Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 22:26, контрольная работа
С учетом содержания понятия “рационализм” ( от лат. “ratio” – разум ) и противоположного ему понятия “иррационализм” (от лат. “irrationalis” – неразумный, бессознательный) можно разделить различные философские системы на рационалистические и иррационалистические. Например, позитивистская философия по своему понятию рационалистична, ибо ее сторонники убеждены, что мир познаваем средствами разума, науки.
С учетом содержания понятия “рационализм” ( от лат. “ratio” – разум ) и противоположного ему понятия “иррационализм” (от лат. “irrationalis” – неразумный, бессознательный) можно разделить различные философские системы на рационалистические и иррационалистические. Например, позитивистская философия по своему понятию рационалистична, ибо ее сторонники убеждены, что мир познаваем средствами разума, науки. Существуют философские системы, представители которых делают упор на определенные духовные реальности, находящиеся за пределами рационального мышления или даже ему противостояние (воля, интуиция, инстинкт, бессознательное и т.д.). Для постижения такой реальности, по их мнению, необходимы вненаучные, внелогические средства.
Иррационалистические
тенденции прослеживаются на
протяжении всей истории
Истоки
экзистенциализма были
Своеобразие экзистенциализма – в отрицании роли и ценности разума в разрешении многообразных проблем жизни людей. Экзистенциализм – “философия существования” – в середине 20 в. был одним из самых модных философских течений. В философии 20 в. Культ разума развенчался главным образом в процессе переосмысления кровавых уроков Первой и Второй мировых воин. Именно войны дискредитировали представление о силе и мощи разума, противопоставили человеку мир жуткий и опасный. Особенно остро это переживалось в странах, оказавшихся в центре событий, связанных с войной, революцией (Россия), потерпевших поражение в Первой мировой войне (Германия), странах фашисткой Европы (Франция, Испания).
В России
идея экзистенциальной
В литературе
существует также разделение
экзистенциализма на
Хайдеггер утверждает, что объективный метод познания, т.е. научный метод, обладает эффективностью только при познании внешнего мира. Для изучения человека он не годиться, потому что человек представляет собой существование и может сказать: “Я есть. Я знаю, что я существую, ибо я переживаю мое существование отчетливее, чем существование чего-либо другого”. Для обозначения этого бытия Хайдеггер пользуется термином “Dasein” ,который обычно переводится как “существование” (иногда, как здесь,- “бытие”).
Есть
один способ постижения
Существование
характеризует пребывание
Экзистенция
означает способность человека
осуществлять свой выбор,
Базируясь
на этих двух основных
В реальной
жизни человек вступает в
Существование в Man – это простейшая форма существования. Такой избитый и шаблонный образ жизни человек принимает как “извечный” и “естественный”. Более того, лишь тогда человек чувствует себя спокойным и счастливым, когда отождествляет себя с коллективным конформизмом, с этим всесильным Man. Повседневная жизнь позволяет ему скрыть от самого себя, что он “брошен” в мир и должен будет его когда-то покинуть. Man скрывает от человека его обреченность.
Существование в Man – это неподлинная жизнь. Где-то в глубине такого поверхностного существования скрывается экзистенция, которая открывается лишь немногим людям. Несмотря на, казалось бы, неопределимую силу Man, человек в состоянии выйти за рамки неподлинного существования. Различные трагические ситуации (например, смерть близких, серьезные моральные конфликты и т.д.) могут пробудить человека ото сна, показать чуждость окружающего его мира, его собственную одинокость. Эти ситуации Хайдеггер называет пограничными.
В пограничных ситуациях человек находится в состоянии тревоги. Тревога вырывает его из под власти Man, изолирует от других. Она предоставляет его самому себе и обнажает правду о его одиночестве, об абсурдности существования, которую он хотел бы скрыть от самого себя. В пограничных ситуациях его существование может стать подлинным путем осознания своей историчности, конечности и свободы. Во всем своем величии, в истинном своем смысле подлинное существование достижимо только “перед лицом смерти”.
Подлинный
человек – это человек,
Конечно,
Хайдеггер вынужден признать, что
и в случае подлинного
Отсюда Хайдеггер делает вывод, что в своем личном существовании, в выборе путей своей жизни человек не может ожидать помощи от другого человека или коллектива. Человек должен отбросить обманы "любви", "общности", "коллективной солидарности", ибо всякий коллектив подавляет человеческое в человеке. Тем самым индивид приходит к выводу, что он "брошен" и обречен на "трагическое одиночество" среди других людей.
В
таком случае единственным, чем
может руководствоваться
Отдавая предпочтение подлинной жизни, он выбирает волнение и озабоченность. Забота - постоянный внутренний признак подлинного существования.
Для того чтобы вести подлинную жизнь, человек должен "избегать толпы". Он должен избегать типичных для данного коллектива повседневных образцов жизни и мышления. Человек должен уединенно выражать самого себя, жить в соответствии с самим собой. Он должен постоянно сознавать свою ничтожность и испытывать чувство тревоги.
Итак,
Хайдеггер делает предметом
Что можно сказать по поводу таких заключений экзистенциализма? Действительно, роль эмоций в жизни человека огромна. Но прекращение их в единственный предмет философского анализа - крайность. Получается, что все многообразные отношения и связи человека с миром рассматривают только через призму его эмоций, причем эмоций в основном отрицательных. Из многообразных форм жизнедеятельности человека фактически исключается производственная и общественная деятельность. А ведь их положительное влияние на весь духовный мир человека, в том числе и на его эмоциональную жизнь, весьма значительно.
Можно
спросить с экзистенциализмом
и по вопросу о
За
понятием Man Хайдеггера стоят некоторые
особенности современной цивилизации,
так называемого "массового общества"
с присущими ему конформизмом и обезличенностью
человека. Для последнего в таком обществе
характерно чувство затерянности в огромных
городских, урбанизированных скоплениях
людей. Эта затерянность поддерживается
заселением анонимных промышленных и
административно-
Проблемы, связанные с противостоянием общества и личности, обыгрываются экзистенциализмом и в художественной литературе. Вот как они выглядят, например, у французского философа и писателя-экзистенциалиста А. Камю в его пьесе "Недоразумение". Сюжет этой пьесы довольно прост. Мать и ее дочь Марта живут в провинции, содержат гостиницу. Они мечтают собрать деньги и переехать в большой город. Марта уговаривает мать убить очередного постояльца, чтобы разбогатеть. Мать колеблется, но Марте удается уговорить ее, и они лишают жизни своего гостя. Наутро приезжает жена погибшего. И тут выясняется, что это был Жан, брат Марты. Когда-то давно он уехал из дома на заработки. Разбогатев и женившись, Жан приехал домой, чтобы помочь матери и сестре. Он попросил жену приехать на следующее утро. Сам же решил инкогнито появиться перед родственниками. Он хотел, чтобы его признали дома. Он надеялся, что заговорит родственная кровь и тем самым он перестанет ощущать одиночество. Однако все обернулось по-другому.
Поступок, который совершили в данном случае мать и дочь, убив человека, перечеркивает цель, ради которой он совершен. Одиночество, согласно Камю, абсолютно. Все человеческие связи между людьми настолько разорваны, что даже мать может участвовать в убийстве сына.
Для
Камю, как и для экзистенциализма
в целом, человеческое
Информация о работе Иррационалистическая традиция неоклассической философии 19-20 веков