Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:59, реферат
Целью данной работы является попытка на основе обзора некоторых исследований, посвященных проблеме интуиции, показать место интуиции в процессе познания, и рассмотреть возможные механизма ее действия.
Введение 3
1. Методика научного познания 3
1.1. Научное познание как творческий процесс 3
1.2. Психология научного познания 6
2. Интуиция и процесс познания 8
2.1. Интуиция как часть механизма мышления 8
2.2. Развитие интуитивных способностей 15
Заключение 18
Список литературы 20
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Факультет «Государственное и муниципальное управление»
Кафедра философии и методологии
РЕФЕРАТ
на тему:
«Познание и интуиция»
Выполнила студентка
1 курса,415 группы
очной формы обучения
Бабасинян С.О.
Научный руководитель
Атоян Ш.М.
Ростов-на-Дону
2011г.
Введение 3
1. Методика научного познания 3
1.1. Научное познание как творческий процесс 3
1.2. Психология научного познания 6
2. Интуиция и процесс познания 8
2.1. Интуиция как часть механизма мышления 8
2.2. Развитие интуитивных способностей 15
Заключение 18
Список литературы 20
Практически все ученые, работая над поставленной задачей, в первую очередь опираются на приобретенные за время предыдущей деятельности знания и опыт. Однако, весьма значительную роль в творческой работе исследователя играют его личностные качества, среди которых интуиция занимает важное место.
Следует заметить, что в настоящее
время не только достаточно
широко варьируются оценки
Целью данной работы является
попытка на основе обзора
По своей природе почти каждому человеку свойственно проявление любопытства, стремление к приобретению новых знаний. За тысячелетия своего развития человечество зафиксировало множество фактов, открыло огромное количество свойств и законов природы. Теория познания, или гносеология, сформировалась в ходе развития философии в качестве одного из ее фундаментальных разделов. Фактически, в гносеологии знание понимается как своеобразная связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью человека.
Познание невозможно без творческого подхода к решению практически любой задачи. Когда исследователь пытается узнать, понять что-либо для него новое, он сталкивается с целым рядом проблем, определяемых прежде всего особенностями его личностью, а также характером понимания им задачей и целей проводимых исследований.
Во всех научных дисциплинах
разработано множество
Вообще, говоря о методике научного познания, нельзя не упомянуть о том, что в теории познания уже давно остается неразрешимым вопрос о познаваемости мира. Вот что по этому поводу пишет английский философ, основоположник теории критического рационализма Карл Поппер: “Анализируемый спор ведется между критическим и смелым рационализмом - душа открытия - и узким, оборонительным учением, согласно которому нам не нужно, да мы и не можем узнать или понять относительно нашего мира больше того, что нам уже известно. Это учение, кроме того, несовместимо с оценкой науки как одного из величайших достижений человеческого духа”.
Ученый-исследователь в
Здесь с Поппером можно
и не согласиться, но смелые
теории всегда сначала не
находили должной оценки,
хотя бы потому, что людям
трудно менять свои устоявшиеся
представления. “Если угодно,
основной парадокс познания
можно сформулировать так:
объектом познания может быть
то, что как-то дано мышлению,
охарактеризовано им; но то, что
уже дано, что известно мышлению,
делает познание ненужным, ибо
познание чтобы быть таковым,
обязано иметь дело с
“Интуитивизм” - название философской
школы, в основе которой лежит
положение о том, что у человека
имеется некоторая особая
способность или дар
интеллектуальной интуиции, позволяющей
“видеть истину”. Хотя
Следующие высказывания Поппера достаточно объективно отражают положение интуиции в познавательном процессе:
1. “Во все, что мы принимаем,
верить следует только в
пробном, предварительном
2. “Мы можем верить в интуицию (даже в пробном порядке) только в том случае, если мы пришли к ней в результате многих испытаний нашего воображения, многих ошибок, многих проверок, многих сомнений и долгих поисков возможных путей критики”.
3. “Процесс учения, роста субъективного знания всегда в основных чертах один и тот же. Он состоит в критике, обладающей творческим воображением”.
Говоря о методологии научного
познания, нельзя не упомянуть
психологическую сторону
В этом положении четко фиксируется эвристическая ценность и ограниченность самоанализа: его результаты являются источником формирования гипотез, но не являются доказательством правильности этих гипотез, доказательством являются только результаты объективного исследования психики.
Таким образом, в психологической
литературе на основании обобщения
рассказов ученых и
Приведем одну из наиболее общих схем организации стадий решения задачи, которая предполагает выделение четырех стадий:
1) подготовка (постановка проблемы);
2) созревание решения (вынашивание);
3) вдохновение (рождение решения, интуитивное
озарение);
4) проверка найденного решения.
Это представление о
четырехстадийности любой сложной мыслительной
деятельности показывает, как разворачивается
процесс мышления. Отметим, однако,
что эта схема родилась на основе
самоописаний, самоанализа мыслительной
деятельности ученых и изобретателей.
Вторым источником получения знаний
о мыслительной деятельности, который
рассматривается в совокупности с
первым источником и основывается
на приведенной выше схеме процесса
мышления, являются экспериментально-
Таким образом, наука о
Конечным продуктом всех
Научное достижение обычно
связано с образованием
принципиально новых
Как уже упоминалось в
первой части данной работы,
когда ученые пытаются