Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:31, доклад
Индукция (в буквальном переводе с латинского - наведение) представляет собой способ логического рассуждения, применяя который, от знания об отдельных конкретных фактов, или от менее общего, единичного знания переходят к знанию, носящему более общий характер. Индукция является древним (берущим начало в древнеиндийской, древнекитайской и древнегреческой логике) способом логического рассуждения, процессом познания действительности путем движения от конкретного к абстрактному.
Философия
На тему: индукция и дедукция.
Теоретический
аспект.
Индукция (в буквальном переводе с латинского - наведение) представляет собой способ логического рассуждения, применяя который, от знания об отдельных конкретных фактов, или от менее общего, единичного знания переходят к знанию, носящему более общий характер. Индукция является древним (берущим начало в древнеиндийской, древнекитайской и древнегреческой логике) способом логического рассуждения, процессом познания действительности путем движения от конкретного к абстрактному.
Индукция обычно непосредственно опирается на наблюдение и эксперимент. Исходным материалом для нее служат факты, полученные в процессе эмпирического изучения действительности. Результатом индуктивного мышления являются обобщения, научные гипотезы, догадки о неизвестных ранее закономерностях и законах.
Конечной основой
и критерием правильности обобщающих
индуктивных выводов является практика.
Знания, полученные чисто индуктивным
способом, обычно оказываются неполными
и, как выразился Ф. Энгельс, "проблематическими".
По этой причине выводы индуктивных умозаключений
в процессе познания тесно переплетаются
с дедукцией.
Дедукция (от лат.-выведение) - заключение умозрительных следствий из посылок в соответствии с законами логики (излюбленный метод знаменитого сыщика Шерлока Холмса). Вопросы дедукции начали интенсивно разрабатываться в конце XIX в. в связи с бурным развитием математической логики.
Строгость логических
и математических построений может
создать иллюзию безупречности выводов,
основанных на дедуктивном методе. В связи
с этим необходимо помнить, что сами законы
логики и математики есть лишь результаты
наблюдения некоторых законов окружающего
нас мира, главным образом в области естествознания.
Поэтому применение дедуктивного метода
требует знания внутренних законов связи
изучаемых явлений, без чего никакая логика
не может привести к правильным выводам.
Дедуктивный метод - это инструмент познания
реальной действительности, а не ее создания.
Образно говоря, дедуктивный метод - это
поваренная книга, позволяющая испечь
из сырых продуктов хороший пирог, но не
дающая возможности сделать такой пирог
из имитированного или условного сырья.
Поэтому, когда теоретик закладывает в
основу своей теории условное предположение,
он не может рассчитывать на то, что получит
выводы, отражающие реальную действительность.
Применение на
практике.
Сегодня применение
методов индуктивных и
Целью работы является анализ использования дедуктивных и индуктивных заключений в рамках исследований систем управления.
Исследование систем управления имеет целью разработку долгосрочных мероприятий по совершенствованию организации, ее структуры, методов и моделей управления, и должно осуществляться на основе системного похода. Только тогда выводы, полученные в результате такого исследования, могут стать реальной основой для перестройки существующей системы управления.
В государственном и муниципальном управлении методы познания представляют собой инструменты, с помощью которых управленец изучает действительность, обрабатывает информацию и готовит проекты решений. Наиболее известными методами познания являются анализ и синтез, индукция и дедукция.
Остановимся поподробнее на применении методов индукции и дедукции.
В процессе управления как научной дисциплине важное значение имеет дедуктивный метод. Это органическое вытеснение из задач управления, предметом которой является установление достоверности информации об эффективности управления объектом.
В системе управления применяются следующие активные методы исследования
(дедуктивные заключения): Мотивация; Выдвижение гипотез, обобщение; Исследование;
Обмен информацией; Подведение итогов, выводы.
Дедуктивный метод исследования систем управления может применятся в двух случаях: он употребляется как средство объяснения и управления законом, уже открытого индуктивно, именно когда найденный закон можно свести к одному или нескольким законам более общего характера, которые поэтому можно назвать высшими законами; дедуктивный метод употребляется как средство управления открытыми законами, которыми невозможно управлять индуктивно, но которые возможно дедуктивно вывести из законов, уже известных. Таким образом, роль дедуктивных заключений в исследовании систем управления состоит в способности дедуктивных методов свести несколько объяснений и различных понятий к единому определению.
Разумеется, способ индукции также имеет большое познавательное значение в управлении, поскольку существенной стороной процесса управления является измерение влияния отдельных факторов на изменение уровня управления, характеризующих степень эффективности управления объектом, выявление и использование резервов повышения управления и его качества.
Среди видов государственного специального контроля особая роль принадлежит финансовому контролю. При осуществлении финансового контроля применяются общенаучные методы —индукция и дедукция.
Также ярким примером применения методов индукции и дедукции является разработка философии предприятия.
Нашли свое применение данные методы и в развитии кадровой политики. Индуктивный (эмпирический) метод объясняет прошлое: от фактов - к новым знаниям, от результатов - к причине, от практики - к теории. Дедуктивный (теоретический) метод служит проектированию будущего: от причин - к результатам, от теории - к прогнозам развития кадровой политики любого учреждения. Эти методы исследования находят широкое применение в научной и практической деятельности ученых и специалистов.
Таким образом, можно сделать вывод о том,
что применение индуктивных и дедуктивных
заключений сегодня является основополагающими
методами в исследовании систем управления.
Пример
1. Кадровик небольшой компании Наталья
столкнулась с проблемой: от руководства
поступила жалоба на работу менеджеров
по продажам, которые перестали выполнять
план. Нужно было срочно что-то предпринять,
обучить их каким-то методикам продаж
или вообще изменить систему управления,
чтобы повысить эффективность работы
и трудовую мотивацию. Наталья решила,
что именно она должна разрешить ситуацию,
но для этого ей не хватало опыта. Поэтому
она обратилась за советом к коллегам
из других компаний, которые были в аналогичном
положении. Некоторые их решения (например,
перестройка системы бонусирования) показались
нашему HR-специалисту применимыми для
ее родной компании. Наталья предложила
данные методы руководству. В итоге проблема
была решена. Когда сложилась похожая
ситуация в другом отделе, Наталья уже
знала, как действовать.
В этом примере речь идет об индуктивном способе познания. Рассматривая различные способы решения проблемы, о которых нам говорят коллеги, руководители, мы формируем общий алгоритм поведения и применяем его на практике. Идем от частных примеров к общему правилу действий.
Но есть
и другой способ познания. Применяя
его, мы сначала изучаем теорию вопроса
и общий алгоритм деятельности, а затем
стараемся применить его в условиях нашей
ситуации. Рассмотрим пример.
Пример
2. На работу в компанию на начальную
позицию оператора телефонного
консультирования были приняты сотрудники
без опыта работы в данной сфере. Требовалось
обучить их таким образом, чтобы дать понятие
о сути профессии и требованиях к работе.
Менеджер по персоналу совместно с руководителем
подготовил программу обучения, предполагающую
проведение нескольких занятий. Сначала
работникам рассказывали, в чем заключалась
их работа как операторов, каков общий
алгоритм действий. Затем их вооружили
знаниями о тонкостях общения с конфликтными
клиентами.
В этом
случае мы сначала изучаем общие
положения, инструкции, устоявшиеся алгоритмы.
Усвоив их, применяем на практике. Идем
от общего к частному применению на практике.
Применили дедуктивный метод.
Дедуктивный вооружает общим алгоритмом работы,
формирует
целостное и системное
Индуктивный
вооружает конкретными
решения конкретной проблемы Не дает алгоритма действий, применимого к любым ситуациям.