Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 10:01, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является овладение навыками научно-исследовательской работы по актуальной в наше время проблеме, как методология научного познания.
Задачами данной контрольной является понять что такое научное познание, какие методы используются для анализа в науке.
Актуальность данной проблемы находит себя в том, что за последние столетие было найдено множество методов анализа информации.
Введение
I. Научное познание
1.1.Понятие научного познания
1.2.Научное познание как предмет методологического анализа.
II. Методы научного познания
2.1.Метод и методология
2.2.Классификация методов
2.3.Метод теоретических и эмпирических исследований.
Заключение
Список используемой литературы
Общеизвестно,
что задолго до возникновения науки люди
приобретали необходимые им знания о свойствах
и особеннос-тях вещей и явлений, с которыми
они сталкивались в повседнев-ной практической
деятельности. Житейское знание в качестве
основы всех иных форм знания ни в коей
мере не может быть преуменьшено по своей
значимости. Базирующееся на здравом смысле
и обыденном сознании оно является важной
ориентиро-вочной основой повседневного
поведения людей, их взаимоот-ношений
между собой и с природой. Эта форма знания
развива-ется и обогащается по мере прогресса
научного и художествен-ного познания.
В то же время последнее вбирает в себя
богатый опыт житейского познания. Немало
нового мы узнаем с помо-щью обыденного
познания и теперь. Все это показывает,
что на-учное знание не отделено непреодолимой
гранью от обыденно-го. Поскольку представляет
собой дальнейшее усовершенствова-ние
и развитие последнего.
Научное
познание отличается от обыденного системностью
ч последовательностью как в
процессе поиска новых знаний, так
и упорядочения всего найденного, наличного
знания. Каждый последующий шаг в науке
опирается на предыдущий, каждое но-вое
открытие становится научной истиной,
когда оно входит в качестве элемента
в состав определенной системы, чаще всего
- теории как наиболее развитой формы рационального
знания. В отличие от этого обыденное знание
имеет разрозненный, случай-ный и неорганизованный
характер, в котором преобладают не связанные
друг с другом отдельные факты либо их
простейшие индуктивные обобщения. Собственно
научные знания характе-ризуются осмыслением
фактов в системе понятий той или иной
науки, включаясь в состав теории, образующей
высший уровень научного знания. Являясь
обобщением достоверных фактов, они за
случайным находят необходимое и закономерное,
за единич-ным и частным - общее. Именно
в этом заключается методоло-гическое
сходство и преемственность, а также качественное
от-личие научных форм познания от ненаучных.
При этом, осваи-вая действительность
разнообразными методами, научное познание
проходит разные этапы. Каждому из них
соответствует определенная форма развития
знаний. Основными из этих форм являются
факт, теория, проблема (задача), гипотеза,
программа. В зависимости от конкретной
ситуации доминирует та или иная форма.
Например, возможна такая последовательность:
факты > теории > методы > ценности
и цели. «Кортеж» приоритетов в указанной
последовательности подчеркивает фундаментальность
фактов. Теории должны соответствовать
фактам, методы не мо-гут быть любыми, они
определяются состоянием теорий, и, на-конец,
ценности также не произвольны, так как
их реализация зависит от фактов (теорий
и методов).
В обычном
смысле слово «факт» является синонимом
слов «истина», «событие», «результат».
Как категория логики и методологии
науки факт - это достоверное знание
о единичном. Научные факты свя-заны с
практической деятельностью человека.
В повседневном опыте происходил отбор
фактов, составивших фундамент науки.
Большую роль в выработке и накоплении
фактов, особенно в ес-тествознании, всегда
играли наблюдения и эксперименты. Прак-тический
компонент органически включается в структуру
факта в качестве его основы и знания о
том или ином явлении и стано-вится фактом
лишь после реконструкции этого явления
в мате-риально-практических условиях.
Формирование
факта - синтетический процесс, благодаря
которому происходят особого рода обобщения,
при которых возникают понятия, имеющие
собирательный характер, и открываю ее
возможности для отображения действительности
не только на уровне явлений, но и па уровне
сущности. Как итог возникают эссенциальные
факты. Анализируя факт как логико-методологическую
категорию, необходимо обратить внимание
на возможность следующего недоразумения,
вязанного с дефиницией. Так возникает
вопрос: почему нужно читать. что факт
отображает индивидуальную ситуацию,
если, например, кипение воды при 100°С подтверждается
во многих экспериментах? Но этот вопрос
не отражает сущность факта, но как термин
«вода» в нем используется в ином, а именно
не в собирательном смысле, в то время
как при сообщении факта о шепни воды при
100°С этот термин имеет собирательный
шел. Предпосылкой недоразумения является
подмена понятий.
