Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 10:01, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является овладение навыками научно-исследовательской работы по актуальной в наше время проблеме, как методология научного познания.
Задачами данной контрольной является понять что такое научное познание, какие методы используются для анализа в науке.
Актуальность данной проблемы находит себя в том, что за последние столетие было найдено множество методов анализа информации.
Введение
I. Научное познание
1.1.Понятие научного познания
1.2.Научное познание как предмет методологического анализа.
II. Методы научного познания
2.1.Метод и методология
2.2.Классификация методов
2.3.Метод теоретических и эмпирических исследований.
Заключение
Список используемой литературы
Любой
метод (даже самый важный) -- лишь один
из мно-гих факторов творческой деятельности
человека. Последняя не ограничивается
только сферой познания и не сводится
лишь к логике и методу. Она включает в
себя и другие фак-торы -- силу и гибкость
ума исследователя, его критичность, глубину
воображения, развитость фантазии, способность
к интуиции и т. д.
Таким
образом, любой метод не есть нечто
"бессубъект-ное, внечеловеческое",
он "замыкается" на реальном человеке,
включает его в себя как свое субстанциальное
основание.
2.2. Классификация
методов
Многообразие
видов человеческой деятельности обус-ловливает
многообразный спектр методов, которые
могут быть классифицированы по самым
различным основаниям (крите-риям).
Прежде
всего, следует выделить методы духовной,
иде-альной (в том числе научной)
и методы практической, мате-риальной
деятельности.
В настоящее
время стало очевидным, что система
мето-дов, методология не может быть
ограничена лишь сферой научного познания,
она должна выходить за ее пределы и непременно
включать в свою орбиту и сферу практики.
При этом необходимо иметь в виду тесное
взаимодействие этих двух сфер.
Что касается
методов науки, то оснований их деления
па группы может быть несколько. Так,
в зависимости от роли и места в процессе
научного познания можно выделить ме-тоды
формальные и содержательные, эмпирические
и тео-ретические, фундаментальные и прикладные,
методы иссле-дования и изложения и т.
п.
Содержание
изучаемых наукой объектов служит крите-рием
для различия методов естествознания
и методов соци-ально-гуманитарных наук.
В свою очередь методы естествен-ных наук
могут быть подразделены на методы изучения
не-живой природы и методы изучения живой
природы и т. п. Выделяют также качественные
и количественные методы, однозначно-детерминистские
и вероятностные, методы непос-редственного
и опосредованного познания, оригинальные
и производные и т. д.
К числу
характерных признаков научного
метода (к ка-кому бы типу он ни относился)
чаще всего относят: объек-тивность,
воспроизводимость, эвристичность, необходимость,
конкретность и др.
В современной
науке достаточно успешно "работает"
многоуровневая концепция методологического
знания. В этом плане все методы
научного познания могут быть разделены
нэ следующие основные группы (по степени
общности и ши-роте применения).
1. Философские
методы, среди которых наиболее
древ-ними являются
2. Общенаучные
подходы, и методы, исследования,
кото-рые получили широкое
К общенаучным
понятиям чаще всего относят такие
по-нятия, как "информация", "модель",
"структура", "функция", "система",
"элемент", "оптимальность",
"вероятность" и др.
Характерными
чертами общенаучных понятий
являют-ся, во-первых, "сплавленность"
в их содержании отдельных свойств, признаков,
понятий ряда частных наук и философ-ских
категорий.
Во-вторых,
возможность (в отличие от последних)
их формализации, уточнения средствами
математической тео-рии, символической
логики.
На основе
общенаучных понятий и
К числу
общенаучных принципов и подходов относятся
системный и структурно-функциональный,
кибернетический, вероятностный, моделирование,
формализация и ряд других.
Особенно
бурно в последнее время
Среди
основных понятий синергетики такие
понятия как "порядок", "хаос",
"нелинейность", "неопределенность",
"не-стабильность", "диссипативные
структуры", "бифуркация" и др.
Синергетические
понятия тесно связаны и
Важная
роль общенаучных подходов состоит
в том, что в силу своего "промежуточного
характера", они опосредствуют взаимопереход
философского и частнонаучного знания
(а так-же соответствующих методов).
Дело
в том, что первое не накладывается
чисто внеш-ним, непосредственным образом
на второе. Поэтому попытки сразу, "в
упор" выразить специально-научное
содержание на языке философских категорий
бывают, как правило, неконструктивными
и малоэффективными.
3. Частнонаучные
методы -- совокупность способов, прин-ципов
познания, исследовательских приемов
и процедур, при-меняемых в той или иной
науке, соответствующей данной основной
форме движения материи. Это методы механики,
физики, химии, биологии и социально-гуманитарных
наук.
4. Дисциплинарные
методы -- система приемов, приме-няемых
в той или иной научной дисциплине,
входящей в ка-кую-нибудь отрасль науки
или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная
наука представляет собой комплекс дисциплин,
которые имеют свой специфической предмет
и свои своеобразные методы исследования.
5. Методы
междисциплинарного исследования -- сово-купность
ряда синтетических, интегративных способов
(воз-никших как результат сочетания элементов
различных уров-ней методологии), нацеленных
главным образом на стыки на-учных дисциплин.
