Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 10:01, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является овладение навыками научно-исследовательской работы по актуальной в наше время проблеме, как методология научного познания.
Задачами данной контрольной является понять что такое научное познание, какие методы используются для анализа в науке.
Актуальность данной проблемы находит себя в том, что за последние столетие было найдено множество методов анализа информации.
Введение
I. Научное познание
1.1.Понятие научного познания
1.2.Научное познание как предмет методологического анализа.
II. Методы научного познания
2.1.Метод и методология
2.2.Классификация методов
2.3.Метод теоретических и эмпирических исследований.
Заключение
Список используемой литературы
Во-первых,
"как только логическая теория вышла
за рам-ки статического мира к миру
действия и изменения, тут же понятие
времени вызвало новый, и усиленный, интерес
у логиков", -- возникли логика времени
(временная логика) и логика изменения,
тесно связанные между собой.
Задачей
логики времени является построение
искусст-венных (формализованных) языков,
способных сделать более ясными и точными,
а следовательно, более плодотворными
рассуждения о предметах и явлениях, существующих
во времени.
Задача
логики изменения -- построение искусственных
(формализованных) языков, способных
сделать более ясны-ми и точными
рассуждения об изменении объекта -- перехо-де
его от одного состояния к другому, о становлении
объек-та, его формировании.
Во-вторых,
возрос интерес к диалектике как
логике, которая рассматривает не
столько формальные, сколько со-держательные
аспекты познания и иных форм освоения
мира человеком. Причем не только в их
готовом виде, но и генети-чески, конкретно-исторически,
в развитии.
Вместе
с тем следует сказать, что
действительно боль-шие
Предмет,
теория, метод. Метод как единство
объективного и субъективного
Любой
научный метод разрабатывается
на основе оп-ределенной теории, которая
тем самым выступает его не-
Эффективность,
сила того или иного метода обусловле-на
содержательностью, глубиной, фундаментальностью
тео-рии, которая "сжимается в метод".
В свою
очередь "метод расширяется в
систему", т. е. ис-пользуется для
дальнейшего развития науки, углубления
и развертывания теоретического
знания как системы, его ма-териализации,
объективизации в практике.
Тем самым
теория и метод одновременно тождественны
и различны. Их сходство состоит
в том, что они взаи-мосвязаны,
и в своем единстве отражают реальную
действи-тельность.
Будучи
едиными в своем
Они взаимопереходят,
взаимопревращаются: теория, отражая
действительность, преобразуется, трансформируется
в метод посредством
Поэтому
утверждение, что метод -- это теория,
обра-щенная к практике научного исследования,
не является точ-ным, ибо метод обращен
также и к самой практике как
чув-ственно-предметной, социально-преобразующей
деятельности.
Строго
говоря, метод -- та же теория, приведенная
в действие и "повернутая своим острием"
не только на даль-нейшее, более глубокое
познание действительности, но и на ее
изменение в ходе практики.
Развитие
теории и совершенствование методов
иссле-дования и преобразования
действительности, по существу, один и
тот же процесс с этими двумя неразрывно
связан-ными сторонами. Не только теория
резюмируется в методах, но и методы развертываются
в теорию, оказывают существен-ное воздействие
на ее формирование и на ход практики.
Однако
нельзя полностью отождествлять научную
тео-рию и методы познания и утверждать,
что всякая теория и есть вместе с тем
метод познания и действия. Метод не тож-дествен
прямо и непосредственно теории, а теория
не явля-ется непосредственно методом,
ибо не она есть метод позна-ния, а необходимо
вытекающие из нее методологические установки,
требования, регулятивы.
Основные
различия теории и метода состоят
в следую-щем:
а) теория
-- результат предыдущей деятельности,
ме-тод -- исходный пункт и предпосылка
последующей дея-тельности;
б) главные
функции теории -- объяснение и предсказа-ние
(с целью отыскания истины, законов,
причины и т. п.), метода -- регуляция
и ориентация деятельности;
в) теория
-- система идеальных образов, отражающих
сущ-ность, закономерности объекта, метод
-- система регулятивов, правил, предписаний,
выступающих в качестве орудия дальнейшего
познания и изменения действительности;
г) теория
нацелена на решение проблемы -- что
собой представляет данный предмет,
метод -- на выявление спосо-бов и
механизмов его исследования и преобразования.
Таким
образом, теории, законы, категории
и другие аб-стракции еще не составляют
метода. Чтобы выполнять мето-
Любой
метод детерминирован не только предшествую-щими
и сосуществующими одновременно
с ним другими ме-тодами, и не
только той теорией, на которой он основан.
Каждый
метод обусловлен прежде всего своим
пред-метом, т. е. тем, что именно исследуется
(отдельные объек-ты или их классы).
Метод
как способ исследования и иной деятельности
не может оставаться неизменным, всегда
равным самому себе во всех отношениях,
а должен изменяться в своем содержании
вместе с предметом, на который он направлен.
Это значит, ' что истинным должен быть
не только конечный результат познания,
но и ведущий к нему путь, т. е. метод, постигающий
и удерживающий именно специфику данного
предмета.
Метод
любого уровня общности имеет не только
чисто теоретический, но и практический
характер: он возникает из реального
жизненного процесса и снова уходит
в него.
Метод
не может быть дан весь, целиком
до начала вся-кого исследования, но в
значительной мере должен формиро-ваться
всякий раз заново в соответствии со спецификой
пред-мета.
