Понятие и методы научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 10:01, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является овладение навыками научно-исследовательской работы по актуальной в наше время проблеме, как методология научного познания.
Задачами данной контрольной является понять что такое научное познание, какие методы используются для анализа в науке.
Актуальность данной проблемы находит себя в том, что за последние столетие было найдено множество методов анализа информации.

Оглавление

Введение

I. Научное познание

1.1.Понятие научного познания

1.2.Научное познание как предмет методологического анализа.

II. Методы научного познания

2.1.Метод и методология

2.2.Классификация методов

2.3.Метод теоретических и эмпирических исследований.

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

метология научного познания.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

Любой метод (даже самый важный) -- лишь один из мно-гих факторов творческой деятельности человека. Последняя не ограничивается только сферой познания и не сводится лишь к логике и методу. Она включает в себя и другие фак-торы -- силу и гибкость ума исследователя, его критичность, глубину воображения, развитость фантазии, способность к интуиции и т. д. 

Таким образом, любой метод не есть нечто "бессубъект-ное, внечеловеческое", он "замыкается" на реальном человеке, включает его в себя как свое субстанциальное основание. 

2.2. Классификация  методов 

Многообразие  видов человеческой деятельности обус-ловливает  многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям (крите-риям). 

Прежде  всего, следует выделить методы духовной, иде-альной (в том числе научной) и методы практической, мате-риальной деятельности. 

В настоящее  время стало очевидным, что система  мето-дов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за ее пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер. 

Что касается методов науки, то оснований их деления  па группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить ме-тоды формальные и содержательные, эмпирические и тео-ретические, фундаментальные и прикладные, методы иссле-дования и изложения и т. п. 

Содержание  изучаемых наукой объектов служит крите-рием для различия методов естествознания и методов соци-ально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естествен-ных наук могут быть подразделены на методы изучения не-живой природы и методы изучения живой природы и т. п. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непос-редственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д. 

К числу  характерных признаков научного метода (к ка-кому бы типу он ни относился) чаще всего относят: объек-тивность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др. 

В современной  науке достаточно успешно "работает" многоуровневая концепция методологического  знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены  нэ следующие основные группы (по степени общности и ши-роте применения). 

1. Философские  методы, среди которых наиболее  древ-ними являются диалектический  и метафизический. По су-ществу  каждая философская концепция  имеет методоло-гическую функцию,  является своеобразным способом мыс-лительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также отно-ся такие методы как аналитический (характерный для со-временной аналитической философии), интуитивный, фено-менологический, герменевтический (понимание) и др. 

2. Общенаучные  подходы, и методы, исследования, кото-рые получили широкое развитие  и применение в науке. Они  выступают в качестве своеобразной "промежуточной методо-логии"  между философией и фундаментальными  теоретико-методологическими положениями специальных наук. 

К общенаучным  понятиям чаще всего относят такие  по-нятия, как "информация", "модель", "структура", "функция", "система", "элемент", "оптимальность", "вероятность" и др. 

Характерными  чертами общенаучных понятий  являют-ся, во-первых, "сплавленность" в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философ-ских категорий. 

Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической тео-рии, символической логики. 

На основе общенаучных понятий и концепций  форму-лируются соответствующие методы и принципы познания, которые и  обеспечивают связь и оптимальное  взаимодействие философии со специально-научным  знанием и его методами. 

К числу  общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других. 

Особенно  бурно в последнее время развивается  такая общенаучная дисциплина как  синергетика -- теория само-организации  и развития открытых целостных систем любой природы -- природных, социальных, когнитивных (позна-вательных). 

Среди основных понятий синергетики такие  понятия как "порядок", "хаос", "нелинейность", "неопределенность", "не-стабильность", "диссипативные  структуры", "бифуркация" и др. 

Синергетические понятия тесно связаны и переплетают-ся с рядом философских категорий, особенно таких как ''бы-тие", "развитие", "становление", "время", "целое", "случай-ность", "возможность" и др. 

Важная  роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего "промежуточного характера", они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а так-же соответствующих методов). 

Дело  в том, что первое не накладывается  чисто внеш-ним, непосредственным образом  на второе. Поэтому попытки сразу, "в упор" выразить специально-научное содержание на языке философских категорий бывают, как правило, неконструктивными и малоэффективными. 

3. Частнонаучные  методы -- совокупность способов, прин-ципов  познания, исследовательских приемов и процедур, при-меняемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук. 

4. Дисциплинарные  методы -- система приемов, приме-няемых  в той или иной научной дисциплине, входящей в ка-кую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфической предмет и свои своеобразные методы исследования. 

5. Методы  междисциплинарного исследования -- сово-купность ряда синтетических, интегративных способов (воз-никших как результат сочетания элементов различных уров-ней методологии), нацеленных главным образом на стыки на-учных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ. 

Таким образом, методология не может быть сведена к какому-то одному, даже "очень важному методу". 

