Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 20:13, реферат
Прежде чем рассмотреть сами понятия интуиции и воображения и их место в структуре научного познания, необходимо взглянуть на научное познание как таковое.
Всякое научное знание есть результат деятельности рациональной ступени сознания (мышления) и потому всегда дано в форме понятийного дискурса. Это относится не только к теоретическому, но и к эмпирическому уровням научного знания. На это обстоятельство обратил внимание В.А. Смирнов, указав на необходимость различения оппозиций «чувственное — рациональное» и «эмпирическое — теоретическое». Противоположность чувственного и рационального знания есть общегносеологическое различение сознания, фиксирующее, с одной стороны, результаты познавательной деятельности органов чувств (ощущения, восприятия, представления), а с другой — деятельности мышления (понятия, суждения, умозаключения).
Введение 3
Интуиция 4
Интуиция по Бунге. 7
Воображение 11
Интуиция и воображение в научном познании 14
Заключение 17
Список литературы 18
Существует наука - эвристика (от греч. эврика – открываю, отыскиваю), изучающая приемы и правила творческой деятельности. Известный математик Д.Пойа в работе «Математическое открытие: Решение задач пишет: «Эвристика ставит себе целью установить общие закономерности процессов, которые имеют место при решении всякого рода проблем, независимо от их содержания». 3) В настоящее время под эвристикой понимают организацию процесса продуктивного творческого мышления, т.е. эвристическую деятельность.
Как метод обучения эвристикой пользовался еще Сократ, который задавал собеседнику ряд вопросов, с помощью которых наводил его на правильное решение поставленной проблемы. Майевтика Сократа всегда реализовывалась в сочетании с другими приемами: иронией, когда собеседника уличали в противоречивых утверждениях; индукцией, переход к общим понятиям от обычных представлений и единичных примеров.
Способность к творческой деятельности предполагает наличие определенных личностных черт, одной из них является «детскость». Психолог В.И.Зинченко в связи с этим приводит формулу П.А. Флоренского о том, что секрет творчества в сохранении юности, а секрет гениальности в сохранении детства на всю жизнь. Отвечая на вопрос, почему именно ему выпало совершить великое открытие, А.Эйнштейн с долей юмора назвал свое относительно медленное развитие, благодаря чему его долгое время волновали так называемые «детские вопросы».
Сущность интуиции не может быть раскрыта через фактор озарения, откровения, неожиданного проникновения в сущность вещей, как внелогическая форма постижения истины. В определенном смысле интуитивное противостоит логическому как особая форма познавательной деятельности. Еще Н.Винер подчеркивал, что главным из преимуществ человека по сравнению с ЭВМ является «способность мозга оперировать с нечетко очерченными понятиями». [4] Эту способность нельзя рассматривать вне связи с другими элементами интеллектуальной деятельности. Такая оговорка необходима, ибо, к сожалению, интуиция достаточно часто рассматривается в контексте высказываний интуитивистов, т.е. как некий инстинкт, переживание в котором «неизреченное» знание усматривается интуитивистами, достойными такого озарения. Достаточно вспомнить А.Шопенгауэра, А.Бергсона, В.Лосского, Л.Шестова. На основе их идей нередко возникали рассуждения о логизме процесса творчества, происходило противопоставление интуиции логике. Так А.Бергсон трактовал интуицию как разновидность инстинкта: «Интеллект и инстинкт, - писал он, - обращены в два противоположных другу направления; первый - к инертной материи, второй – к жизни».
Бергсон дал развернутую концепцию творчества, в которой непрерывное рождение нового составляет сущность всякой жизни. Жизнь он понимал как некий космический процесс – «жизненный порыв», могучий поток творческого созидания. Человек, в его понимании, существо творческое, поскольку через него проходит этот «жизненный порыв».
Необходимость признания факта одновременной логичности и нелогичности познавательного процесса яркое свидетельство его диалектического характера. Логическое и интуитивное – различные моменты познания. Логическое, как возможность содержит в себе момент интуитивного и наоборот. Интуитивное и логическое допустимо рассматривать и в качестве различных способов познания. Но только в условном, ограниченном смысле. Ни логическое, ни интуитивное не могут быть правильно поняты и истолкованы в их противопоставлении [5].
Мы видим, что интуитивные компоненты в большей или меньшей степени присутствуют практически во всех видах научного творчества. Поэтому, совершенно очевидно, что если интуиция помогает нам в получении нового знания, то, каким бы таинственным и непостижимым не казался этот механизм, им нужно пытаться управлять. Для этого применимы, например, достижения современной психологии – работа над преодолением подсознательных барьеров и стереотипов. Причем лучше не “переделывать” человека, а обращать внимание на эти вопросы на самых ранних этапах воспитания творческой личности. Интересны также методы управления процессом познания, культивируемые на Востоке (медитация, йога и т.п.). Однако, представляется несколько сомнительным применения этих методов именно в научном познании.
Необходимо также отметить опасности, которые таят в себе чрезмерное увлечение интуицией в творчестве и попытки инициировать ее. Нужно ясно себе представлять, что эффективны и безопасны только косвенные и слабые методы воздействия на психику и мозг. Попытки более решительного вмешательства в эту область, например, с помощью наркотиков, или малоэффективны, или , что самое главное, небезопасны.
В этом смысле ученые находятся в более выгодном положении нежели люди других творческих профессий. Ученые, каким бы самым необъяснимым путем было получено новое знание, ищут, во-первых, логические доказательства полученному, и, во-вторых, подтверждения их в реальном объективном мире. Человек же, занимающийся художественным творчеством, и слишком уповающий на различного рода интуитивные способы получения нового, рискует потерять связь с действительностью и даже “сойти с ума”.
Однако интуиция в научном познании занимает менее важное место, чем, например, в художественном творчестве. Основная причина состоит в том, что наука – достояние всего человечества, тогда как поэт или художник может творить в своем замкнутом мире. Любой ученый на начальном этапе своего научного становления пользуется трудами других ученых, выраженных в логически выстроенных теориях и составляющих науку “сегодняшнего дня”. Именно для научного творчества следует лишний раз подчеркнуть важность предварительного накопления опыта и знаний до интуитивного озарения и необходимость логического оформления результатов после него.
1. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1964.
2. Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967.
3. Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л., 1991.
4. Интуиция, логика, творчество.: Сб. ст. 1987.
5. Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции: интуиция и разум. 1978.
Информация о работе Интуиция и воображение в научном познании