Интуиция и воображение в научном познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 20:13, реферат

Краткое описание

Прежде чем рассмотреть сами понятия интуиции и воображения и их место в структуре научного познания, необходимо взглянуть на научное познание как таковое.
Всякое научное знание есть результат деятельности рациональной ступени сознания (мышления) и потому всегда дано в форме понятийного дискурса. Это относится не только к теоретическому, но и к эмпирическому уровням научного знания. На это обстоятельство обратил внимание В.А. Смирнов, указав на необходимость различения оппозиций «чувственное — рациональное» и «эмпирическое — теоретическое». Противоположность чувственного и рационального знания есть общегносеологическое различение сознания, фиксирующее, с одной стороны, результаты познавательной деятельности органов чувств (ощущения, восприятия, представления), а с другой — деятельности мышления (понятия, суждения, умозаключения).

Оглавление

Введение 3
Интуиция 4
Интуиция по Бунге. 7
Воображение 11
Интуиция и воображение в научном познании 14
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Интуиция и воображение в научном познании.docx

— 49.01 Кб (Скачать)

позаимствованные из математического анализа понятия с геометрическими образами.

Происхождение математики, так же как и преподавание элементарного курса ее, теснейшим образом связаны с геометрическими представлениями. Но так же обстоит дело и с большей частью попыток упорядочения абстрактного материала. Так, в философские рассуждения часто можно внести ясность, воспользовавшись чертежами.

1.5. Способность образования метафор: умение показать частичную тождественность признаков или функций либо полную формальную или структурную тождественность

(изоморфизм) в остальном  различных объектов, Логические примеры метафор: аналогия дизъюнкции со сложением и сходство чередования с ветвлением (используемое

в «деревьях» Бета). Пример из математики – сходство пространства функций с векторным пространством и вытесняющее из него сохранение части словаря (единичный вектор», «скалярное произведение», «ортогональность». Пример из физики - моделирование атомного ядра каплей жидкости (оказавшееся, между прочим, достаточно плодотворным, чтобы способствовать исследованиям, которые привели к открытию атомной бомбы). Пример из кибернетики - сходство вычислительных устройств с мозгом. Из психологии - подобие процесса торможения полицейским репрессиям.

1.6. Творческое воображение, изобретательность или вдохновение. В противоположность пространственному воображению, ассоциирующему наглядные образы с заданными понятиями и утверждениями, творческое воображение включается (выражаясь образно), когда без видимых

затруднений, без особенно подробных логических выкладок и внезапно, или почти внезапно, возникают новые идеи. Творческое воображение много богаче образного представления; оно не совпадает со способностью вызывать чувственные впечатления и не ограничивается заполнением

пробелов в картине, доставляемой ощущениями. Его называют творческим, ибо оно - способность творить понятия и системы понятий, которым может ничто не соответствовать в ощущениях, хотя бы даже они и соответствовали чему-нибудь в реальности, а также потому, что оно вызывает к жизни нешаблонные идеи.

Интуиция как разум

1.7. Ускоренное умозаключение - стремительный переход от одних утверждений к другим, иногда с таким быстрым проскакиванием отдельных звеньев рассуждения, что посылки и промежуточные процессы не заполняются, хотя при тщательном восстановлении хода мыслей их

можно было бы обнаружить. Здесь мы видим разум, работающий не аналитически и не дискурсивно - а, говоря метафорически, в мировом масштабе. Это - картезианская интуиция, сокращающая «длинные цепи аргументов» и обходящаяся без промежуточных звеньев. Вот почему мы иногда говорим о приходящем само собой или о внезапном понимание рассуждения. Но пропущенные или позабытые посылки и промежуточные шаги бывают столь многочисленны, что лишь вышколенный ум в состоянии прийти таким путем к правдоподобным заключениям. Способность интуиции должна быть хорошо развита, и только чрезвычайно логичный интеллект способен достичь «синтетической апперцепции логического отношения иди совокупности отношений», как охарактеризовал интеллектуальную интуицию Кутюра .

1.8. Способность к синтезу, или общий взгляд, или обобщенное восприятие: способность синтезировать разнородные элементы, сочетать ранее разрозненные сведения в единое, или «гармоническое», целое, то есть в систему понятий. Способность к синтезу, которую не следует смешивать с неспособностью к анализу, характерна для людей интеллигентных и хорошо информированных, каков бы ни был их род занятий. Мы обнаруживаем ее у художника, так же как у государственного деятеля и у философа. Художник, компонуя в воображении ощущения и представления, создает из них некоторое организованное целое. Государственный деятель, ученый и философ организуют представления вокруг какого-нибудь центрального ядра, и иногда им удается сделать это в том или ином отношении просто и обеспечивая определенное единство стиля.

