Понятие и методы научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 10:01, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является овладение навыками научно-исследовательской работы по актуальной в наше время проблеме, как методология научного познания.
Задачами данной контрольной является понять что такое научное познание, какие методы используются для анализа в науке.
Актуальность данной проблемы находит себя в том, что за последние столетие было найдено множество методов анализа информации.

Оглавление

Введение

I. Научное познание

1.1.Понятие научного познания

1.2.Научное познание как предмет методологического анализа.

II. Методы научного познания

2.1.Метод и методология

2.2.Классификация методов

2.3.Метод теоретических и эмпирических исследований.

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

метология научного познания.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 

  I. Научное познание 

1.1.Понятие научного  познания 

1.2.Научное познание  как предмет методологического  анализа. 

  II. Методы научного познания 

2.1.Метод и  методология 

2.2.Классификация  методов 

2.3.Метод теоретических  и эмпирических исследований. 

Заключение 

Список  используемой литературы 

Введение 
 

Познание - это процесс избирательно-активного  действия, отрицания и преемственности  исторически сменяющихся, прогрессирующих  форм приращения информации (информация - объективное свойство материальных систем, вторичное по отношению к отображаемому объекту, упорядоченность и структура которого переносятся в отражающую систему в процессе взаимодействия). Специальная форма представления информации, позволяющая человеческому мозгу хранить, воспроизводить и понимать ее, формирует такое понятие, как «знание». Знание - есть проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, который, с одной стороны, являет собой адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теоретических схем, теорий, а с другой - выступает как владение ими и умение действовать на их основе. По генезису и способу функционирования знание есть социальный феномен, средством фиксации которого выступают естественный и искусственные языки. Данное обобщение обеспечивает конкретизацию понятия «наука». Наука - это высокоспециализированная деятельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их высоко эффективного использования. Наука - это знание, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности, эмпирической подтверждаемости и принципиально возможной фальсифицируемости, концептуальной связности, предсказательной силе и практической эффективности. Указанные критерии (нормы, идеалы) характерны для всех паук, всех составляющих дисциплинарной матрицы современного научного знания - от философских, логических, математических, кибернетических до естественно-научных, технических и гуманитарных наук. Наука - особая отрасль рациональной человеческой деятельности по производству объективно истинного знания об окружающем нас мире - возникает как естественное продолжение обыденного, стихийно-эмпирического процесса позиция. Кроме научного познания, существуют также вне научные способы постижения действительности. Важнейшим из которых является искусство, а самым знакомым - обыденное познание.

      Целью данной контрольной работы  является овладение навыками  научно-исследовательской работы по актуальной в наше время проблеме, как методология научного познания.

     Задачами данной контрольной  является понять что такое  научное познание, какие методы  используются для анализа в  науке.

Актуальность  данной проблемы находит себя в том, что за последние столетие было найдено множество методов анализа информации.  

 1. Научное познание

1.1. Понятие  научного познания

         Знание - идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.

     Функциями знания являются обобщение разрозненных представлений о закономерностях природы общества и мышления; хранение в обобщенных представлениях всего того, что может быть передано в качестве устойчивой основы практических действий.

      Знание является продуктом общественной деятельности людей, направленной на преобразование действительности. Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познанием, в основе которого лежит отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научном деятельности, именуемой практикой. Потребности практики выступают основной и движущей силой развития познания, его целью. Человек познает законы природы, чтобы овладеть сила-ми природы и поставить их себе на службу; он познает законы общества, чтобы в соответствии с ними воздействовать на ход исторических событий. 

    Познание вырастает из практики, но затем само направляется на практическое овладение действительностью. От практики к теории и от теории к практике, от действия к мысли и от мысли к действительности--такова общая закономерность отношений человека в окружающей действительности. Практика является началом, исходным пунктом и одновременно естественным завершением всякого процесса познания. Следует отметить, что завершение познания всегда относительно, так как в процессе познания, как правило, возникают новые проблемы и новые задачи, которые были подготовлены и поставлены предшествующим развитием научной мысли. Решая эти задачи и проблемы, наука должна опережать практику и таким образом сознательно направлять ее развитие.

      В процессе практической деятельности человек разрешает противоречие между наличным положением вещей и потребностями общества. Результатом этой деятельности является удовлетворение общественных потребностей. Указанное противоречие является источником развития познания и, естественно, находит отражение в его диалектике.

      Диалектика процесса познания выражается в противоречии между ограниченностью наших знаний и безграничной сложностью объективной действительности, между субъективной формой и объективным содержанием человеческого познания, в необходимости борьбы мнении, позволяющей путем логических доказательств и практической проверки устанавливать истину.

      Вся наука, все человеческое познание направлено к достижению истинных знаний, верно отражающих действительность. Только истинное научное знание человеку могучим оружием преобразования действительности, позволяет прогнозировать ее дальнейшее развитие.

    В противоположность истинному знанию за1 мне представляет собой неверное, иллюзорное познание мира.

     Истинные знания существуют в виде законов теоретических положении и выводов, учений, подтвержденных практикой и существующих объективно, независимо от трудов и открытии ученых. Поэтому и научное знание объективно. Вместе с тем научное знание может быть относительным и абсолютным. Относительное знание-- знание, которое, будучи в основном верным отражением действительности, отличается некоторой полнотой совпадения образа с объектом. Абсолютное знание--это полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлении об объекте, обеспечив абсолютное совпадение образа с объектом. Абсолютное знание не может быть опровергнуто или изменено будущем. 

       Следует отметить, что непрерывное развитие практически исключает возможность превращения знания в абсолютное, по абсолютность практики позволяет отличать объективно истинные знания от заблуждений.

