у него видовые признаки. Установление 
видовых признаков осуществляется при 
помощи деления понятия. Делением понятия 
называется раскрытие всех видов, входящих 
в состав данного поня-тия: Если определение 
имеет дела с содержанием изучае-мого 
понятия, то-деление--с объемом понятия.