1.9. Здравый смысл - суждение, основанное на обыденном знании и не опирающееся на специальные знания или методы, либо ограничивающееся пройденными этапами научного знания.

Мы часто начинаем с обыденного знания и вполне благополучно удовлетворяемся здравым смыслом. Но того и другого, как они ни неизбежны, для науки недостаточно. Наука - не простой количественный рост обыденных знаний. Она создает понятия и теории, о которых

никто ранее не слыхал, часто противоречащие интуиции и непостижимые для профана. И логика – не просто усовершенствование здравого смысла. Она также сталкивается со своими проблемами и строит теории, во многих отношениях возмущающие здравый смысл или по меньшей мере им не охватываемые.

Интуиция как оценка

1.10. Здравое суждение, фронезис [практическая мудрость], проницательность или проникновение: умение быстро и правильно оценить важность и значение проблемы,

правдоподобность теории, применимость и надежность метода или полезность действия[3].

 

 

 

Воображение

Из всех вышеперечисленных видов интуиции, стоит особо отметить воображение, как способность совершать открытия и осуществлять скачок в научном познании.

Обращение  к   воображению  -  сугубо человеческому  качеству,   одной   из важнейших способностей личности - отвечает гуманистической направленности современного общественного  сознания, его   потребности    не   только    в благоприятных внешних  условиях, но и во внутренних  факторах, способствующих     созданию     новых представлений,       новых       форм общественного бытия. Ведь воображение проявляется как продуктивная творческая способность,  направленная прежде  всего  на  активизацию  самой человеческой  личности,  формирование новых представлений  человека о самом себе,   своих    возможностях.    Оно функционирует как  стимул к движению, активизирует   стремление    человека выразить      свое      мироощущение, миропонимание,    реализовать    свои скрытые     потенции,      творческие возможности.

  Существуют    различные     способы рассмотрения проблемы  воображения  в рамках  разных   научных   дисциплин: психологический,    историко-научный, философский;  и   если  брать  только последний, то подход к ней имеется не один:     проблема     ставится     и анализируется с историко-философской, философско-методологической, мировоззренческой  и   других   точек зрения.   В довольно   большой   в настоящее время  литературе  по  этой проблематике  при разных исследовательских   подходах    можно выделить  три  основных  аспекта: 

1) воображение как  акт  сознания  и  его место в  структуре мышления;

2) познавательная функция  воображения; и 

3)творческая  продуктивная  способность воображения. 

