Понятие и методы научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 10:01, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является овладение навыками научно-исследовательской работы по актуальной в наше время проблеме, как методология научного познания.
Задачами данной контрольной является понять что такое научное познание, какие методы используются для анализа в науке.
Актуальность данной проблемы находит себя в том, что за последние столетие было найдено множество методов анализа информации.

Оглавление

Введение

I. Научное познание

1.1.Понятие научного познания

1.2.Научное познание как предмет методологического анализа.

II. Методы научного познания

2.1.Метод и методология

2.2.Классификация методов

2.3.Метод теоретических и эмпирических исследований.

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

метология научного познания.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

Важными понятиями в теории познания являются: индукция--умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению) и дедукция--умо-заключение, в котором вывод о некотором элементе мно-жества делается на основании знания общих свойств всего множества. Таким образом, дедукция и индук-ция--взаимообратные методы познания, широко ис-пользующие частные методы формальной логики. Это методы единственного сходства (предполагается, что единственное сходное обстоятельство является причиной рассматриваемого явления); единственного различия (предполагается, что единственное различие обстоя-тельств является причиной явления); сопутствующих изменений (изменение одного явления приводит к изме-нению другого, так как оба эти явления находятся в при-чинной связи); остатков (если известно, что некоторые из совокупности определенных обстоятельств являются причиной части явлений, то остаток этого явления вы-зывается остальными обстоятельствами). 

Одним из методов научного познания является аналогия, посредством которой достигается знание о прдметах и явлениях па основании того, что они имеют сходство с другими. Степень вероятности (достоверно-сти) умозаключений но аналогии зависит от количества сходных признаков у сравниваемых явлений (чем их больше, тем большую вероятность имеет заключение и оно повышается, когда связь выводного признака с ка-ким-либо другим признаком известна более или менее точно). Аналогия тесно связана с моделированием или модельным экспериментом. Если обычный эксперимент непосредственно взаимодействует с объектом исследо-вания, то в моделировании такого взаимодействия пег, так как эксперимент производится не с самим объектом, а с его заменителем. Примером может служить аналого-вая вычислительная машина (АВМ), действие которой основано на аналогии дифференциальных уравнении, описывающих как свойства исследуемого объекта, так и электронной модели. 

Гипотетический  метод познания предполага-ет разработку научной гипотезы на основе изучения фи-зической, химической и т. и. сущности исследуемо! о яв-ления с помощью  описанных выше способов познания и затем формулирование гипотезы, составление расчет-ной схемы алгоритма (модели), ее изучение, анализ, раз-работка теоретических положений. 

Как в  социально-экономических и гуманитарных науках, так и в естественных и  технических исследованиях часто используют исторический метод познания. Этот метод предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности, в результате чего исследователь по-лучает дополнительные знания об изучаемом объекте (явлении) в процессе их развития. 

При гипотетическом методе познания исследователь нередко  прибегает к идеализации -- это  мысленное конструирование объектов, которые практически неосу-ществимы (например, идеальный газ, абсолютно  твердое тело). В результате идеализации реальные объекты ли-шаются некоторых присущих им свойств и наделяются гипотетическими свойствами. 

При исследованиях  сложных систем с многообразны-ми связями, характеризуемыми как непрерывностью и детерминированностью, так и  дискретностью и случай-ностью, используются системные методы (исследо-вание операций, теория массового обслуживания, теория управления, теория множеств и др.). В настоящее время такие методы получили широкое распространение в зна-чительной степени в связи с развитием ЭВМ. 

При анализе  явлений и процессов в сложных  систе-мах возникает потребность  рассматривать большое ко-личество факторов (признаков), среди которых  важно уметь выделять главное  при помощи метода ранжирова-ния  и исключения второстепенных факторов, не влияющих существенно на исследуемое явление. Следовательно, этот метод допускает усиление основных и ослабление второстепенных факторов, т. е. размещение факторов по определенным правилам в ряд убывающей или возрас-тающей последовательности по силе фактора. 