Методология не есть также простая сумма отдельных  методов, их "механическое единство". Методология -- слож-ная, динамичная, целостная, субординированная система спо-собов. приемов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т. д. 

2.3. Методы теоретических  и эмпирических  исследований 
 

Метод--это способ достижения цели. Диалектический материализм учит, что метод объединяет - субъективные и объективные моменты познания. Метод объективен, так' как в разрабатываемой теории позволяет отражать дей-ствительность и ее взаимосвязи. Таким образом, метод' является программой построения и практического при-менения теории. Одновременно метод субъективен, так как является орудием мышления исследователя и в ка-честве такового включает в себя его субъективные осо-бенности. 

С философской  точки зрения методы можно разде-лить на: всеобщий (материалистическая диалектика), действующий во всех областях науки и на всех этапах исследования; общенаучные (т.е. для всех наук); част-ные (т.е. для определенных наук); специальные или' специфические (для данной науки). 

Такое разделение методов всегда условно, так как по мере развития познания один научный метод может переходить из одной категории в другую. 

К общенаучным  методам относятся: наблюдение, сравнение, счет, измерение, эксперимент, обобщение, аб-' страгпрование, формализация, анализ и синтез, индук-ция и дедукция, аналогия, моделирование, идеализация, ранжирование, а также аксиоматический, гипотетичес-кий, исторический и системные методы. 

Наблюдение--это  способ познания объективно-го мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя. 

Сравнение--это  установление различия между объектами  материального мира или нахождение в них' общего, осуществляемое как  при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств. 

Счет--это  нахождение числа, определяющего ко-личественное соотношение однотипных объектов пли  их параметров, характеризующих те или иные свойства. 

Измерение -- это физический процесс определе-ния  численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном. 

Эксперимент -- одна из сфер человеческой прак-тики, .в которой подвергается проверке истинность вы-двигаемых гипотез  или выявляются закономерности объективного мира. В процессе эксперимента исследова-тель вмешивается в изучаемый процесс с целью позна-ния, при этом одни условия опыта изолируются, другие исключаются, третьи усиливаются или ослабляются. Эк-спериментальное изучение объекта или явления имеет определенные преимущества по сравнению с наблюде-нием, так как позволяет изучать явления в «чистом ви-де» при помощи устранения побочных факторов; при необходимости испытания могут повторяться и органи-зовываться так, чтобы исследовать отдельные свойства объекта, а не их совокупность. 

Обобщение -- определение общего понятия, в ко-тором находит отражение главное, основное, характери-зующее объекты данного класса. Это средство для обра-зования новых научных понятий, формулирования зако-нов и теорий. 

Абстрагирование -- это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предме-тов и выделение нескольких сторон, интересующих ис-следователя. Оно, как правило, осуществляется в два этапа. На первом этапе определяются несущественные свойства, связи и т.д. На втором--исследуемый объем г заменяют другим, более простым, представляющим со-бой упрощенную модель, сохраняющую главное в слож-ном. 

Различают следующие виды абстрагирования: ото-ждествление (образование понятий путем объединения  предметов, связанных по своим свойствам  в особый класс); изолирование (выделение свойств, неразрывно связанных с предметами); конструктивизацня (отвлече-ние от неопределенности границ реальных объектен) и, наконец, допущение потенциальной осуществимости. 

Ярким примером абстрактной модели действительно-сти  является идеальный газ', который широко использу-ется в физике, термодинамике и других науках. 

Формализация--отображение  объекта пли яв-ления в знаковой форме какого-либо искусственного языка (математики, химии и т. д) и обеспечение  возмож-ности исследования реальных объектов и их свойств че-рез формальное исследование соответствующих знаков. 

Аксиоматический метод -- способ построения научной  теории, при котором некоторые  утвержде-ния (аксиомы) принимаются  без доказательств и затем  используются для получения остальных знании по опре-деленным логическим правилам. Общеизвестной, напри-мер, является аксиома о параллельных линиях (не пе-ресекаются), которая принята в геометрии без доказа-тельств. 

Анализ--метод  познания при помощи расчленения  или разложения предметов исследования (объектов, свойств п т.д.) па составные части. В связи с этим ана-лиз составляет основу аналитического метода исследова-нии. 

Синтез -- соединение отдельных сторон предмета в единое целое. Анализ и синтез взаимосвязаны, они представляют собой единство противоположностей. Раз-личают следующие виды анализа н синтеза: прямой или эмпирический метод (используют для выделения отдель-ных частей объекта, обнаружения его свойств, простей-ших измерений н т.п.); возвратный или элементарно-теоретический метод (базирующийся на представлениях о причинно-следственных связях различных явлений); структурно-генетический метод (включающий вычлене-ние в сложном явлении таких элементов, которые ока-зывают решающее влияние на все остальные стороны объекта). 

Информация о работе Понятие и методы научного познания