Учитывая, что  проблема воображения стала предметом активных исследований сравнительно недавно,  можно сказать, что   в    этой   области    получены значительные  результаты.  В  работах философов и  психологов относительно природы   и   специфики   воображения убедительно  обосновываются  всеобщий характер  воображения,  интенсивность его проявления  в  самых  разных  областях   материальной    и   духовной деятельности,     направленной     на созидание и  творчество. И  это  тоже отвечает   современной   общественной потребности  в   расширении  масштаба созидательной     деятельности     до всеобъемлющей  и  подлинно  массовой. Поэтому  все   возрастающий   научный интерес к этой области вполне понятен и закономерен. Вместе с  тем  надо  отметить,  что философское   рассмотрение   проблемы воображения подчас следует некоторому стереотипу -  воображение связывается исключительно  с   темой  творчества, либо научного,  либо художественного; воображение интерпретируется  вкупе с интуицией, подсознательным, взаимодействием    сознательного    и бессознательного, озарением, инсайтом и  др.,   иначе  говоря,  оказывается включенным в  состав  некоего  целого (творчества). Такой  подход, при всей его правомерности,  не может  выявить всеобщий характер  воображения, ибо и не ставит  специально  такой  задачи. Упрек   неправомерен,    если   также допустить  -  и  такая  точка  зрения существует, -  что  вся  человеческая деятельность   и    бытие    являются творчеством; с чем, однако, не всегда можно согласиться,  если учесть,  что большое число  людей занято трудом, в котором  полностью  элиминируются  их личностные способности  и возможности самовыражения.  Между   тем,  на  наш взгляд,  одна   из  важнейших   задач философа  -   это  как  раз  показать всеохватывающий,        универсальный характер воображения,  обратившись ко всей  многогранности  деятельности  и бытия, которая  составляет  специфику именно     человеческого      способа существования. Деятельностный  подход позволяет охарактеризовать человека в самых существенных  для него связях и отношениях,   показать    посредством взаимодействия  с  окружающей  средой его объективное место в мире и вместе с  тем   выявить   те   потенциальные возможности,   на    которые    может опереться человек в поисках нового.   Что   касается    понимания   самой деятельности, то,  как известно,  это проблема  дискуссионная.   Существуют разные философские  и психологические концепции деятельности (А.Н.Леонтьева,      С.Л.Рубинштейна, К.А.Абульхановой-Славской, Г.С.Батищева, Б.Ф.Ломова  и  др.).  В широком  смысле   под   деятельностью понимается  одна  из  форм  отношения человека  к  окружающей действительности, другим  людям, миру культуры; определенный  тип  бытия  в мире. В  более узком  смысле  моделью деятельности   выступает    "всеобщий труд".  Как   отмечено   психологами, "процесс труда  тесно связан  с  идеальными     представлениями      (или образами)   человека,    позволяющими предвидеть его продукт".   Мы     исходим     из     понимания деятельности  в   широком  смысле,  а именно как  формы исторического культурного     творчества,     субъектом которого является  все человечество в целом.  Ведь  даже  и  таким  образом понятая деятельность  не  исчерпывает человеческого  бытия  и  разных  форм отношения  человека   к   окружающему миру, его связей с ним, а воображению доступны  и  "внедеятельностные  слои бытия субъекта"  (Г.С.Батищев),  т.е. другие уровни  взаимодействия:  поведение -  не в  бихевиористском,  а  в нравственном смысле слова, - общение, созерцание и  т.д., а также те уровни взаимодействия, которые  мы относим к вероятностным (духовная деятельность, связанная  с   выходом   за   пределы наличного   опыта,   когда   объектом познания   и   построения   некоторых предположений     становится      вся Вселенная, все  бытие). Деятельность, понимаемая     не      только     как преобразование   внешней    среды   и предметного   мира,    но    и    как совершенствование  внутреннего   мира человека, развитие  его потенциальных способностей     и      возможностей, оказывается   важнейшей    категорией (объяснительным принципом)  в анализе культуры. Обнаруживающаяся при  таком подходе сфера      действия       воображения оказывается    необычайно    широкой. Воображение  предстает   как  сложный комплекс  представлений   и  образов, определяющих поведение  человека, его действия,  намерения,   стремления  и т.д.   Оно   оказывается   одной   из важнейших субъективно-психологических характеристик личности, универсальным ключом  к   онтологическому   аспекту бытия. Воображение  выступает  и  как одно   из   внутренних   переживаний, проявляющихся буквально во всех видах индивидуальной   деятельности,   направленной    на     созидание    и творчество.

Следует отметить, что в обосновании способа действия  воображения, самого его "механизма",  как часто  говорят, имеются некоторые трудности, связанные с тем, что он не может быть описан    посредством     ясных     и однозначных утверждений, определенных схем или  формулировок. Доказать, что в том или ином случае проявляется или даже играет  решающую роль именно эта способность, довольно  трудно, на что указывали    многие    психологи    и философы. Достаточно  сказать,  что И.Кант  рассматривал  воображение  не только как рационалистический акт, но и как  "слепую,  хотя  и  необходимую функцию  души",  как  "сокровенное  в недрах человеческой  души  искусство, настоящие приемы которого нам едва ли удастся    проследить    и    вывести наружу". Сказанное  не означает, что эту     проблему     никак     нельзя специфицировать,   и    исследователи решали ее,  отправляясь не столько от определения   места   воображения   в структуре   мышления,    сколько   от выявления  его   функций  в  процессе познания   (И.Кант,    Г.В.Ф.Гегель). Выяснен  в   принципе  и   "механизм" действия воображения, который в общих чертах   может    быть    представлен следующим  образом:   он   обусловлен самой    природой     мышления,     в соответствии с  которой человек имеет дело   не    только    с    объектами действительного  мира,   но  и  представлениями  о   них   -   идеальными продуктами;  последние   же  в   свою очередь   предполагают    не   только отражение,     но     и     мысленное преобразование  объектов.   При  этом участвуют   те   сферы   мыслительной (идеальной)   деятельности,   которые связаны с образом вещи (явления, процесса).    Способность    воображения проявляет себя  в  том,  что  человек имеет возможность  творить  мысленным взором    объекты,     непредставимые наглядно: они  создаются в  голове  и тем самым  приобретают новый  статус. Таким образом, воображение осуществляется как  мыслительный  акт (ход, действие),  в процессе которого становится   возможным  образно представить себе  (с разной  степенью ясности,  отчетливости)   практически любой  предмет,   любую  ситуацию,  в которых  в  данный  момент  возникает потребность [4].