Развитие
современного научного познания свидетель-ствует
о том, что методология "... не одалживается
у близких или дальних соседей
на время построения теории. Она прин-ципиально
не представима здесь в виде спускаемых
откуда-то сверху поучений по поводу того,
как не надо строить теорию. Как показывает
опыт развития науки, во всякой значительной
научно-теоретической концепции мето-дологические
моменты органически сливаются с предметно-содержательными",
обусловливаются ими в конечном счете.
Следует
иметь в виду, что в современной
науке понятие "предмет познания"
употребляется в двух основных значениях.
Во-первых,
как предметная область -- стороны, свой-ства.
отношения действительности, обладающие
относитель-ной завершенностью, целостностью
и противостоящие субъек-ту в его деятельности
(объект познания). Например, пред-метная
область в зоологии -- это множество животных.
Раз-личные науки об одном и том же объекте
имеют различные предметы познания (например,
анатомия изучает строение организмов,
физиология -- функции его органов и т.
п.).
Предметы
познания могут быть как материальными,
так и идеальными (сам процесс
познания, его формы, уровни и т. д.,
различного рода абстракции, духовная
культура или та-кие состояния как "дух
народа", "дух времени" и т. д.).
Во-вторых,
как система законов, которым
подчиняется данный объект. Нельзя
"разводить" предмет и метод,
видеть в последнем только внешнее
средство по отношению к пред-мету, никак
не зависимое от него и лишь "налагаемое"
на предмет чисто внешним образом.
Метод
не навязывается предмету познания или
действия, а изменяется в соответствии
с их спецификой. Исследование предполагает
тщательное знание фактов и других данных,
относящихся к его предмету. Оно осуществляется
как дви-жение в определенном материале,
изучение его особеннос-тей, связей, отношений
и т. п.
Способ
движения (метод) и состоит в том,
что исследова-ние должно детально
освоиться с конкретным материалом
(фактическим и концептуальным), проанализировать
различ-ные формы его развития, проследить
их внутреннюю связь.
В своей
деятельности мы не можем выйти за
пределы природы вещей, а потому
метод познания объективной истины
и выражающие его в своей совокупности
категории мыш-ления -- не "пособие человека",
а выражение закономерно-сти и природы
и человека.
Таким
образом, истинность метода всегда детерминиро-вана
содержанием предмета. Поэтому метод
всегда был и есть "сознание о
форме внутреннего самодвижения
ее содержа-ния", "сам себя конструирующий
путь науки". Такое понима-ние всегда
было и остается очень важным и актуальным,
в том числе и для развития современной
науки, где "мы под-ходим к проблемам,
в которых методология неотделима от вопроса
о природе исследуемого объекта".
Итак, недопустимо
рассматривать метод как некий
ме-ханический набор предписаний, "список
правил", на основе которых можно
будто бы решить любые вопросы, возникаю-щие
в жизни.
Кроме
того, он не есть жесткий алгоритм, по
которому строго регламентировано осуществляются
познание или иные формы деятельности.
Применение же того или иного метода в
разных сферах не есть формальное внешнее
наложение системы его принципов на объект
познания или действия, а необходимость
использования этих принципов не привносит-ся
извне.
В этом
смысле "не существует метода, который
можно было бы выучить и систематически
применять для достиже-ния
Будучи
детерминирован своим предметом (объектом),
ме-тод, однако, не есть чисто объективный
феномен, как, впро-чем, не является он
и чисто субъективным образованием.
Особенно наглядно это видно на примере
научного метода.
Дело
в том, что последний -- "это
внутренняя закономерность человеческого
мышления, взятого как субъективное
отражение объективного мира, или, что
одно и тоже, как "пересаженная и
переведенная в человеческое сознание
объективная закономерность, используемая
сознательно и планомерно, как орудие
объяснения и изменения мира".
Следовательно,
метод не есть совокупность умозрительных,
субъективистских приемов, правил, процедур,
вырабатываемых априори, независимо от
материальной действитель-ности, практики,
вне и помимо объективных законов ее развития.
Он не
является способом, однозначно определяющим
пути и формы деятельности, позволяющим
априори решать любые познавательные
и практические проблемы. Поэтому
не-обходимо искать происхождение метода
не в головах людей, не в сознании, а в материальной
действительности.
Но в
последней -- как бы тщательно ни
искали -- мы не найдем никаких методов,
а отыщем лишь объективные зако-ны
природы и общества.
Таким
образом, метод существует, развивается
только в сложной диалектике субъективного
и объективного при оп-ределяющей роли
последнего.
В этом
смысле любой метод, прежде всего, объективен,
содержателен, "фактичен". Вместе
с тем он одновременно субъективен,
но не как чистый произвол, "безбрежная
субъективность", а как продолжение
и завершение объек-тивности, из которой
он "вырастает".
Субъективная
сторона метода выражается не только
в том, что на основе объективной
стороны (познанные законо-мерности
реальной действительности) формулируются
опре-деленные принципы, правила, регулятивы.
Каждый
метод субъективен и в том
смысле, что его "но-сителем" является
конкретный индивид, субъект, для кото-рого,
собственно говоря, данный метод и
предназначен.
Метод
не является застывшим списком "разреженных
абстракций" или закостенелых общих
формул-предписаний. Он не существует
вне его конкретного реального носителя
-- личности ученого, философа, научного
сообщества, кол-лективного субъекта и
т. п. Их роль в реализации методологи-ческих
принципов исключительно велика. Каждый
метод -- не сам себя доказывающий автомат,
он всегда "замыкается" на конкретного
субъекта.