Прежде
чем перейти к теории как высшей
форме целостного ученого знания,
отметим, что в науке различают
эмпирический и теоретический уровни
исследования. Это различение имеет своим
основанием неодинаковость, во-первых,
способов (методов) мой познавательной
активности, а во-вторых, характера достигаемых
научных результатов. Эмпирическое исследование
пред-лагает выработку исследовательской
программы, организацию наблюдений, эксперимента,
описание (протоколирование) наблюдаемых
и экспериментальных данных, их классификацию,
первичное обобщение. Словом, для эмпирического
познания характерна факто-фиксирующая
деятельность. Эмпирические понятия представляют
первый шаг в ходе сложного и противоречивого
процесса все более глубокого постижения
действительности. На уровне обыденного
познания они совпадают с названиями и
опц-иями чувственно воспринимаемых и
наблюдаемых предметов явлений. На эмпирической
стадии познания в науке вводятся понятия
с более точно определенным смыслом, чем
термины обыденного языка, но они по-прежнему
обозначают либо непосредственно наблюдаемые
предметы и их свойства и отношения, о
предметы и свойства, которые могут наблюдаться
с помощью различных приборов, устройств
и инструментов, которые, по сути дела,
являются продолжением и усилением наших
органов чувств.
Эмпирическое
исследование, выявляя все новые
данные на-блюдения и эксперимента,
ставит перед теоретическим мышле-нием
каждый раз новые задачи, стимулируя его
к дальнейшему совершенствованию: здесь
срабатывает принцип обратной свя-зи.
Дело в том, что обогащающееся теоретическое
знание в свою очередь ставит перед наблюдением
и экспериментом, эмпирией вообще все
более сложные задачи. Поэтому исследование
струк-туры любой теории целесообразно
начать с анализа ее основных понятий
и установления различия и взаимосвязи
между теоретическими и эмпирическими
понятиями. В первом приближении отсутствие
абсолютной границы между эмпирическими
и теоре-тическими понятиями не исключает
возможности и целесообраз-ности установления
относительного различия между ними. Од-нако
это различие связано не столько с наблюдаемостью
соот-ветствующих объектов, сколько со
степенью их зависимости от общих теоретических
представлений. Хотя эмпирические поня-тия
«нагружены» теорией и зависят от нее,
но их адекватность и обоснованность устанавливаются
в значительной мере независи-мо от теории,
в которой они применяются.
Специфика
научного знания обусловлена многозвенной
структурой, элементами которой выступают
изучаемые явления, чув-ственные образы,
мысли, собственные, общие и понятийные
име-на, единичные и универсальные высказывания.
Если действовать в довольно грубой дихотомической
манере (деля целое на две части), то приходим
к сопоставлению единичного и общего.
Сфе-ру единичного часто называют фактуальным
сфера общего при этом называется те-оретическим.
Как сфера единичного (факт), так и сфера
общего (теория) не представляют собой
монолиты, они многомерны и содержат раз-личные
компоненты. Так, факт включает событийный,
перцеп-тивный (чувственный) и лингвистический
компоненты. Тео-рия содержит бытийный,
когнитивный (мыслительный) и линг-вистический
компоненты. При этом теория - это высшая,
самая развитая организация научных знаний,
которая дает целостное отображение закономерностей
некоторой сферы действительно-сти и представляет
собой знаковую модель этой сферы. Эта
мо-дель строится таким образом, что некоторые
из ее характерис-тик, которые имеют наиболее
общую природу, составляют ее ос-нову,
другие же подчиняются основным или выводятся
из них пологическим правилам. Поэтому
под теорией в широком смысле слова имеется
в виду система достоверных представлений,
идей, принципов, объясняющих какие-либо
явления.
В более
узком смысле теория - это высшая, обоснованная,
логически непротиворечивая система научного
знания, дающая целостный взгляд на существенные
свойства, закономерности, причинно-следственные
связи, детерминанты, определяющие ха-рактер
функционирования и развития определенной
области ре-альности. Сердцевину научной
теории составляют входящие в нее законы
и принципы. Понятие «принцип научного
познания» -один из результатов теоретической
рефлексии о системах науч-ного знания.
Компонент знания тогда выступает принципом
по-знания, когда применяется субъектом
как ориентир, требование, основание, детерминант,
идеал и норма развития сис-тем знания.
Когда в той или иной науке открываются
ранее неиз-вестные внутренние необходимые
связи объекта, тогда ученый на основе
содержания понятия «закон» приходит
к выводу, явля-ются ли эти связи законом,
закономерностью или чем-то иным.
Научные
теории являются разнообразными как
по предмету исследования, так и
по глубине раскрытия сущности изучаемых
процессов и функциям, осуществляемым
этими теориями в познании. Многообразию
форм современного теоретического зна-ния
соответствует и многообразие типов теорий,
а также много-образие их классификаций.
Дж. Клир предлагает различать классы
с помощью основания, в качестве которого
выбирается один из двух фундаментальных
критериев различия:
а) выделение
классов, базирующихся на определенных
типах элементов;
б) выделение
классов, опирающихся на конкретные
типы от-ношений.
