Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:59, реферат
Целью данной работы является попытка на основе обзора некоторых исследований, посвященных проблеме интуиции, показать место интуиции в процессе познания, и рассмотреть возможные механизма ее действия.
Введение 3
1. Методика  научного  познания 3
1.1. Научное  познание как творческий  процесс 3
1.2. Психология  научного  познания 6
2. Интуиция и процесс познания 8
2.1. Интуиция как часть механизма мышления 8
2.2. Развитие интуитивных способностей 15
Заключение 18
Список литературы 20
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ 
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Факультет «Государственное и муниципальное управление»
Кафедра философии и методологии
РЕФЕРАТ
на тему:
«Познание и интуиция»
Выполнила студентка
1 курса,415 группы
очной формы обучения
Бабасинян С.О.
Научный руководитель
Атоян Ш.М.
Ростов-на-Дону
2011г.
 
Введение 3
1. Методика научного познания 3
1.1. Научное познание как творческий процесс 3
1.2. Психология научного познания 6
2. Интуиция и процесс познания 8
2.1. Интуиция как часть механизма мышления 8
2.2. Развитие интуитивных способностей 15
Заключение 18
Список литературы 20
 
Практически все ученые, работая над поставленной задачей, в первую очередь опираются на приобретенные за время предыдущей деятельности знания и опыт. Однако, весьма значительную роль в творческой работе исследователя играют его личностные качества, среди которых интуиция занимает важное место.
            
Следует заметить, что в настоящее 
время не только достаточно 
широко варьируются оценки 
            
Целью данной работы является 
попытка на основе обзора 
По своей природе почти каждому человеку свойственно проявление любопытства, стремление к приобретению новых знаний. За тысячелетия своего развития человечество зафиксировало множество фактов, открыло огромное количество свойств и законов природы. Теория познания, или гносеология, сформировалась в ходе развития философии в качестве одного из ее фундаментальных разделов. Фактически, в гносеологии знание понимается как своеобразная связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью человека.
Познание невозможно без творческого подхода к решению практически любой задачи. Когда исследователь пытается узнать, понять что-либо для него новое, он сталкивается с целым рядом проблем, определяемых прежде всего особенностями его личностью, а также характером понимания им задачей и целей проводимых исследований.
            
Во всех  научных  дисциплинах  
разработано  множество  
Вообще, говоря о методике научного познания, нельзя не упомянуть о том, что в теории познания уже давно остается неразрешимым вопрос о познаваемости мира. Вот что по этому поводу пишет английский философ, основоположник теории критического рационализма Карл Поппер: “Анализируемый спор ведется между критическим и смелым рационализмом - душа открытия - и узким, оборонительным учением, согласно которому нам не нужно, да мы и не можем узнать или понять относительно нашего мира больше того, что нам уже известно. Это учение, кроме того, несовместимо с оценкой науки как одного из величайших достижений человеческого духа”.
            
Ученый-исследователь  в  
            
Здесь с  Поппером  можно 
и  не  согласиться, но смелые  
теории  всегда  сначала  не  
находили  должной  оценки,  
хотя  бы  потому, что  людям  
трудно  менять  свои  устоявшиеся  
представления. “Если  угодно,  
основной  парадокс  познания  
можно  сформулировать так: 
объектом  познания  может быть 
то, что как-то дано  мышлению, 
охарактеризовано  им; но то, что 
уже дано, что известно  мышлению, 
делает  познание ненужным, ибо  
познание чтобы быть таковым, 
обязано  иметь дело с 
            
“Интуитивизм” - название философской 
школы, в основе которой лежит 
положение о том,  что у человека  
имеется  некоторая  особая 
способность  или  дар  
интеллектуальной  интуиции, позволяющей 
“видеть истину”. Хотя 
Следующие высказывания Поппера достаточно объективно отражают положение интуиции в познавательном процессе:
 1. “Во все,  что мы принимаем,  
верить следует  только в 
пробном, предварительном  
2. “Мы можем верить в интуицию (даже в пробном порядке) только в том случае, если мы пришли к ней в результате многих испытаний нашего воображения, многих ошибок, многих проверок, многих сомнений и долгих поисков возможных путей критики”.
3. “Процесс учения, роста субъективного знания всегда в основных чертах один и тот же. Он состоит в критике, обладающей творческим воображением”.
            
Говоря  о  методологии научного  
познания,  нельзя   не упомянуть 
психологическую  сторону 
В этом положении четко фиксируется эвристическая ценность и ограниченность самоанализа: его результаты являются источником формирования гипотез, но не являются доказательством правильности этих гипотез, доказательством являются только результаты объективного исследования психики.
            
Таким  образом,  в  психологической  
литературе  на основании  обобщения  
рассказов ученых и 
Приведем одну из наиболее общих схем организации стадий решения задачи, которая предполагает выделение четырех стадий:
1) подготовка (постановка проблемы);
2) созревание решения (вынашивание);
3) вдохновение (рождение решения, интуитивное
озарение);
4) проверка найденного решения.
            
Это  представление  о  
четырехстадийности любой  сложной  мыслительной  
деятельности  показывает,  как  разворачивается  
процесс  мышления. Отметим,  однако, 
что  эта схема  родилась  на  основе  
самоописаний, самоанализа  мыслительной  
деятельности  ученых  и  изобретателей.       
Вторым  источником получения   знаний  
о  мыслительной  деятельности, который  
рассматривается в совокупности  с  
первым источником  и  основывается  
на  приведенной  выше  схеме процесса  
мышления,  являются  экспериментально-
            
Таким образом, наука о 
            
Конечным продуктом всех 
            
Научное  достижение  обычно  
связано  с  образованием 
принципиально  новых  
            
Как уже упоминалось  в  
первой  части данной работы,  
когда  ученые пытаются