Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 15:46, реферат
Понятие «метод» (от греч. «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели.
Понятие «метод»
(от греч. «методос» — путь к чему-либо)
означает совокупность приемов и
операций практического и теоретического
освоения действительности.
Метод вооружает человека системой принципов,
требований, правил, руководствуясь которыми
он может достичь намеченной цели. Владение
методом означает для человека знание
того, каким образом, в какой последовательности
совершать те или иные действия для решения
тех или иных задач, и умение применять
это знание на практике.
Учение о методе начало развиваться еще
в науке Но-вого времени. Ее представители
считали правильный метод ориентиром
в движении к надежному, истинному знанию.
Так, видный философ XVII века Ф. Бэкон сравнивал
метод познания с фонарем, освещающим
дорогу путнику, идущему в темноте.
Существует целая область знания, которая
специально занимается изучением методов
и которую принято именовать методологией.
Методология дословно означает «учение
о методах» (ибо происходит этот термин
от двух греческих слов: «методос» — метод
и «логос» — учение). Изучая закономерности
человеческой познавательной деятельности,
методология вырабатывает на этой основе
методы ее осуществления. Важнейшей задачей
методологии явля-ется изучение происхождения,
сущности, эффективности и других характеристик
методов познания.
Методы научного познания принято подразделять
по степени их общности, т. е. по широте
применимости в процессе научного исследования.
Всеобщих методов
в истории познания известно два:
диалектический и метафизический. Это
общефилософские методы. Метафизический
метод с середины XIX века начал все больше
и больше вытесняться из естествознания
диалектическим методом.
Вторую группу методов познания составляют
общенаучные методы, которые используются
в самых различных областях науки, т. е.
имеют весьма широкий междисциплинарный
спектр применения. Классификация общенаучных
методов тесно связана с понятием уровней
научного познания.
Различают два уровня научного познания:
эмпириче-ский и теоретический. Одни общенаучные
методы применяются только на эмпирическом
уровне (наблюдение, эксперимент, измерение),
другие — только на теоретическом (идеализация,
формализация), а некоторые (например,
моделирование) — как на эмпирическом,
так и на теоретическом уровнях.
Эмпирический уровень научного познания
характеризуется непосредственным исследованием
реально существующих, чувственно воспринимаемых
объектов. На этом уровне осуществляется
процесс накопления информации об исследуемых
объектах, явлениях путем проведения наблюдений,
выполнения разнообразных измерений,
постановки экспериментов. Здесь производится
также первичная систематизация получаемых
фактических данных в виде таблиц, схем,
графиков и т. п. Кроме того, уже на втором
уровне научного познания — как следствие
обобщения научных фактов — возможно
формулирование некоторых эмпирических
закономерностей.
Теоретический уровень научного исследования
осуществляется на рациональной (логической)
ступени познания. На данном уровне происходит
раскрытие наиболее глубоких, существенных
сторон, связей, закономерностей, присущих
изучаемым объектам, явлениям. Теоретический
уровень — более высокая ступень в научном
познании. Результатами теоретического
познания становятся гипотезы, теории,
законы.
Выделяя в научном исследовании указанные
два различных уровня, не следует, однако,
их отрывать друг от друга и противопоставлять.
Ведь эмпирический и теоретический уровни
познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический
уровень выступает в качестве основы,
фундамента теоретического осмысления
научных фактов, статистических данных,
получаемых на эмпирическом уровне. К
тому же теоретическое мышление неизбежно
опирается на чувственно-наглядные образы
(в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми
имеет дело эмпирический уровень иссле-дования.
В свою очередь, эмпирический уровень
научного познания не может существовать
без достижений теоретического уровня.
Эмпирическое исследование обычно опирается
на определенную теоретическую конструкцию,
которая определяет направление этого
исследования, обусловливает и обосновывает
применяемые при этом методы.
К третьей группе методов
научного познания относятся методы,
используемые только в рамках исследований
какой-то конкретной науки или какого-то
конкретного явления. Такие методы именуются
частнонаучными. Каждая частная наука
(биология, химия, геология и т. д.) имеет
свои специфические методы исследования.
При этом частнонаучные методы, как правило,
содержат в различных сочетаниях те или
иные общенаучные методы познания. В частнонаучных
методах могут присутствовать наблюдения,
измерения, индуктивные или дедуктивные
умозаключения и т. д. Характер их сочетания
и использования находится в зависимости
от условий исследования, природы изучаемых
объектов. Таким образом, частнонаучные
методы не оторваны от общенаучных. Они
тесно свя-заны с ними, включают в себя
специфическое применение общенаучных
познавательных приемов для изучения
конкретной области объективного мира.
Частнонаучные методы связаны и со всеобщим
диалектическим методом, который как бы
преломляется через них. Например, всеобщий
диалектический принцип развития проявился
в биологии в виде открытого Ч. Дарвином
естественно-исторического закона эволюции
животных и растительных видов.
К сказанному остается добавить, что любой
метод сам по себе еще не предопределяет
успеха в познании тех или иных сторон
материальной действительности. Важно
еще умение правильно применять научный
метод в процессе познания.
Информация о работе Понятия метода и методологии. Классификация методов научного познания