Широкое применение эти методы нашли в
реализации комплексных научных программ.
Таким
образом, методология не может быть
сведена к какому-то одному, даже
"очень важному методу".
Методология
не есть также простая сумма отдельных
методов, их "механическое единство".
Методология -- слож-ная, динамичная, целостная,
субординированная система спо-собов.
приемов, принципов разных уровней, сферы
действия, направленности, эвристических
возможностей, содержаний, структур и
т. д.
2.3.
Методы теоретических
и эмпирических
исследований
Метод--это
способ достижения цели. Диалектический
материализм учит, что метод объединяет
- субъективные и объективные моменты
познания. Метод объективен, так' как в
разрабатываемой теории позволяет отражать
дей-ствительность и ее взаимосвязи. Таким
образом, метод' является программой построения
и практического при-менения теории. Одновременно
метод субъективен, так как является орудием
мышления исследователя и в ка-честве
такового включает в себя его субъективные
осо-бенности.
С философской
точки зрения методы можно разде-лить
на: всеобщий (материалистическая диалектика),
действующий во всех областях науки и
на всех этапах исследования; общенаучные
(т.е. для всех наук); част-ные (т.е. для определенных
наук); специальные или' специфические
(для данной науки).
Такое
разделение методов всегда условно, так
как по мере развития познания один научный
метод может переходить из одной категории
в другую.
К общенаучным
методам относятся: наблюдение, сравнение,
счет, измерение, эксперимент, обобщение,
аб-' страгпрование, формализация, анализ
и синтез, индук-ция и дедукция, аналогия,
моделирование, идеализация, ранжирование,
а также аксиоматический, гипотетичес-кий,
исторический и системные методы.
Наблюдение--это
способ познания объективно-го мира, основанный
на непосредственном восприятии предметов
и явлений при помощи органов чувств без
вмешательства в процесс со стороны исследователя.
Сравнение--это
установление различия между объектами
материального мира или нахождение
в них' общего, осуществляемое как
при помощи органов чувств, так и
при помощи специальных устройств.
Счет--это
нахождение числа, определяющего ко-личественное
соотношение однотипных объектов пли
их параметров, характеризующих те
или иные свойства.
Измерение
-- это физический процесс определе-ния
численного значения некоторой величины
путем сравнения ее с эталоном.
Эксперимент
-- одна из сфер человеческой прак-тики,
.в которой подвергается проверке
истинность вы-двигаемых гипотез
или выявляются закономерности объективного
мира. В процессе эксперимента исследова-тель
вмешивается в изучаемый процесс с целью
позна-ния, при этом одни условия опыта
изолируются, другие исключаются, третьи
усиливаются или ослабляются. Эк-спериментальное
изучение объекта или явления имеет определенные
преимущества по сравнению с наблюде-нием,
так как позволяет изучать явления в «чистом
ви-де» при помощи устранения побочных
факторов; при необходимости испытания
могут повторяться и органи-зовываться
так, чтобы исследовать отдельные свойства
объекта, а не их совокупность.
Обобщение
-- определение общего понятия, в ко-тором
находит отражение главное, основное,
характери-зующее объекты данного класса.
Это средство для обра-зования новых научных
понятий, формулирования зако-нов и теорий.
Абстрагирование
-- это мысленное отвлечение от несущественных
свойств, связей, отношений предме-тов
и выделение нескольких сторон, интересующих
ис-следователя. Оно, как правило, осуществляется
в два этапа. На первом этапе определяются
несущественные свойства, связи и т.д.
На втором--исследуемый объем г заменяют
другим, более простым, представляющим
со-бой упрощенную модель, сохраняющую
главное в слож-ном.
Различают
следующие виды абстрагирования: ото-ждествление
(образование понятий путем
Ярким
примером абстрактной модели действительно-сти
является идеальный газ', который широко
использу-ется в физике, термодинамике
и других науках.
Формализация--отображение
объекта пли яв-ления в
Аксиоматический
метод -- способ построения научной
теории, при котором некоторые
утвержде-ния (аксиомы) принимаются
без доказательств и затем
используются для получения остальных
знании по опре-деленным логическим правилам.
Общеизвестной, напри-мер, является аксиома
о параллельных линиях (не пе-ресекаются),
которая принята в геометрии без доказа-тельств.
Анализ--метод
познания при помощи расчленения
или разложения предметов исследования
(объектов, свойств п т.д.) па составные
части. В связи с этим ана-лиз составляет
основу аналитического метода исследова-нии.
Синтез
-- соединение отдельных сторон предмета
в единое целое. Анализ и синтез взаимосвязаны,
они представляют собой единство противоположностей.
Раз-личают следующие виды анализа н синтеза:
прямой или эмпирический метод (используют
для выделения отдель-ных частей объекта,
обнаружения его свойств, простей-ших
измерений н т.п.); возвратный или элементарно-теоретический
метод (базирующийся на представлениях
о причинно-следственных связях различных
явлений); структурно-генетический метод
(включающий вычлене-ние в сложном явлении
таких элементов, которые ока-зывают решающее
влияние на все остальные стороны объекта).