Разнообразные методы научного познания условно подразделяются на ряд уровней: эмпирический, экспери-ментально-теоретический, теоретический и метатеоретический  уровни. 

Методы  эмпирического уровня: наблюдение, сравне-ние, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, те-сты, метод проб п ошибок и т. д. Методы этой группы конкретно связаны с изучаемыми явлениями и исполь-зуются на этапе формирования научной гипотезы. Методы экспериментально-теоретического уровня: эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, мо-делирование, гипотетический, исторический и логические методы. Эти методы помогают исследователю обнару-жить те или иные достоверные факты, объективные проявления в протекании исследуемых процессов. С по-мощью этих методов производится накопление фактов, их перекрестная проверка. Следует при этом подчеркнуть, что факты имеют научно-познавательную ценность толь-ко, в тех случаях, когда они систематизированы, когда между ними вскрыты неслучайные зависимости, опреде-лены причины следствия. Таким образом, задача выяв-ления истины требует не только сбора фактов, но и пра-вильной их теоретической обработки. Первоначальная систематизация фактов и их анализ проводятся уже в процессе наблюдений, бесед, экспериментов, ибо эти методы включают в себя не только акты чувственного восприятия предметов и явлений, но и их отбор, класси-фикацию, осмысливание воспринятого материала, его фиксирование. 

Методы  теоретического уровня: абстрагирование, иде-ализация, формализация, анализ и  синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и т. д. На теоретическом уровне производятся логическое исследование со-бранных фактов, выработка понятий, суждении, делаются умозаключения. В процессе этой работы соотносятся ранние научные представления с возникающими новыми. На теоретическом уровне научное мышление освобождается от эмпирической описательности, создает теоретические обобщения. Таким образом, новое теоретическое содер-жание знаний надстраивается над эмпирическими зна-ниями. 

На теоретическом  уровне познания широко использу-ются логические методы сходства, различия, сопутствую-щих изменений, разрабатываются новые системы знаний, решаются задачи дальнейшего согласования теоретиче-ски разработанных систем с накопленным новым экспе-риментальным материалом. 

К методам метатеоретпческого уровня относят диалек-тический метод и метод системного анализа. С помощью этих методов исследуются сами теории и разрабатыва-ются пути их построения, изучается система положен и понятий данной теории, устанавливаются границы се применения, способы введения новых понятий, обосно-вываются пути синтезирования нескольких теорий. Цент-ральной задачей данного уровня исследований является познание условий формализации научных теорий и выра-ботка формализованных языков, именуемых метаязы-ками. 

При изучении сложных, взаимосвязанных друг с  дру-гом проблем используется системы  и анализ, полу-чивший широкое применение в различных сферах науч-ной деятельности человека, и в частности в логике, математике, общей теории систем, в  результате чего сформировались такие пауки, как металогика и метама-тематика. Металогика исследует системы положении и понятий формальной логики, разрабатывает вопросы теории доказательств, определимости понятий, истины в формализованных языках. Метаматематика занимается изучением различных свойств формальных систем и ис-числений. 

В основе системного анализа лежит понятие  системы, под которой понимается множество объектов (компонен-тов), обладающих заранее определенными  свойствами с фиксированными между  ними отношениями. На базе этого понятия производится учет связей, используются *количественные сравнения всех альтернатив для того, чтобы сознательно выбрать- наилучшее решение, оцениваемое каким-либо критерием, например измеримостью, эффективностью, надежностью и т. п. 

Так как системный анализ носит общий, междис-циплинарный характер, т. е. касается образования, раз-вития, функционирования, синтеза любых систем, то не-которые буржуазные идеологи считают, что системный анализ заменяет философию, является новой всеобщей методологией науки. Такое восприятие системного ана-лиза неверно, так как сводит функцию философского зна-ния лишь к методологии научного исследования. Во всех пауках существуют философские основания, использу-ются философские категории, но это не повод принятия основания теории за саму теорию. Системный анализ, с одной стороны, позволяет применять ряд общефилософ-ских положений к решению частных задач, а с другой -- обогащает саму философию развитием конкретных наук в полном соответствии с указанием В. И. Ленина крепить союз философии с передовым естествознанием'. Чем дальше развивается системный анализ, тем совершеннее развивается его язык, тем он дальше удаляется от своей первоначальной философской основы. Таким образом, отождествление системного анализа с диалектическим методом, с философией неправомерно и может привести к мировоззренческим и методологическим ошибкам. 

