Понятие и методы научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 10:01, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является овладение навыками научно-исследовательской работы по актуальной в наше время проблеме, как методология научного познания.
Задачами данной контрольной является понять что такое научное познание, какие методы используются для анализа в науке.
Актуальность данной проблемы находит себя в том, что за последние столетие было найдено множество методов анализа информации.

Оглавление

Введение

I. Научное познание

1.1.Понятие научного познания

1.2.Научное познание как предмет методологического анализа.

II. Методы научного познания

2.1.Метод и методология

2.2.Классификация методов

2.3.Метод теоретических и эмпирических исследований.

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

метология научного познания.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

Деление подчиняется следующим правилам: 1) чле-ны деления должны исчерпывать  объем делимого поня-тия; 2) деление  должно производиться с точки  зрения одного определенного основания; 3) члены деления должны исключать друг друга. 

Основанием  деления называется тот признак, кото-рый является общим всем видам, входящим в объем данного понятия. Особым видом деления понятии  явля-ется дихотомия, пли двучленное деление, при котором членами деления бывают только два понятия, из кото-рых одно является противоречащим в отношении Дру-гого. 

Суждение--это  мысль, в которой посредством  связи понятий утверждается или  отрицается что-либо. В речи суждение выражается в виде предложения. Суж-дение--это сопоставление понятий, устанавливающих объективную связь между мыслимыми предметами и их признаками или между предметом н классом предметов. 

Суждения  делятся по следующим признакам: каче-ству, количеству, отношению, модальности. В свою оче-редь, по качеству суждения делятся на утвердительные и отрицательные, по количеству-- на общие, частные и единичные, по отношению--на категорические, услов-ные и разделительные, по модальности--на проблемати-ческие, аподиктические и ассерторические. В проблема-тических суждениях наличие связи понятий отмечается лишь с известной степенью вероятности. В аподиктичес-ких суждениях указывается, что связь понятий является безусловно необходимой. Ассерторические суждения указывают только на действительно существующую связь понятий. 

Соединение  суждений по количеству и качеству при-водит к четырем новым видам  суждений: общеутверди-тельному, общеотрицательному. 

К суждению о предмете или явлении человек  может прийти или путем непосредственного  наблюдения какого-либо факта, или опосредованным путем--с помощью умозаключения. Умозаключение -- процесс мышле-ния, составляющий последовательность двух или не-скольких суждений, в результате которых выводится но-вое суждение. Часто умозаключение называют выводом, через который становится возможным переход от мыш-ления к действию, практике. Вместе с тем следует под-черкнуть, что не всякая последовательность суждений может быть названа умозаключением или выводом. В умозаключении связь двух суждении иногда обнару-живает подчинение, в силу которого одно (основание) обусловливает другое (следствие). 

Умозаключения делятся на две категории: дедуктив-ные  н индуктивные. Дедуктивные умозаключения  пред-ставляют собой выведение частного случая из какого-нибудь общего положения. В индуктивных умозаключе-ниях на основании частных случаев приходят к общему положению. 

Умозаключения подразделяются также на непосред-ственные и опосредованные. В непосредственных умоза-ключениях от одного суждения приходят к другому. В опосредованных суждениях переход от одного сужде-ния к другому осуществляется через посредство треть-его. Если в процессе умозаключения изменяется форма суждения, то говорят об ее превращении, например утвердительное суждение становится отрицательным, и наоборот. При этом смысл и количество суждения со-храняются. Понятия, суждения и умозаключения выра-жаются в словесной форме. 

В процессе научного исследования можно отметить следующие этапы: возникновение  идей; формирование понятий, суждений; выдвижение гипотез; обобщение на-учных  факторов; доказательство правильности гипотез и суждений.  

Научная идея--интуитивное объяснение явле-ния  без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основании которой делает-ся вывод. Она базируется на уже имеющемся  знании, но вскрывает ранее не замеченные закономерности. Спою специфическую материализацию идея находит в гипо-тезе. 

Гипотеза--это  предположение о причине, которая  вызывает данное следствие. Если гипотеза согласуется с наблюдаемыми фактами, то в науке ее называют тео-рией или законом. В процессе познания каждая гипо-теза подвергается проверке, в результате которой уста-навливается, что следствия, вытекающие из гипотезы, действительно совпадают с наблюдаемыми явлениями, что данная гипотеза не противоречит никаким другим гипотезам, которые считаются уже доказанными. Следует, однако, подчеркнуть, что для подтверждения правиль-ности гипотезы необходимо убедиться не только в том, что она не противоречит действительности, но и в том, что она является единственно возможной и с ее помощью, вся совокупность наблюдаемых явлении находит себе вполне достаточное объяснение. 

С накоплением  новых фактов одна гипотеза может  быть заменена другой лишь в том  случае, если эти новые факты не могут быть объяснены старой гипотезой; или ей противоречат. При этом часто старая гипотеза не отбрасывается целиком, а только исправляется и уточ-няется. По мере уточнения и исправления гипотеза пре-вращается в закон. 

Закон -- внутренняя существенная связь явлений  обусловливающая их необходимое  закономерное разви-тие. Закон выражает определенную устойчивую связь между явлениями или свойствами материальных объектов. 

Закон, найденный путем догадки, должен быть затем логически доказан, только тогда он признается наукой. Для  доказательства закона наука использует суждения, которые были ранее признаны истинными и из которых логически следует доказываемое суждение. В редких случаях в равной мере оказываются доказуемыми про-тиворечивые суждения. В таких случаях говорят о возникновении парадокса в науке, что всегда свидетельст-вует о наличии ошибок в логике доказательства или не-состоятельности исходных суждений в данной системе знаний.  

Парадокс  в широком смысле -- это утверждение, резко расходящееся с общепринятым, устано-вившимся мнением, отрицание  того, что представляется «безусловно правильным». 