Классификационные
критерии а) и б) можно рассматривать
как ортогональные. По критерию а) научные
теории, как и науки в целом, классифицируются
прежде всего по предмету исследо-вания,
т.е. той области действительного мира,
которую они изу-чают. По этому основанию
различают теории, отображающие объективные
свойства и закономерности окружающего
нас мира, причем каждая из них занимается
определенным типом элемен-тов (физических,
химических, биологических, политических,
эко-номических и т.д.).
Критерий
б) дает совершенно другую классификацию:
класс задается определенным типом
отношений, а тип элементов, на которых
определены эти отношения, не фиксируется.
Ортогональ-ность критериев а) и б) показана
на рис. 1.1. Классы системы зна-ний, содержащие
различные типы элементов, формируются
вер-тикальными линиями; классы, содержащие
различные отноше-ния, - горизонтальными.
Основания
классификации свидетельствуют, что
теоретичес-кое знание характеризуется
определенной сложностью состава. Так,
в развитой теории имеют место
фундаментальные законы, число которых
в разных теориях может быть различным,
но в каждой из них оно является строго
определенным. Кроме фунда-ментальных,
в состав теории входят частные законы,
число кото-рых по мере ее развития постоянно
увеличивается. Частные за-коны могут
быть получены как следствия из фундаментальных,
что свидетельствует о наличии в теории
организации знания. Характерно, однако,
что частные законы обладают относитель-но
самостоятельным статусом. И это, например,
приводит к тому, что в процессе формирования
и развития теоретического знания они
могут возникать раньше фундаментальных.
Следовательно, теория - развивающаяся
система объективно верных, проверен-ных
практикой научных знаний, объясняющих
закономерность явлений данной области.
Теория изменяется путем включения в нее
новых фактов, идей и принципов. Когда
в рамках данной те-ории выявляется противоречие,
неразрешимое в пределах ее ис-ходных
принципов, то разрешение его ведет к построению
новой теории. Так, если в ходе научного
исследования выявляются фак-ты, выходящие
за пределы возможности истолкования
в рамках данной теории, они являются основой
для пересмотра и уточне-ния исходных
принципов теории.
Зрелая
теория - не просто покоящаяся или реализующаяся
система знаний: она заключает
определенный мыслительный ме-ханизм
построения и развития знаний, содержит
некоторую про-грамму исследования, выполняет
методологическую функцию. В теории вычленяют
такие существенные моменты: исходную
эм-пирическую основу (зафиксированные
в данной области знания, факты, данные
экспериментов, требующие теоретического
объяснения); различного рода допущения,
постулаты, аксиомы; логи-ку теории, допустимые
в рамках теории правила логических вы-водов
и доказательств; совокупность выведенных
утверждений с их доказательствами, образующих
главный массив теоретичес-кого знания,
и, наконец, законы наук, а также предвидение.
Ис-ходя из данного положения, строение
теории можно представить по такой схеме:
1) эмпирический
базис теории содержит
2) исходный
теоретический базис включает основные
допу-щения, аксиомы и постулаты, фундаментальные
законы и прин-ципы;
3) логический
аппарат содержит правила
4) потенциально
допустимые следствия и
К методологическим
основаниям относятся методы построе-ния,
развития и обоснования теорий. Один
из самых сложных этапов организации
процесса научных исследований связан
с получением функциональной зависимости,
соединяющей цель исследований с одной
из альтернатив ее достижения. Получение
такой зависимости связывают с универсальной
методологией, в качестве которой в настоящее
время выступает математическое моделирование.
Новая методология доказала свою высокую
эф-фективность в ходе создания авиационной
и ракетной техники. В настоящее время
на первом месте оказываются вопросы создания
адекватных математических моделей, способных
опи-сать функционирование объектов. Построить
модель (с целью получения необходимых
зависимостей) легко, если известен за-кон,
позволяющий связать цель со средствами.
Если закон неиз-вестен, то стараются определить
закономерности на основе ста-тистических
исследований или исходя из наиболее часто
встре-чающихся на практике функциональных
зависимостей. Если и это не удается сделать,
то выбирают или разрабатывают теорию,
в которой содержится ряд утверждений
и правил, позволяющих сформулировать
концепцию и конструировать на ее основе
мо-дели, обеспечивающие принятие решения.
Если и теория не су-ществует, то выдвигается
гипотеза и на ее основе создаются ими-тационные
модели, с помощью которых исследуются
возможные варианты решения. Таким образом,
спектр подходов и методов, которые применяются
для реализации данного этапа, очень ши-рок.
При этом практически ни одна методика
не обходится без использования экспертных
оценок, различных приемов их полу-чения
и методов обработки - от традиционного
усреднения по-лученных от экспертов оценок
до методов организации сложных экспертиз.