 

 

 

Интуиция и воображение в научном познании

В процессе творческого мышления важная роль принадлежит воображению и интуиции. Интуиция связана с рождением новой идеи. История культуры знает немало случаев, когда ученый, конструктор, художник, музыкант достигали принципиально нового результата в своей области как бы путем «озарения», «откровения» Композиторы Дж. Тартини, И Гайдн и В.А. Моцарт создавали порой свои сочинения, воплощали в них музыкальные идеи, возникшие не в условиях осознанной работы над темой, а в сновидении. Джузеппе Тартини рассказывал, как однажды во сне он отдал свою скрипку дьяволу, чтобы тот поиграл на ней. К его удивлению дьявол исполнил восхитительную мелодию. Проснувшись, Тартини тотчас записал эту мелодию. Сегодня ее часто исполняют под названием «дьявольские трели». Любопытный случай произошел с изобретателем Николой Тесла: во время прогулки с приятелем ему внезапно пришло в голову решение одной технической проблемы - идея создания электродвигателя на переменном токе. Мысль подобно молнии озарила его. Принцип вращающегося магнитного поля стал для него совершенно ясен.

Значение интуиции в научном познании отмечали многие ученые и мыслители. По мнению А.Эйнштейна, логический аппарат, устанавливающий соотношения между понятиями, еще не дает возможности создать что-то новое. Мышление делает творческим связь понятий с непосредственным отображением мира. Вот эту связь Эйнштейн и считал интуицией. Великий математик А.Пуанкаре отводил интуиции большую роль в познании, чем сознанию. Одним из этапов творчества он считал внезапное озарение. Он говорил, что логика, если только она не оплодотворена интуицией, остается бесплодной. Логика есть орудие доказательства, интуиция есть орудие изобретательства. Речь идет о трудах по методологии науки французского математика и физика А.Пуанкаре, уделившего значительное внимание роли интуиции в математическом творчестве. В книге «Наука и метод» им описан эпизод, связанный с открытием автоморфных, или фуксовых функций. В течение двух недель он пытался доказать, что подобные функции не существуют. Работая ежедневно один-два часа за письменным столом и перебирая большое количество комбинаций, Пуанкаре не пришел к какому-либо выводу. Но однажды вечером, вспоминает он, выпил чашечку черного кофе и не смог заснуть. Перед ним завертелся вихрь идей, наконец, две из них, «как бы сцепившись» создали устойчивое соединение. Утром Пуанкаре установил существование фуксовых функций, получающихся из гипергеометрического ряда, ему осталось лишь сформулировать результаты. Следующий эпизод произошел с Пуанкаре во время экскурсии, организованной Горным институтом. Участники экскурсии взяли омнибус для прогулки, и вот в тот момент, когда Пуанкаре занес ногу на ступеньку омнибуса, ему пришла в голову идея: преобразования, использованные для определения фуксовых функций, тождественны с преобразованиями неевклидовой геометрии. Проверить ее правильности он не мог, так как должен был продолжить начатый разговор, но тем не менее он почувствовал уверенность в правильности свой идеи, в чем  и убедился по возвращении с экскурсии.

Научное творчество есть процесс активного освоения мира человеком, это продуктивный вид деятельности, связанной с созданием нового и социально значимого продукта. Познавательная деятельность тесно связана с другими видами деятельности и в первую очередь с практикой. Творчество - это всегда преодоление. А.М.Горький писал, что «науку и технику надо изображать не как склад готовых открытий и изобретений, а как арену борьбы, где конкретный живой человек преодолевает сопротивление материала и традиций». Не удивительно, что все великие открытия были сделаны на предельном напряжении сил. Например, Л.Н.Толстой обладал исключительным трудолюбием, что послужило одной из причин его удивительного творческого взлета. Математики утверждают, что математический талант проявляется не в умении решать математические задачи, но прежде всего в способности сформулировать на математическом языке проблем, т.е. поставить ее как математическую задачу.

Информация о работе Интуиция и воображение в научном познании