Парадокс  в узком смысле--это два проти-воположных утверждения, для каждого из которых  име-ются представляющиеся убедительными  аргументы. 

Парадоксальность  является характерной чертой со-временного научного познания мира. Наличие парадок-сов становится свидетельством несостоятельности суще-ствующих теорий, требованием дальнейшего их совер-шенствования. 

Выявление и разрешение парадоксов стало в  совре-менной науке обычным делом. Основные пути их разре-шения: устранение ошибок в логике доказательств; со-вершенствование исходных суждений в данной системе знаний. 

Для избежания  ошибок логика доказательства долж-на быть подчинена законам формальной логики; закону тождества, закону противоречия; закону исключения третьего и закону достаточного основания. 

Как уже  отмечалось, в результате проработки и со-поставления с действительностью  научная гипотеза мо-жет стать  теорией. 

Теория  система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности. Теория является духовным, мыслен-ным отражением и воспроизведением реальной действи-тельности. Она возникает в результате обобщения позна-вательной деятельности и практики. Это обобщенный опыт в сознании людей. 

Структуру теории формируют принципы, аксиомы, законы, суждения, положения, понятия, категории и фак-ты. Под принципом в научной теории понимается самое абстрактное определение идеи (начальная форма систематизированных знаний). Принцип--это правило, возникшее в результате субъективно осмысленного опыта людей. 

Исходные положения научной теории называются постулатами или аксиомами. 

Аксиома (постулат) -- это положение, которое  берет-ся в качестве исходного, недоказуемого  в данной теории, и из которого выводятся  все остальные предложения и  выводы теории по заранее фиксированным правилам. Аксиомы очевидны без доказательства. В современной логике и методологии науки постулат и аксиома обычно используются как эквивалентные. 

Теория  слагается из относительно жесткого ядра и его защитного пояса. В  ядро входят основные принци-пы. Защитный пояс теории содержит вспомогательные гипотезы, конкретизирующие ее ядро. Этот пояс опреде-ляет проблемы, подлежащие дальнейшему исследова-нию, предвидит факты, не согласующиеся с теорией, и истолковывает их так, что они превращаются в при-меры, подтверждающие ее. 

Теория  является наиболее развитой формой обобщен-ного научного познания. Она заключает  в себе не толь-ко знания основных законов, но и объяснение фактов на их основе. Теория позволяет открывать новые  законы и предсказывать будущее. 

Движение  мысли от незнания к знанию руководству-ется методологией. Методология -- философское  учение о методах познания и преобразования действи-тельности, применение принципов  мировоззрения к про-цессу познания, духовному творчеству и практике. 

В методологии выявляются две взаимосвязанные функции: 1) обоснование правил применения мировоз-зрения к процессу познания и преобразования мира; 

2) определение  подхода к явлениям действительности. Первая функция общая, вторая -- частная. 

Общая функция базируется на обобщении системы взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем. В зависимости от совокупности научных, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений обобщенная система взглядов может носить идеалистический или материалистический характер. Со-ветская наука всегда руководствуется философией диа-лектического и исторического материализма, в соответ-ствии с которой процесс познания органически связан с предметами материального мира, с их движением и развитием. Только такой подход к изучению окружаю-щей нас действительности дает возможность человеку правильно познать материальный мир. Познание есть вечное, бесконечное приближение мышления к объекту. Наука постепенно, диалектически развертывает есте-ственно - научную картину мира, глубже познает ее законы. 

Одной из основных задач познания является задача выявления причин изменения  и развития конкретных яв-лений и  процессов. Диалектический подход к  познанию указывает, что источниками, причинами развития являются внутренние противоречия и борьба противоположностей, которые составляют основу процессов объектив-ной действительности. 

В этих процессах единство всегда относительно вре-менно, преходяще, а борьба взаимоисключающих' про-тивоположностей абсолютна, как абсолютно развит, каждого явления, его движения. 

1.2.Научное  познание как предмет  методологического  анализа 
 

Познание - это процесс избирательно-активного  действия, отри-цания и преемственности  исторически сменяющихся, прогресси-рующих форм приращения информации (информация - объективное свойство материальных систем, вторичное по отно-шению к отображаемому объекту, упорядоченность и структура которого переносятся в отражающую систему в процессе взаимодействия). Специальная форма представления информа-ции, позволяющая человеческому мозгу хранить, воспроизводить и понимать ее, формирует такое понятие, как «знание». Знание - есть проверенный общественно-исторической практикой и удос-товеренный логикой результат процесса познания действитель-ности, который, с одной стороны, являет собой адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теоретических схем, теорий, а с другой - выступает как владение ими и умение действовать на их основе. По генезису и способу функционирования знание есть социальный феномен, средством фиксации которого выступают естественный и искус-ственные языки. Данное обобщение обеспечивает конкретизацию понятия «наука». Наука - это высокоспециализированная деятель-ность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их высоко эффективного использования. Наука - это зна-ние, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности, эмпирической подтверждаемости и принципиально возможной фальсифицируемости, концептуальной связности, предсказательной силе и прак-тической эффективности. Указанные критерии (нормы, идеа-лы) характерны для всех паук, всех составляющих дисциплинар-ной матрицы современного научного знания - от философских, логических, математических, кибернетических до естественно-научных, технических и гуманитарных наук. Наука - особая от-расль рациональной человеческой деятельности по производству объективно истинного знания об окружающем нас мире - возни-кает как естественное продолжение обыденного, стихийно-эмпи-рического процесса позиция. Кроме научного познания, суще-ствуют также вне научные способы постижения действительнос-ти. Важнейшим из которых является искусство, а самым знакомым - обыденное познание. 

Информация о работе Понятие и методы научного познания