        Диалектический материализм исходит из того, что единственно научным критерием знаний о действительности является общественная практика. При этом полагается деятельность не отдельного человека, не единичные случаи воздействия людей на окружающий а опыт всего человечества в его историческом разе:

Чувственное познание обеспечивает и непосредственную связь человека с окружающей действительностью. Элементами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление и воображение.

   Ощущение--это отражения мозгом человека свойств предметов или явлении объективного мира, которые действуют на его органы чувств. Восприятие--отражения мозгом человека предметов или явлении в целом, причем таких, которые действуют на органы чувств в данный момент времени.. Представление -- вторичный образ предмета или явления, которые в данный момент времени не действуют на органы чувств человека, но обязательно действовали в прошлом. Представления -- это образы, которые восстанавливаются по сохранившимся в мозге следам прошлых воздействий предметов или явлений. Воображение--это соединение и преобразование различных представлений в целую картину новых образов.

      Рациональное познание дополняет и опережает чувственное, способствует осознанию сущности процессов, вскрывает закономерности развития. Формой рационального познания является абстрактное мышление.

      Мышление--это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами пли явлениями. Опосредованный характер мышления. Опосредованный характер мышления заключается в том, что человек через доступные органам чувств свойства, связи и отношения предметов проникает в скрытые свойства, связи, отношения; чело-век познает действительность не только в результате своего личного опыта, но и косвенным путем, усваивая в процессе общения с другими людьми. Мышление неразрывно связано с языком и не может осуществляться вне его. Действительно, основной инструмент мышления -- логические рассуждения человека, структурными элементами которых (и формами логического отражения действительности) являются понятия, суждения, умозаключения. 

      Понятие--это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления. Понятия могут быть общими, единичными, собирательными, абстрактными и конкретными, абсолютными и относительными. Общие понятия связаны не с одним, а с множеством предметов.

      Понятия конкретные относятся к конкретным пред-метам, а абстрактные понятия -- к отдельно взятым приз-накам этих предметов, например «белые предметы». Особенностью относительных понятий является то, что они всегда мыслятся попарно, например: «правый» и «левый», «начальник» и «подчиненный». Абсолютны-ми называют такие понятия, которые не имеют парных отношений, например «планета», «дом», «дерево». 

По-признаку отношений между понятиями их делят на тождественные, равнозначные, подчиненные, сопод-чиненные, частично согласные, противоречащие и проти-воположные. 

Тождественными  называют такие понятия, которые  имеют одинаковое содержание. Это  одни и те же поня-тия, только выраженные в различной словесной форме. Равнозначные понятия имеют один и тот же объем, но отличаются по содержанию. Так, например, понятия «автор «Капитала» и «основатель научного социализма» хотя и относятся к одному лицу, но указывают на раз-личные его признаки. 

Понятия характеризуются их объемом и содержани-ем. Объем понятия--это круг тех предметов, на кото-рые данное понятие распространено. Содержанием на-зывают совокупность признаков, которые объединены в данном понятии. 

Отношения тождества и равнозначности понятий име-ют чрезвычайно важное значение в науке, так как дела-ют возможным замещение одного понятия другим. Этой операцией широко пользуются в математике при преоб-разовании и упрощении алгебраических соотношении. 

Подчиненными  называют понятия, которые по содер-жанию входят в понятия более высокого ранга или бо-лее общие. Соподчиненными являются понятия, связан-ные по объему (объем двух или более понятий входит в объем какого-либо высшего понятия). Например, по-нятия «многоугольник» и «окружность» являются под-чиненными понятию «геометрическая 4'игура» и сопод-чиненными между собой. Если отдельные части объема понятии оказываются совпадающими, общими, то их на-зывают частично согласными. В подобном отношении находятся, например, такие понятия, как «студент* и «спортсмен». 

Понятие, которое отрицает положительное  понятие, называют противоречащим. Например, понятие «не чело-век» отрицает положительное  понятие «человек». Проти-воречащие  понятия не допускают ничего промежуточно-го; одно понятие начисто исключает другое. Если поня-тие указывает не только на то, что отрицает, но и на то, что взамен отрицаемого утверждается, то такое понят!'" называют противоположным. У противоположных поня-тий имеются средние и промежуточные понятия. Так, между понятиями «белый» и «черный» мыслимо поня-тие «серый». 

Для описания процесса формирования новых слож-ных  понятий из более простых используется способ вывода сложных соотношений  из элементарных. Формали-зация процесса часто осуществляется на языке теории множеств. 

Раскрытие содержания понятия называют его опре-делением. Последнее должно отвечать двум важнейшим признакам: 1) определение должно указывать на бли-жайшее родовое понятие; 2) определение должно ука-зывать на то, чем данное понятие отличается от других понятий. Так, определяя понятие «квадрат», нужно ука-зать на то, что квадрат относится к роду прямоугольни-ков и выделяется среди прямоугольников признаком равенства своих сторон. Определение понятия не долж-но быть ни слишком широким, ни слишком узким, т.е. соразмерным и не должно определяться самим собой, т. е. определение понятия не должно делать круга. 

Развитие  научных знаний заставляет уточнить опре-деление понятий, вносить новые  признаки в его содержа-ние. При  этом понятие обобщается или ограничивается. В научном исследовании определения обычно заверша-ют процесс исследования, закрепляют те результаты, к которым ученый пришел в своем исследовании, Без определения понятий возможно ложное толкование мыс-лей автора исследования. Определение понятия оказыва-ется возможным в том случае, когда мы знаем, к како-му роду оно относится и какие у него видовые признаки. Установление видовых признаков осуществляется при помощи деления понятия. Делением понятия называется раскрытие всех видов, входящих в состав данного поня-тия: Если определение имеет дела с содержанием изучае-мого понятия, то-деление--с объемом понятия. 

Информация о работе Понятие и методы научного познания