Системный анализ используется для исследования таких сложных систем, как экономика  отдельной отрас-ли, промышленного  предприятия, объединения, при пла-нировании и организации технологии комплексных строи-тельных процессов, выполняемых несколькими строитель-ными организациями, и др. 

Системный анализ складывается из основных четырех  этапов: первый заключается в постановке задачи -- определяют объект, цели и задачи исследования, а также критерии для изучения и управления объектом. Непра-вильная или неполная постановка целей может свести на нет результаты всего последующего анализа. Во вре-мя второго этапа очерчиваются границы изучаемой системы, и определяется ее структура: объекты и процессы, имеющие отношение к поставленной цели, разбиваются на собственно изучаемую систему и внешнюю среду. При этом различают замкнутые и открытые системы. При ис-следовании замкнутых систем влиянием внешней среды на их поведение пренебрегают.  

В последнее  время все большее внимание в  технике уделяется изучению замкнутых  систем, имеющих закры-тые технологические  циклы, так называемую «'безотход-ную  технологию». Такие технологические  процессы перс-пективны как с позиции  экономики, так и экологии: «чем меньше отходов, тем выше уровень производства». 

Третий, важнейший этап системного анализа  заклю-чается в составлении математической модели исследуе-мой системы. Вначале  производят параметризацию сис-темы, описывают  выделенные элементы системы и их взаимодействие. В зависимости от особенностей процес-сов используют тот или иной математический аппарат для анализа системы в целом. 

Следует при этом отметить, что аналитические  методы используются для описания лишь небольших систем вследствие их громоздкости или невозможности составления и решения сложной системы уравнений. Для описания больших систем, их характеристик не только качественных, но и количественных используют-ся дискретные параметры (баллы), принимающие полые значения. Например, твердость материалов оценивают баллами по шкале Мооса, энергию сейсмических воли при землетрясениях -- баллами по И. Рихтеру н др. Ме-тоды операции с дискретными параметрами излагаются в теории множеств и прежде всего в таких ее разделах, как в алгебре множеств и в алгебре высказываний (ма-тематической логике), составляющих основу математиче-ского обеспечения современных ЭВМ. 

Наряду  с аппаратом алгебры множеств и алгебры вы-сказываний при исследовании сложных систем широко используют вероятностные методы, поскольку в них пре-обладают стохастические процессы. Поэтому наиболее часто исследуют развитие процессов с некоторой вероят-ностью или же определяют вероятность протекания изу-чаемых процессов. 

Важным  этапом системного анализа является червертый. Это анализ полученной математической модели, определение ее экстремальных условий с целью оптимизации и формулирование выводов. 

Заключение 

      Знание - идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.

      Функциями знания являются обобщение разрозненных представлений о закономерностях природы общества и мышления; хранение в обобщенных представлениях всего того, что может быть передано в качестве устойчивой основы практических действий.

     Специфика научного знания обусловлена многозвенной структурой, элементами которой выступают изучаемые явления, чувственные образы, мысли, собственные, общие и понятийные имена, единичные и универсальные высказывания. Если действовать в довольно грубой дихотомической манере (деля целое на две части), то приходим к сопоставлению единичного и общего. Сферу единичного часто называют фактуальным сфера общего при этом называется теоретическим. Как сфера единичного (факт), так и сфера общего (теория) не представляют собой монолиты, они многомерны и содержат раз-личные компоненты. Так, факт включает событийный, персептивный (чувственный) и лингвистический компоненты. Теория содержит бытийный, когнитивный (мыслительный) и лингвистический компоненты. При этом теория - это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строится таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них пологическим правилам. Поэтому под теорией в широком смысле слова имеется в виду система достоверных представлений, идей, принципов, объясняющих какие-либо явления.

Информация о работе Понятие и методы научного познания